Два года прошло с момента вступления в силу закона о добровольной пожарной охране: подводим промежуточные итоги
Во многих европейских странах и в США добровольчество является частью национальной культуры. Участие рядовых граждан в свободное от работы или учебы время в социально-полезной деятельности на безвозмездной основе – распространенное явление.
При этом деятельность волонтеров урегулирована, как правило, на уровне муниципальных правовых актов.
В России добровольческая деятельность осуществляется более чем по 20 направлениям, но только по одному из них – пожарному добровольчеству – есть самостоятельный Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".
Заслуга этого федерального закона состоит в том, что было создано правовое поле для развития добровольной пожарной охраны (ДПО), определена организационно-правовая форма добровольной пожарной охраны в виде социально-ориентированных некоммерческих организаций, закреплены полномочия органов власти различных уровней по оказанию поддержки ДПО, установлены особенности правового статуса добровольного пожарного.
Добровольная пожарная охрана призвана оказывать помощь профессиональной пожарной охране в борьбе с огнем.
В настоящее время в каждом субъекте Российской Федерации созданы общественные учреждения пожарной охраны, которые объединяют граждан, желающих участвовать на добровольных началах в обеспечении пожарной безопасности.
К концу апреля на территории России было создано 33 753 общественных объединения пожарной охраны. Численность личного состава данных объединений составляет 895 164 человека.
Обучение в пожарных частях, отрядах, учебных пунктах, центрах ФПС прошли 690 035 человек.Застраховано более 277 тысяч добровольцев.
В 5547 подразделениях пожарной охраны организовано круглосуточное дежурство 44 116 добровольцев, из них на дежурстве ежесуточно находятся 11 029 добровольцев.
Кроме того, в настоящее время 758 подразделений Государственной противопожарной службы почти в 30 субъектах России усилены добровольцами. В случае возникновения пожара вместе с профессионалами в борьбу с огнем вступают более 6 тысяч добровольцев. Более 457 тысяч добровольцев занимаются пожарно-профилактической работой.
По состоянию на конец апреля текущего года подразделениями добровольной пожарной охраны в 2013 году самостоятельно потушено 675 пожаров и принято участие в тушении 4208 пожаров в качестве дополнительных сил. Подразделениями ДПО спасен 181 человек.
Территориальными подразделениями добровольной пожарной охраны прикрыты 31 926 населенных пунктов общей численностью населения 11 589 785 человек. Объектовые подразделения добровольной пожарной охраны созданы в 20 390 организациях.
МЧС России уделяет большое внимание вопросам технического оснащения добровольных команд. Поскольку закупка пожарной техники требует значительных затрат, чрезвычайное ведомство оказывает добровольцам помощь в техническом оснащении.
Для оснащения подразделений ДПО Минобороны и МЧС России передалив собственность субъектов Российской Федерации свыше 2880 единиц авторазливочных станций АРС-14 и АРС-15, из них около 1680 автомобилей переоборудованы в специализированные машины для тушения пожаров.
На вооружении подразделений ДПО находится 21 374 единицы техники, в том числе более 5200 пожарных автомобилей, более 6500 единиц приспособленной для пожаротушения техники и свыше 7900 пожарных мотопомп.
В целях реализации Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" в 82 субъектах Российской Федерации приняты законодательные и иные нормативные правовые акты, направленные на развитие добровольной пожарной охраны, в том числе установление гарантий правовой и социальной защиты работникам ДПО и добровольным пожарным.
В зависимости от бюджетной обеспеченности, численности группировки ДПО в том или ином субъекте, общей оперативной обстановки в области пожарной безопасности набор этих льгот в различных регионах отличается.
К наиболее распространенным льготам, установленным добровольным пожарным, относятся налоговые льготы, в том числе по транспортному, земельному, имущественному налогам, выплата единовременного денежного поощрения за образцовое исполнение обязанностей добровольного пожарного, страхование, внеконкурсное поступление в пожарно-технические образовательные учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и другие.
Кроме того, в региональных целевых программах предусматриваются финансовые средства на материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны, в том числе на приобретение и содержание пожарной техники и пожарно-технического вооружения, обеспечение добровольцев боевой одеждой и снаряжением, а также их обучение, страхование и медицинское освидетельствование.
Вместе с тем, в отдельных субъектах Российской Федерации социальный пакет у добровольных пожарных достаточно скромный. Поэтому необходимо продолжать работу по установлению льгот добровольцам на всех уровнях власти.
За два года, прошедшие с момента принятия закона, накоплен определенный опыт в реализации данного федерального закона, выявлены основные тенденции в развитии добровольной пожарной охраны, выстроена соответствующая политика МЧС России и осмыслены основные проблемы, которые сдерживают развитие ДПО.
Все это позволяет сделать определенные выводы и сформулировать предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства в данном направлении.
В 2013 году предусмотрена подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольной пожарной охране". В основу законопроекта войдут предложения территориальных органов МЧС России, подготовленные на основе практики реализации Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране".
Предлагаемые изменения будут направлены на усиление социальной защиты добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны, упрощение процедуры создания ДПО и совершенствование ее деятельности.