Может ли индивидуальный предприниматель, занимающийся розничной торговлей в магазине, находящимся на УСН, приобретать фрукты и овощи у населения, оформлять по этим сделкам закупочный акт? Если да, то в каком количестве, на какую сумму (закупка осуществляется еженедельно, закупается от картошки, морковки до экзотических фруктов)? Является ли закупочный акт подтверждением расходов, связанных с приобретением плодоовощной продукции?
Законодательством не установлен запрет на приобретение продуктов питания у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и на их последующую реализацию.
Косвенно это подтверждает и наличие в НК РФ таких норм, как п. 4 ст. 154 НК РФ, устанавливающий специальную норму для исчисления НДС налогоплательщиками, и в котором есть ссылка на Перечень сельхозпродукции, утв. Постановлением Правительства РФ N 383.
Кроме того, при приобретении продукции у населения, у ИП - покупателя не возникает обязанности налогового агента, а у физического лица - продавца не возникает обязанности уплаты НДФЛ в бюджет, но только при одновременном выполнении двух условий:
1) общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с п. 5 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (в размере 0,5 га);
2) ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.
Таким образом, закупать овощи и фрукты у населения можно, при этом ограничений по количеству в законодательстве также не содержится.
Документальное оформление
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
До введения в действие Закона N 402-ФЗ основным документом, который оформлялся при приобретении сельхозпродукции у граждан, являлся закупочный акт (ф. ОП-5).
И несмотря на то, что с момента вступления в силу Закона N 402-ФЗ форма закупочного акта не является обязательной для применения, она по-прежнему не утратила своей актуальности.
Поэтому при приобретении продуктов у населения ИП вправе использовать форму ОП-5 либо на ее основе разработать свою форму, дополнив ее необходимыми реквизитами.
Приобретенные товары принимаются на склад по накладной (п. 7.7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операции приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденных письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5, далее - Методические рекомендации).
На проведение закупки ответственному лицу выдается аванс из кассы организации (п. 7.5 Методических рекомендаций). Лица, получившие деньги под отчет на закупку товара у населения, должны представить авансовый отчет о фактическом использовании выданных им сумм с приложением утвержденного ИП закупочного акта и копии накладной о сдаче товаров (п. 7.8 Методических рекомендаций).
Документами, фактически подтверждающими расходы в случае приобретения товаров (работ, услуг) у физического лица, могут быть расписки в получении физлицом денежных средств. Это вытекает из положений п. 2 ст. 408 ГК РФ, согласно которому кредитор, принимая исполнение обязательства, обязан по требованию должника выдать ему расписку в получении исполнения обязательства полностью или в соответствующей части (письма Минфина России от 10.04.2013 N 03-11-11/142, от 09.11.2012 N 03-04-05/7-1265, письмо УФНС России по г. Москве от 12.01.2011 N 20-14/4/000752@, письмо ФНС России от 06.05.2009 N ШС-22-3/370@).
В качестве такой расписки могла бы выступать подпись физического лица в закупочном акте, являясь подтверждением получения денег от ИП либо его представителя.
Закупочный акт можно не оформлять, но тогда в этом случае при закупке продуктов у населения нужно будет оформить комплект документов, предусмотренный при заключении сделок купли-продажи, т.е. договор купли-продажи; акт приемки товаров; документы, подтверждающие оплату товаров (расходный кассовый ордер, авансовый отчет (при оплате наличными денежными средствами), платежное поручение (при осуществлении безналичных расчетов (письмо Минфина России от 14.07.2011 N 03-11-11/181) и т.д.).
Поэтому ИП вправе выбрать любой из вариантов документального оформления.
Учет сельхозпродукции, приобретенной у населения, в составе расходов и возможные налоговые риски
Продукция, приобретенная у населения, учитывается для целей налогообложения в том же порядке, что и купленная по договорам с организациями или индивидуальными предпринимателями. То есть на основании указанных выше документов расходы на приобретение овощей и фруктов могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в порядке, предусмотренном пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ (по мере реализации товаров), при условии их экономической обоснованности (пп. 23 п. 1, п. 2 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17, ст. 252 НК РФ, смотрите также п. 2 письма Минфина России от 23.12.2016 N 03-11-11/77461, письма Минфина от 17.02.2014 N 03-11-09/6275, ФНС России от 05.02.2014 N ГД-4-3/1891).
Отметим, что важной особенностью первичных документов, оформляемых при совершении сделок с гражданами, является наличие в них паспортных данных продавца. Полагаем, что вместо паспортных данных гражданина в первичном документе может быть указан его ИНН.
По ИНН налоговые органы могут без труда установить личность продавца - физического лица и провести в его отношении контрольные мероприятия (например, допросить в качестве свидетеля в рамках ст. 90 НК РФ по факту продажи сельхозпродукции).
Какие факты могут поставить под сомнение действительность закупки продукции у конкретного гражданина или заявленных объемов и явиться в последующем причиной в отказе принятия расходов при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН?
Причиной могут послужить:
- несоответствие (искажение) паспортных данных физического лица или ИНН, указанных в документах, тем сведениям, которые имеются у налогового органа;
- отсутствие подписи продавца;
- широкий ассортимент овощей и фруктов (к примеру, "экзотических" ананасов и киви, в количестве, превышающем возможность их выращивания в существующих климатических условиях (смотрите, к примеру постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.05.2007 по делу N А31-9242/2005-15, в котором судьи признали содержащуюся в закупочных актах информацию недостоверной, потому что в течение 15 дней у четырех физических лиц приобретено свыше 23 тонн грибов, являющихся скоропортящейся продукцией, т.е. каждый день приобреталось нереальное количество грибов - от 2,5 тонн до 10 тонн));
- удаленность места жительства продавца от места нахождения ИП при отсутствии документов, подтверждающих доставку продукции.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
член Палаты налоговых консультантов Титова Елена
Ответ прошел контроль качества
26 апреля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.