Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками
8 апреля в ИА "ГАРАНТ" прошло заседание интернет-круглого стола, в котором приняли участие заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Мельников Николай Евгеньевич, начальник Управления информатизации ФНС России Колесников Виталий Григорьевич, заместитель начальника Управления информатизации ФНС России Вольвач Дмитрий Валерьевич и начальник отдела организации ввода деклараций и расчетов налогоплательщиков, представляемых на бумажных носителях и в электронном виде Управления информатизации ФНС России Филипук Ирина Федоровна.
Тема интернет-круглого стола: “Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками”.
Интернет-круглый стол организован Информационным агентством "Гарант". ИА ГАРАНТ свидетельство: ИА N 77-14642. При распространении сообщений и материалов Информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на Информационное агентство обязательна (ст. 23 Закона "О СМИ").
Ведущий интернет-круглого стола - Сергей Царь (ИА "ГАРАНТ").
Ведущий: Одна из приоритетных задач налоговых органов - совершенствование работы с налогоплательщиками, создание для них необходимых условий для исполнения обязанностей по уплате налогов, в том числе внедрение и развитие информационной системы представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Технический прогресс, активное развитие современных технологий затрагивает практически все стороны жизни.
Для россиян уже давно привычны оплата услуг через Интернет, пересылка документов в электронном виде и многое другое. Информационные технологии затронули и такую сферу, как налоги, в частности, предоставление налоговой отчетности.
Работа IТ-подразделений ФНС России направлена как на совершенствование администрирования налогов и сборов, так и на оптимизацию работы с налогоплательщиками, предоставление им качественного сервиса.
Объем информации стремительно растет, поэтому возможности налоговой службы по централизованному хранению, обработке информации и своевременному доступу к ней требуют постоянного совершенствования. Кроме этого, средства электронной связи открывают все новые и новые возможности для взаимодействия государственных органов с гражданами и организациями в электронном виде.
О перспективах развития электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательтщиков на ближайшее время, планах и приоритетных задачах ФНС России по развитию информационно-технологических систем и ресурсов, направленных на совершенствование администрирования налогов и сборов и оптимизацию взаимодействия с налогоплательщиками, обсудят участники интернет-круглого стола.
Разрешите представить наших гостей: Мельникова Николая Евгеньевича - заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, Колесникова Виталия Григорьевича - начальника Управления информатизации Федеральной налоговой службы, Вольвача Дмитрия Валерьевича - заместителя начальника Управления информатизации Федеральной налоговой службы и Филипук Ирину Федоровну - начальника отдела организации взаимодействия с налогоплательщиками в электронном виде и обработки документов отчетности Управления информатизации Федеральной налоговой службы России.
Тема нашего круглого стола: "Актуальные проблемы электронного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками".
О перспективах развития электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в ближайшее время, планах и приоритетных задачах Федеральной налоговой службы по развитию информационно-технологических систем и ресурсов, направленных на совершенствование администрирования налогов и сборов, оптимизацию взаимодействия с налогоплательщиками сегодня обсудят участники нашего круглого стола. К моменту круглого стола пришло множество вопросов, но я хочу начать круглый стол со вступительных речей. Передаю слово Николаю Евгеньевичу Мельникову.
Мельников Н. Е.: Большое спасибо. Я хочу поприветствовать аудиторию. Очень приятно общаться вживую и отвечать на реальные вопросы, а не выдуманные, как это иногда бывает в интервью журналов и газет. Мне очень понравились вопросы. В ходе сегодняшней нашей встречи мы постараемся дать достаточно подробные ответы на все вопросы, которые касаются электронного взаимодействия. Посовещавшись, мы решили, что я буду отвечать на вопросы, связанные со счетами-фактурами, с единым комплексом ГНИВЦ Прием Регион (ГПР). Виталий Григорьевич ответит на вопросы, связанные с регистрацией, архивами, порталом госуслуг. Также по порталу, Личному кабинету у нас очень хорошо ориентируется Дмитрий Валерьевич. Ирине Федоровне мы отвели блок, касающийся технологий сдачи отчетности по каналам связи. Но это условное распределение наших вопросов. В принципе, мы достаточно хорошо ориентируемся в этой теме, поскольку занимаемся этим ежедневно, поэтому на какие-то вопросы мы будем давать совместные ответы, дополняя друг друга.
Я бы хотел сказать несколько слов по пилотному проекту по взаимодействию плательщиков между собой и с налоговыми органами по счетам-фактурам, который мы проводили в 2009 году. На самом деле этот пилотный проект был инициирован крупными сетевыми налогоплательщиками, которые представляют сетевую торговлю. Технология обмена счетами-фактурами очень гладко ложилась на технологию сдачи отчетности в модулях, которые находятся на стороне налогоплательщика. Были дописаны части, касающиеся возможности направления счетов-фактур в электронном виде друг другу. Те части, которые касались налоговых органов, сильно не менялись. Была реализована возможность набить счет-фактуру, выгрузить в электронном виде в необходимом формате. Приемная часть дорабатывалась с точки зрения возможности прочитать этот файл в формате и обработать. Проект учитывал интересы налогоплательщиков и налоговых органов. Нам это интересно, поскольку при выездных проверках крупных плательщиков "первичку" привозят грузовиками. Это неудобно для налогоплательщика, поскольку ему нужно делать копии всего первичного материала. И в то же время неудобно работать инспекторам, обобщать всю представленную информацию. Если документы в электронном виде - сокращаются расходы, не требуется размножение первичной документации. Второй момент: упрощается обработка. Все становится прозрачным. Мы провели пилотный проект и получили положительные результаты. Далее ФНС России вместе с налогоплательщиками выполнили распоряжение Правительства и представили положительный отчет, готовы внедрять это в промышленную эксплуатацию при доработке законодательства.
И второй блок, который хочу коротко осветить. У нас сейчас в технологии сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи задействовано и участвует более 53% от всех плательщиков, которые сдают отчетность. Это более 2 000 000 налогоплательщиков, 1 100 000 юридических лиц и примерно 1 000 000 налогоплательщиков-индивидуальных предпринимателей. Участники электронного взаимодействия: налогоплательщики, спецоператоры, налоговые органы. Деятельность спецоператоров осуществляется на конкурентной основе. На этом рынке есть лидеры, есть менее успешные компании, но, в общем и целом, рынок не монополизирован, т.е. всего порядка 80 фирм-участников. И если еще учитывать, что практически каждая крупная фирма создает сеть своих партнеров, то участников там получается очень много. Все участники используют для работы более двух десятков технологий и софтверных решений.
В какой-то момент мы столкнулись с проблемой, когда для того, чтобы очередной спецоператор участвовал, имел соглашение с каким-то определенным регионом, в каждой инспекции необходимо было ставить дополнительную технику, чтобы его приемные модули имели возможность принимать и обрабатывать отчетность. Было принято решение создать унифицированный приемный комплекс (ГПР), т.е. программный комплекс, который принимал бы отчетность, направленную от всех спецоператоров, неважно, где они находятся, по единым форматам. Сначала были утверждены форматы взаимодействия - транспортные модули. После этого был реализован ГПР, который позволяет принимать отчетность, направленную через спецоператоров. Создав, реализовав ГПР, мы решили все проблемы. Задача сортировки по инспекциям работает как часы. Есть еще вопросы по массовому переходу, но до конца года мы их решим. Такова общая информация по вопросам пилотного проекта по счетам-фактурам и по взаимодействию с налогоплательщиками по приему отчетности через единый программный комплекс для всех спецоператоров.
Ведущий: Передам слово Виталию Григорьевичу, раз уж мы стали рассказывать о новых технологиях, которые внедряются на сегодняшний день.
Колесников В. Г.: Я приветствую всех участников интернет-круглого стола. Спасибо за приглашение. Действительно, информационным технологиям, в части взаимодействия с налогоплательщиком, мы уделяем большое внимание. Новым руководителем Федеральной налоговой службы также поставлена задача - качественно поднять взаимоотношения с налогоплательщиком с использованием всех возможных телекоммуникационных технологий. В этом плане мы двигались и раньше, будем двигаться и сейчас.
Коротко расскажу о том, что есть сегодня, как мы двигаемся по порталу, какие у нас подходы в будущем. Использую, с вашего разрешения, презентацию, которую мы докладывали в феврале этого года Министру финансов - заместителю Председателя Правительства РФ Кудрину. Здесь говорится о посещаемости сайта ФНС России. Он занимает первое место среди федеральных органов исполнительной власти. Мы этим гордимся. Но он посещаем не потому, что там содержится интересная информация с точки зрения различных картинок, а потому, что она востребована всеми участниками гражданского оборота.
Существует распоряжение Правительства РФ № 1555, которое очертило первоочередные услуги государственных органов власти, на которые нужно переходить, используя электронные технологии. Четверть этих услуг занимают услуги, которые представляют ФНС России. Мы провели значительную подготовку. Сегодня мы осуществляем реализацию третьего этапа этого портала. Третий этап предоставляет возможность подать те или иные заявления на портал. Четвертый этап дает возможность отследить ход их исполнения в органе власти. Пятый этап – получить услугу в электронном виде. Это прием 15 налоговых деклараций, которые отобрало Правительство.
Три услуги связанны с регистрацией и учетом, с возможностью подачи заявлений о регистрации предприятий, индивидуальных предпринимателей, с возможностью получения сведений из федеральных реестров, которые мы ведем, возможностью встать на учет, получить информацию из единого государственного реестра налогоплательщиков. Ведение трех, огромных федеральных ресурсов возложено на нас Правительством. При переходе на эти услуги мы столкнулись с рядом нормативных проблем. Они связаны с проблемами взаимодействия и с возможностью осуществления этих услуг в электронном виде. Подача заявления о регистрации предусмотрена законодательством только в виде личной явки заявителя в регистрирующий орган, либо по почте. Правительство РФ до сих пор не установило иные способы. Это касается и способов подачи заявления об учете, получения выписок из реестра в электронном виде.
Сейчас коротко расскажу о схемах, которые мы используем. Нужно ввести ответственность портала перед нами и перед участниками гражданского оборота по передаче заявления, гарантировать доставку, т.е. обеспечить, интегрировать уже в имеющуюся схему взаимодействия. Мы оказываем значительную часть услуг в электронном виде, существует ряд других способов защиты информации и т.д. ФНС - один из первых органов власти, который вплотную подошел к подписанию соглашения с Минсвязью о взаимодействии по порталу госуслуг. Сейчас Соглашение в стадии тщательного изучения.
Расскажу о схеме учета физических лиц. Вы подаете заявление на сайт ФНС России или портал без ЭЦП. Оно рассматривается в налоговом органе. Вам придется прийти в налоговый орган для того, чтобы получить свидетельство о постановке на учет, бланк строгой отчетности. Вы два раза приходите в налоговый орган. В будущем, когда у нас будет возможность подачи заявлений с ЭЦП, мы идентифицируем лицо, рассмотрим его заявление, поставим на учет.
В зависимости от способа получения, который он указал в заявлении о постановке на учет, он получит свидетельство в налоговом органе, где встал на учет, либо в удобном для него налоговом органе, т.е. ближайшем к нему. Это может быть совсем не тот орган, где физическое лицо живет по паспорту. Либо получит его по почте заказным письмом с уведомлением о доставке. Ему вообще не нужно будет приходить в налоговый орган ни разу. Он также запрашивает сведения об ИНН. При помощи запроса с ЭЦП подает его в налоговый орган, который ему отвечает. Это бесплатная услуга. Можно узнать сведения об ИНН любого другого лица. Но сегодня эта услуга платная, стоит 100 рублей. Тем не менее, мы уже находимся в стадии опытной эксплуатации такого сервиса. Мы не можем отследить оплату услуги в электронном виде онлайн. Это касается всех госпошлин, всех плат за услуги, которые предоставляются. В идеале было бы лучше отказаться от них, если услуга предоставляется в электронном виде. Таков наш концептуальный подход. Выписка в электронном виде, заверенная подписью ЭЦП должностного лица налогового органа, должны быть бесплатна. Это реализовано в некоторых странах и очень хорошо работает.
Но, безусловно, здесь есть вторая сторона медали. Электронные выписки должны приниматься всеми органами власти, арбитражными, городскими судами, заказчиками госуслуг, конкурсов, кредитными, страховыми организациями, всеми участниками гражданского оборота. Они должны принимать электронные выписки налогового органа. Если мы это сделаем, можно уходить от использования бумаги. Бумага по выписке из реестра юридических лиц необходима с нашей точки зрения, только в одном случае, когда мы имеем дело с иностранным лицом, когда нужно представить бумажную выписку для того, чтобы они представили ее в своей юрисдикции, сделали апостиль, производили другие юридически значимые действия. Другой необходимости предоставления выписки мы не видим. Здесь представлена примерная схема, как это будет действовать. И тут одновременно возникают проблемы для государственной регистрации. Я уже говорил о том, что заявление представляется непосредственно, по почте, либо иным способом. Иной способ предполагает, что заявитель представляет заявление о регистрации, которое установлено определенными формами. Кстати, к нам перешло право устанавливать формы этих заявлений. В марте нам были даны такие полномочия, путем изменения Положения о ФНС России.
Колесников В. Г.: Здесь начинаются некоторые проблемы. Я уже говорил о наличии пошлины, мы это должны проверить, иначе не имеем право приступать к оказанию услуг. Самое главное, эти документы будет подавать заявитель. Это может быть сканированный образ устава, решения собрания участников ООО, другие документы, которые он посчитает нужным приложить. У них должен быть определенный юридический статус.
Здесь мы подходим к понятию электронного документа, которого, к сожалению, еще в России нет, в отличие от ЭЦП, которая действует. Мы ведем реестр на основе именно этих документов. Заявитель несет полную ответственность за эти документы. Мы их представляем из наших реестров по требованию третьих лиц, и, соответственно, должны понимать, что документ должен иметь юридический статус, что у нас есть документ. Бумаги у нас в данном случае нет, от бумаги мы вообще хотим отказаться. Если заявление подано в электронном виде при регистрации, нам бумага не нужна. Мы хотим внести изменения в порядок ведения реестров. Эта функция - прерогатива Минфина. Т.е. документы поданы в электронном виде, надлежащим образом оформлены, идентифицированы. Мы уверены в их неизменности.
ЭЦП является единственным и достаточным условием для принятия документов в реестр. Сегодня сказано, что реестр ведется в двух видах: на бумаге и электронно. К сожалению, сегодня нотариат не готов к изменению законодательства о нотариате в части электронно-цифровой подписи нотариусов. Если вы обратитесь к любому нотариусу с документом, подписанным ЭЦП, вас просто пошлют обратно помощники. Если вы попросите нотариуса подписать ваше заявление ЭЦП, а заявление о регистрации в силу закона заверяется подписью нотариуса и печатью, вас вообще не поймут. Соответственно, мы внесли предложения о необходимости изменения в законодательство об основах нотариата. Минфин и МЭР это рассматривают. МЭР - идеолог в этой части.
Одновременно мы предложили отказаться от нотариального заверения подписи индивидуального предпринимателя. Нам не нужно его заверять нотариально, если он пришел к нам со своим паспортом. Сегодня закон требует при всех изменениях обращаться в регистрирующий орган в трехдневный срок. Мы концептуально против этого. Мы считаем, что если об этом поступили сведения из Федеральной миграционной службы, либо органов ЗАГС, нам этого достаточно. Давайте не трогать предпринимателей, когда мы можем внести за них в реестр необходимые записи. Пусть они работают, создают налоговую базу и платят налоги. Также хотел бы буквально несколько слов сказать о регистрации. Реализованы онлайн-сервисы на сайте ФНС, вы можете найти адрес вашей инспекции, заполнить платежное поручение, войти в "Личный кабинет налогоплательщика", получить сведения из публикаций и т.д. Обращаю ваше внимание, что сведения о юридических лицах, в отношении которых представлены документы для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, а также изменение сведений, содержащихся в реестре. Что это такое? Это ничем нормативно за нами не закреплено. Это была наша инициатива. У нас сегодня происходит ежедневный подъем информации на федеральный уровень. Меняются директор, место нахождения предприятия, его статус, предприятие планируется реорганизовать. О том, что подано некое заявление, если вам это интересно, если вы - собственник, директор и любое заинтересованное лицо, всегда можете увидеть на нашем сайте. Если вы его не подавали или как собственники его не санкционировали, срочно обратитесь в регистрационный орган, потому что, возможно, происходит захват вашего предприятия, а вы спите и ничего не знаете. Это один из сервисов.
Также были вопросы о том, как узнать, не зарегистрирован ли партнер по бизнесу на каком-то странном адресе. Есть адреса, указанные несколькими юридическими лицами при государственной регистрации в качестве места нахождения. У каждого региона есть свой порог массовости адреса. Вы всегда можете посмотреть, зарегистрирован ли ваш партнер по адресу массовой регистрации. Если вы его нашли, это говорит о том, что на том юридическом адресе числится еще столько-то предприятий. А вывод делайте сами. Одновременно вы можете узнать, не входит ли в состав исполнительного органа дисквалифицированное лицо, с которым вы имеете дело. МВД ведет реестр дисквалифицированных лиц. Лица туда вносятся в том числе по инициативе ФНС России, т.е. наших территориальных органов. К нам обратились с предложением передать нам ведение реестра дисквалифицированных лиц, мы сейчас его рассматриваем. МВД думает, кому бы его передать, направило нам через МЭР предложение его принять. Подход у нас здесь тоже простой: этот реестр должен быть в свободном пользовании всеми участниками гражданского оборота, сведения из него должны предоставляться бесплатно.
Потому, что одно из условий нормального ведения бизнеса, - понять, не дисквалифицирован ли директор, который подписывает контракт. Мы, может быть, были бы готовы принять этот реестр и его ведение при определенных условиях. Я сейчас говорю со своей позиции, а не позиции ФНС России. Условия следующие: мы должны определять правила его ведения, делать его публичным, доступным. Мы должны исключить сведения о представления платы за него. Реестр, официально размещенный, например, на сайте ФНС России или на портале госуслуг, является официальной информацией. Мы выступаем за это, будем предлагать сделать доступными для всех, придать статус официальной информации и двум нашим реестрам: ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Сегодня у нас 4 миллиона 300 тысяч юридических лиц и миллионов предпринимателей. Если вы зашли на определенную страницу портала и увидели предприятие, пожалуйста, пользуйтесь этими сведениями, как официальными, потому что они ничем не будут отличаться от того, что есть в наших федеральных базах данных, за исключением определенных временных издержек, пока информация из территории перейдет наверх. Мне кажется, это было бы хорошим условием для поддержки в нашей стране нормальной бизнес-атмосферы, чего нам еще, к сожалению, наверное, не до конца хватает.
Ведущий: Я позволю себе передать слово Дмитрию Валерьевичу. Какие еще новшества ждут налогоплательщиков?
Вольвач. Д. В.: Большое спасибо за приглашение, за возможность пообщаться в такой аудитории. Я продолжу выступление Виталия Григорьевича в части портала, расскажу немножко о "Личном кабинете налогоплательщика", коснусь нескольких интересных сервисов, которые сейчас разрабатывает Федеральная налоговая служба. Что касается портала госуслуг, я думаю, все уже знают, что с 1 апреля начался третий этап реализации госуслуг в электронном виде с использованием Портала. Федеральная налоговая служба является одним из активных участников в части предоставления услуг, выработки технических, стратегических решений по реализации этой государственной задачи. Мы входим во все рабочие группы, которые созданы при Минкомсвязи в рамках подготовки и реализации портала. Мы активно работаем в рамках рабочих совещаний, участвуем в подготовке основных документов, поэтому, я думаю, мы в Федеральной налоговой службе знаем, как организован портал, каковы перспективы его развития. Что касается сдачи определенных форм деклараций, то изначально 15 услуг были заложены в Распоряжении Правительства РФ № 1555-р.
Третий этап, который формально уже идет, предполагает возможность для заявителя подать заявку с использованием портала госуслуг. Что реализовано на портале на сегодняшний день? Вы можете зарегистрироваться в личном кабинете пользователя портала госуслуг. Для этого вам потребуется ввести фамилию, имя, отчество, ваш номер пенсионного страхования, ИНН, при помощи которого по базам данных Пенсинного фонда и ФНС России будет проведена проверка. После регистрации у вас будет создан личный кабинет, по почте вам придет соответствующие коды доступа. И в этом личном кабинете вы сможете получать все услуги, которые на данный момент времени доступны на портале в соответствии с распорядительными документами.
Виталий Григорьевич уже рассказал о государственной регистрации через портал. Сдача налоговых деклараций организована следующим образом: в своем личном кабинете, в разделе ФНС вы получите возможность заполнить и направить налоговую декларацию в соответствующий налоговый орган. Вам будет предложена возможность установить на своем компьютере бесплатный программный продукт, разработанный ФНС России, "Налогоплательщик-ЮЛ". С помощью этого ПО вы формируете налоговую декларацию. Через справочник кодов налоговых органов, которые также предоставляются через наши ресурсы, определяете правильный номер налоговой инспекции, где вы стоите на учете и куда направляете декларацию. После чего отправляете файл налоговой декларации, заполненный вами. Налоговая декларация по транспортной системе налоговых органов доставляется в соответствующую налоговую инспекцию.
К сожалению, на данном этапе налоговая декларация, направленная через портал, не подписана ЭЦП. Разработчики портала еще не реализовали подписную часть. И поэтому при всем нашем желании налоговый орган не может рассматривать эту налоговую декларацию как сданную, и поместить ее в свой информационный ресурс. Каждой отправке присваивается уникальный идентификационный номер, который необходимо запомнить, чтобы в дальнейшем сообщить в налоговом органе. Во всех налоговых инспекциях организован приоритетный порядок приема посетителей, воспользовавшихся порталом госуслуг. Назначены ответственные сотрудники, выделены отдельные окна в операционных залах для приема таких налогоплательщиков. Декларация, которую вы принесли на бумаге, подписали своей подписью, сдаете, не забыв сообщить тот самый идентификационный номер. Декларация будет принята и обработана. Если при сверке декларации с тем электронным образом, который уже пришел, не будет выявлено отличий, то декларация будет загружена автоматически, а не набита вручную. Такие функции на сегодняшний день уже реализованы.
Понятно, что за третьим этапом в скором времени последует четвертый и пятый (окончательный), когда электронный документооборот через портал станет юридически значимым в терминах российского законодательства, понятно, что функция сдачи деклараций будет реализована через портал полноценно. Я думаю, это будет востребованная услуга, она будет работать и развиваться.
Теперь несколько слов о проекте, который Федеральная налоговая служба реализует с декабря прошлого года. Мы дали название этому проекту "Личный кабинет налогоплательщика". Первый этап условно называем "Узнай свою задолженность". На наш взгляд, проект удался, поскольку даже общая статистика посещения сайта за декабрь прошлого года выросла более чем в 2 раза, по сравнению со средней. Сайт и так является наиболее посещаемым из всех сайтов государственных органов. Помимо посещений, плательщики активно пользуются этой услугой, формируют платежные поручения и по ним погашают задолженность. По нашим оценкам, за март месяц посредством этого ресурса было сформировано 870 000 платежных поручений. Сумма задолженности в этих платежных поручениях составляет где-то 232 миллиона рублей. По нашим оценкам порядка 1 миллиарда рублей уже поступило в региональные местные бюджеты, потому что налоги, задолженность по которым содержится в кабинете, поступают именно в эти бюджеты. Мы считаем, что это существенный вклад в экономику территорий. Здесь, безусловно, положительную роль сыграла сознательность плательщиков, которые, воспользовавшись этой услугой, оплатили налоги.
Несколько слов скажу о том, что мы планируем сделать в этом году. Мы переходим ко второму этапу. Расширяя и детализируя информацию, которую мы готовы раскрыть плательщику, обязуемся ее защищать от несанкционированного доступа. Поэтому предполагается заявительный порядок пользования этой услугой. Плательщик должен будет сам прийти в налоговый орган с паспортом, собственноручно написать заявление, согласиться с тем, что он будет пользователем этой услуги, получить в налоговом органе логин и пароль для доступа к услуге. При желании, может оставить свои координаты в виде электронной почты, мобильного телефона, куда ему будет приходить информация о том, что в его лицевом счете произошли изменения и ему надо зайти в свой личный кабинет, поинтересоваться, с чем связаны эти изменения, принять для себя какие-то важные решения. Пока, к сожалению, электронно-цифровая подпись не получила массового распространения среди физических лиц, поэтому мы будем продолжать действовать по системе логин, пароль до тех пор, пока что-то здесь не изменится. Мы дадим плательщику-пользователю услуги "Личный кабинет налогоплательщика" возможность изменять логин, пароль по удобному для него графику. Если вы хотите себя обезопасить, то после каждого сеанса входа в личный кабинет формируете новый пароль, отправляете его по установленному адресу. Старый пароль заблокирован, даже если его кто-то подсмотрел, подобрал, и тогда сеанс связи с вашим личным кабинетом будет не возможен. Он будет возможен только по новому паролю, который вы сами создали. Информация, которая будет раскрываться на втором этапе, будет гораздо более содержательна. Это будет информация об объекте налогообложения, о начислениях налогов с разбивкой по налоговым периодам и по объектам налогообложения, будут текущие начисления в режиме практически реального времени. Там должны идти платежи, которые налогоплательщик осуществляет по своим налоговым обязательствам.
Мы не планируем закрывать первый этап личного кабинета, он будет работать, поскольку доступен, бесплатен для всех. Второй этап также бесплатен, но это уже выбор каждого, вы имеете право воспользоваться этой услугой, а также от нее отказаться, все зависит от того, насколько вам это необходимо. Очевидно, что обычному человеку, который раз в год сдает налоговую декларацию о доходах, может быть, нет смысла этим интересоваться. Но, если вы являетесь владельцем недвижимого имущества и транспортных средств, если вас волнует, как формируются начисления по вашим налоговым обязательствам, вам такая информация будет интересна. Тем более что в налоговых органах информация по имуществу находится на местном уровне. И кроме кабинета налогоплательщика нет иных баз данных, для того, чтобы персонально по каждому собрать и обобщить эту информацию.
Несколько слов скажу еще об одном проекте, который у нас состоится в этом году. Он касается не физических, а юридических лиц. В первую очередь - крупнейших налогоплательщиков, имеющих огромную филиальную сеть. Это реализация, так называемых очень популярных на сегодняшний день ИОН-услуг, услуг информирования плательщиков о состояния расчетов с бюджетом по каналам связи. Все эти организации сдают налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном виде. ФНС обязана обеспечит возможность предоставить по запросам плательщика информацию о состоянии его расчетов с бюджетом в соответствии со статьей 32 Налогового кодекса, регламентом 9Н, утвержденным приказом Минфина. Налогоплательщик, направив запрос в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, в пятидневный срок должен будет получить информацию о состоянии расчетов головной организации, всех своих филиалов, по месту нахождения недвижимого имущества, транспортных средств. Информация о состоянии расчетов должна быть объективной, юридически значимой, будет подтверждена электронно-цифровой подписью соответствующего налогового органа и доставлена плательщику на его рабочее место.
Таковы основные новации по электронным налоговым сервисам, о которых я хотел бы сказать. Зная, что есть вопросы, касающиеся защиты информации, скажу несколько слов об этом. Специалисты ФНС России вместе со специалистами Минкомсвязи участвуют в разработке нормативных документов, которыми в скором времени будет руководствоваться все госорганы в рамках создания единого поля доверия. Уже в мае этого года должен быть выпущен документ, а в соответствии с правительственными решениями до октября будет проведена аттестация всех существующих удостоверяющих центров. Нас этот вопрос тоже волнует, потому что в Федеральной налоговой службе есть два удостоверяющих центра. Это удостоверяющий центр Центрального аппарата ФНС России для нашей внутренней системы. И удостоверяющий центр ГНИВЦ ФНС России, который создает поле доверия для 80 коммерческих удостоверяющих центров, выдающих ключи электронной цифровой подписи для пользователей электронной услуги сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности по телекоммуникационным каналам связи. Поэтому нам предстоит подготовить свою систему УЦ, привести ее в соответствие с новыми требованиями Правительства РФ и войти в единое поле доверия.
Мы надеемся, что вхождение в единое поле доверия позволит ускорить и перейти на осуществление юридически значимого электронного документооборота через портал госуслуг, о чем я говорил чуть раньше. И не только для юридических лиц, поскольку для них эта задача на сегодняшний день решена. Электронно-цифровые подписи выдаются, поддерживаются системой. Это наиболее актуально для физических лиц, которых необходимо превратить в активных пользователей электронных услуг. Мы к этому готовимся уже сейчас, и, надеюсь, к октябрю будем во всеоружии. Большое спасибо за внимание.
Филипук И. Ф.: Добрый день, уважаемые участники круглого стола. Тема моего выступления: "Предоставление отчетности по телекоммуникационным каналам связи (далее ТКС) с электронной-цифровой подписью (ЭЦП)". Говоря о представлении отчетности по ТКС, первое, что надо иметь в виду, - законодательство. Порядок предоставления налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством финансов, согласно пункту 4 статьи 80 Налогового кодекса. Министерство финансов указывает нам на то, что в настоящее время действующим является Приказ МНС России от 2002 года №169. Согласно данному Приказу датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата отправки, зафиксированная в подтверждении спецоператора связи. В 2008 году приказом Минфина России №9н был утвержден и зарегистрирован Минюстом Административный регламент. Такие регламенты создавались по постановлению Правительства для того, чтобы определить порядок действия должностных лиц органов исполнительной власти и временные характеристики при исполнении различных функций.
В регламенте, утвержденном Приказом 9н, раздел, который касался предоставления отчетности по ТКС, отличался от того порядка и правил, которые действовали в системе налоговых органов. Естественно, являясь органом исполнительной власти, ФНС России обязана была привести документы и программное обеспечение (ПО) в соответствие с положениями данного регламента. Мы разработали пакет документов. На данном слайде отражены данные по некоторым новым документам. Утверждены: приказом от 02.11.2009 № ММ-7-6/534 "Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (согласованы с Минфином); приказом от 11.03.2010 № ММ-7-6/107@ Порядок организации обработки налоговых деклараций (расчетов), поступивших в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи от налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших; приказом от 18.12.2009 № ММ-7-6/691@ Порядок регистрации участников электронного документооборота для представления налоговых деклараций (расчетов) и иных документов в электронном виде и информирования налогоплательщиков по телекоммуникационным каналам связи; приказом от 18.12.2009 № ММ-7-6/693@ Унифицированный формат транспортного контейнера при информационном взаимодействии с приемными комплексами налоговых органов по телекоммуникационным каналам связи с использованием электронной цифровой подписи и т.д.
Безусловно, здесь отражены не все документы, которые мы разработали в рамках этой задачи. Также утверждены и размещаются на сайте ФНС России необходимые формы и форматы документов, обеспечивающих документооборот при сдаче отчетности по ТКС. Вы легко можете ознакомиться с ними и внимательно изучить. Заостряю ваше внимание на том, что пакет документов вступит в силу с момента внедрения в промышленную эксплуатацию программного обеспечения (ПО), над которым трудятся все участники электронного взаимодействия. У многих она уже завершена и проходит тестирование ПО. По результатам тестирования будет издан приказ, в соответствии с которым все эти документы начнут работать, по нашим оптимистичным прогнозам в мае. Сейчас грядет массовая сдача квартальной и годовой отчетностей, поэтому мы не можем проводить в этот период серьезные изменения в системе сдачи отчетности по ТКС.
Давайте подробнее поговорим о Приказе № 534, который определяет технологию предоставления отчетности по ТКС в соответствии с Административным регламентом 9н. Те 8 лет, которые внедряется система сдачи отчетности по ТКС, мы руководствовались, не считая Налогового кодекса, двумя ключевыми документами: Приказами МНС России от 2002г №169 и №705. Приказ № 169 утвержден МНС и зарегистрирован в Минюсте. Это основной методический документ. С переходом на 9н продолжает действовать Приказ № 169, при этом появились методические рекомендации, утвержденные Приказом № 534, частично заменившие Приказ № 705. Когда мы работали над 534 приказом, мы также обобщали накопленный 8-летний опыт сдачи отчетности по ТКС, включая судебную практику, конфликтные ситуации и т.д. В предыдущих документах не предусматривался отказ в приеме декларации. В разделе 133 Административного регламента 9н перечислены все основания для отказа. Теперь налогоплательщик будет получать уведомление об отказе в приеме декларации и причину, по которой ему отказали. В этом случае он должен помнить, что если своевременно не представит декларацию, к нему будут применены санкции. С другой стороны, документооборот, который предусматривается новыми методическими рекомендациями, - исчерпывающий. Он описывает все ситуации, логически отстроен и понятен налогоплательщику.
Немного расскажу о схеме прохождения документа. Участниками документооборота являются: налогоплательщик, спецоператор и налоговый орган. Налоговый орган на данной схеме представлен в двух блоках. Первый блок включает в себя унифицированный приемный комплекс, о котором говорил Николай Евгеньевич. Мы его назовем "ГПР". А далее у нас идет программный комплекс, который называется "ЭОД". Из особенностей нового варианта Методических рекомендаций можно отметить следующее.
Для обеспечения мониторинга прохождения отчетности в ответ на каждый документ его получатель отправляет извещение о получении документа. Благодаря этому налогоплательщик узнает, что его декларация точно доставлена до налоговой инспекции и сейчас происходит ее обработка, а налоговая инспекция знает, что отправленное налогоплательщику уведомление об уточнении им получено. Если декларация представляется уполномоченным представителем налогоплательщика (например, обслуживающей бухгалтерией), то вместе с декларацией должна отправляться формализованная информация о доверенности, копия которой должна находиться в налоговой инспекции. Это позволит налоговой инспекции более эффективно проверять, имеет ли право налоговой представитель подписывать декларацию за данного налогоплательщика. Налогоплательщик может представлять отчетность сам, а также через уполномоченного представителя. В этом случае он должен иметь доверенность.
Мы разработали информационный ресурс - "Доверенность", который предусматривает автоматизированную проверку полномочий. С внедрением ресурса будет происходить автоматизированная проверка полномочий. Налоговые органы обязаны очень внимательно следить за тем, чтобы доверенность была предоставлена. Юридически значимым, пока будет бумажный документ. Налогоплательщик, отправитель декларации, формируя информацию о доверенности, может внести какие-то неверные данные преднамеренно, либо ошибочно. Поэтому первичный документ - это все-таки доверенность, которую принес налогоплательщик в инспекцию. Мы можем автоматизировано сверить то, что было приложено к декларации - совпадает ли с теми данными, которые лежат в инспекции, и внесены в ресурс Доверенность.
Филипук И. Ф.: По 534 приказу документооборот составляют: квитанция о приеме, уведомление об отказе, извещение о вводе, подтверждение даты отправки, уведомление об уточнении, извещение о получении, сообщение об ошибке. На первый взгляд этот набор документов кажется избыточным, но каждый документ не случаен. Часть из них - это чисто технологические документы. Например, извещение о получении. Имея опыт работы с декларациями по ТКС, мы попадали в ситуацию потери таких деклараций. Рабочая группа, которая разрабатывала документ, включала спецоператоров, представителей налоговой службы, разработчиков софта. Предусматривая мониторинг прохождения отчетности, мы ввели технологический документ - извещение о получении, т.е. маячки: сигнал отправил – принял. Каждый друг другу сигналит. И тогда налогоплательщик четко знает, получив все извещения, что его документ дошел. А налоговый орган точно знает, что уведомление об отказе, об уточнении и т.п. дошли до налогоплательщика, и он потом не сможет сослаться на то, что не получил, не знал, поэтому не исполнил свою обязанность.
Все регламентировано, все выверено. Извещение о вводе завершает документооборот. Оно не имеет специального значения, а сообщает налогоплательщику, что все данные введены в базу, никаких проблем больше нет. По Административному регламенту 9н у нас установлены определенные сроки исполнения процедур, поэтому при разработке 534, разработчики софта высчитывали, сколько времени потребуется на то, чтобы реализовать каждый этап документооборота. Я говорю о процедурах, которые происходят автоматически, при условии круглосуточной работы серверов налоговых органов и спецоператоров, когда все работает на автомате.
Кроме того, мы разработали единообразный, унифицированный контроль, который разбили на 2 части. Первый контроль проводится на базе приемного комплекса, так скажем, грубое сито, которое отсеивает грубые ошибки. Окончательное решение о приеме принимает программный комплекс налогового органа (ЭОД). В случае выявления ошибок, будет формироваться уведомление об отказе с указанием ошибок. Результатом окончательной проверки будет либо квитанция о приеме, которая является документом, подтверждающим, что налогоплательщик исполнил свою обязанность по представлению декларации, либо уведомление об отказе с указанием причины. Все участники процесса знают, что все дошло, а если где-то застряло, видят, какой маячок у нас не загорелся.
Налогоплательщик может сделать мелкие ошибки, при этом его обязанность уже исполнена, однако придет уведомление об уточнении, согласно которому необходимо представить корректирующую декларацию. И вы, сделав это, можете, как говорят, спать спокойно. Такова в общих чертах система документооборота, которая сейчас будет реализована.
Новая система сдачи будет более четкая, понятная, а главное полностью соответствовать требованиям Налогового кодекса, нормативным документам Минфина и ФНС России. Я надеюсь, что работать в этой системе налогоплательщикам будет гораздо удобнее. Наша цель - улучшать обслуживание налогоплательщиков.
Далее будет представлена презентация Филипук И. Ф.
Ведущий: Большое спасибо. В своих выступлениях вы ответили на большинство вопросов, которые пришли от интернет-пользователей. Хочу предложить перейти к живому общению. Предлагаю коллегам, присутствующим в зале, задать свои вопросы.
Вопрос из зала: Журнал "Актуальная бухгалтерия". Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, с какими проблемами при внедрении информационных технологий на практике на сегодняшний день сталкиваются органы ФНС? Спасибо.
Колесников В. Г.: Прежде всего, это единое пространство доверия электронно-цифровых подписей. Если мы всех хотим вовлечь в электронный документооборот, то должны выдать ЭЦП и сопровождать каждый год. ЭЦП должны приниматься всеми органами власти. У нас 4 миллиона юридических лиц, 4 миллиона индивидуальных предпринимателей - все активные налогоплательщики. На это пока нет ни денег, ни концепции.
Вторая проблема - нормативные акты, позволяющие осуществлять электронный документооборот. Статус документа, возможность подачи заявления в электронном виде, возможность получения услуги в электронном виде - это то, чего до сих пор, к сожалению, не разработано, не смотря на то, что Правительство РФ поставило для разработки срок до 31 декабря. Третья проблема связана с технологическим вопросом. Это каналы связи, которые, к сожалению, не везде хороши и не везде налогоплательщик может подать заявление. Но здесь нужно корреспондироваться со стратегией развития информационного общества, утвержденной Президентом РФ в феврале 2008 года, в которой указано, что до 2015 года 75% домохозяек должны иметь рабочее место с выходом в интернет, 100% услуг должны оказываться в электронном виде. Под это нужно разрабатывать финансовую программу обеспечения телекоммуникационных сетей. Четвертая проблема заключается в желании самих органов государственной власти это делать.
Ведущий: Чтобы механизм предоставления государственных услуг в электронном виде через Интернет заработал в полном объеме, необходимо определить статус документов, предоставляющих регистрирующими (налоговыми) органами заявителям в электронном виде, а также установить возможность их последующего использования. Расскажите, пожалуйста, как вы на данном этапе оцениваете ситуацию с данными вопросами и какие работы ФНС России ведутся в данном направлении?
Мельников Н. Е.: Вопросы статуса документа не поднимались. Сейчас при создании портала госуслуг, наверное, наиболее актуальна реализация пятого этапа. Это невозможно без определения статуса электронного документа на законодательном уровне. Но, учитывая интенсивность работ по порталу со стороны всех министерств и ведомств, жесткий контроль за этим процессом со стороны Правительства РФ, я думаю, что в этом году вопрос будет решен, откроется достаточно широкое поле для деятельности в электронном виде.
Колесников В. Г.: Есть такой законопроект под названием "Об организации представления государственных и муниципальных услуг". Где он находится сейчас, не знаю. Должен быть определен статус документа, который подает заявитель. То есть вы берете папку, складываете туда все документы, которые считаете нужным подать при регистрации, которые бы вы подавали на бумаге, шифруете, заверяете своей электронной подписью и посылаете. Надеюсь, что в этом законопроекте это будет прописано.
Ведущий: Расскажите, пожалуйста, как идет реализация на данный момент возможности предоставления заверенных ЭЦП выписок из реестров о "чужих" юридических лицах?
Колесников В. Г.: Данная возможность должна быть реализована к августу-сентябрю. Сейчас обсуждается необходимость закона или нормативного акта о единой платежной системе. Такое поручение дано Федеральному казначейству. Они должны как раз в августе-сентябре озвучить свои предложения по этому вопросу. Мы в on-line режиме всегда должны подтверждать оплату пошлины по определенному индексу документа. Если это будет сделано, то мы готовы представить выписку о "чужом лице", потому что она платная. Мы готовы это делать и бесплатно, если такая возможность будет установлена правительством, при условии, что эти выписки будут приниматься всеми участниками гражданского оборота без ограничений. Надеюсь, что рано или поздно это произойдет.
Ведущий: Сколько времени занимает процедура аккредитации удостоверяющего центра в сети доверия ФНС?
Мельников Н. Е.: Я отвечу на этот вопрос. По нормативным документам срок от начала подачи заявления или пакета документов для регистрации не должен превышать 45 дней. Но, на практике мы имеем немного другие цифры. Сейчас в сети доверия ФНС России зарегистрировано и аккредитовано 80 удостоверяющих центров. Мы выставляем достаточно жесткие требования ко всем участникам нашей доверенной сети. Представители ФНС выезжают на место и проверяют соблюдение всех необходимых условий. Все это делается при наличии лицензии ФСБ на осуществление этой деятельности. По сути дела, этой лицензии было бы достаточно, но, тем не менее, для того, чтобы мы их вели и аккредитовали в своей сети доверия, мы осуществляем эти проверки. Плательщики удостоверяющего центра могут заявить о том, что их неформально проверили, и что ФНС России аккредитовало их в сети доверия. Таким образом, по факту разброс получается где-то от 21 дня, максимальный срок доходил до 87 дней. То есть, срок аккредитации удостоверяющего центра может доходить до полутора месяцев.
Ведущий: Как скоро планирует ФНС России "понизить планку" по количеству сотрудников для обязательной сдачи отчетности в электронном виде?
Филипук И. Ф.: Понижение планки по количеству сотрудников для обязательной сдачи отчетности в электронном виде - это полномочия Минфина, но ФНС России не сидит сложа руки и тоже вносит свои предложения по изменению законодательства. Пока таких предложений ФНС России на сегодня не давала, поскольку те налогоплательщики, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде (т. е. со штатной численностью свыше 100 человек), составляют в среднем всего 8% от сдающих отчетность по ТКС. Я думаю, что эта цифра будет расти, поскольку преимущества сдачи отчетности по ТКС неоспоримы.
Ведущий: Как вы оцениваете на данный момент законодательную базу, регулирующую порядок предоставления налогоплательщиками налоговой отчетности через интернет? Есть ли в ней, на ваш взгляд, какие-либо явные недостатки либо противоречия, которые требуют скорейшего устранения?
Филипук И. Ф.: Я уже достаточно подробно рассказала о тех документах, которые разработаны на данный момент. На мой взгляд, они полностью учитывают все недостатки старых документов. Что касается нового пакета документов, то он обязательно будет опробован практикой. В случае же выявления каких-либо недостатков, мы будем их незамедлительно исправлять. Все проверяется практикой.
Ведущий: В какие государственные контролирующие органы на сегодняшний день можно отправлять отчетность по интернету? Какие из существующих вариантов предоставления отчетности в государственные органы, на ваш взгляд, наиболее оптимальны?
Филипук И. Ф.: Отчетность по интернету на сегодняшний день можно направлять в Пенсионный фонд, Росстат и ФСС. Большинство крупнейших спецоператоров все эти функции реализовало.
Вопрос из зала: Израилов Александр Павлович, журнал "Налоги и налогообложение". Сейчас отчетность можно сдать по почте и лично. Скажите, пожалуйста, будут ли в связи с тенденцией перехода на электронную отчетность вноситься дополнительные изменения в Налоговый кодекс РФ? Если налоговый орган получит электронную отчетность после установленного срока как решается вопрос?
Мельников Н. Е.: Наверное, ответом на этот вопрос будет являться целесообразность внесения этих изменений. Технологии сдачи отчетности существуют уже почти 10 лет. Этот процесс был запущен в начале 2001 года в Москве, в Московской области и ряде других регионов. На сегодня мы анализировали судебную практику, связанную с применением санкций из-за несвоевременного представления налогоплательщиками электронной отчетности в налоговый орган. Из 70-ти миллионов деклараций, полученных за 2009 год, количество судебных разбирательств, связанных с электронной отчетностью, составило всего шесть. Все спорные моменты абсолютно нормально разрешаются между налогоплательщиком и налоговым органом с участием третьей стороны – спецоператора.
Филипук И. Ф.: Позвольте немного дополнить. В формулировке вашего вопроса есть неточность. В соответствии со статьей 80 НК РФ, сдача отчетности возможна не только лично, на бумажном носителе по почте, но и в электронном виде по ТКС. Это положение прописано еще с 2002 года. Нужно внимательнее читать Кодекс.
Вопрос из зала: А что вы можете сказать по поводу нарушения сроков?
Филипук И. Ф.: Здесь необходимо определить дату и время подачи документов. Если налогоплательщик отправил документы вовремя, а спецоператор зафиксировал это время, которое хранится в подтверждении даты отправки, то это время будет приниматься как доказательство в суде. Если электронная отчетность доставлена в налоговый орган с нарушением срока по вине спецоператора и его вина доказана, то все санкции налогоплательщику возмещаются, если это прописано в договоре налогоплательщика и спецоператора. Кроме того, налогоплательщик, сдавая отчетность по ТКС, не получив ни подтверждения даты отправки, ни извещения, должен обеспокоиться. У него есть договорные отношения, есть контактные телефоны, если он сдает отчетность в последнюю минуту, то необходимо проконтролировать момент доставки документов.
Ведущий: Уважаемые участники круглого стола! Скажите, пожалуйста, каким требованиям должен удовлетворять программный продукт, который позволит осуществить массовый переход на единый приемный комплекс?
Мельников Н. Е.: Не совсем понятно, о каком именно продукте идет речь. Попробую ответить сразу по всем продуктам, которые используются в линейке приема отчетности. Давайте начнем с продукта, который стоит на стороне налогового органа. Есть техническое задание, которое утверждено в ФНС России, по которому разработчик реализовал этот программный продукт. Соответственно, входные, выходные интерфейсы этого программного продукта понятны, доведены до всех спецоператоров.
Требования к программным продуктам, которые на стороне налогоплательщика, разработанные спецоператором, должны учитывать необходимость взаимодействия с этим модулем на стороне налогового органа и четко отрабатывать те этапы прохождения документа, которые предусмотрены технологией.
Ведущий: Для получения данных о задолженности по налогам достаточно ввести имя и ИНН. Так как ИНН не является закрытой информацией, то теперь каждый может узнать информацию про любого гражданина России, имеющего ненулевую задолженность, какова примерная стоимость его имущества. Иными словами, налицо если и не прямое, то косвенное нарушение Закона "О персональных данных", предписывающее защищать данные, не являющиеся общедоступными, от неправомерного или случайного доступа. Как вы можете прокомментировать данную ситуацию?
Вольвач Д. В.: Спасибо. Я попробую осветить этот вопрос. Процитирую статью 57 Конституции РФ: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Еще процитирую статью 23 Налогового кодекса РФ: "Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги". Такая же обязанность есть у плательщиков сборов, у налоговых агентов. В соответствии со ст. 102 НК РФ: "Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения..." и пр.
Когда мы с коллегами прорабатывали этот вопрос с правовой точки зрения, то пришли к выводу, что сведения о задолженности по налогам, налоговой тайной не являются. Задолженностью этот показатель становится после того, как прошли все, установленные законом сроки добровольной уплаты, и началось применение предусмотренных законом мер принудительного взыскания этой задолженности, т. е. обязанность налогоплательщика перешла в статус налогового правонарушения, а, следовательно, перестала быть налоговой тайной.
Что касается гипотетической возможности по информации в "личном кабинете" косвенно восстановить данные о налогоплательщике, его имуществе, доходах и т. д., то этот вопрос обсуждался, анализировалась практика и пр. Для того чтобы что-то восстановить по данным, которые предоставляет на сегодняшний день в "Личном кабинете налогоплательщика", необходимо к личному кабинету добавить хрустальный магический кристалл, тогда во взаимодействии этих двух "источников" можно попытаться что-то выяснить. Я имею в виду, что в любом случае, это просто гадание на кофейной гуще, не имеющее никакого отношения к информации.
Когда мы перейдем ко второму этапу "Личного кабинета", то требования к защите информации там будут гораздо сложнее и жестче. Будут использоваться исключительно сертифицированные средства криптозащиты, облегченные продукты, которые мы будем предоставлять бесплатно налогоплательщику, с возможностью устанавливать их у себя на рабочем месте. Таким образом, информация передаваемая налогоплательщику, будет защищена сертифицированными средствами криптозащиты. Сейчас мы гарантируем уничтожение информации на сервере интернет-провайдера стандартными средствами сразу по окончании сеанса работы и всегда предупреждаем об этом налогоплательщика. Вся информация уничтожается и не будет использоваться в неправомерных целях.
Во втором этапе мы предполагаем даже сам сеанс связи осуществлять на защищенной площадке налоговых органов; провайдер будет обеспечивать исключительно доступ к этой системе. Вот так мы заботимся о том, чтобы наши уважаемые налогоплательщики не утратили свою налоговую тайну. Еще раз, пользуясь возможностью, хочу поблагодарить всех тех, кто пользуется электронными налоговыми сервисами не для того только, чтобы удовлетворять свое любопытство, а для того, чтобы полностью исполнять свои налоговые обязательства. Мы вам за это благодарны.
Мельников Н. Е.: Я добавлю еще пару слов по защите. Не надо воспринимать "Личный кабинет", как единственный инструмент для информирования плательщика. Прежде чем наступит срок уплаты, плательщик заказным письмом уведомляется о начисленных ему налогах. У плательщика есть возможность не допустить появления информации о его задолженности в личном кабинете. Публичность этого ресурса, публичность этих данных, на наш взгляд, должна стимулировать налогоплательщиков платить налоги в срок, не допуская появления информации в личном кабинете о задолженности, не допуская пеней.
Колесников В. Г.: Позвольте, я тоже добавлю пару слов. Действительно, здесь нет какой-либо информации о персональных данных. По сумме задолженности трудно определить, какая у гражданина собственность, квартира, ее местонахождение, площадь, какая машина и т. п. У нас были оппоненты, которые предостерегали нас о том, что ФНС не будет вылезать из судебных разбирательств. Четыре месяца сервис работает, он был запущен с 7 декабря. Пока ни одного иска не было. Эти судебные дела бесперспективны.
Ведущий: Каким образом вы своевременно уведомляете налогоплательщиков о внедрении новых сервисов и интернет-услуг?
Колесников В. Г.: Например, на круглых столах "Гаранта". В первую очередь, конечно, с помощью сайта. Мы можем уже сейчас сказать, что в этом году мы внедрим еще один сервис для юридических лиц. Планируем запустить в ближайшее время еще один сервис, с помощью которого по фамилии, имени, отчеству, дате рождения, может быть, паспортным данным, можно будет быстро и бесплатно узнать свой ИНН. И ряд других продуктов, которые создает ГНИВЦ по нашему заказу, касающиеся подготовки различных документов для сдачи отчетности. Они будут постоянно совершенствоваться. У нас есть новостная строка, с помощью которой мы информируем пользователей обо всех изменениях.
Мельников Н. Е.: Дополню, поскольку вопрос звучал: какими еще средствами мы уведомляем налогоплательщиков? Работа идет на трех уровнях: на федеральном уровне, на региональном, и в инспекциях. Обязанности четко распределены, у каждого свои роли. В каждой инспекции и в каждом региональном управлении есть отдел работы с налогоплательщиками. Инспекции взаимодействуют с местными СМИ: это газеты, телевидение, радио. Региональное управление работает уже с региональными средствами массовой информации. Мы тоже взаимодействуем и с телеканалами, и с печатными изданиями, и с правовыми системами. Эта работа управляется из центра. Мы поручаем регионам, территориальным органам довести ту или иную информацию до всех налогоплательщиков, соответственно, запускается механизм, где работают все его звенья.
Ведущий: Спасибо! Коллеги, мне кажется, что мы обсудили практически все вопросы. Николай Евгеньевич, подведите итоги!
Мельников Н. Е.: Я хотел бы поблагодарить аудиторию за то, что нас выслушали. Честно говоря, мы готовились к достаточно жесткому диалогу и обсуждению проблемных вопросов. Готовы были ответить на любые вопросы, касающиеся взаимодействия с налогоплательщиками в электронном виде. Общение на площадке "Гаранта" в рамках круглого стола с аудиторией – это наша функция, определенная Кодексом. Такое общение, в конечном итоге, упрощает работу инспекций и налогоплательщиков. Если какие-то вопросы остались за кадром, либо вы постеснялись спросить, либо не очень четко мы ответили, то мы всегда готовы дать подробные разъяснения. Мы готовы и дальше посещать такие круглые столы, интернет-конференции для того, чтобы освещать все накопившиеся вопросы.
Ведущий: Уважаемые гости, спасибо вам большое за ваши ответы, за то, что нашли время и пришли к нам сегодня! ИА "ГАРАНТ" желает вам успехов в вашей работе!