Правомерность уплаты бюджетным учреждением авансовых платежей по налогу на имущество до наступления срока уплаты
Централизованной бухгалтерией за бюджетные учреждения были уплачены авансовые платежи по налогу на имущество за 2 квартал текущего года досрочно (26.06.2024). Размер авансовых платежей был установлен расчетным путем. Выплаты в плане финансово-хозяйственной деятельности предусмотрены. Оплата за счет бюджетных средств. Уведомление об исчисленных суммах налогов было предоставлено в июле.
В связи с этим контролирующие органы предъявили претензии, суть которых в том, что потраченные на досрочную уплату авансовых платежей в июне денежные средства можно было бы использовать на другие необходимые расходы в конце полугодия.
Имеют ли право бюджетные учреждения производить авансовые платежи по налогу на имуществу? В каком размере?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Бюджетное учреждение вправе досрочно исполнить обязанности по уплате налога на имущество за 2 квартал текущего года в соответствии с положениями п. 1 ст. 45 НК РФ. Сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной на основании данных регистров бухгалтерского учета за отчетный период.
При этом финансовое обеспечение подобных выплат должно быть обязательно предусмотрено соответствующими показателями плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Обоснование вывода:
Налог на имущество организаций подлежит перечислению в качестве единого налогового платежа (п. 1 ст. 58 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 383 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество организаций, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное.
В свою очередь, ст. 4 Закона Краснодарского края от 26.11.2003 N 620-КЗ "О налоге на имущество организаций" установлены отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Соответственно, авансовые платежи по итогам отчетных периодов подлежат уплате в сроки, установленные нормами Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 383 НК РФ авансовые платежи по налогу на имущество подлежат уплате налогоплательщиками в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При этом уведомление об исчисленных суммах авансовых платежей по налогам представляется в налоговый орган не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей по налогам (п. 9 ст. 58 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу на имущество исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной на основании данных регистров бухгалтерского учета за отчетный период в соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ.
Неуплата налога, а равно авансового платежа по нему в установленный законодательством срок влечёт ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ.
Как видим, механизм уплаты налогов с соблюдением конкретных сроков и последовательности определен Налоговым кодексом РФ. Однако существуют инструменты и способы рассчитаться по налоговым обязательствам текущего года досрочно.
В первую очередь отметим, что п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока.
Кроме того, письмом Минфина России от 23.11.2023 N 02-07-07/112756 были установлены рекомендации для организаций бюджетной сферы по завершению финансового года в части платежей по налоговым обязательствам, в рамках которых финансовым ведомством настоятельно было рекомендовано отразить в бухгалтерском учете начисление по имущественным налогам в декабре 2023 года и обеспечить их уплату, перечислив средства до конца 2023 года в доход бюджета в составе единого налогового платежа.
Полагаем, такой подход может быть применим не только при завершении финансового года, но и в течение года при завершении отчетного периода (квартала, полугодия, девяти месяцев).
Однако в данном случае обязательно следует учитывать, что исчисление и исполнение (перечисление) налоговых обязательств досрочно возможно лишь в том случае, если финансовое обеспечение предусмотрено соответствующими показателями плана финансово-хозяйственной деятельности. Согласно Требованиям N 186н план финансово-хозяйственной деятельности является основанием для расходования бюджетными учреждениями денежных средств.
В рассматриваемой нами ситуации авансовые платежи по налогу на имущество за 2 квартал текущего года были уплачены 26.06.2024 в размере, установленном расчетным путем на основании данных бухгалтерского учета. Оплата была произведена за счет бюджетных средств, выплаты были предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности. Уведомление об исчисленных суммах налогов было предоставлено в налоговые органы в июле в установленный срок.
Таким образом, полагаем, что учреждение было вправе исполнить досрочно обязанности по уплате имущественных налогов за 2 квартал текущего года в соответствии с положениями п. 1 ст. 45 НК РФ. Кроме того, такой порядок расчетов при условии наличия финансового обеспечения был настоятельно рекомендован специалистами финансового ведомства при завершении 2023 года.
По нашему мнению, в этом случае расходы учреждения не могут быть квалифицированы как неэффективные, поскольку данный порядок уплаты налогов не приводит к увеличению запланированного объема расходов и позволяет достигнуть намеченный результат. Также перечисление денежных средств до установленного срока способствует формированию положительного сальдо на едином налоговом счете и, соответственно, уменьшению сроков по зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации сумм налоговых платежей.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- письмо Минфина России от 23.11.2023 N 02-07-07/112756 "О проведении сверки расчетов по ЕНС (ЕНП) и завершении финансового года по налоговым обязательствам";
- Энциклопедия решений. Налог на имущество (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 1 класса Клименко Галина
Ответ прошел контроль качества
6 августа 2024 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.