Контрольно-кассовый аппарат (далее - ККТ) используется 1-2 дня в месяц. Нужна ли активация ККТ в последующие дни, или можно ККТ не включать до следующего месяца? Не произойдет ли блокировка фискального накопителя?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закон N 54-ФЗ не содержит требования о применении (активации) контрольно-кассовой техники в периоды, когда не осуществлялись расчеты. При этом фискальный накопитель ККТ не будет формировать чеки (бланки строгой отчетности), соответствующие требованиям Закона N 54-ФЗ, в случае, если в течение 30 календарных дней после формирования фискального документа не будет получено подтверждение оператора для этого документа.
Обоснование вывода:
Правила применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) при осуществлении расчетов на территории РФ установлены Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В п. 1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ указано, что "контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом".
Под расчетом понимаются "прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей" (абз. 17 ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет.
При этом перед началом осуществления расчетов с применением ККТ формируются отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов - отчет о закрытии смены (п. 2 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ)*(1).
Таким образом, ККТ применяется только при осуществлении расчетов. Исходя из п. 2 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ открывается смена перед началом расчетов. Закон N 54-ФЗ не устанавливает обязанности открывать смену и формировать отчет об открытии смены, если не осуществляются расчеты.
Что касается блокирования фискального накопителя, отметим, что исходя из п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ фискальный накопитель должен формировать фискальный признак для каждого фискального документа (чека). При этом в случае, если через 30 календарных дней с момента формирования фискального признака для фискального документа не будет получено подтверждение оператора*(2) для этого фискального документа (за исключением случая применения ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных), фискальный накопитель должен исключать возможность формирования фискального признака для фискальных документов*(3). Кроме того, при продолжительности смены более 24 часов накопитель исключает возможность формирования фискального признака для фискальных документов - чеков (бланков строгой отчетности) (за исключением документа - отчета о закрытии смены).
То есть фактически ККТ перестанет формировать фискальные документы, подтверждающие расчеты (чеки и БСО):
- если в течение 30 календарных дней после формирования фискального документа (чека) не будет получено подтверждение оператора для этого документа;
- после 24 часов с момента начала смены без ее закрытия (последним документом в таком случае должен быть отчет о закрытии смены) (п. 2 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Отметим, что одним из требований к ККТ является информирование пользователя об отсутствии подтверждения оператора переданного фискального документа в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных, а также о неисправностях в работе контрольно-кассовой техники (п. 1 ст. 4 Закона N 54-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга
Ответ прошел контроль качества
23 мая 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) При этом кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены.
*(2) Под оператором фискальных данных понимается организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, находящаяся на территории РФ и получившая в соответствии с законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники разрешение на обработку фискальных данных (абзац пятнадцатый ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
*(3) Фискальный признак документа - фискальный признак, формируемый с использованием фискального накопителя для проверки достоверности фискальных данных, защищенных фискальным признаком, с использованием средств проверки фискального признака, используемых уполномоченным органом (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).