В организации проводится комплексная проверка производственно-хозяйственной деятельности. Проверку проводит ревизионная комиссия вышестоящей организации, которая выявила нарушения порядка проведения и оформления результатов инвентаризации финансовых обязательств. Необходимо ли издавать приказ о результатах инвентаризации финансовых обязательств? Если да, то что в нём должно быть отражено? Необходимо ли утверждать составы как рабочей инвентаризационной комиссии, так и постоянно действующей инвентаризационной комиссии? Или достаточно одной из них? Могут ли один или несколько членов инвентаризационной комиссии быть направлены в командировку в период проведения инвентаризации, вернуться из нее и до момента окончания инвентаризации провести все необходимые процедуры по оформлению документов?
Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ)).
Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания).
Основными целями инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия имущества;
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств (п. 1.4 Методических указаний).
1. Пунктом 1.2 Методических указаний определено, что под финансовыми обязательствами понимаются кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
Для оформления результатов инвентаризации финансовых обязательств должен использоваться акт по форме N ИНВ-17 "Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами", утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается ответственными лицами инвентаризационной комиссии на основании выявления по документам остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах. Один экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй - остается в комиссии. По указанным видам задолженности к акту инвентаризации расчетов должна быть приложена справка (приложение к форме N ИНВ-17), которая является основанием для составления Акта по форме N ИНВ-17. Справка составляется в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета.
По результатам инвентаризации руководитель организации принимает решение (п. 5.4 Методических указаний), например, погасить задолженность, сформировать резерв по сомнительным долгам, списать суммы задолженностей срок исковой давности по которым истек и т.п. Данное решение может быть оформлено в виде приказа или распоряжения руководителя, составленного в произвольной форме. В связи с тем, что унифицированная форма данного документа не утверждена, то рассматриваемый документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.
2. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, а при большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии (п. 2.2 Методических указаний).
В соответствии с п. 2.3 Методических указаний персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждает руководитель организации. В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав инвентаризационной комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций.
Таким образом, руководитель организации в обязательном порядке должен утвердить состав постоянно действующей инвентаризационной комиссии, и только в случаи большого объема работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств он утверждает составы рабочих инвентаризационных комиссий.
3. Что касается отсутствия членов инвентаризационной комиссии при проведении инвентаризации, то хотим обратить внимание на следующее.
В абзаце 4 п. 2.3 Методических указаний сказано, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Кроме того, проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц (п. 2.8 Методических указаний, смотрите также письмо Минфина России от 15.07.2008 N 07-05-12/16).
Итак, даже если член инвентаризационной комиссии в период проведения инвентаризации был направлен в командировку по распоряжению руководителя организации и по возвращению подписал все необходимые документы, он не мог принимать участие в работе инвентаризационной комиссии и его отсутствие в месте проведения инвентаризации в период ее проведения зафиксировано документально (в табеле учета рабочего времени, приказе о направлении в командировку и т.п.). Таким образом, данное обстоятельство может служить основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Данный вывод подтверждает судебная коллегия (определения СК по гражданским делам Московского городского суда от 26.12.2011 N 33-40018, от 24.06.2011 по делу N 33-19254, кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.05.2012 N 33-7078/2012).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
6 ноября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.