Как рассчитывается сумма торгового сбора, если в одном торговом центре (г. Москва) организация арендует помещения на разных этажах, и при этом на каждом из этажей арендуется по несколько помещений (каждое помещение используется в торговой деятельности, все помещения с торговыми залами площадью свыше 50 кв. м, на данные помещения заключен один договор аренды с указанием общей площади)? Можно ли суммировать площадь по всем этажам, или по каждому этажу (каждому помещению) необходимо отдельно рассчитывать сумму торгового сбора?
По данному вопросу, мы придерживаемся следующей позиции:
Сумму торгового сбора следует рассчитывать по каждому помещению, признаваемому объектом осуществления торговли.
Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 412 НК РФ объектом обложения торговым сбором (далее - сбор) признается использование объекта движимого или недвижимого имущества для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Датой возникновения объекта обложения сбором признается дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор (пп. 1 п. 2 ст. 412 НК РФ, письмо Минфина России от 19.10.2015 N 03-11-09/59842).
Сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли (п. 1 ст. 413 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 413 НК РФ к торговой деятельности относятся следующие виды торговли:
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
На основании п. 1 ст. 410 НК РФ на территории г. Москвы торговый сбор установлен законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее - Закон N 62).
В соответствии с п. 2 ст. 410 НК РФ и пп. 2 п. 3 ст. 2 Закона N 62 ставка сбора для объектов стационарной торговой сети с торговыми залами площадью свыше 50 кв. метров определена на 1 кв. метр площади торгового зала и зависит от района города Москвы, где расположен объект (письмо Департамента финансов г. Москвы от 02.07.2015 N 90-01-01-07-108/15).
При этом под объектом осуществления торговли в целях главы 33 НК РФ понимается, в частности, здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор (пп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730).
Определение объекта осуществления торговли главой 33 НК РФ привязано к осуществлению вида деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, на этом объекте (письмо Минфина России от 27.07.2015 N 03-11-09/42962).
Поскольку арендуемые Вашей организацией помещения используются для осуществления торговой деятельности, полагаем, что они являются объектами осуществления торговли в понимании главы 33 НК РФ.
Исходя из п. 16 Порядка заполнения форм "Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор"... (далее - Порядок), утвержденного приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@, в случае, если у организации имеется нескольких объектов обложения сбором, то по каждому из них в форме N ТС-1 заполняется отдельная страница, содержащая сведения об объекте обложения.
Среди таких сведений, например, адрес объекта осуществления торговли с указанием номера офиса, кадастровый номер помещения, площадь торгового зала объекта осуществления торговли (п.п. 22, 26, 28 Порядка).
Основываясь на положениях Порядка, считаем, что в подобной ситуации плательщику сбора следовало заполнить столько страниц "Информация об объекте обложения торговым сбором" формы N ТС-1, сколько объектов осуществления торговли имеется у организации.
В письме Департамента экономической политики и развития г. Москвы от 23.07.2015 N ДПР-н-987/15 разъясняется, что при реализации хозяйствующим субъектом через объекты осуществления торговли продукции он осуществляет торговлю через объект осуществления торговли и подлежит обложению торговым сбором.
В этой связи можно сделать вывод, что сумма сбора определяется по каждому объекту осуществления торговли с учетом ставок, установленных в пп. 2 п. 3 ст. 2 Закона N 62.
При этом площадь торгового объекта должна определяться на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов (письма Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730, от 29.04.2015 N 03-11-06/24876).
Тот факт, что в Вашем договоре аренды указана только общая площадь арендуемых помещений, на наш взгляд, в анализируемом случае значения не имеет, поскольку для целей исчисления сбора используется понятие "объект осуществления торговли".
Разъяснениями уполномоченных органов применительно к рассматриваемой ситуации мы не располагаем.
Косвенно в пользу нашего мнения свидетельствует ряд судебных решений.
Так, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 N 09АП-61429/17 судьи, принимая во внимание, в частности, наличие в каждом помещении отдельной ККТ, а также тот факт, что данные помещения не имеют между собой какого-либо прохода для покупателей, пришли к выводу, что используемые организацией помещения являются отдельными помещениями, и, следовательно, являются отдельными объектами торговли. Позднее аналогичная логика нашла отражение в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2018 N 09АП-2615/18
В свою очередь, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018 N 09АП-41/18 судьи, руководствуясь, в том числе, представленными фотографиями, пришли к выводу, что организацией было самостоятельно осуществлено разделение помещения на три объекта (павильона), что также было заметно по стилю их оформления.
Данное обстоятельство подтверждается также тем, что для перехода из одного павильона в другой как покупателям, так и продавцу, необходимо выходить в помещение общего пользования - коридор, переход из одного павильона в другой без выхода в коридор невозможен.
Исходя из изложенного, суд сделал вывод, что организация является плательщиком торгового сбора по каждому из трех павильонов.
Как следует из писем финансового ведомства, по вопросам, связанным с исчислением торгового сбора, следует обращаться в Департамент экономической политики и развития города Москвы (письма Минфина России от 16.03.2017 N 03-11-13/15256, от 05.10.2015 N 03-11-11/56852).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
11 мая 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.