ИП сдает в аренду торговую площадь. По договору аренды вывоз мусора осуществляет арендодатель. Мусор представляет собой твердые бытовые отходы, которые образуются в процессе деятельности арендаторов, осуществляющих торговлю (картон, бумага, пищевые остатки и т.д.). Арендодатель на своем грузовом транспорте отвозит мусор организации, которая осуществляет хранение и утилизацию твердых бытовых отходов. Должен ли ИП иметь лицензию на вывоз мусора?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если упомянутый мусор относится к отходам V класса опасности (практически неопасные отходы), его перевозка грузовым транспортом (транспортирование) не требует получения лицензии.
Необходимость получения лицензии возникает в случае, если перевозимый мусор является отходами I-IV классов опасности.
Обоснование вывода:
Правовое регулирование отношений в области обращения с отходами производства и потребления (далее также - отходы) осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В соответствии с абзацем вторым ст. 1 Закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным федеральным законом.
Согласно ст. 4.1 Закона N 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на 5 классов опасности, причем к V классу относятся практически неопасные отходы.
Статьей 20 Закона N 89-ФЗ предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя, в частности, федеральный классификационный каталог отходов (далее также - ФККО).
Согласно п.п. 6, 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792) каждому виду отходов в ФККО присваивается код, имеющий последний, одиннадцатый знак, который используется для кодирования класса опасности вида отходов: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 - I класс опасности; 2 - II класс опасности; 3 - III класс опасности; 4 - IV класс опасности; 5 - V класс опасности.
Пунктом 1 ст. 9 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) с учетом положений Закона N 89-ФЗ.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности является лицензируемой.
Деятельность по накоплению отходов I-V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности лицензированию не подлежит (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 N 20АП-2281/17).
Отметим, что под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (абзац восемнадцатый ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Таким образом, вывоз арендодателем мусора на грузовом транспорте с территории принадлежащего ему земельного участка является транспортированием отходов. Такая деятельность является лицензируемой в случае, если перемещаемые отходы относятся к отходам I-IV классов опасности.
Федеральный классификационный каталог отходов утвержден приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242. В данный ФККО включен код 7 35 100 01 72 5, которому соответствуют отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами, а также код 7 35 100 02 72 5, обозначающий отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами. Как видим, последний знак этих кодов соответствует V классу опасности, иными словами, упомянутые виды отходов относятся к практически неопасным отходам. Деятельность по транспортированию таких отходов не требует получения лицензии.
Как отметил Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 31.08.2017 N 14АП-5654/17, планово-регулярный сбор отходов из мест их накопления (уличных урн и т.п.) является деятельностью по транспортированию отходов.
Следовательно, если индивидуальный предприниматель собирает на территории, переданной арендаторам, и вывозит на своем транспорте за пределы земельного участка только отходы V класса опасности, в частности, упомянутые выше отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли, получать лицензию на осуществление деятельности по транспортированию отходов ему не требуется.
Если же вывозятся какие-либо отходы I-IV классов опасности (например мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - код 7 33 100 01 72 4 по ФККО), для осуществления такой деятельности индивидуальному предпринимателю необходима лицензия.
К сведению:
В соответствии с абзацем четырнадцатым ст. 1 Закона N 89-ФЗ документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащим сведения об их составе, является паспорт отходов. Паспорт отходов I-IV классов опасности составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются такие отходы, на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду (п.п. 3, 4 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
25 января 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.