ИП (УСН 6%) арендует в торговом центре торговое место, занимается упаковкой подарков и продажей сопутствующих товаров по упаковке. Обязан ли он платить торговый сбор?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если товары для упаковывания используются не только как расходный материал для оказания услуги, но также и используются ИП для целей продажи (в качестве самостоятельного вида деятельности), то в этом случае велика вероятность того, что контролирующий орган признает ИП плательщиком торгового сбора.
Обоснование позиции:
Торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ).
Обязанность уплаты торгового сбора возлагается на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории г. Москвы розничную, мелкооптовую и оптовую торговлю (п. 1 ст. 411, п. 2 ст. 413, пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ; Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон N 62)).
При этом под объектом осуществления торговли понимаются не любые "здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка", а только те, "с использованием которых плательщиком осуществляется торговая деятельность (п. 4 ст. 413 НК РФ).
В целях главы 33 НК РФ к торговой деятельности относятся следующие виды торговли, перечисленные в п. 2 ст. 413 НК РФ:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
При этом торговый объект должен быть специально оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ)).
Согласно п. 124 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, выкладкой товаров является размещение товаров в торговом зале, во внешних витринах торгового предприятия, позволяющее демонстрировать (показывать) товары покупателям.
Отметим, что наличие или отсутствие у налогоплательщика права собственности на объект, через который осуществляется торговля, роли не играет, т.к. объектом обложения сбором признается именно "использование такого объекта для осуществления торговли", т.е. сбор должен уплачивать тот, кто непосредственно торгует, а не собственник объекта торговли. То есть плательщиками сбора могут быть в том числе и арендаторы.
Кроме того, объектом обложения является именно процесс торговли, а не сам физический объект, через который она осуществляется. Это значит, что само по себе наличие торгового объекта не влечет обложения сбором до тех пор, пока это имущество не начнет использоваться в торговой деятельности.
Для понимания того, что относится к торговой деятельности, обратимся к указанной выше ст. 2 Закона N 381-ФЗ.
В ней под торговой деятельностью понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров. Так, к розничной торговле относится торговая деятельность, связанная с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (письмо Минфина России от 01.04.2015 N 03-11-06/18129).
Таким образом, определяющим фактором для торговой деятельности является то, что товары не только продаются оптом или в розницу, но и приобретаются продавцом именно с целью перепродажи.
В ОКВЭД 2 (ОК 029-2014 утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст), оптовая и розничная торговля выделены в отдельный раздел G.
В рассматриваемой ситуации ИП занимается упаковыванием подарков и продажей сопутствующих товаров для упаковки.
Указанный вид деятельности (по упаковыванию подарков - код 82.92) включен в самостоятельный раздел ОКВЭД-2. Есть еще и такой вид деятельности, как услуги по оформлению (дизайну) упаковки (код 74.10.19 - (ОКПД 2) ОК 034-2014). Этот вид относится к бытовым услугам.
В отношении оказания бытовых услуг, совмещаемых с продажей сопутствующих товаров, Минфин России высказался в письме от 02.02.2016 N 03-11-06/4/4711. В соответствии с ГОСТом 32610-2014 "Услуги бытовые. Классификация организаций", введенным в действие с 1 января 2016 года приказом Ростехрегулирования от 26.03.2014 N 231-ст, реализация организациями сферы бытовых услуг сопутствующих товаров включена в состав номенклатуры показателей деятельности этих организаций. В связи с этим организации и ИП, оказывающие бытовые услуги населению (ритуальные услуги, услуги ателье, парикмахерских, металлоремонта, ремонта обуви и т.п.) и осуществляющие реализацию сопутствующих товаров, не могут быть признаны плательщиками торгового сбора в отношении реализации указанных товаров (смотрите также письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/42966, которое было направлено письмом ФНС России от 05.08.2015 N ГД-4-3/13687@ для сведения нижестоящим налоговым органам и налогоплательщикам) (смотрите также Ответ Департамента экономической политики и развития г. Москвы).
На наш взгляд, по вопросу уплаты торгового сбора в отношении рассматриваемых услуг (упаковывание подарков) можно было бы применить такую же логику, что и в отношении бытовых.
В то же время, если товары для упаковывания используются не только как расходный материал для оказания услуги, но также и используются ИП для целей продажи (в качестве самостоятельного вида деятельности), то в этом случае велика вероятность того, что контролирующий орган признает ИП плательщиком торгового сбора.
К сожалению, каких-либо разъяснений в отношении признания (или непризнания) плательщиками торгового сбора лиц, оказывающих услуги по упаковыванию подарков и реализующих вместе с этим сопутствующие товары, подтверждающих или опровергающих нашу точку зрения, нам обнаружить не удалось.
Согласно Положению о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, на указанный Департамент возложены функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики, в том числе по подготовке проектов законов города Москвы, в соответствии с которыми на территории города Москвы вводятся в действие, изменяются и прекращают действовать региональные и местные налоги, специальные налоговые режимы, определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В связи с этим рекомендуем по вопросу определения объекта налогообложения торговым сбором в Вашей ситуации обратиться в Департамент экономической политики и развития города Москвы (письмо Минфина России от 05.05.2017 N 03-11-06/4/27569).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
3 октября 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.