У организации на счете 97 (расходы будущих периодов) числится ПО (программное обеспечение) иностранных компаний, которые были поставлены на учет на 7 лет. В связи со сложившейся ситуацией в мире иностранные компании приняли решение уйти с рынка в России, доступ к ПО прекращен. Остаток списания расходов за ПО по счету 97 составляет 2 года. Иностранный поставщик прислал информационное письмо о прекращении доступа к ПО. Имеет ли организация право единовременно списать в расходы остаток на счете 97 в связи с уходом с рынка иностранной компании, которая заблокировала все программы?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если у организации имеется полная уверенность в том, что иностранный поставщик не возобновит доступ к ПО, остаток на 97 счете можно списать единовременно на расходы.
Обоснование позиции:
Бухгалтерский учет
В соответствии с п. 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Пунктом 16 ПБУ 10/99 установлено, что расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:
- расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- сумма расхода может быть определена;
- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи актива.
Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
Поскольку неизвестно, вернется ли иностранный поставщик на российский рынок и получит ли организация доступ к ПО, полагаем, в данном случае оставшаяся сумма может быть списана со счета учета расходов будущих периодов на увеличение дебиторской задолженности иностранного поставщика (если, например, контракт расторгнут и есть основания ожидать от поставщика возврата сумм за период недоиспользования программы):
Дебет 76 Кредит 97.
Если же возврат средств так и не осуществится, то в случае невозврата иностранного поставщика на российский рынок организация сможет списать дебиторскую задолженность с баланса по мере признания ее безнадежной для взыскания (более подробно с данным вопросом можно ознакомиться, обратившись к следующему материалу: Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов от списания дебиторской задолженности, нереальной к взысканию).
Если же у организации имеется полная уверенность, что она не сможет воспользоваться данным ПО и возврат средств за период недоиспользования осуществлен не будет, несписанная часть стоимости ПО учитывается в прочих расходах:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 97.
Основанием для списания указанных расходов может быть справка бухгалтера, содержащая все обязательные реквизиты, предусмотренные частью 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также упомянутое информационное письмо о прекращении доступа к ПО от иностранного поставщика.
Налог на прибыль
В силу подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в целях налогообложения учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным и сублицензионным соглашениям).
Применительно к организациям представители уполномоченных органов разъясняют, что если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов. Если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то, по нашему мнению, произведенные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов; при этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли (письма Минфина России от 02.07.2020 N 03-03-07/57164, от 18.03.2014 N 03-03-06/1/11743, от 23.04.2013 N 03-03-06/1/14039, от 02.02.2011 N 03-03-06/1/52, от 20.04.2009 N 03-03-06/2/88, от 19.02.2009 N 03-03-06/2/25).
При этом признание данных расходов возможно и в случае, когда фактическое использование ПО не осуществлялось (постановления ФАС Московского округа от 02.04.2010 N КА-А40/2846-10 по делу N А40-48569/08-14-170, Пятнадцатого ААС от 14.02.2012 N 15АП-522/12). Как указали судьи, невозможность использования бухгалтерской программы по техническим причинам не может служить основанием для исключения расходов из состава затрат в целях исчисления налога на прибыль, поскольку данная программа приобреталась в целях обеспечения деятельности организации, а, следовательно, расходы были направлены на достижение запланированного результата деятельности общества.
Полагаем, в ситуации, когда организация более не сможет воспользоваться данным ПО, несписанная часть стоимости ПО может быть единовременно признана в расходах и в целях налогообложения прибыли. Но если все же сохраняется неопределенность в отношении того, будут ли возобновлены взаимоотношения с фирмой - поставщиком программы, расходы, на наш взгляд, можно продолжать списывать в том порядке, который был установлен ранее (смотрите также материал Списание MacBook (Д.А. Столяров, журнал "Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2022 г.)).
Разъяснений уполномоченных органов применительно к анализируемому случаю нам обнаружить не удалось. В этой связи мы не исключаем налоговые риски.
Судебными решениями по данной ситуации мы также не располагаем. Рекомендуем организации воспользоваться своим правом и обратиться за письменными разъяснениями в уполномоченные органы (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Вопрос: Признается ли лицензионный договор прекратившим свое действие в связи со смертью лицензиара - индивидуального предпринимателя? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2022 г.);
- Вопрос: Учет расходов на покупку билетов при досрочном прекращении командировки в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2021 г.);
- Вопрос: Организация начисляет роялти по договорам лицензий о предоставлении неисключительной лицензии на использование изобретения, охраняемого патентом Российской Федерации. Правомерен ли учет в целях исчисления налога на прибыль расходов лицензиата по лицензионному договору (в виде уплаты роялти) за полученное право использования изобретения в период прекращения действия выданного на него патента? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2018 г.);
- Вопрос: Может ли специальная военная операция, проводимая на территории Украины, рассматриваться как форс-мажор? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2022 г.)).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Андреева Людмила
Ответ прошел контроль качества
29 апреля 2022 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.