Особенности при установлении стоимостного лимита основных средств унитарным предприятием для учета основных средств, полученных в хозяйственное ведение
Муниципальное унитарное предприятие находится на общем налоговом режиме, имеет на балансе основные средства, полученные от учредителя в хозяйственное ведение, с 2022 года применяет ФСБУ 6/2020. В учетной политике стоимостной критерий по основным средствам не установлен, так как учредителем передано имущество по низкой стоимости. В октябре 2023 года на предприятии была проведена ревизия Контрольно-счетной палаты. Сделано замечание: "В нарушение приказа Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств ПБУ6/1" приобретенные основные средства были приняты к учету не на счет 01 "Основные средства", а как материалы на счет 10 "Материалы". Операция была следующая: по авансовому отчету подотчетным лицом в 2022 году приобретены для корпоративной связи мобильные телефоны в количестве трех штук на сумму 1770 руб. (590 руб. - стоимость одного телефона). Данное имущество отнесено на счет 10 как малоценное, стоимость списана на затраты, а телефон отнесен на забалансовый счет МЦ04 на материально ответственное лицо, которое его использует. Ревизор утверждает, что его надо было отнести на счет 01, так как сотовые телефоны есть в классификаторе основных средств. Предприятие не видит в этом целесообразности, потому что телефоны дешевые, и половина из них уже сломалась. Кроме того, для расчета налога на прибыль эти затраты не учитывались бы, так как их стоимость менее 100 тыс. руб.
Можно ли сейчас внести корректировку в учетную политику, установив стоимостной критерий для основных средств, приобретенных за счет средств предприятия, в размере 100 тыс. руб., а для основных средств, полученных в хозяйственное ведение, стоимостной критерий не устанавливать, принимать к учету в соответствии со стоимостью, указанной в акте приема-передачи?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организация вправе установить стоимостной лимит отнесения актива, приобретенного унитарным предприятием, к основным средствам в размере 100 тыс. руб. с учетом существенности информации о рассматриваемом активе.
При этом основные средства, полученные в хозяйственное ведение, организация сможет принимать к учету в качестве объектов ОС на общих основаниях без соотнесения их стоимости с установленным лимитом.
Так, если информация об имуществе, полученном в хозяйственное ведение, является уместной и полезной для отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности, то независимо от стоимости такого имущества, а точнее от того факта, что стоимость данного имущества может не превышать стоимостной лимит ОС, организация сможет принять к учету данное имущество в качестве объектов ОС.
Указанная позиция организации должна найти отражение в учетной политике.
Обоснование позиции:
Бухгалтерский учет основных средств в соответствии с ФСБУ 6/2020
Любая организация, в том числе созданная в форме унитарного предприятия, должна вести бухгалтерский учет и формировать отчетность в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 30 Закона N 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учета федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденные уполномоченным федеральным органом и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (информация Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").
В соответствии с п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ РФ 29.12.1997 (далее - Концепция), активами считаются хозяйственные средства, контроль над которыми организация получила в результате свершившихся фактов ее хозяйственной деятельности и которые должны принести ей экономические выгоды, определенные п. 7.2.1 Концепции, в будущем.
При принятии к бухгалтерскому учету имущества в качестве актива определенного вида следует руководствоваться критериями (условиями), установленными соответствующими нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету (письмо Минфина России от 08.09.2009 N 03-05-05-01/54).
Правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 17.09.2020 N 204н (далее - ФСБУ 6/2020).
Для целей бухгалтерского учета объектом основных средств считается актив, характеризующийся признаками, установленными п. 4 ФСБУ 6/2020, в частности, он должен быть предназначен для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев (подп. "в" п. 4 ФСБУ 6/2020).
Стоимостного критерия для отнесения имущества к объектам основных средств в бухгалтерском учете ФСБУ 6/2020 не устанавливает. Кроме того, в этом стандарте исключено указание на установление стоимостного лимита в отношении отдельных единиц активов, а также указание на измерение стоимостного лимита в денежных единицах (Рекомендация Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств" (принята 29.03.2021)).
В то же время ФСБУ 6/2020 вводит требование об установлении лимита отнесения актива к основным средствам с учетом существенности информации о рассматриваемых активах.
Так, согласно п. 5 ФСБУ 6/2020 организация может не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, характеризующихся одновременно признаками, установленными п. 4 ФСБУ 6/2020, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение или создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены. Решение об этом раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией (смотрите письмо Минфина России от 15.12.2021 N 07-01-09/102450).
Под стоимостью в п. 5 ФСБУ 6/2020 подразумевается первоначальная стоимость ОС, т.к. в данном пункте речь идет о приобретении и создании таких активов. На момент приобретения (создания) известна только первоначальная стоимость ОС. Таким образом, установленный организацией лимит стоимости малоценных активов должен сравниваться с первоначальной стоимостью активов.
То есть организация с 2022 года может принять решение учитывать затраты на приобретение активов со сроком эксплуатации свыше 12 месяцев и первоначальной стоимостью менее лимита, установленного в соответствии с п. 5 ФСБУ 6/2020, как расходы периода, в котором такие активы были приобретены.
Вследствие установления лимита малоценное имущество не оказывает влияние на величину показателя "Основные средства" (строка 1150 бухгалтерского баланса по состоянию на 31 декабря 2023 года).
Информация о наличии и движении активов, в отношении которых организация принимает решение о неприменении ФСБУ 6/2020 (несущественных активов), не представляется в бухгалтерской отчетности.
Для обеспечения надлежащего контроля наличия и движения таких активов отсутствует необходимость их денежной оценки и отражения на счетах бухгалтерского учета. Соответственно, организация может организовать такой контроль в порядке, определяемом самостоятельно исходя из целей и задач этого контроля, в том числе без участия бухгалтерской службы.
По нашему мнению, для осуществления контроля за движением и наличием "малоценных" объектов учетной политикой должен быть установлен порядок учета таких объектов после ввода их в эксплуатацию. Данный контроль в отношении "малоценных" основных средств может быть реализован посредством:
- ведения количественного учета с отражением имущества за балансом. План счетов не предусматривает отдельных забалансовых счетов для учета таких объектов, поэтому организация вправе ввести его самостоятельно (например, забалансовый счет 012 "Малоценные" активы");
- применения соответствующих первичных документов по учету таких активов.
То есть организация должна обеспечить надлежащий контроль (в том числе с использованием забалансового учета) наличия и движения таких активов применительно к порядку, установленному Федеральным стандартом бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019) для запасов организации, то есть как это предписано нормой п. 8 ФСБУ 5/2019 в отношении учета наличия и движения находящихся у организации инструментов, инвентаря, спецодежды, тары и т.д., переданных в производство (эксплуатацию) (письмо Минфина России от 15.12.2021 N 07-01-09/102450).
Следует отметить, что до 31.12.2021 малоценные основные средства отражались в составе МПЗ с учетом ранее действовавшего ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Абзацем четвертым п. 5 ПБУ 6/01 было предусмотрено, что активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 ПБУ 6/01, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2021 год организации применяют ФСБУ 5/2019. Данный стандарт утвержден приказом Минфина России от 15.11.2019 N 180н, разработан на основе МСФО (IAS) 2 "Запасы", введенного в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н, и направлен на сближение российского бухгалтерского учета с международными стандартами финансовой отчетности.
Однако в соответствии с положениями нового стандарта об учете запасов имущество, используемое организацией в течение периода более 12 месяцев, не может учитываться в составе запасов, так как оно не предназначено для потребления в рамках обычного операционного цикла или использования в течение периода не более 12 месяцев (п. 3 ФСБУ 5/2019). То есть несмотря на небольшую стоимость, активы, срок использования которых превышает 12 месяцев, должны учитываться в составе основных средств*(1).
Таким образом, в настоящее время рассматриваемые в вопросе активы не относятся к запасам.
Введение в действие ФСБУ 5/2019 никак не повлияло на применение Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н. Планом счетов по-прежнему предусмотрены различные счета для учета каждого вида запасов: 10 "Материалы", 41 "Товары", 43 "Готовая продукция" и др.
Однако поскольку малоценные активы со сроком полезного использования более 12 месяцев в составе запасов отражаться не должны, такое имущество в рассматриваемой ситуации не должно отражаться на счете 10 *(2).
Несоответствие положений ПБУ 6/01 и ФСБУ 5/2019 друг другу было устранено с появлением ФСБУ 6/2020.
Как уже было отмечено, в соответствии с ФСБУ 6/2020 малоценные активы со сроком эксплуатации свыше 12 месяцев можно учитывать как основные средства или единовременно списывать в расходы.
Другими словами, введение ФСБУ 6/2020 позволяет заменить учет рассматриваемых малоценных активов в составе МПЗ на операцию по отнесению их стоимости в состав расходов периода, в котором возникли факты хозяйственной жизни, связанные с получением от собственника*(3) или приобретением таких объектов за счет средств предприятия (если организация в силу нормы п. 5 ФСБУ 6/2020 установит стоимостной лимит отнесения объекта в состав ОС).
В случае принятия решения организацией об установлении стоимостного лимита на основании нормы п. 5 ФСБУ 6/2020 приобретенное имущество не будет иметь какую-либо балансовую стоимость и в силу этого не будет отражаться в бухгалтерском учете и отчетности*(4).
В случае, если организация не примет решение о применении нормы п. 5 ФСБУ 6/2020 в части установления лимита стоимости объектов ОС, то рассматриваемые в вопросе активы следует учитывать в общем порядке в составе основных средств.
Так, в общем случае если предполагается длительный период получения дохода при использовании актива или участия его в управлении, то возникает необходимость переноса стоимости актива в расходы равномерно в течение всего периода получения дохода (экономических выгод).
Первоначальная стоимость, уменьшенная на суммы накопленной амортизации и обесценения, выступает как балансовая стоимость объекта основных средств (п. 25 ФСБУ 6/2020).
Как следует из рассматриваемой ситуации, организация не принимала решение об установлении лимита стоимости ОС.
В данном случае, в зависимости от решения вопроса о том, необходимо ли вносить исправления в учет относительно восстановления балансовой стоимости приобретенного имущества, организация может как установить лимит, так и не устанавливать его. Во втором случае, если стоимостной лимит ОС организация устанавливать не будет, ей надлежит восстановить балансовую стоимость активов, поскольку, как уже было отмечено, исходя из своего предназначении такие активы подлежат учету в общем порядке в составе основных средств.
Установление стоимостного лимита основных средств в учетной политике организации в рассматриваемой ситуации
Организация имеет право установить в учетной политике любой стоимостной лимит, при недостижении которого актив, обладающий признаками основного средства, списывается в расходы как несущественный.
Информация о таких активах признается организацией несущественной, но организации следует взять на себя обязательство обеспечивать надлежащий контроль наличия и движения данных активов.
В п. 11 ФСБУ 6/2020 указано, что для целей бухгалтерского учета основные средства подлежат классификации по видам (например, недвижимость, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь) и группам. Группой считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования (абзац второй п. 11 ФСБУ 6/2020).
Следует отметить, что лимит устанавливается исходя из существенности информации о всех объектах организации и применяется к каждому объекту.
В силу п. 5 "НРБУ "БМЦ" Рекомендации Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств" количественно лимит может выражаться непосредственно в денежной сумме либо в процентах от денежной величины релевантных показателей.
Возможность установления разных стоимостных лимитов, в частности, для разных групп основных средств, ФСБУ 6/2020 прямо не предусматривает.
В то же время имеет место точка зрения, согласно которой с учетом Рекомендации Р-100/2019-КпР "Реализация требования рациональности" вместо применения стоимостного лимита для отдельных объектов основных средств организация может выделить группы основных средств, информация о которых заведомо несущественна. Согласно данной точке зрения один из пунктов учетной политики может быть примерно таким: Основные средства, относящиеся, например, к группам "Компьютеры и периферийное оборудование" и "Офисная мебель", признавать несущественными активами, расходы на приобретение которых признаются расходами того периода, в котором они понесены (Учетная политика 2022: бухгалтерская и налоговая (Крутякова T.Л.) - "Издательство АйСи", 2022 г.)*(5).
Далее отметим, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений ((ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 9 МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" (введен в действие на территории РФ приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н).
Согласно требованиям к информации, формируемой в бухгалтерском учете, она должна быть полезной пользователям (п. 6.1 Концепции). Для того чтобы информация, формируемая в бухгалтерском учете, считалась полезной заинтересованным пользователям, она должна быть уместной, надежной и сравнимой. На уместность информации влияют ее содержание и существенность (п. 6.2.1 Концепции).
Существенной признается информация, наличие, отсутствие или неточность которой может повлиять на решения заинтересованных пользователей (п. 6.2.1 Концепции). Критерии существенности информации организация определяет самостоятельно.
Существенность информации, лежащая в основе установления лимита отнесения объекта к ОС, не единственный критерий для ее уместности, а в конечном итоге для ее полезности.
Другим критерием полезности информации является ее содержание.
Если информация об основных средствах, полученных в хозяйственное ведение, по своему содержанию является уместной для собственника унитарного предприятия, других пользователей наряду с иной существенной информацией, то есть будет выступать полезной, то полагаем, что такую информацию следует отражать в установленном порядке в бухгалтерском учете и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Иначе говоря, в том случае, если имущество, полученное в хозяйственное ведение, имеет стоимость ниже установленного лимита признания объектов к ОС, то этим возможно пренебречь в угоду содержания информации о таком активе и учитывать данный актив в составе ОС наравне с объектами, приобретенными за счет собственных средств предприятия, стоимость которых превышает стоимостной лимит, установленный организацией.
То есть в учетной политике организации следует указать, что информация о полученных в хозяйственное ведение активах является уместной для отображения в бухгалтерском учете и представлении в бухгалтерской отчетности вне зависимости от того, какова стоимость полученного в хозяйственное ведение актива, и вписывается ли эта стоимость в установленный лимит.
Таким образом, получается, что организация не лишена возможности внести положение в учетную политику, в соответствие с которым она установит стоимостной лимит в размере 100 тыс. руб. для признания объектов, приобретенных за счет средств предприятия, основными средствами. При этом основные средства, полученные в хозяйственное ведение, организация сможет принимать к учету в качестве объектов ОС на общих основаниях без соотнесения их стоимости с установленным лимитом.
Так, если информация об имуществе, полученном в хозяйственное ведение, является уместной и полезной для отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности, то независимо от стоимости такого имущества, от того факта, что эта стоимость может не превышать стоимостной лимит ОС, организация сможет принять к учету данное имущество в качестве объектов ОС.
Для применения такого подхода в ФСБУ 6/2020 ограничений не установлено.
Однако данная позиция организации должна найти свое отражение в учетной политике.
К сведению:
Обращаем внимание, что выраженная позиция является нашим экспертным мнением, может отличаться от мнения других специалистов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном ответе. Организация может обратиться в за персональным разъяснением в Минфин России или налоговый орган (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ, п. 1 ст. 34.2 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Учет автомобильного прицепа стоимостью менее 100 000 руб., переданного МУП от учредителя (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2022 г.);
- Вопрос: Учредитель (Администрация местного самоуправления в лице комитета по имуществу) передал МУП движимое имущество в хозяйственное ведение без увеличения уставного фонда. Должен ли МУП уплатить налог на прибыль со стоимости этого имущества? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.)
- Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете получение унитарным предприятием малоценного имущества сверх суммы уставного фонда? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.)
- Вопрос: Внесение изменений в учетную политику для бухгалтерского учета при изменении стоимостного лимита основных средств. Существенность информации о "малоценных" основных средствах (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2023 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Ответ прошел контроль качества
2 ноября 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы" в состав запасов включаются только активы, потребляемые (продаваемые) в рамках обычного операционного цикла либо используемые в течение не более чем 12 месяцев. При этом материалы представляют собой вид запасов, которые необходимы при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг (подп. "а" п. 3 ФСБУ 5/2019).
Поэтому если активы потребляются не в рамках обычного операционного цикла либо в течение периода, равного 12 месяцам или меньшего 12 месяцев, то независимо от их стоимости они не могут учитываться в составе запасов. То есть вопрос о стоимостном критерии как факторе, определяющем порядок учета, возникает только после того, как в соответствии с условиями признания актив признан либо запасами, либо основным средством.
*(2) Из норм п. 5 ФСБУ 6/2020, пп. 9, 10, 43 ФСБУ 5/2019 следует, что имеет место различие между затратами и расходами (смотрите материал: Стоимостной лимит основных средств (А.М. Рабинович, журнал "Бухгалтерский учет", N 5, май 2022 г.)).
В общем случае учитываемые на счете 10 МПЗ имеют балансовую стоимость, определяемую по правилам п. 9 ФСБУ 5/2019, тогда как основные средств, не признаваемые таковыми в силу п. 5 ФСБУ 6/2020, балансовой стоимости не имеют.
*(3) В части получения унитарным предприятием государственного или муниципального имущества необходимо отметить, что в целях определения фактических затрат на приобретение, создание, улучшение и (или) восстановление объектов основных средств при формировании первоначальной стоимости ОС к возникновению (увеличению) обязательств организации приравнивается увеличение капитала организации, в том числе вследствие безвозмездного получения имущества от акционеров, собственников, участников, учредителей организации (в том числе вследствие передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию) (абзац второй п. 9 ФСБУ 26/2020). При этом речь может идти как об увеличении уставного капитала (фонда), так и увеличении добавочного капитала, поскольку понятие "капитал", входящее в понятие "пассив", объединяет различные источники формирования имущества, перечисленные в разделе III "Капитал и резервы" бухгалтерского баланса.
То есть первоначальная стоимость в размере фактических затрат определяется в том числе в ситуации получения имущества от собственников организации вследствие передачи государственного или муниципального имущества унитарному предприятию.
Отметим, что до 01.01.2022 порядок определения первоначальной стоимости основных средств, полученных унитарными предприятиями от учредителей, определен не был.
*(4) После начала применения ФСБУ 6/2020 организация может выбрать один из способов учета активов со стоимостью ниже лимита и со сроком эксплуатации свыше 12 месяцев, закрепив его в учетной политике:
- как расходы того периода, в котором такие активы были приобретены;
- как основные средства (например, в случае, когда совокупная стоимость всех таких активов составляет существенную сумму, превышающую лимит, установленный в учетной политике для признания актива в составе основных средств).
Так, в случае большого количества однородных основных средств информация о них в целом часто является существенной, в том числе даже в том случае, когда стоимость одного объекта незначительна. При этом группой основных средств считается совокупность объектов основных средств одного вида, объединенных исходя из сходного характера их использования (абзац второй п. 11 ФСБУ 6/2020).
Применение группового учета возможно в случае, если организация не может (или не желает) на основании п. 5 ФСБУ 6/2020 упрощать учет объектов, имеющих стоимость ниже лимита путем отказа от применения к таким объектам ФСБУ 6/2020. В такой ситуации приемлемым способом упрощения учета с целью реализации требования рациональности без ущерба для интересов пользователя бухгалтерской отчетности представляется групповой учет основных средств по аналогии с подходами, используемыми для учета запасов (смотрите раздел "Описание проблемы" Рекомендации Р-125/2021-КпР "Групповая единица учета основных средств" (принята фондом БМЦ Центр от 19 марта 2021 г.) (далее - Рекомендация Р-125/2021-КпР)). См. также Вопрос: Внесение изменений в учетную политику для бухучета при изменении стоимостного лимита ОС. Существенность информации о "малоценных" ОС (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2023 г.).
При этом объекты основных средств могут быть объединены в одну групповую единицу учета при одновременном соблюдении всех условий, перечисленных в п. 2 Рекомендации Р-125/2021-КпР, в частности:
- условия о том, что все объекты групповой единицы учета выполняют однородную функцию в деятельности организации (подп. "б" п. 2 Рекомендации Р-125/2021-КпР);
- условия, что все объекты групповой единицы учета относятся к одной группе основных средств, определяемой организацией на основании п. 11 ФСБУ 6/2020 (подп. "д" п. 2 Рекомендации Р-125/2021-КпР).
Согласно п. 11 ФСБУ 6/2020 для целей бухгалтерского учета основные средства подлежат распределению по таким видам, как, например, недвижимость, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь.
Однако групповой учет может не применяться к зданиям, сооружениям, транспортным средствам, земельным участкам и объектам природопользования. То есть некоторые активы, скорее всего, не получится объединить в групповую единицу учета.
*(5) Данная точка зрения основывается, в частности, на том, что пункты 7.4 и 7.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) позволяют организациям не применять способы бухгалтерского учета, установленные ФСБУ, в той степени, в которой их применение приводит к формированию несущественной информации. Цель п. 5 ФСБУ 6/2020 состоит в реализации требования рациональности, о чем отмечают специалисты Фонда "НРБУ "БМЦ" в Рекомендации Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств". Это позволяет максимально упростить порядок учета той части основных средств, информация о которых в силу их незначительной стоимости не влияет на решения пользователей бухгалтерской отчетности, и в связи с этим ценность такой информации не оправдывает затрат на ее получение. Организация вправе на основании п. 7.4 ПБУ 1/2008 отражать несущественную информацию в бухгалтерском учете и отчетности по правилам, самостоятельно разработанным организацией в соответствии с п. 7.1 ПБУ 1/2008 (а не по правилам бухгалтерского учета, установленным ФСБУ), если имеет место более удобный (рациональный) для организации способ.
Также в соответствии с Рекомендацией Р-126/2021-КпР "Стоимостной лимит для основных средств" организация может определять лимит в отношении всей выделяемой совокупности несущественных активов. Так, например, руководство организации может решить, что все затраты на приобретение офисной техники и компьютеров для бухгалтерии в пределах определенной суммы в год не являются существенными для бухгалтерской отчетности и могут быть списаны на расходы (даже если отдельный копировальный аппарат стоит 150 тыс. руб.) (Учет малоценных объектов в "1С:Бухгалтерии 8" (журнал "БУХ.1С", N 5, май 2021 г.)).
Тогда формулировка в учетной политике может выглядеть так: "Установить стоимостной лимит отнесения активов к основным средствам 300 000 руб. в отношении групп "Оргтехника" и "Офисная мебель". При такой формулировке стоимость всех объектов, входящих в указанные группы, будет списываться в состав расходов по мере приобретения, независимо от стоимости каждой отдельной единицы. При этом если суммарная стоимость объектов, входящих в соответствующую группу, в течение года существенно превысит установленный лимит, то организации придется откорректировать данные за год (подробнее смотрите в материале: Учетная политика 2022: бухгалтерская и налоговая (Крутякова T.Л.) - "Издательство АйСи", 2022 г.). Отметим, что при оценке существенности формируемой в бухгалтерском учете информации принимается профессиональное суждение (Рекомендация Р-96/2018-КпР "Профессиональное суждение").