На предприятии в качестве основного средства числится электропогрузчик 2004 года выпуска. Погрузчик вышел из строя, к эксплуатации непригоден. Ни одна запчасть и комплектующие детали не подходят к погрузчику. В результате принято решение списать и утилизировать погрузчик (сдать в металлолом). Электропогрузчик подлежит прослеживаемости и не является транспортным средством. Планируется продажа металлолома специализированной организации. Какова последовательность действий в данном случае? Какие документы необходимо оформить предприятию? Какие документы должна представить организация, занимающаяся приемом металлолома? Является ли выбытие объекта операцией с товарами, подлежащими прослеживаемости?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Организации следует самостоятельно разработать порядок списания объектов основных средств при их ликвидации.
Решение о списании объекта основных средств обычно оформляется актом.
Для утилизации электропогрузчика лучше привлечь специализированную организацию (переработчика), заключив с ней договор. Факт утилизации имущества должен быть подтвержден документом, например актом о передаче имущества на утилизацию, актом оказанных услуг (выполненных работ) и т.п.
Оприходовать металлолом можно по акту и (или) по приходному ордеру.
2. Выбытие объекта основного средства, подлежащего прослеживаемости, в связи с утилизацией или уничтожением, является операцией с товарами, подлежащими прослеживаемости.
Обоснование вывода:
Списание и утилизация ОС
Объект основных средств (далее - ОС) списывается с бухгалтерского учета в случае, если он выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды в будущем (п. 40 ФСБУ 6/2020). Выбытие объекта основных средств и его ликвидация имеют место, в частности, в случаях:
- прекращения использования этого объекта вследствие его физического или морального износа при отсутствии перспектив продажи или возобновления использования (подп. "а" п. 40 ФСБУ 6/2020);
- истечения нормативно допустимых сроков или других предельных параметров эксплуатации этого объекта, в результате чего его использование организацией становится невозможным (подп. "г" п. 40 ФСБУ 6/2020).
Основное средство подлежит списанию в том отчетном периоде, в котором оно выбывает (п. 41 ФСБУ 6/2020).
Однако ФСБУ 6/2020 не содержит подробного порядка списания основных средств в случае их ликвидации. Поэтому организация должна самостоятельно разработать порядок списания объектов основных средств при их ликвидации и закрепить его в учетной политике.
В учетной политике можно предусмотреть, что для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается специальная комиссия. В состав данной комиссии могут входить соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Также необходимо предусмотреть основные задачи и обязанности такой комиссии (например, осмотр объекта основных средств, выявление причин списания имущества, составление акта о списании объекта основных средств и др.).
Напомним, все формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ). При этом документы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляется в акте о списании объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов и т.п.). За основу для разработки актов можно принять унифицированные формы актов о списании ОС (N ОС-4, N ОС-4а и N ОС-4б), которые утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7. Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем (или уполномоченным лицом).
На основании оформленного акта о списании, переданного бухгалтерской службе организации, в инвентарной карточке (инвентарной книге) (за основу можно принять унифицированные формы N ОС-6, N ОС-6а, N ОС-6б) производится отметка о выбытии объекта основных средств.
При подписании акта о списании объекта следует продумать мероприятия по разбору (демонтажу), утилизации.
Обратите внимание, длительность процесса ликвидации объекта основных средств, а также наличие или отсутствие заключенного договора об утилизации или о реализации металлолома не должны определять длительность нахождения неиспользуемого объекта в составе основных средств. Моментом списания основного средства, по которому принято решение о ликвидации, должен быть момент его вывода из производственного процесса организации, о чем должен быть составлен соответствующий документ (например, акт о переводе объекта основных средств на ликвидацию) (смотрите Рекомендации Фонда "НРБУ "БМЦ" Р-27/2012-КпР "Ликвидация основных средств c длительным демонтажом", принятые 30.08.2012, а также письмо Минфина России от 25.12.2015 N 07-01-06/76480).
Балансовую стоимость основного средства нужно списать с бухгалтерского учета при прекращении использования, а не по окончании процесса его ликвидации (демонтажа (разбора), утилизации) (подробнее смотрите в материале: Вопрос: Дата списания основного средства с бухгалтерского учета (сразу после утверждения акта о списании либо по завершении мероприятий по разбору и оприходованию ценностей, утилизации остатков) (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2021 г.)). При этом списанное в бухгалтерском учете ОС до полной его ликвидации (утилизации), полагаем, следует учитывать за балансом (например, по дебету счета 012) для целей контроля над ним.
Если комиссией принимается решение, что какие-то детали и узлы автопогрузчика можно использовать в деятельности организации либо для продажи, то данный факт фиксируется в акте, составленном комиссией. В таком случае до передачи ОС на утилизацию их следует демонтировать и принять к учету в качестве запасов с учетом п. 16 ФСБУ 5/2019. Принятие к учету следует оформить приходным ордером (за основу для разработки документа может быть взята форма N М-4, утвержденная постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Учет доходов в виде стоимости полученных материалов при списании (ликвидации) или ремонте основных средств.
При ликвидации изделий технического назначения, оборудования могут образоваться опасные отходы, обращение с которыми регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается, в частности, на основании сведений, содержащихся в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (далее - ФККО). При этом подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется (п. 2 ст. 14 Закона N 89-ФЗ).
Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11-значной системе (п. 9 Порядка ведения госкадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды РФ от 30.09.2011 N 792), где 11-й знак кода обозначает класс опасности вида отходов: 1 - I-й класс опасности; 2 - II-й класс; 3 - III-й класс; 4 - IV-й класс; 5 - V-й класс.
Так, например, согласно ФККО электродвигатели, утратившие потребительские свойства (код 4 82 111 11 52 4), относятся к IV классу опасности (малоопасные отходы), а аккумуляторы стационарные свинцово-кислотные, утратившие потребительские свойства (код 4 82 211 11 53 2), относятся к II классу опасности (высокоопасные отходы).
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности (п. 3 ст. 14 закона N 89-ФЗ).
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности относится к лицензируемым видам деятельности (ст. 9 Закона N 89-ФЗ, п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
С учетом указанного полагаем, что если в организации нет документально подтвержденной информации об отсутствии в списываемом электропогрузчике вредных веществ или отнесении отходов от этой техники к V классу опасности (практически неопасные отходы), то для утилизации лучше привлечь специализированную организацию (переработчика)*(1). С такой организацией обычно заключается договор оказания услуг по утилизации.
Поскольку право собственности на отходы принадлежит собственнику (организации) (ст. 4 Закона N 89-ФЗ), то договором следует предусмотреть, возвращается ли переработчиком организации полученный при ликвидации автопогрузчика металлолом (в том числе драгметаллы, при их наличии*(2)), либо он остается в распоряжении переработчика. В обоих случаях организация оплачивает переработчику стоимость услуг по утилизации. Если металлолом остается в распоряжении переработчика, то специализированная организация оплачивает организации стоимость полученного металлолома (то есть организация реализует металлолом специализированной организации).
Таким образом, после утилизации автопогрузчика на основании документов, полученных от специализированной организации (например, приемо-сдаточных актов на утилизацию ОС и (или) металлолома, акта оказанных услуг (выполненных работ) и т.п.), организации следует отразить выбытие ОС с забалансового учета и оприходовать металлолом с учетом п. 16 ФСБУ 5/2019 "Запасы".
Если по условиям договора со специализированной организацией полученный при утилизации металлолом остается в распоряжении переработчика, то отражается реализация металлолома (подробнее (с проводками) можно ознакомиться в материале: Вопрос: Списание с учета транспортного средства, учитываемого в качестве основных средств, и его утилизация (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2020 г.)).
Таким образом, списание объекта основных средств и его дальнейшая утилизация, по сути, являются разными хозяйственными операциями, которые происходят после утверждения решения о списании (например, в акте). Факт утилизации ОС также необходимо подтвердить первичными документами (например актом о передаче имущества на утилизацию, оформленным к договору со специализированной организацией). Оприходовать металлолом можно по акту приема-передачи, оформленному со специализированной организацией, и (или) по приходному ордеру.
Прослеживаемость товаров
Положение о национальной прослеживаемости товаров (далее - Положение) и Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости (далее - Перечень), утверждены постановлениями Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108 и N 1110 соответственно. Прослеживаемость осуществляется в отношении товаров, операции по которым совершаются с 08.07.2021 (письмо ФНС России от 09.07.2021 N ЕА-4-15/9627@).
Прослеживаемости подлежат не только товары, приобретенные (ввозимые) после 08.07.2021, но и имущество, находящееся в собственности налогоплательщика по состоянию на указанную дату, соответствующее кодам ТН ВЭД, указанным в Перечне, в том числе и используемое в качестве средств производства (переведено из состава товара в состав основных средств), малоценное имущество, используемое в основной деятельности (письма ФНС России от 25.08.2021 N ЗГ-3-15/5843@, от 28.06.2021 N ЕА-4-15/9015@, п. 1 письма от 12.05.2021 N ЕА-4-15/6469@).
К операциям, связанным с оборотом товаров, подлежащих прослеживаемости, относится в том числе прекращение прослеживаемости товаров в соответствии с п. 4 Положения (п. 2 Положения). На основании подп. "б" п. 4 Положения прослеживаемость прекращается в случаях выбытия товаров, подлежащих прослеживаемости, не связанное с реализацией, в результате которого у участника оборота товаров прекращается право собственности на товары (в результате захоронения, обезвреживания, утилизации или уничтожения, а также в связи с передачей товаров, подлежащих прослеживаемости, в производство и (или) на переработку, в том числе в качестве давальческого сырья (материалов), комплектующих, для изготовления новых товаров).
Заметим, списание товара, подлежащего прослеживаемости, со счетов бухгалтерского учета, например в связи с поломкой или моральным износом, не является основанием прекращения прослеживаемости (письмо ФНС России от 19.10.2021 N ЕА-4-15/14817@).
Таким образом, "физическое" выбытие товара (основного средства) в связи с утилизацией или уничтожением является операцией с товарами, подлежащими прослеживаемости (смотрите также письмо ФНС России от 09.07.2021 N ЕА-4-15/9627@). Подробнее рекомендуем ознакомится в Энциклопедии решений. Прослеживаемость товаров.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Учет при ликвидации (списании) основного средства.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Федорова Лилия
Ответ прошел контроль качества
4 июля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) За несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена ответственность по ст. 8.2 КоАП.
*(2) Об обращении драгметаллов смотрите в материале: Вопрос: Организация заключила со специализированной (не аффинажной) организацией, имеющей лицензию, договор об утилизации компьютеров и другой оргтехники. Оргтехника передается безвозмездно, в неразобранном виде. На данную оргтехнику организация не имеет документов, содержащих сведения о содержании (отсутствии) драгоценных металлов в ней. Каков порядок учета драгоценных и цветных металлов в списываемой компьютерной технике и оргтехнике, стоимость которой не превышает 40 тыс. руб.? Каков порядок утилизации компьютеров и оргтехники, если в их составе имеются драгоценные и цветные металлы? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2018 г.)