Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Правомерность уплаты бюджетным учреждением авансовых платежей по налогу на имущество до наступления срока уплаты

Правомерность уплаты бюджетным учреждением авансовых платежей по налогу на имущество до наступления срока уплаты

Централизованной бухгалтерией за бюджетные учреждения были уплачены авансовые платежи по налогу на имущество за 2 квартал текущего года досрочно (26.06.2024). Размер авансовых платежей был установлен расчетным путем. Выплаты в плане финансово-хозяйственной деятельности предусмотрены. Оплата за счет бюджетных средств. Уведомление об исчисленных суммах налогов было предоставлено в июле.
В связи с этим контролирующие органы предъявили претензии, суть которых в том, что потраченные на досрочную уплату авансовых платежей в июне денежные средства можно было бы использовать на другие необходимые расходы в конце полугодия.
Имеют ли право бюджетные учреждения производить авансовые платежи по налогу на имуществу? В каком размере?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Бюджетное учреждение вправе досрочно исполнить обязанности по уплате налога на имущество за 2 квартал текущего года в соответствии с положениями п. 1 ст. 45 НК РФ. Сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной на основании данных регистров бухгалтерского учета за отчетный период.

При этом финансовое обеспечение подобных выплат должно быть обязательно предусмотрено соответствующими показателями плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Обоснование вывода:

Налог на имущество организаций подлежит перечислению в качестве единого налогового платежа (п. 1 ст. 58 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 383 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество организаций, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное.

В свою очередь, ст. 4 Закона Краснодарского края от 26.11.2003 N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" установлены отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Соответственно, авансовые платежи по итогам отчетных периодов подлежат уплате в сроки, установленные нормами Налогового кодекса РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 383 НК РФ авансовые платежи по налогу на имущество подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом уведомление об исчисленных суммах авансовых платежей по налогам представляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной на основании данных регистров бухгалтерского учета за отчетный период в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ.

Неуплата налога, а равно авансового платежа по нему в установленный законодательством срок влечёт ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ.

Как видим, механизм уплаты налогов с соблюдением конкретных сроков и последовательности определен Налоговым кодексом РФ. Однако существуют инструменты и способы рассчитаться по налоговым обязательствам текущего года досрочно.

В первую очередь отметим, что п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.

Кроме того, письмом Минфина России от 23.11.2023 N 02-07-07/112756 были установлены рекомендации для организаций бюджетной сферы по завершению финансового года в части платежей по налоговым обязательствам, в рамках которых финансовым ведомством настоятельно было рекомендовано отразить в бухгалтерском учете начисление по имущественным налогам в декабре 2023 года и обеспечить их уплату, перечислив средства до конца 2023 года в доход бюджета в составе единого налогового платежа.

Полагаем, такой подход может быть применим не только при завершении финансового года, но и в течение года при завершении отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев).

Однако в данном случае обязательно следует учитывать, что исчисление и исполнение (перечисление) налоговых обязательств досрочно возможно лишь в том случае, если финансовое обеспечение предусмотрено соответствующими показателями плана финансово-хозяйственной деятельности. Согласно Требованиям N 186н план финансово-хозяйственной деятельности является основанием для расходования бюджетными учреждениями денежных средств.

В рассматриваемой нами ситуации авансовые платежи по налогу на имущество за 2 квартал текущего года были уплачены 26.06.2024 в размере, установленном расчетным путем на основании данных бухгалтерского учета. Оплата была произведена за счет бюджетных средств, выплаты были предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. Уведомление об исчисленных суммах налогов было предоставлено в налоговые органы в июле в установленный срок.

Таким образом, полагаем, что учреждение было вправе исполнить досрочно обязанности по уплате имущественных налогов за 2 квартал текущего года в соответствии с положениями п. 1 ст. 45 НК РФ. Кроме того, такой порядок расчетов при условии наличия финансового обеспечения был настоятельно рекомендован специалистами финансового ведомства при завершении 2023 года.

По нашему мнению, в этом случае расходы учреждения не могут быть квалифицированы как неэффективные, поскольку данный порядок уплаты налогов не приводит к увеличению запланированного объема расходов и позволяет достигнуть намеченный результат. Также перечисление денежных средств до установленного срока способствует формированию положительного сальдо на едином налоговом счете и, соответственно, уменьшению сроков по зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм налоговых платежей.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

- письмо Минфина России от 23.11.2023 N 02-07-07/112756 "О проведении сверки расчетов по ЕНС (ЕНП) и завершении финансового года по налоговым обязательствам";

- Энциклопедия решений. Налог на имущество (для бюджетной сферы).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина

Ответ прошел контроль качества

6 августа 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.