ИП осуществляет розничную торговлю, уплачивает ЕНВД, исходя из площади торгового зала. Был сделан пристрой к магазину. Площадь торгового зала, включая пристрой, превышает допустимый предел для целей применения ЕНВД - 150 кв. м. Вход в помещение общий, а потом располагаются отдельные входы в магазин и помещения пристроя, который также используется при розничной торговле (выкладывается товар). Возможно ли применение ЕНВД в отношении пристроя? Каков будет порядок уплаты ЕНВД, если торговля в пристрое носит сезонный характер (только весенне-летний период)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если площадь пристройки включается в общую площадь торгового зала, то в отношении розничной торговли предпринимателю следует использовать иные режимы налогообложения.
Однако если пристройка по своим эксплуатационным характеристикам не соответствует понятию магазина в целях исчисления ЕНВД, то в ее отношении возможна уплата ЕНВД с использованием физических показателей "торговое место" или "площадь торгового места (в квадратных метрах)".
Обоснование вывода:
Согласно пп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. При этом для целей главы 26.3 НК РФ розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого ЕНВД не применяется.
Понятия "магазин" и "торговый зал" глава 26.3 НК РФ не определяет.
В силу п. 1 ст. 11 НК РФ считаем возможным для определения указанных терминов воспользоваться положениями ГОСТ Р 51303-2013 "Торговля. Термины и определения", утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст (далее - ГОСТ Р 51303-2013). Аналогичное мнение нашло отражение в письме ФНС России от 02.07.2010 N ШС-37-3/5778.
Так, на основании п. 38 ГОСТ Р 51303-2013 под магазином понимается стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
В свою очередь в соответствии с п. 112 ГОСТ Р 51303-2013 торговый зал предприятия розничной торговли - это специально оборудованная основная часть торгового помещения предприятия розничной торговли, предназначенная для обслуживания покупателей.
Вы уточнили, что в пристройке к магазину представлен товар, и она непосредственно используется при розничной торговле.
Учитывая изложенное, считаем, что в понимании главы 26.3 НК РФ данную пристройку следует рассматривать в качестве торгового зала.
Статься 346.27 НК РФ указывает, что площадь торгового зала - часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала. Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (см. также письма Минфина России от 29.08.2012 N 03-11-11/259, от 15.08.2012 N 03-11-11/245)*(1).
Судьи указывают, что обязательным признаком отнесения площадей к категории "площади торгового зала" и учета их при исчислении ЕНВД является фактическое использование площадей для осуществления торговли, что должно подтверждаться совокупностью доказательств (см. постановления ФАС Уральского округа от 27.03.2013 N Ф09-981/13, ФАС Центрального округа от 15.06.2012 N Ф10-1661/12, от 11.10.2011 N Ф10-3441/11, ФАС Западно-Сибирского округа от 07.10.2011 N Ф04-5307/11, ФАС Дальневосточного округа от 05.10.2011 N Ф03-4500/11).
Как мы поняли, в рассматриваемом случае площадь пристройки фактически используется для осуществления торговли.
В этой связи полагаем, что площадь пристройки формально должна включаться в общую площадь торгового зала и, соответственно, учитываться при определении размера торгового зала.
При этом понятие сезонности использования объекта глава 26.3 НК РФ не содержит. Следовательно, вне зависимости от того, что пристройка используется только в весенне-летний период, ее площадь следует учитывать в целях определения размера торгового зала.
Поскольку с учетом площади пристройки площадь торгового зала превышает 150 квадратных метров, то в отношении предпринимательской деятельности по розничной торговле ЕНВД не применяется. Поэтому, в отношении розничной торговли ИП следует использовать иные режимы налогообложения.
В то же время в рассматриваемом случае целесообразно учитывать следующее.
Нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети (абзац шестнадцатый ст. 346.27 НК РФ).
Перечень объектов нестационарной торговой сети в НК РФ не приводится. В письмах Минфина России от 23.11.2009 N 03-11-06/3/271, от 24.06.2009 N 03-11-06/3/170 отмечается, что к объектам нестационарной торговой сети относятся объекты, функционирующие на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети. Таким образом, можно сделать вывод о том, что, кроме объектов, прямо поименованных в НК РФ, к объектам нестационарной торговой сети относятся все иные торговые объекты, которые не упомянуты в качестве объектов стационарной торговой сети.
Значит, если помещение, используемое для осуществления розничной торговли, не соответствует понятию магазина, то его следует рассматривать как объект нестационарной торговой сети. Данное мнение нашло отражение, например, в письмах Минфина России от 03.03.2005 N 03-06-05-04/49, от 16.12.2004 N 03-06-05-05/39, от 14.12.2004 N 03-06-05-05/38, от 23.11.2004 N 03-06-05-05/28.
В письме Минфина России от 08.09.2005 N 03-11-05/54 уточняется, что временная постройка, не имеющая прочно связанного фундамента с земельным участком и подсоединения к инженерным коммуникациям, относится к нестационарной торговой сети.
Поскольку торговля осуществляется в пристройке только в весенне-летний сезон, можно предположить, что пристройка не соответствует понятию магазина в целях исчисления ЕНВД.
В этом случае в ее отношении становится возможной уплата ЕНВД с использованием физических показателей "торговое место" или "площадь торгового места (в квадратных метрах)".
На наш взгляд, квалификация указанной пристройки в качестве объекта нестационарной торговой сети может осуществляться, в частности, на основании инвентаризационных и/или правоустанавливающих документов, с учетом ее эксплуатационных характеристик и технических показателей.
По мнению г-на Ю. Подпорина, заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, помещение может быть квалифицировано в результате освидетельствования места торговли, проводимого налоговым органом в ходе налоговой проверки (см. материал: "Особенности применения ЕНВД в розничной торговле" (интервью с Ю. Подпориным, заместителем начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) (Е. Рубцова, "Арсенал предпринимателя", N 5, май 2012 г.)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей
21 июня 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В целях главы 26.3 НК РФ к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей) и другие документы) (ст. 346.27 НК РФ).