Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Оплата резидентом за нерезидента в случае, если между резидентом РФ (поставщик) и нерезидентом РФ (покупатель) заключен договор поставки товара

Оплата резидентом за нерезидента в случае, если между резидентом РФ (поставщик) и нерезидентом РФ (покупатель) заключен договор поставки товара

Между резидентом РФ (поставщик) и нерезидентом РФ (покупатель) заключен договор поставки товара.
Может ли резидент РФ - третье лицо исполнить обязательства по оплате поставленного товара за нерезидента? При каких условиях? В какой валюте?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если условиями договора между поставщиком и покупателем не предусмотрена обязанность покупателя произвести оплату лично, третье лицо может исполнить обязательство по оплате за должника.

По нашему мнению, такой порядок расчетов, как исполнение обязательства по оплате за должника-нерезидента третьим лицом - резидентом РФ, валютному законодательству РФ не противоречит (при условии, если экспортным контрактом будет предусмотрена оплата третьими лицами).

Поскольку операции в иностранной валюте между резидентами РФ запрещены, оплата от третьего лица (резидента РФ) должна проводиться с использованием российского рубля.

Обоснование позиции:

Гражданское законодательство

Согласно п. 1 ст. 313 ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.

То есть закон предоставляет должнику право возложить исполнение обязательства на третье лицо.

Обязательство по внесению платы (например, за приобретенные товары, работы, услуги) может быть исполнено в пользу кредитора не только должником, но и третьим лицом, то есть, лицом, не участвующим в обязательстве.

Этому праву соответствует обязанность кредитора принять от третьего лица такое исполнение, кроме случаев, предусмотренных законом.

Согласно п. 3 ст. 313 ГК РФ кредитор не обязан принимать исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае отказ от принятия исполнения является правом кредитора, которое он может не реализовывать, приняв исполнение от третьего лица.

Таким образом, если условиями договора между поставщиком и покупателем не предусмотрена обязанность покупателя произвести оплату лично, третье лицо может исполнить обязательство по оплате за должника.

Исполнение обязательства третьим лицом за должника представляет собой один из способов надлежащего исполнения, которое прекращает обязательство должника перед кредитором (п. 1 ст. 408 ГК РФ). Вследствие этого исполнения к третьему лицу переходят права кредитора по обязательству (ст. 387, п. 5 ст. 313 ГК РФ), иными словами, такое лицо вправе потребовать от должника произвести исполнение (уплатить денежную сумму и т.д.) в том же размере, в котором третье лицо произвело исполнение первоначальному кредитору.

Предварительного согласия кредитора на принятие исполнения от третьего лица не требуется. При отказе кредитора принять исполнение обязательства таким способом, кредитор будет считаться просрочившим и нести ответственность в виде возмещения причиненных просрочкой убытков (ст. 406 ГК РФ)*(1).

Третье лицо вправе по своей инициативе предложить кредитору исполнение обязательства за должника. Однако кредитор обязан принять такое исполнение только в следующих случаях:

- должником допущена просрочка исполнения денежного обязательства;

- такое третье лицо подвергается опасности утратить свое право на имущество должника вследствие обращения взыскания на это имущество (п. 2 ст. 313 ГК РФ)*(2).

Кредитор не обязан принимать исполнение, предложенное за должника третьим лицом, в следующих случаях:

- должник не возлагал исполнение на третье лицо, и отсутствуют обстоятельства, указанные в п. 2 ст. 313 ГК РФ, при которых третье лицо вправе предложить такое исполнение по своей инициативе;

- из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично (п. 3 ст. 313 ГК РФ).

Валютный контроль

Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) не запрещено исполнение денежного обязательства нерезидента в пользу резидента третьим лицом. Например, как указано в постановлении Третьего ААС от 22.09.2009 N 03АП-3354/2009, исполнение обязанности по внешнеторговому контракту третьими лицами валютным законодательством прямо не запрещено и означает исполнение обязанности нерезидентом по оплате поставленного товара и репатриацию валюты резидентом от нерезидента. Из определения ВАС РФ от 21.03.2011 N ВАС-18486/10 также следует, что "запрета... включать в контракт условие об оплате сделки третьим лицом в Законе о валютном регулировании не содержится" (смотрите также постановление Второго ААС от 29.01.2016 N 02АП-11255/15, постановление Семнадцатого ААС от 22.06.2015 N 17АП-6390/15).

Более того, возможность такой оплаты следует из подп. 6.1.2 п. 6.1 Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И, согласно которому одним из оснований, по которым резидент должен представить в банк УК заявление о снятии с учета контракта, является исполнение сторонами всех обязательств по контракту, включая исполнение обязательств третьим лицом.

При этом из указанной нормы не следует, что третьим лицом, осуществляющим оплату за нерезидента, обязательно должен быть также нерезидент.

Отметим, что есть примеры арбитражной практики, в которых рассматривались споры экспортеров и органов валютного контроля о том, можно ли считать оплату товара, осуществленную третьим лицом - резидентом, репатриацией валютной выручки.

В них судебные инстанции приходят к выводу, что предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ требование о репатриации валютной выручки возлагает на резидента обязанность по обеспечению получения на свой банковский счет в уполномоченном банке всей иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся ему по внешнеторговому контракту, в установленные договором (контрактом) сроки.

Из буквального толкования данной нормы не следует, что резидентом должно быть обеспечено получение иностранной или российской валюты непосредственно со счета нерезидента. Следовательно, данная норма права не исключает возможность поступления валюты по внешнеторговому контракту на счет резидента со счетов третьих лиц, в том числе резидентов (смотрите постановление АС Уральского округа от 07.04.2015 N Ф09-1210/15 по делу N А50-15449/2014 (постановлением Верховного Суда РФ от 13.08.2015 N 309-АД15-6986 настоящее постановление оставлено без изменения).

Таким образом, оплата по экспортному контракту за покупателя - нерезидента РФ может быть осуществлена третьим лицом - резидентом РФ.

При этом отметим, что возможность осуществления платы за товар третьим лицом по поручению покупателя-нерезидента должна быть предусмотрена контрактом или дополнительным соглашением к нему с указанием всех реквизитов этого третьего лица, для того чтобы и банк, и орган валютного контроля могли правильно идентифицировать денежные средства, поступившие на расчетный счет экспортера. Кроме того, в платежном поручении в реквизите "Назначение платежа" необходимо указать реквизиты контракта, заключенного экспортером с нерезидентом, в счет исполнения обязательств по которому третьим лицом вносится соответствующая сумма.

В отношении валюты платежа между резидентами отметим следующее.

Операции в иностранной валюте между резидентами РФ, к которым относится использование иностранной валюты в качестве средства платежа, запрещены, за исключением отдельных операций, установленных законодательством (п. 9 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 9 Закона N 173-ФЗ).

Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что расчеты между резидентами могут осуществляться только в рублях. То обстоятельство, что платеж осуществляется за нерезидента, не позволяет считать эту операцию, проводимую резидентами, валютной. Объясняется это тем, что к валютным операциям относятся действия, направленные на исполнение или иное прекращение обязательств с валютными ценностями, к которым относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги, и использование их в качестве средства платежа, а также в иных случаях, предполагающих переход прав собственности. Поэтому расчеты между резидентами в рублях даже в том случае, когда платеж осуществляется одним резидентом за нерезидента в пользу другого резидента, не являются валютной операцией.

Подчеркнем, что оплата третьим лицом не означает замену стороны договора поставки, покупателем (должником в обязательстве) останется нерезидент. Наличие соглашения между нерезидентом и третьим лицом относительно такого порядка оплаты возможно, но не является обязательным.

Также отметим, что расчеты между резидентами в иностранной валюте возможны в случае заключения резидентами договора комиссии с участием комиссионера в расчетах с нерезидентом.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:

- Энциклопедия решений. Исполнение обязательства третьим лицом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Ответ прошел контроль качества

21 июля 2024 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------

 

*(1) Исполнение обязательства третьим лицом следует отличать от перевода долга (ст. 391 ГК РФ), при котором происходит замена стороны в обязательстве и отношения кредитора с предыдущим должником полностью заканчиваются. При исполнении третьим лицом этого не происходит. Если третье лицо ненадлежащим образом погасило обязательство, например, не в полном объеме, ответственность за это будет нести должник (ст. 403 ГК РФ). Например, при неисполнении третьим лицом возложенного на него денежного обязательства проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ) в связи с просрочкой в уплате денежной суммы будут взыскиваться с должника, а не с третьего лица. Исключение составляют случаи, когда закон устанавливает, что такую ответственность несет третье лицо, являющееся непосредственным исполнителем (п. 46 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2016 N 7).

 

*(2) Правом на имущество должника, опасности утратить которое подвергается третье лицо, может быть, например, право аренды, безвозмездного пользования имуществом должника, право залога.