На предприятии для здравпункта приобретаются медикаменты для оказания первой медицинской помощи работникам предприятия. Некоторые из приобретаемых медикаментов являются маркированными, некоторые нет. Нужно ли в бухгалтерской программе указывать, что медикаменты являются маркированными? Каков порядок действий в случае нарушения сроков приемки и выбытия медикаментов (например, в августе поступили два документа на получение лекарственных препаратов, датированные маем)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
1. Законодательство о бухгалтерском учете не содержит обязательного требования об учете запасов, подлежащих обязательной маркировке в соответствии с законодательством, в разрезе каждой единицы, которой присвоен код маркировки. Поэтому в программе, используемой для ведения бухгалтерского учета, не обязательно отражать признак маркировки запасов (нет требования о выделении в учете отдельной группы товаров), вести учет запасов, подлежащих обязательной маркировке, (медикаментов) в разрезе каждой единицы и т.п.
При этом поступление лекарственных препаратов является фактом хозяйственной жизни, который должен быть своевременно отражен в учете, в т.ч. в ситуации поступления запасов без документов поставщика (накладных).
2. В информационной системе МДЛП сведения о приемке лекарственных препаратов должны быть своевременно внесены:
- в случае выбора прямого порядка предоставления сведений при обороте ЛП - поставщиком. Получатель передает сведения о приемке в течение одного рабочего дня с даты приемки лекарственных препаратов и регистрации в системе мониторинга сведений об отгруженных лекарственных препаратах (обособленные подразделения медицинских организаций подтверждают достоверность сведений, содержащихся в системе мониторинга, в течение 30 рабочих дней со дня приемки ЛП). То есть при выборе прямого порядка получатель может только подтвердить сведения поставщика об отгрузке (если поставщик внес сведения об отгрузке ЛП только в августе, то получатель может подтвердить сведения также в августе);
- в случае выбора обратного порядка представления сведений при обороте ЛП - получателем ЛП в течение одного рабочего дня с даты приемки ЛП (для обособленных подразделений медицинских организаций - в течение 30 рабочих дней со дня приемки лекарственных препаратов). То есть при выборе обратного порядка получатель должен по факту приемки ЛП передать сведения в МДЛП.
Примеров судебной практики по вопросам нарушения сроков передачи сведений в МДЛП медицинскими пунктами при предприятиях не обнаружено. Обнаружено решение суда, в котором получатель ЛП был освобожден от ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.34 КоАП РФ, поскольку поставщиком не были внесены сведения о передаче ЛП. И в связи с выбором прямого порядка представления сведений при обороте ЛП получатель не имел возможности своевременно передать (подтвердить) сведения о получении ЛП.
Обоснование позиции:
Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ст. 4 Закона N 402-ФЗ).
1. Порядок учета запасов установлен ФСБУ 5/2019 "Запасы", согласно п. 6 которого единица учета запасов устанавливается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации о запасах в бухгалтерском учете, а также надлежащий контроль наличия и движения их. В зависимости от вида запасов, характера и порядка приобретения (создания) и (или) потребления (продажи, использования) организация устанавливает единицей учета запасов номенклатурный номер, инвентарный номер, партию, однородную группу, отдельный объект или иную единицу. После признания запасов в бухгалтерском учете допускаются последующие изменения единиц их учета.
При этом законодательство о бухгалтерском учете не содержит обязательного требования об учете запасов, подлежащих обязательной маркировке в соответствии с законодательством, в разрезе каждой единицы, которой присвоен код маркировки.
Таким образом, организации не запрещается устанавливать в качестве единицы учета определенную однородную группу, например медикаменты*(1).
Сведения об обороте товаров, подлежащих маркировке, в разрезе каждой единицы товара осуществляется в информационной системе маркировки товаров (системе мониторинга - для лекарственных препаратов).
При этом сведения о вводе в оборот, обороте, выводе из оборота маркированных товаров, содержащиеся в данной информационной системе, не являются данными бухгалтерского учета. Также нет требований о соответствии данных бухгалтерского учета сведениям из информационной системы маркировки товаров.
В то же время сведения в информационную систему поступают не в виде документов бухгалтерского учета (накладная, УПД) в электронном виде (с использованием ЭДО), а путем передачи сообщений об обороте лекарственных препаратов (например, отгрузке и подтверждении приемки или приемки). В сообщении указываются в т.ч. реквизиты первичного документа, являющегося основанием для передачи лекарственного препарата (дата и номер) (пункты 2 и 3 приложения N 6 к Положению о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - Положение)).
Таким образом, в программе, используемой для ведения бухгалтерского учета запасов, не обязательно отражать признак маркировки запасов (нет требования о выделении в учете отдельной группы товаров), вести учет запасов, подлежащих обязательной маркировке (медикаментов) в разрезе каждой единицы и т.п.
2. Что касается документального оформления факта хозяйственной жизни - поступления запасов (медикаментов) с опозданием, отметим следующее.
Основанием для отражения в бухгалтерском учете информации о фактах хозяйственной жизни являются первичные учетные документы (ПУД) (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете).
На основании п. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ ПУД должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Смотрите также рекомендацию Р-115/2020-КпР "Своевременность документального оформления фактов хозяйственной жизни"*(2).
Поступление запасов является фактом хозяйственной жизни (ФХЖ). Согласно Рекомендации Р 62/2015-КпР "Отражение фактов хозяйственной жизни по поступившим в следующем отчетном периоде первичным учетным документам", своевременная регистрация ФХЖ в регистрах бухгалтерского учета означает, что ФХЖ должен регистрироваться по его дате совершения, а не дате первичного документа, которым ФХЖ оформлен.
При этом необходимо отличать первичные учетные документы от документов, которыми оформляются гражданско-правовые отношения с контрагентами (хозяйственные документы: накладные, акты, договоры и т.п., которые являются документами, подтверждающими факт хозяйственной жизни). Практика использования хозяйственных документов непосредственно в качестве первичных учетных документов является следствием традиций документального оформления операций, сложившихся до вступления в силу Закона N 402-ФЗ, но не является обязательным способом реализации требований этого закона и не прописана в нем
Согласно подп. "б" п. 8 ФСБУ 27/2021 в случае отличия даты составления ПУД от даты совершения ФХЖ, оформляемого этим ПУД, указывается также информация о дате совершения ФХЖ. То есть из документа должно быть понятно, когда фактически была совершена операция (указана дата или месяц, в котором поступили запасы)*(3).
Таким образом, оприходование производится в момент поступления запасов. Для принятия к учету запасов, поступивших без расчетных документов, можно воспользоваться ценой, предусмотренной договором с поставщиком. Если в договоре стоимость товаров не установлена, то следует исходить из той цены, по которой организация обычно покупает аналогичное имущество (п. 6.1 ПБУ 10/99 "Расходы организации"). И после получения документов от поставщика в текущем отчетном периоде до окончания отчетного года по неотфактурованным поставкам корректируются цена товаров и расчеты с поставщиком.
Также в учетной политике следует предусмотреть документальное оформление оприходования запасов, поступивших без товаросопроводительных (расчетных) документов. Например, в данном случае можно использовать акт о приемке товара, поступившего без счета поставщика. Данный документ может быть разработан на основе формы N ТОРГ-4. Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Учет товаров по неотфактурованным поставкам.
Что касается отражения в информационной системе МДЛП медикаментов, то отметим, что сведения о приемке лекарственных препаратов должны быть своевременно внесены их получателем.
При этом в п. 44 Положения установлены два способа представления сведений в систему:
1) субъектом, осуществляющим передачу лекарственных препаратов (ЛП) - при использовании прямого порядка представления сведений при обороте ЛП. Сведения об отгрузке ЛП получателю представляются отправителем ЛП в ИС МДЛП в течение одного рабочего дня с фактической даты отгрузки ЛП (отправитель предоставляет в систему мониторинга сведения, предусмотренные пунктом 2 приложения N 6 к Положению). Получатель подтверждает зарегистрированные отправителем сведения в течение одного рабочего дня с даты приемки ЛП и регистрации в ИС МДЛП сведений об отгруженных ЛП (для обособленных подразделений медицинских организаций (амбулаторий, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) - в течение 30 рабочих дней со дня приемки лекарственных препаратов). Получатель подтверждает получение ЛП путем предоставления сведений, предусмотренных пунктом 4 приложения N 6 к Положению;
2) субъектом, осуществляющим приемку ЛП, - при использовании обратного порядка представления сведений при обороте ЛП. При выборе обратного порядка передачи и подтверждения сведений получателем регистрируются сведения о приемке ЛП (предусмотренные пунктом 3 приложения N 6 к Положению), а отправителем осуществляется подтверждение сведений о приемке ЛП на склад покупателя. Сведения о приемке ЛП представляются получателем ЛП в ИС МДЛП в течение одного рабочего дня с даты приемки ЛП (для обособленных подразделений медицинских организаций (амбулаторий, фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов) - в течение 30 рабочих дней со дня приемки лекарственных препаратов). При этом отправителем осуществляется подтверждение зарегистрированных получателем сведений в течение одного рабочего дня с даты регистрации в ИС МДЛП сведений о принятых ЛП.
Предусмотрен упрощенный порядок, когда подтверждение достоверности сведений, представляемых в систему МДЛП, вправе осуществлять не поставщик в соответствии с обратным порядком, описанным выше, а оператор системы мониторинга путем проверки наличия в системе мониторинга кода идентификации в отношении лекарственных препаратов, владельцем которых по данным системы мониторинга является указанный субъект обращения лекарственных средств. По результатам такой проверки оператор системы мониторинга с использованием функционала системы мониторинга отправляет субъекту обращения лекарственных средств, ранее осуществившему представление в систему мониторинга сведений о предыдущей операции с лекарственным препаратом, уведомление о представлении сведений в соответствии с абзацем пятым настоящего пункта, с указанием сведений, проверенных оператором системы мониторинга.
Решение о выборе прямого порядка представления сведений при обороте лекарственных препаратов либо обратного порядка представления сведений при обороте лекарственных препаратов принимается субъектами обращения лекарственных средств, представляющими такие сведения, самостоятельно.
Таким образом, в любом случае получатель должен своевременно направлять сведения в систему мониторинга о поступлении ЛП - либо как подтверждение сведений поставщика об отгрузке, либо как направление сведений о приемке.
Несвоевременное внесение данных или внесение недостоверных данных в систему ФГИС МДЛП влечет наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от пяти до десяти тысяч рублей, на юридических лиц от пятидесяти до ста тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.34 КоАП РФ, срок давности по таким нарушениям - один год, ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Анализ судебной практики показывает, что факт нарушения требований законодательства о маркировке получателями ЛП выявлялся контролирующим органом (территориальным органом Росздравнадзора) в ходе инспекционного визита (смотрите, например, решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14.06.2022 по делу N А12-8913/2022).
При этом суды принимают во внимание выбор субъектов обращения ЛП порядка представления сведений в систему - прямой или обратный. В случае, если выбран прямой порядок представления сведений, то получатель ЛП может внести данные о получении ЛП (подтверждение приемки) только после внесения соответствующих сведений поставщиком. Смотрите, например, решение Калининградского областного суда от 07 июня 2022 г. по делу N 7A-133/2022: По данным системы МДЛП, 1 декабря 2021 года продавцом ООО "данные изъяты" внесены в систему сведения об отгрузке лекарственных средств, после чего ГАУ КО "Дворец спорта "Янтарный" подтвердило информацию о приемке указанных лекарственных средств, что свидетельствует о том, что субъектами обращения лекарственных средств выбран не обратный порядок предоставления сведений в систему МДЛП, а прямой.
Из указанного выше Положения следует, что предоставление сведений в систему МДЛП субъектом обращения при осуществлении операций с лекарственным препаратом осуществляется последовательно. При этом сведения об очередной операции с лекарственным препаратом передаются после получения субъектами обращения лекарственных средств подтверждения об успешной обработке системой мониторинга сведений о предыдущей операции с лекарственным препаратом.
В данном случае учреждение могло подтвердить достоверность сведений, содержащихся в системе мониторинга, только после регистрации продавцом в системе сведений об отгруженных лекарственных препаратах.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каткова Ольга
Ответ прошел контроль качества
23 августа 2023 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В целях обеспечения корректного интеграционного взаимодействия с ФГИС МДЛП участнику оборота при ведении товарной номенклатуры лекарственных препаратов, находящихся у него балансе, рекомендуется в качестве основного идентификатора использовать внутренний уникальный идентификатор лекарственного препарата в реестре ЕСКЛП (код ЕСКЛП).
*(2) В силу п. 4 ч. 1 ст. 21 Закона N 402-ФЗ такие рекомендации относятся к документам в области регулирования бухгалтерского учета.
Смотрите также Энциклопедию решений. Нормативные акты по бухгалтерскому учету (инструкции, методические указания, методические рекомендации). План счетов бухгалтерского учета.
*(3) Разница между ПУД и хозяйственными документами также отражена в ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете" (далее - ФСБУ 27/2021).
Так, в соответствии с подп. "г" п. 9 данного стандарта при составлении экономическим субъектом ПУД допускается использовать в качестве ПУД документы, составленные или полученные в процессе деятельности экономического субъекта, в частности, для оформления его гражданско-правовых отношений с контрагентами, работниками, государственными органами, для управления экономическим субъектом (в частности, договор, кассовый чек, квитанция об оплате, авансовый отчет, судебный акт, торговый товарный счет) при условии, что указанные документы содержат все установленные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ обязательные реквизиты ПУД.
Это означает, что документ, не являющийся изначально ПУД, но содержащий все обязательные реквизиты первичного учетного документа, может использоваться в качестве первичного учетного документа для целей бухгалтерского учета. При этом оформление на его основе специального первичного учетного документа не требуется (подп. "в" п. 3 информационного сообщения Минфина России от 10.06.2021 N ИС-учет-33).
Подробнее смотрите в ответе на Вопрос: Особенности отражения в бухгалтерском учете фактов хозяйственной жизни: приемки результатов работ и зачета взаимных требований при отсутствии в Акте выполненных работ подписи со стороны заказчика (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2022 г.)
Смотрит также ответ на Вопрос: Документооборот в условиях, когда отгрузка продукции осуществляется в отдаленном от бухгалтерии подразделении. Возможно ли составлять сводную накладную на все отгрузки за период (день, неделя, месяц)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2020 г.)