Организация на УСН "доходы минус расходы" приобрела бывшее в употреблении основное средство (подъемник) исключительно для дальнейшей перепродажи, использовать для изготовления продукции и других целей не планируется. Ранее организация выступала в качестве арендатора данного подъемника, а также передавала его в субаренду. В настоящий момент принято решение договор аренды расторгнуть и вернуть подъемник арендодателю. Требуется ли вводить в эксплуатацию подъемник? Какие документы необходимо оформить при перепродаже? Как эту операцию отразить в бухгалтерском учете?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Приобретенный для дальнейшей перепродажи подъемник в бухгалтерском и налоговом учете отражается в качестве товара. Ввод в эксплуатацию данного подъемника не требуется, так как он не отвечает критериям, соблюдение которых необходимо для признания его основным средством.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
Прежде всего отметим, что начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год обязателен к применению ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" (далее - ФСБУ 25/2018, стандарт). Этот стандарт регулирует порядок учета объектов аренды. Его применяют стороны договоров аренды, субаренды и иных договоров, по которым имущество предоставляется во временное пользование (п. 2 ФСБУ 25/2018). По общему правилу на начало 2022 года арендаторам необходимо было скорректировать учетные данные и принять к учету право пользования активом (ППА) и обязательство по аренде (ОА) (п. 10 ФСБУ 25/2018). Однако для ряда случаев предусмотрены исключения из этого порядка. Так, из п. 51 ФСБУ 25/2018 следует, что организация может не применять ФСБУ 25/2018 в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца года, начиная с отчетности за который применяется ФСБУ 25/2018 (смотрите дополнительно раздел "Переходные положения" информационного сообщения Минфина России от 25.01.2019 N ИС-учет-15).
Таким образом, с учетом того, что в рассматриваемом случае исполнение договора аренды подъемника истекает в 2022 году, организация имела право принять решение о неприменении ФСБУ 25/2018 и продолжать учитывать данный объект в прежнем порядке, на забалансовом счете. После завершения договора аренды, соответственно, подъемник должен быть передан арендодателю по акту приема-передачи и списан с забаланса.
Что касается дальнейшего выкупа данного подъемника, то данная финансово-хозяйственная операция по своей сути признается самостоятельным фактом хозяйственной жизни (п. 8 ст. 3, ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ) и подлежит отражению в учете без какой-либо взаимосвязи с прекратившим свое действие договором аренды.
Согласно п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы" (далее - ФСБУ 5/2019) для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации либо используемые в течение периода не более 12 месяцев. Запасами, в частности, являются: товары, приобретенные у других лиц и предназначенные для продажи в ходе обычной деятельности организации. Товары принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, если иное не установлено ФСБУ 5/2019 (п. 9 ФСБУ 5/2019). В фактическую себестоимость запасов, в частности товаров, включаются фактические затраты на приобретение таких запасов (п. 10 ФСБУ 5/2019).
Таким образом, приобретенный для дальнейшей перепродажи подъемник в бухгалтерском учете должен быть учтен в качестве товара по фактической себестоимости. Ввод в эксплуатацию данного подъемника не требуется, так как он не отвечает критериям, соблюдение которых необходимо для признания его основным средством п. 4 ФСБУ 6/2020 "Основные средства".
На основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов), приобретение подъемника отражается в учете записью:
Дебет 41 Кредит 60 (76) - отражено приобретение подъемника.
В силу п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденном приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (далее - ПБУ 9/99), поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров, подлежат отражению в составе прочих доходов организации. Соответственно, при дальнейшей реализации подъемника в бухгалтерском учете образуется прочий доход.
В учете при продаже подъемника следует сделать записи:
Дебет 62, Кредит 91 - - отражен доход от продажи;
Дебет 91, Кредит 41 - списана на прочие расходы стоимость подъемника.
Налоговый учет
Для целей НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п. 3 ст. 38 НК РФ). Следовательно, приобретаемый подъемник, предназначенный для дальнейшей реализации, в целях налогообложения должен рассматриваться в качестве товара. Введения его в эксплуатацию не требуется.
На основании подп. 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения вправе учесть, в частности, расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (без НДС). "Входной" НДС по приобретенным товарам является самостоятельным видом расхода (подп. 8 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
При этом расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе налогооблагаемых затрат по мере реализации указанных товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Соответственно, расходы на покупку подъемника могут быть учтены при расчете налога по УСН в том периоде, когда подъемник будет продан.
Исходя из п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 248 и п. 1 ст. 346.17 НК РФ, доход от реализации подъемника должен быть отражен в учете на день поступления денежных средств от покупателя.
Документальное оформление
Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Первичные документы должны содержать обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
В настоящее время все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако организации вправе продолжать использование унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России, для оформления соответствующих фактов хозяйственной жизни, если примет такое решение и закрепит его в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации"). Также унифицированные формы могут быть использованы в качестве образца при разработке собственных форм первичных учетных документов, например, унифицированная форма может быть дополнена какими-либо реквизитами или, наоборот, из унифицированной формы могут быть исключены некоторые реквизиты (исключить можно только реквизиты, не входящие в перечень, предусмотренный ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Альбомы унифицированных форм, утвержденные Госкомстатом России для документального оформления факта передачи материальных ценностей, предусматривают, в частности:
- форму ОС-1 "Акт приемки-передачи основных средств", утверждена постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";
- форму ТОРГ-12 "Товарная накладная", утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 N 132 "Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций".
Указаниями по применению и заполнению формы ОС-1 определено, что она применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств в организации или между организациями для:
а) включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию), поступивших:
- по договорам купли-продажи, мены имущества, дарения, финансовой аренды (если объект основных средств находится на балансе лизингополучателя) и др.;
- путем приобретения за плату денежными средствами, изготовления для собственных нужд и ввода в эксплуатацию законченных строительством зданий (сооружений, встроенных и пристроенных помещений) в установленном порядке;
б) выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации.
Соответственно, при приобретении бывшего в эксплуатации подъемника, предназначенного для дальнейшей реализации, составления формы ОС-1 не требуется. Покупка и продажа в данном случае могут быть оформлены с помощью формы ТОРГ-12 или любого иного первичного документа (акта, накладной и т.п.), утвержденного в учетной политике для целей оформления фактов купли-продажи имущества.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
8 сентября 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.