Каков порядок формирования резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете? Следует ли учитывать все суммы дебиторской задолженности, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями? Имеет ли право организация самостоятельно определять величину сомнительного долга, подлежащую учету при формировании резерва сомнительных долгов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При формировании в бухгалтерском учете резерва сомнительных долгов учитываются все суммы дебиторской задолженности, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. При этом в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга организация вправе самостоятельно определять величину сомнительного долга, подлежащую учету при формировании резерва сомнительных долгов.
Обоснование вывода:
Порядок формирования резерва по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли определяется положениями ст. 266 НК РФ. В частности, в соответствии с п. 4 данной статьи сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
При этом необходимо учитывать, что законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).
Следовательно, нормы НК РФ не регламентируют вопросов ведения организациями бухгалтерского учета, в том числе порядка формирования резерва по сомнительным долгам.
Вопросы формирования резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете освещены в п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее - Положение).
Так, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что дебиторская задолженность с истекшим сроком ее погашения по договору, не обеспеченная гарантиями, считается сомнительной в понимании п. 70 Положения, что приводит к необходимости создания в бухгалтерском учете резерва сомнительных долгов в отношении данной задолженности.
При этом п. 70 Положения не содержит требования о включении в состав резерва сомнительных долгов полной суммы сомнительного долга, равно как и не ограничивает размера создаваемого резерва. Поэтому считаем, что в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга организация вправе самостоятельно определять величину сомнительного долга, подлежащую учету при формировании резерва сомнительных долгов.
Конкретную методику формирования резерва сомнительных долгов следует установить в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации").
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гусихин Дмитрий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Игнатьев Дмитрий
12 октября 2012 г.