Новости и аналитика Аналитические статьи Важные новости для "обособленцев"

Важные новости для "обособленцев"

В последнее время появились новые документы, которые, на наш взгляд, будут интересны "разветвленным" компаниям. Так, например, ФНС России внесла изменения в форму заявления о постановке на учет (снятии с учета) обособленных подразделений. Свежие разъяснения по "обособленным" вопросам были даны и Минфином России. В частности, финансисты пояснили, как проверять подразделение, если оно не является филиалом или представительством. Подробности – в нашей статье.

оздав обособленное подразделение, фирма обязана встать на налоговый учет в инспекции по месту его нахождения. За исключением случаев, когда компания уже зарегистрирована в инспекции того муниципального образования, в котором создано это подразделение. Чтобы встать на учет, организация должна подать в инспекцию по месту нахождения вновь создаваемого "обособленца" заявление по форме N 1-2-Учет(*1). К заявлению прилагают приказ о создании обособленного подразделения, учредительные документы компании и бумаги, подтверждающие ее постановку на учет по основному месту нахождения. Заявление представляют в течение месяца со дня создания подразделения. Долгое время спорным оставался вопрос: кто вправе подписывать этот документ? Теперь он решен окончательно.

Уполномочен подписать

Заявление о постановке на учет могут подписывать только должностные лица, имеющие право действовать от имени организации без доверенности. Так считали некоторые инспекторы и отказывались принимать документ, если он подписан, например, не генеральным директором, а представителем компании по доверенности. Но как выполнить это требование, если руководитель находится в отпуске или длительной командировке? Между тем сроки подачи заявления поджимают. ФНС России ответила на этот вопрос еще в прошлом году. Специалисты налогового ведомства посчитали, что подписать документ вправе уполномоченный представитель компании. Разумеется, если его полномочия подтверждены надлежащим образом оформленной доверенностью. Ее копию необходимо направить в налоговую инспекцию. В таком случае в заявлении в строке "Руководитель российской организации" указывают данные уполномоченного представителя(*2).

Тем не менее это было всего лишь письменное разъяснение. Теперь же право уполномоченного представителя подписывать заявление о постановке на учет закреплено в самой форме N 1-2-Учет(*3). Для этого она была дополнена строками, в которых стало возможно указывать ФИО представителя, его ИНН (при наличии) и номер контактного телефона. Аналогичным образом была подкорректирована и форма заявления о снятии с учета (форма N 1-4-Учет). Как и прежде, полномочия представителя на подписание документов необходимо подтвердить доверенностью, копию которой нужно подать в инспекцию вместе с заявлением.

Чем чреват переезд филиала?

В Налоговом кодексе нет четких указаний, как действовать в случае переезда обособленного подразделения. Кого и как нужно уведомлять о смене адреса? Прояснить ситуацию в очередной раз попытался Минфин России. И снова финансисты заявили о том, что упрощенный порядок регистрации таких изменений Налоговым кодексом не установлен. Даже для случаев, когда новый адрес подразделения будет располагаться на территории, подведомственной той же налоговой инспекции. В любом случае компания должна провести процедуру закрытия и открытия обособленного подразделения(*4). Аналогичной позиции придерживается и налоговое ведомство(*5).

Чиновники предлагают организациям действовать по такому алгоритму. Сообщить в инспекцию по месту нахождения организации о создании и закрытии обособленного подразделения (форма N С-09-3(*6)). Представить в налоговый орган по старому адресу филиала заявление о снятии с учета по форме N 1-4-Учет(*7).

В инспекции, на территории которой расположено новое место деятельности, "обособленца" нужно заново поставить на учет. Порядок такой постановки мы рассматривали ранее. Если изменение адреса подразделения происходит в пределах территории, подведомственной одной налоговой, то оба заявления по формам N 1-2-Учет и 1-4-Учет подают в эту инспекцию.

Компания по каким-либо основаниям уже может быть зарегистрирована в инспекции по новому адресу филиала. Например, если она сама состоит на учете в этой инспекции. В таком случае подразделение по новому адресу налоговая зарегистрирует сама. Подавать заявление по форме N 1-2-Учет и необходимые документы компании не придется.

При смене адреса обособленного подразделения организация должна провести процедуру его закрытия и открытия

Нередко при подаче заявления о снятии подразделения с учета инспекторы требуют принести документы, подтверждающие закрытие филиала. Например, приказ руководителя. Отметим, что данное требование неправомерно. Как отметил Минфин России в одном из последних разъяснений, для снятия филиала с учета достаточно одного заявления. Ведь руководство может и не издавать такой приказ, а ограничиться устным распоряжением о закрытии "обособленца". В таком случае в строке заявления "Копии документов, подтверждающих принятие решения российской организацией о прекращении деятельности (закрытии) своего обособленного подразделения, прилагаются на листах" ставится прочерк(*8).

Нет филиала – нет проверки?

Инспекция вправе проводить самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств организации. Означает ли это, что в отношении подразделений, которые не являются представительствами или филиалами, такая проверка неправомерна? Давайте разберемся.

Налоговый кодекс не разъясняет, что следует понимать под представительством или филиалом. Данный пробел компенсирует статья 55 Гражданского кодекса.

Сведения о создании филиала и представительства должны быть указаны в учредительных документах компании.

Инспекция не вправе отдельно проверять подразделение, которое не является филиалом или представительством

Налоговое законодательство рассматривает обособленное подразделение гораздо шире понятий филиала и представительства. Это любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым не зависит от того, отражено или нет его создание в учредительных документах, и от полномочий, которыми оно наделяется(*9). То есть, если компания создает подразделение, не наделенное статусом филиала или представительства, вносить изменения в учредительные документы не нужно.

Филиал меняет адрес: порядок регистрации изменений
Нажмите, чтобы увеличить

Порядку проведения выездных налоговых проверок "обособленцев" посвящен пункт 7 статьи 89 Налогового кодекса. В указанной норме разъяснено, что инспекция вправе проверять филиалы и представительства.

Из буквального толкования данной статьи можно сделать вывод, что ее действие не распространяется на подразделения, которые не являются филиалами (представительствами) компании. Однако налоговые органы придерживаются иного мнения. Согласно Методическим указаниям по проведению выездных проверок организаций, в состав которых входят обособленные подразделения(*10), подразделения проверяют:

  • в рамках выездной налоговой проверки компании;
  • самостоятельно, независимо от проверки организации, но только по региональным (местным) налогам.

Пунктом 3 методических указаний предусмотрено, что выездная проверка организации проводится одновременно с проверкой филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений. Что касается самостоятельной проверки подразделений, то здесь ситуация иная. В пункте 2 методических указаний, где изложены рекомендации по ее проведению, говорится только о филиалах и представительствах. При этом ничего не сказано о возможности проведения самостоятельной ревизии иных обособленных подразделений. Отсюда следует, что отдельно проверять "обособленцев", которые не являются ни представительствами, ни филиалами, инспекция не вправе. В таких подразделениях может быть проведена ревизия только в рамках проверки всей организации. Аналогичной позиции придерживается и Минфин России. В письме ведомства от 31 июля 2008 года N 03-02-07/1-327 также подчеркивается, что инспекция не вправе проводить самостоятельную проверку обособленных подразделений, не являющихся филиалами и представительствами. Стоит сказать, что этого мнения финансисты придерживались и ранее(*11).

Согласно пункту 7 статьи 89 Налогового кодекса в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств. Кроме того, пункт 2 указанной статьи закрепляет возможность проведения самостоятельной выездной налоговой проверки филиала или представительства на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. При этом такая проверка проводится только по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов.
Из содержания пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса следует, что организация, кроме филиалов и представительств, являющихся ее обособленными подразделениями, может также иметь и иные обособленные подразделения, не являющиеся филиалами (представительствами).
Поскольку статья 89 Кодекса говорит о праве налоговых органов проводить самостоятельные выездные проверки исключительно филиалов и представительств, по нашему мнению, основания распространять это право на иные обособленные подразделения отсутствуют. Аналогичная позиция изложена и в письме Минфина России от 16 ноября 2006 года N 03-02-07/1-324.
Однако судебная практика в настоящее время единообразна и идет по пути признания права налоговых органов на проведение самостоятельных выездных проверок обособленных подразделений, не являющихся филиалами и представительствами.
При рассмотрении данной категории дел суды, как правило, обосновывают свой вывод следующим. Все обособленные подразделения организации в силу статьи 19 Кодекса исполняют обязанности организаций по уплате налогов, правильность исчисления и полнота уплаты которых и проверяются в ходе самостоятельных выездных проверок. Поэтому налоговые органы вправе проверять все обособленные подразделения организации, а не только филиалы и представительства. Такие выводы, в частности, содержатся в постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 28 января 2004 года N Ф03-А73/03-2/3474, ФАС Уральского округа от 11 августа 2005 года N Ф09-3392/05-С7, ФАС Северо-Западного округа от 14 марта 2005 года N А56-41914/04, от 10 августа 2007 года N А42-12847/2005.
Более того, даже если суды встают при рассмотрении указанной категории дел на сторону налогоплательщиков, вышестоящие судебные инстанции отменяют данные решения. Как, например, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 8 декабря 2003 года N А42-2052/03-22, от 17 сентября 2007 года N А26-1621/2007.

 

 

Автор статьи:
Е.Н. Тарасова,
эксперт журнала

 


*1) утв. приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@

*2) письмо ФНС России от 20.11.2007 N СК-6-09/902@

*3) приказ ФНС России от 16.07.2008 N ММ-3-6/314@

*4) письма Минфина России от 11.07.2008 N 03-02-07/1-275, от 14.07.2008 N 03-02-07/1-278

*5) письмо ФНС России от 02.05.2007 N 09-2-04/1867@

*6) утв. приказом ФНС России от 17.01.2008 N ММ-3-09/11@

*7) утв. приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@

*8) письмо Минфина России от 14.07.2008 N 03-02-07/1-281

*9) ст. 11 НК РФ

*10) письмо МНС России от 07.05.2001 N АС-6-16/369

*11) письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-02-07/1-324


Журнал "Актуальная бухгалтерия" N 10/2008, Е.Н. Тарасова, эксперт журнала
Читать ГАРАНТ.РУ в и