Вид деятельности ИП - оптовая торговля стройматериалами. У ИП заключен договор, по которому поставщик предоставляет маркетинговый бонус за использование визуальных элементов товарных знаков поставщика, соблюдение порядка ценообразования, а также формирование и поддержание положительной деловой репутации поставщика, направленные на продвижение продукции с товарными знаками поставщика. Маркетинговый бонус предусмотрен дополнительным соглашением к дилерскому договору между покупателем (ИП) и его поставщиком. Он рассчитывается в процентах от стоимости приобретенного ИП товара поставщика за отчетный период. Предусмотрена выплата маркетингового бонуса денежными средствами или взаимозачетом. На практике предоставляется путем зачета в оплату следующих поставок. Согласно дополнительному соглашению маркетинговый бонус предоставляется за соблюдение маркетинговых требований поставщика, выполнение маркетинговой программы поставщика и за выполнение определенного объема закупок товара. При этом стоимость поставленных товаров не изменяется. Маркетинговый бонус рассчитывается одной суммой, независимо от того, с выполнением каких именно условий договора он связан. Под выполнением маркетинговой программы в дилерском договоре понимается выполнение покупателем (ИП) рекламных обязанностей по продвижению бренда поставщика, в том числе участие в выставках и ярмарках, брендированное оформление торговых залов, размещение наружной рекламы, реклама на сайте покупателя и т.д. Облагаются ли НДС указанные виды премий?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Получаемый ИП в данном случае маркетинговый бонус облагается НДС.
Обоснование позиции:
Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
Объектом налогообложения НДС признаются, в частности, операции по реализации услуг на территории РФ (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
В целях исчисления НДС реализацией услуг ИП признается оказание им услуг другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (п. 5 ст. 38 НК РФ, смотрите также п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33). На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации существуют предпосылки для квалификации факта оказания ИП услуг (маркетинговых, рекламных) поставщику.
Как мы поняли, поставщик в данном случае осуществляет деятельность на территории РФ (зарегистрирован в РФ), поэтому местом реализации оказываемых ему услуг будет признаваться территория РФ (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). Соответственно, у ИП в связи с оказанием таких услуг возникает объект налогообложения НДС.
Поскольку оснований для освобождения от обложения НДС получаемого от поставщика маркетингового вознаграждения мы не видим, полагаем, что оно подлежит включению в расчет налоговой базы по НДС.
Выраженная позиция согласуется с подходом финансового ведомства к вопросу обложения НДС поощрительных выплат покупателю (смотрите, например, письма Минфина России от 08.02.2018 N 03-07-11/7487, от 17.12.2015 N 03-07-11/74079, от 09.10.2013 N 03-07-11/42059).
По нашему мнению, иную точку зрения ИП должен быть готов отстаивать в суде. Оценить перспективы такого судебного разбирательства мы не можем.
К сведению:
Премии (вознаграждения), выплачиваемые поставщиком покупателю, не связанные с оказанием поставщику каких-либо услуг (а также с реализацией ему товаров, работ, передачей имущественных прав), в налоговую базу по НДС покупателем не включаются. В качестве примера такого рода выплат можно привести вознаграждения за досрочную оплату товаров, за достижение определенного объема закупок и продаж товаров продавца (смотрите, например, письма Минфина России от 16.08.2017 N 03-07-11/52516, от 22.04.2013 N 03-07-11/13674, от 31.05.2012 N 03-07-11/163).
Отметим также, что выплата маркетингового бонуса в данном случае не оказывает влияния на размер примененных ИП налоговых вычетов (п. 2.1 ст. 154 НК РФ).
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Скидки и премии (бонусы) за выполнение определенных условий гражданско-правового договора;
- Энциклопедия решений. Доходы в виде премии (скидки, бонуса) покупателю вследствие выполнения условий договора, не связанных с изменением цены единицы товара (при налогообложении прибыли).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий
29 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.