Керим Акуев: судебная власть идёт в ногу со временем
Фото автора |
Ключевую роль в защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций играет судебная власть. На территории Республики Крым разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни, обеспечивается Верховным, Арбитражным, семью городскими и четырнадцатью районными судами на местах, тремя районными в крымской столице, а также Крымским гарнизонным военным судом и ста мировыми судьями.
Только в 2020 году федеральными судьями городских и районных судов республики совместно с мировыми судьями рассмотрено практически 300 тысяч дел и материалов. В сравнении с предшествующим годом нагрузка на судей в среднем выросла на 14,7%.
Рассказать об основных направлениях совершенствования судебной системы мы попросили человека, посвятившего делу обеспечения деятельности судов более 20 лет своей жизни, – начальника Управления Судебного департамента в Республике Крым Керима Акуева.
– Керим Гаджикурбанович, расскажите, насколько востребована на практике электронная форма судебного документооборота?
Информационная система, предоставляющая свободную информацию о судебном делопроизводстве в России – ГАС "Правосудие" – успешно внедрена 15 лет назад, в Крыму она функционирует с 2014 года. Специальное программное обеспечение, используемое в городских/районных судах, исчисляется двумя десятками. Направлять суду любые процессуальные документы в электронном виде граждане и организации вправе с 2017 года и эта возможность активно применяется ими на практике. Электронная форма судебного документооборота делает правосудие более доступным, позволяет повысить безопасность и предупредить от злоупотреблений и человеческого фактора, в том числе исключается возможность потери документов при пересылке, что особенно актуально для направления материалов по инстанциям.
На сайте каждого суда есть раздел "Подача процессуальных документов в электронном виде": в подразделе "Обращения" можно подать обращение в судебный орган, а также отслеживать движение поданных ранее обращений и получить результаты их рассмотрения; в подразделе "Дела" –можно получить доступ ко всей информации по судебным делам, участником которых человек является. Если у пользователя возникают какие-то вопросы или трудности при работе с системой – в помощь ему справочная информация.
Рост нагрузки на судебную систему, объем дел и материалов, рассмотренных судами, продолжают расти из года в год, как и востребованность электронных ресурсов и количество обращений пользователей к порталу ГАС "Правосудие". С учетом вызванных пандемией ограничений данная возможность стала еще более востребованной и актуальной. Только за период текущего года в городские/районные суды и Крымский гарнизонный военный суд подано порядка 50 тысяч документов в электронном виде, а также более 20 тысяч запросов.
– Сейчас много говорят о цифровизации в различных сферах. Расскажите о цифровизации судопроизводства?
Это одно из наиболее перспективных направлений совершенствования судопроизводства. Его преимущества: возможность направлять информацию без использования классической формы документа, упрощение хранения, поиска и обработки информации. Развитие цифровизации требует широкого использования "облачных технологий" для хранения информации, а также принятие необходимых мер и решений, связанных с обеспечением безопасности информации, прозрачности судебной деятельности и недопущением препятствий в доступе к правосудию граждан и организаций.
Сейчас в стране идет третий этап цифровизации судопроизводства, в рамках которого запланировано расширение дистанционного взаимодействия граждан и организаций с судом на всех этапах судопроизводства: внедрение технологий не только электронного, но и цифрового документооборота, электронного истребования и представления доказательств, электронного ознакомления с материалами, внедрение технологий проведения онлайн-заседаний, введение общеобязательного правила об электронном способе передачи судебных извещений и вызовов.
Пандемия, вызванная новой коронавирусной инфекцией, придала дополнительный импульс использованию и развитию новых технологий в судебной системе.
Возможности современных технологий уже позволили значительно повысить уровень доступа населения к правосудию, улучшить его качество и снизить сроки рассмотрения дел в суде. Благодаря им стало возможным введение электронного документооборота, внедрение вспомогательных информационных ресурсов, онлайн-сервисов, проведение судебных заседаний с использованием технологий веб-конференций и многое другое. Дальнейшее развитие электронного правосудия является одной из приоритетных задач, стоящих перед судебной системой.
К слову, по актуальным данным Европейской Комиссии по эффективности правосудия Совета Европы российская судебная система признана самой технологически развитой и наименее финансово затратной в сравнении с судами 47 западных государств. Главным преимуществом российских судей перед западными коллегами по результатам исследования Европейской Комиссии является эффективная интеграция в их рабочий процесс широкого спектра IT-нововведений. Общая оценка применения цифровых технологий в российских судах составляет 8,81 балла. Для сравнения: в Германии этот показатель составляет 8,3 балла, в Италии – 6,42 балла, в Швейцарии – 5,55 балла, во Франции – 5,19 баллов.
Оценки европейских экспертов подтвердили актуальность разработанных в России задолго до пандемии технологических и цифровых решений. Ставка на развитие электронного правосудия признана абсолютно верной, а опыт российской реформы теперь может быть взят на вооружение другими европейскими странами.
– В последние годы особое внимание уделяется вопросам повышения эффективности и доступности правосудия. Что можете отметить в данном направлении?
Новые возможности для достижения этих целей появились благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий и проводимой политике цифровизации экономики и других сфер жизни. Общедоступными стали площадки электронного правосудия, в разработке находится суперсервис "Правосудие онлайн", который позволит расширить возможности дистанционного взаимодействия граждан и организаций с судами. Мы считаем, что судебная власть должна идти в ногу со временем и использовать потенциал новейших технологий для повышения качества судопроизводства.
При этом насущной остается задача по снижению нагрузки на судебную систему и судей. Широкий доступ к правосудию, достигнутый в том числе благодаря проводимой судебной реформе, привел к постепенному, но значительному возрастанию нагрузки на все звенья судебной системы.
Для снижения судебной нагрузки представляется возможным использовать потенциал досудебного урегулирования споров и примирительных процедур. Российский опыт и глобальная мировая тенденция подтверждает целесообразность развития институтов содействия сторонам в урегулировании спора, наделения суда большими полномочиями по содействию в данном урегулировании и в целом развития примирительных процедур до и после обращения сторон в судебную инстанцию.
– Расскажите о новом сервисе "Правосудие онлайн" на портале госуслуг?
Электронные системы помощи в доступе граждан к правосудию планируется объединить в единый суперсервис под названием "Правосудие онлайн".
Суть его заключается в предоставлении возможности гражданину через личный кабинет дистанционно подавать в суд в электронном виде исковые заявления или жалобы, получать информацию о назначении судебного заседания, участвовать в заседании с использованием технологии веб-конференции из офисных или жилых помещений, а также получать электронные копии судебных документов, подписанные электронной подписью суда.
Возможность участия в заседании с использованием технологии веб-конференции из офисных или жилых помещений будет обеспечена внедрением в судебную деятельность технологии биометрической аутентификации участника судебного процесса по лицу и голосу.
При этом гражданам не придется покупать дорогостоящее оборудование или программное обеспечение, поскольку сервисом можно будет воспользоваться через смартфон, а искусственный интеллект позволит определять личность обратившегося человека.
В сервисе предусмотрено автоматическое заполнение данных физического лица – истца, третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, и иного участника судебного процесса из профиля портала госуслуг (Ф.И.О. и адрес постоянной регистрации, идентификаторы, подтвержденные персональные данные: телефон, данные паспорта, e-mail и пр.) при формировании обращения владельцем личного кабинета с дальнейшей проверкой заявителем собственных предзаполненных данных, их актуализацией (при необходимости). Автоматически будет осуществляется и проверка правоспособности заявителя.
Планируется, что сервис также поможет определить подсудность дела, рассчитать и оплатить в электронном формате госпошлину, проверит полноту введенных данных при подаче заявления, с использованием технологий анализа распознавания свободного текста проверит тексты приложенных документов, а также даст "интерактивного помощника" для помощи пользователям.
Ожидается, что платформа объединит функционал по обмену документами между судами, хранению данных, использованию облачных технологий, а также предоставит возможность формирования "электронных дел", в том числе для дистанционного ознакомления сторон с материалами.
Срок завершения федерального проекта — декабрь 2024 года.
– Существенный шаг по развитию доступности правосудия связан с применением систем видео-конференц-связи, позволяющих дистанционно участвовать в судебном процессе. Как обстоят дела с этим вопросом в крымских судах?
Такая возможность появилась благодаря законодательной инициативе Верховного Суда России. В настоящее время все федеральные суды оборудованы системами видеосвязи, которые активно используются в судебных процессах. И Крым не стал исключением, только за период этого года наши суды применяли систему видео-конференц-связи в двух с половиной тысячах судебных заседаний.
– Важным шагом стала и аудио– и видеофиксация судебного процесса. Такая возможность есть во всех судах?
И здесь не обошлось без современных цифровых технологий, благодаря которым созданы системы технической фиксации судебных процессов "IS Mechanics SRS Femida", производящие аудио– или аудио–видеозапись судебного заседания, формирующие протокол судебного заседания как основной процессуальный документ и записывающие все данные на физический носитель с защитой зафиксированной информации от внесения изменений и фальсификации как в режиме записи, так и в режиме хранения.
Это важный элемент повышения открытости деятельности судов, а также реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений.
Поправки в процессуальные кодексы, касающиеся обязательного аудиопротоколирования судебных заседаний, автоматического распределения дел и обязанностей помощников судей, вступили в действие с 1 сентября 2019 года. Установка систем в суды значительно упростила фиксацию хода судебного разбирательства.
Сейчас "IS Mechanics SRS Femida" – это полностью интегрированная с делопроизводством организационная программно-аппаратная технология с массой возможностей, которой оснащены все федеральные суды общей юрисдикции.
– Вы ранее упомянули об институте примирительных процедур. Расскажете немного подробнее?
В настоящее время, несмотря на привлекательность примирительных процедур, количество споров, в которых стороны примиряются после обращения в суд, остается крайне низким.
Данный институт регламентируется в процессуальном законодательстве впервые: закреплены их виды (переговоры, медиация, судебное примирение и другие), общие принципы использования (добровольность, сотрудничество, равноправие, конфиденциальность), порядок и срок, в течение которого они могут применяться. Благодаря изменениям, активизировалась роль суда в содействии примирению сторон, расширился инструментарий и горизонты для такого содействия, сторонам предоставлены новые возможности и стимулы для примирения.
Появилась и абсолютно новая для нашей правовой системы примирительная процедура - судебное примирение. Это перспективный институт: в качестве судебного примирителя выступают судьи в отставке, опыт и высокая квалификация которых поможет сторонам разрешить спор быстро и продуктивно. Пока граждане не активно прибегают к использованию возможностей данной примирительной процедуры и поэтому пока потенциал этого института в судопроизводстве до конца не раскрыт, а задача судопроизводства, заключающаяся в содействии мирному урегулированию споров, реализуется не в полной мере.
Поэтому нужно способствовать популяризации примирительных процедур и содействовать сторонам в завершении спора миром, ведь это позволяет людям сэкономить время, расходы, сохранить их отношения, добровольно исполнить достигнутые договоренности, а значит, максимально эффективно защитить и восстановить нарушенные права.
– Как сегодня обстоят дела с обеспечением безопасности в судах?
Суд – это не просто орган власти, осуществляющий правосудие, это ещё и место большого скопления людей. И не обычное место, а место, где рассматриваются уголовные дела и решаются различного рода споры. А в жизни как: где спорят, там часто конфликтуют, и далеко не все конфликты завершаются миром. Данные обстоятельства повышают вероятность совершения насильственных действий, вплоть до совершения терактов (с целью устранения свидетелей, оказания давления на судейский состав и других граждан, из чувства мести и др.).
Обеспечение установленного порядка деятельности судов осуществляется силами 126-ти судебных приставов УФССП России по Республике Крым, от профессиональных действий которых зачастую зависит жизнь и здоровье многих граждан. Они отвечают за пропускной режим в здания судов, следят, чтобы не были пронесены взрывчатые вещества, оружие и запрещенные предметы, а также обеспечивают в судах безопасность судей, присяжных заседателей, участников судебного процесса и свидетелей.
Благодаря их профессиональной работе, только в 2020-2021 годах предотвращено около 6 тысяч случаев проноса в крымские суды запрещенных предметов, включая 332 единицы огнестрельного оружия, 5129 единиц боеприпасов, 138 единиц электрошоковых устройств, 315 случаев проноса газового и травматического оружия, а также почти 10 тысяч иных предметов, представляющих угрозу для безопасности окружающих.
Также ими исполнено около 14 тысяч распоряжений председателей судов, судей, председательствующих в судебном заседании, связанных с обеспечением порядка во время судебного заседания и в помещении суда, а также доставлено в суд более 5 тысяч лиц на основании постановлений (определений) суда о приводе и выявлено около полутора тысяч административных правонарушений.
Мы тесно взаимодействуем с УФССП России по Республике Крым в части проведения комплекса мероприятий по обеспечению безопасности судов Республики Крым в различных ситуациях.
– Каковы достижения в работе по созданию надлежащих условий для размещения судов?
Здания судов имеют ряд особенностей, которые отличают их от других административных зданий. В них должны быть учтены потребности посетителей судов и права лиц, содержащихся под стражей. Вместе с тем судьи и работники аппаратов судов должны иметь надлежащие условия труда: достаточное количество залов судебных заседаний и удобные кабинеты.
Основные сложности в начале моей работы в Крыму были связаны с тем, что суды расположены в зданиях, изначально не предназначенных для нужд органов судебной власти. Как следствие – не отвечают всем установленным требованиям. Выполнение этой задачи легло на плечи Управления: за период работы капитальным и текущим ремонтом, работами по установке и ремонту оборудования системы пожаротушения, тревожной сигнализации, видеонаблюдения, а также ремонту электропроводки, кровли и другими работами, охвачены помещения 20 судов. На данном этапе ещё в трех судах ведутся работы, которые планируем завершить до конца года.
В ходе ремонта зданий и сооружений также проводятся работы, направленные на обеспечение доступности зданий судов для инвалидов и маломобильных групп населения.
– Это ремонт, но слышала, что у Вас есть отдельный предмет для гордости: планируется строительство новых зданий для размещения пяти судов республики. Расскажите об этом?
Да, действительно, в перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых в 2013-2024 годах за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013–2024 годы" по Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации в декабре прошлого года включено строительство нового здания для размещения Верховного Суда Республики Крым. Правительство страны определило 2024 год годом сдачи объекта общей площадью порядка 20 тысяч кв.м. в эксплуатацию. На данном этапе проводятся проектные и изыскательские работы.
Кроме того, готовится документация для проведения конкурсных процедур, предметом которых является проектирование зданий Армянского городского суда, а также Советского, Нижнегорского и Красногвардейского районных судов. Проектные и изыскательские работы будем проводить в 2022 году, а срок сдачи в эксплуатацию – 2024 год. Так что объем работы нам предстоит колоссальный.
– Как работают органы судейского сообщества в республике, деятельность которых организационно обеспечивается Управлением?
Органы судейского сообщества также проделали огромную работу по приему квалификационного экзамена на должность судьи у кандидатов; даче заключения о рекомендации претендентов на соответствующую должность судьи либо отказу в такой рекомендации; материально-техническому обеспечению федеральных судов и участков мировых судей, реализации социальных прав и гарантий действующих судей и судей в отставке, а также иным вопросам, возникающим в процессе работы судов.
Немного статистики их ответственной и кропотливой работы: из 614 рассмотренных заявлений и документов для сдачи квалификационного экзамена на должность судьи 324 россиянина успешно прошли это испытание, получив удостоверение; из 647 принятых заявлений претендентов на должности федеральных судей и 453 заявлений кандидатов, изъявляющих желание стать мировым судьей в Крыму, 256 россиян получили рекомендацию на должность федерального судьи и 177 – на должность мирового судьи. Конкурс составил около трех претендентов на одно место.
Управление, в свою очередь, решает вопросы материально-технического, кадрового и финансового обеспечения органов судейского сообщества, что способствует их эффективной работе.
– Судьи, отправляющие правосудие в республике, кто они?
Это прежде всего люди. Абсолютно разные по характеру, темпераменту, возрасту, мировоззрению, опыту и другим характеристикам. Но объединяет их одно: каждый из них в своё время выбрал для изучения систему знаний о государстве, управлении, праве, а также различные аспекты правоприменительной деятельности, и, получив юридическое образование и приобретя опыт, сделал шаг в нелегкую и очень ответственную профессию. И даже достигнув вершины юридической карьеры, коей считается должность судьи, каждый из них постоянно развивается в профессиональном плане, выдерживает высокую судебную и психоэмоциональную нагрузку, соблюдает правила поведения при осуществлении профессиональной деятельности по отправлению правосудия и во внесудебной деятельности; жертвует личным временем во благо служения обществу.
Требования к судьям повышенные, они должны быть образцом неподкупности.
А если говорить языком цифр, то на текущий момент 186 федеральных судей отправляют правосудие в 24 городских/районных судах и Крымском гарнизонном военном суде, а 97 мировых судей – на судебных участках. В подавляющем большинстве (около 65%) – это представительницы прекрасного пола.
– Что Вы пожелаете людям, которые в силу жизненных обстоятельств обращаются за защитой своих прав и интересов в суд?
Всегда следует осознавать, что суд рассматривает спор, где каждая из сторон считает правой именно себя. Поэтому нужно, запасаясь терпением и выдержкой, уделить особое внимание доказательствам своей позиции, грамотно и по сути излагать свои доводы, без эмоций. Желаю нашим гражданам разрешать свои споры, не доводя до суда, ну а если уж так сложится – благоприятного разрешения дела в суде.
Беседовала Людмила Суздалева