Организация имеет товарные знаки и патенты. Она поменяла место нахождения, в связи с этим пришлось платить пошлину за внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков. Как учитывать в бухгалтерском и налоговом учете данные затраты?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Уплата пошлины за внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков предусмотрена требованиями ГК РФ.
Расходы на уплату пошлины в рассматриваемой ситуации при исчислении налога на прибыль учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
В бухгалтерском учете данные затраты являются расходами по обычным видам деятельности.
Обоснование вывода:
В соответствии со ст. 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (ст. 1481 ГК РФ).
На основании ст. 1480 ГК РФ государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном ст.ст. 1503 и 1505 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 1505 ГК РФ правообладатель обязан уведомлять федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности о любых изменениях, относящихся к государственной регистрации товарного знака, в том числе в наименовании или имени правообладателя, о сокращении перечня товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, об изменении отдельных элементов товарного знака, не меняющем его существа.
При этом записи об изменениях, относящиеся к государственной регистрации товарного знака, вносятся в Государственный реестр товарных знаков и в свидетельство на товарный знак при условии уплаты соответствующей пошлины (п. 3 ст. 1505 ГК РФ).
Налог на прибыль
В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев), признаются нематериальными активами (далее - НМА). Исключительное право на товарный знак также относится к НМА, что прямо указано в п. 3 ст. 257 НК РФ.
Следует отметить, что, в отличие от основных средств, нормами НК РФ не предусмотрена возможность изменения первоначальной стоимости НМА.
Для целей налогообложения суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в ПФ РФ на обязательное пенсионное страхование, в ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ, отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Исходя из вышеуказанного произведенные расходы на уплату пошлин, установленных законодательством РФ, за внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков могут быть учтены при налогообложении прибыли в составе прочих расходов при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Аналогичное мнение выражено в письмах Минфина России от 06.02.2006 N 03-03-04/1/88 и УФНС России по г. Москве от 20.02.2008 N 20-12/015948.
В соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов и иных обязательных платежей датой осуществления прочих расходов признается дата начисления налогов (сборов) (смотрите письмо ФНС России от 28.12.2011 N ЕД-4-3/22400).
С одной стороны, из вышеприведенной нормы следует, что датой принятия расходов по уплате пошлины является дата признания обязательства (задолженности) перед государством по ее уплате. Однако возникновение обязательства в данном случае непосредственно связано с обращением к госорганам за совершением юридически значимых действий.
К сожалению, нам не удалось найти официальных разъяснений, применимых к рассматриваемой ситуации, в отношении уплаты пошлины за внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков. Однако, как следует из разъяснений Минфина России, данных, в частности, в письмах от 22.12.2008 N 03-03-06/2/176, от 01.07.2005 N 03-03-04/1/37, о признании в целях налогообложения прибыли госпошлины, уплачиваемой при обращении с иском в арбитражный суд, расходы по уплате государственной пошлины признаются одновременно с подачей искового заявления в суд, т.е. одновременно с обращением за совершением юридически значимых действий.
Таким образом, полагаем, что по аналогии с приведенными разъяснениями и с учетом общего правила признания расходов при методе начисления (абзац 1 п. 1 ст. 272 НК РФ) расходы по уплате пошлины за внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков, должны признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, когда организация обратилась (подала заявление) в Роспатент за совершением этих юридически значимых действии.
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 4 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов" (далее - ПБУ 14/2007) товарные знаки учитываются организацией в составе НМА в случае выполнения условий, поименованных в п. 3 ПБУ 14/2007.
Нематериальный актив принимается к бухгалтерскому учету по фактической (первоначальной) стоимости, определенной по состоянию на дату принятия его к бухгалтерскому учету (п. 6 ПБУ 14/2007).
При этом ПБУ 14/2007 не предусматривает возможности последующего изменения первоначальной стоимости НМА. Исключение составляют случаи переоценки и обесценения НМА (п. 16 ПБУ 14/2007).
Таким образом, затраты, связанные с внесением изменений в Государственный реестр товарных знаков, не могут быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости НМА, они должны быть включены непосредственно в состав расходов, учитываемых в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 10/99 "Расходы организации" (далее - ПБУ 10/99).
Пункт 4 ПБУ 10/99 предусматривает, что расходы, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).
Согласно п. 7 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности формируют:
- расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
- расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и другие).
По нашему мнению, расходы на уплату рассматриваемой пошлины, в связи с изменением юридического адреса организации, связаны с содержанием внеоборотных активов (НМА) и являются расходами по обычным видам деятельности.
Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкцией по его применению (утверждены приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) предназначен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Однако данная пошлина не является государственной пошлиной, установленной главой 25.3 НК РФ. Размер и порядок уплаты пошлины, уплачиваемой за внесение изменений в Государственный реестр товарных знаков, установлены Положением о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами (утверждено постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 N 941).
Полагаем, что для отражения операций по учету данной пошлины целесообразно использовать счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
В бухгалтерском учете данная операция отражается следующими проводками:
- в составе расходов учтена пошлина;
- пошлина уплачена.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
7 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.