Нюансы почтовых расходов

Несмотря на многообразие современных видов связи, традиционный способ почтовой рассылки по-прежнему пользуется большой популярностью. Казалось бы, все очень просто - стоит только купить почтовые конверты и марки и оплатить почтовые услуги. Однако в некоторых ситуациях учет расходов на почтовые рассылки имеет свои особенности.

Основными предпосылками для принятия понесенных фирмой затрат в налоговые расходы являются их экономическая обоснованность, направленность на получение доходов и, конечно же, документальное подтверждение1. При выполнении данных условий расходы на почтовые и другие подобные услуги, связанные с производством и реализацией, принимаются для целей налогообложения в составе прочих расходов2. Об этом еще раз напомнили финансисты в своем недавнем письме3, касающемся затрат на оплату почтовых отправлений, направляемых в арбитражный суд.

Однако в отдельных случаях применяются другие подходы.

Рекламные рассылки

В настоящее время большое число компаний использует предварительную рассылку предложений по продажам, вкладывая в конверт рекламную информацию о товарах (например, в виде каталогов), бланки заказов и другие подобные материалы. К какому виду расходов в данной ситуации можно отнести почтовые затраты на распространение рекламных материалов? Согласно официальной позиции чиновников все будет зависеть от того, какой вид рассылки выберет компания. Если она воспользуется адресной рассылкой, то такие расходы рекламными считать нельзя. Логика контролеров такова4. Классифицировать расходы в качестве рекламных следует исходя из норм законодательства о рекламе5. Так как информация, распространяемая с помощью адресной рассылки, предназначена для конкретных лиц, то делается вывод, что этот вид рассылки не является рекламой. Кроме того, специалисты финансового и налогового ведомств настаивают6, что расходы, связанные с безвозмездной передачей каталогов и т. п., не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 16 статьи 270 Налогового кодекса.

Заметим, что для компаний, торгующих товарами исключительно с помощью почтовых отправлений, московскими налоговиками были даны другие рекомендации7. Поскольку метод прямой почтовой рассылки (при условии, что она содержит все существенные условия договора) признается офертой8, расходы на изготовление и адресную рассылку каталогов потенциальным покупателям рекламой не являются. В этой ситуации они признаются расходами, связанными с производством и реализацией, и учитываются на основании подпунк та 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Аналогичные выводы делают и судьи арбитражных судов9.

Другое дело, когда почтовая доставка рекламных каталогов является безадресной. Например, сотрудники почты раскладывают рекламные материалы в почтовые ящики потенциальных потребителей продукции - организаций и граждан, которые расположены в районе обслуживания конкретного отделения связи. В таком случае информация предназначается для неопределенного круга лиц. Что под этим следует понимать? Федеральная антимонопольная служба России разъяснила10, что это означает отсутствие в рекламе указания о лицах, для которых реклама создана. То есть когда заранее невозможно определить всех лиц, до которых рекламная информация будет доведена. Следовательно, затраты на безадресную почтовую рассылку следует рассматривать как рекламные расходы11. Однако, поскольку они отсутствуют в перечне ненормируемых рекламных расходов, их можно учесть в размере, не превышающем одного процента от выручки от реализации.

И еще об одном моменте. Как правило, и для распространения рекламной информации, и просто для деловой переписки используются конверты с логотипом компании, которые заказывают в типографии. Официальная позиция Минфина России по вопросу учета расходов на изготовление и использование таких конвертов следующая. Если речь идет об адресной почтовой отправке партнерам, то такие конверты не признаются рекламными расходами12. Ведь их применение обусловлено обычаями делового оборота. Таким образом, в этом случае расходы на изготовление конвертов, бланков писем, независимо от наличия или отсутствия на них логотипа компании, в налоговом учете учитываются как почтовые расходы13.

Почтовые расходы, связанные с выплатой дивидендов

Акционерные общества нередко пользуются почтовыми переводами для отправки дивидендов своим акционерам. По поводу учета данного вида почтовых расходов в целях налогообложения прибыли существует 2 точки зрения. Одну из них поддерживают финансисты14. Расходы, связанные с выплатой дивидендов по почте, отдельно не поименованы в перечне принимаемых к уменьшению налога на прибыль. К тому же они не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Поскольку сами дивиденды выплачивают из чистой прибыли15, то, по мнению чиновников, за счет этого же источника должны покрываться и связанные с ними почтовые расходы.

Однако есть противоположная точка зрения, которую поддерживают суды16. По их заключению, расходы на почтовые и подобные услуги Налоговый кодекс относит к прочим расходам17, а эта норма не содержит каких-либо ограничений или исключений.

Затраты на почтовые услуги Налоговый кодекс относит к прочим расходам.

Предоставление информации акционерам

Издержки компании, связанные с предоставлением информации акционерам, включаются во внереализационные расходы при расчете налога на прибыль18. Возникает вопрос: можно ли учесть для целей налогообложения прибыли расходы на почтовую рассылку извещений акционерам о проведении общего собрания акционеров, цель которого - принятие решения о выплате дивидендов? Известна отрицательная позиция чиновников относительно принятия расходов, связанных как с выплатой дивидендов, так и с объявлением об их выплате19.

Однако акционерное общество обязано в установленные законодательством сроки информировать своих акционеров о проведении общего собрания20. Причем в Законе N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" прямо указано, что сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть направлено каждому лицу, имеющему право на участие в нем, заказным письмом (если уставом общества не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме). Следовательно, в тех случаях, когда сообщение отправляется по почте, компания несет экономически оп равданные расходы, связанные с покупкой конвертов, бумаги, услугами почты. И их можно учесть как внереализационные расходы.

Я.Я. Хомец,
советник государственной гражданской службы РФ II класса

Подтверждением расходов организации на услуги почтовой связи в случае их оплаты наличными денежными средствами наряду с кассовыми чеками могут служить и бланки строгой отчетности. Положением о порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ (утв. пост. Правительства РФ от 06.05.2008 N 359) установлено, что организации и предприниматели, оказывающие услуги населению, могут разрабатывать новые БСО самостоятельно. Причем это можно делать уже сейчас в том случае, если такие бланки ранее не были утверждены в установленном порядке. Что касается почтовых услуг, то для них в качестве БСО были разработаны квитанции: форма N1 "Квитанция о приеме почтовых отправлений" и форма N 5 "Квитанция о приеме разного рода платы" (утв. приказом Минфина России от 29.12.2000 N 124н). В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ N 359 такие бланки строгой отчетности, утвержденные до вступления в силу постановления Правительства РФ от 31 марта 2005 года N 171, могут применяться до 1 декабря 2008 года. В дальнейшем почтовые отделения должны будут использовать разработанные ими и изготовленные типографским способом бланки строгой отчетности. При этом следует учитывать, что этот бланк должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в пункте 3 положения. Утверждать такие БСО в федеральных органах исполнительной власти согласно положению не требуется.

 

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете стоимость приобретенных для деловой переписки конвертов, бланков, марок, а также почтовых услуг учитывают как управленческие расходы (для торговой фирмы - издержки обращения). При этом списание на счета затрат (счет 26 "Общехозяйственные расходы" или счет 44 "Расходы на продажу") бухгалтер сделает только после использования конвертов и марок, то есть после подтверждения факта почтового отправления. Марки учитывают отдельно в качестве самостоятельных активов, только если компания приобретает их по отдельной накладной. В этом случае их следует до списания на расходы отражать на субсчете "Денежные документы" счета 50 "Касса". Если марки наклеивает почта, то фирма просто оплачивает услугу почты и отражает общую сумму почтовых расходов на счете 26 или 44.

Расходы на почтовую рассылку рекламных материалов включают в состав коммерческих расходов. Рассмотрим бухгалтерский учет этого вида почтовых расходов на примере.

Пример
Компания получила из типографии, оприходовала и оплатила заказанные ею каталоги, содержащие информацию рекламного характера о товарах, ценах и условиях их продажи. В том же месяце часть тиража в размере 30% фирма распространила путем адресной почтовой рассылки своим клиентам. А оставшиеся 70% - путем безадресной почтовой доставки. Стоимость услуг почты составила 3540 руб. (в т. ч. НДС - 540 руб.) для адресной рассылки и 5900 руб. (в т. ч. НДС - 900 руб.) - для безадресной. Выручка компании за этот месяц составила 1 020 000 руб. без НДС. Других рекламных расходов за этот период не было.
Как мы сказали выше, почтовые расходы на безадресную рассылку рекламных каталогов признаются нормируемыми рекламными расходами. Рассчитаем значение норматива:
1 020 000 руб. * 1% = 10 200 руб.
Величина норматива превышает затраты на безадресную рассылку, следовательно, их можно учесть в полном объеме:
5900 - 900 = 5000 руб.
Бухгалтер компании отразит почтовые расходы в учете так:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 9440 руб. (3540 + 5900) - оплачены услуги по рассылке каталога;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 1440 руб. (900 + 540) - отражен НДС, предъявленный отделением связи.
Проводки по безадресной рассылке.
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
- 5000 руб. (5900 - 900) - стоимость почтовых услуг по безадресной рассылке каталогов отнесена на расходы на продажу;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
- 900 руб. - принят к вычету НДС по услугам почтовой связи.
Проводки по адресной рассылке.
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
- 3000 руб. (3540 - 540) - стоимость почтовых услуг по адресной рассылке каталогов отнесена на расходы на продажу;
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
- 540 руб. - списан НДС со стоимости почтовых услуг по адресной рассылке.
Поскольку компания приняла решение не принимать в налоговом учете расходы на распространение адресной почтовой рассылки рекламных материалов, то бухгалтер должен отразить постоянные налоговые обязательства в размере 24% от стоимости почтовых услуг (3000 руб. * 24% = 720 руб.), а также от суммы НДС (540 руб. * 24% = 129,60 руб).

Расходы на почтовую рассылку рекламных материалов включают в бухучете в состав коммерческих расходов

 

Земская почта

Сеть почтовых учреждений государственной службы в Российской империи в XIX веке была сравнительно слабо развита. Почтовое ведомство обязано было распределять корреспонденцию только на расстоянии в 15 верст от обеих сторон почтового тракта (преимущественно железной дороги и речного пути). Громадные пространства оставались лишенными почтового обслуживания.

После Земской реформы 1864 года местные органы начали решать эту проблему, создавая собственную регулярную почту. Организованная земскими управами почта доставляла корреспонденцию из государственных почтовых отделений по всему уезду, во все места за пределами 15-верстного пространства. Для земской почты правительством был установлен ряд ограничений. Например, ей запрещалось использовать дороги, по которым следовала государственная почта, и разрешалось их пересекать лишь с проселка на проселок. Вскоре уездные земства получили разрешение выпускать собственные марки. Обязательным условием их выпуска было отличие от государственных. Но мнимые минусы рождали явные плюсы. Земские выпуски выглядели привлекательнее в сравнении с монотонным однообразием марок государственной почты. Насколько важной была миссия этих марок, можно судить по тому, что территория их хождения превышала площадь всех европейских государств, вместе взятых. Полный набор земских марок, выпуск которых был прекращен в 1917 году, составлял более 3000 основных номеров с разновидностями.

В начале XX века деятельность земской почты пошла на убыль: к 1900 году она сократилась наполовину, а к 1914 году поддерживалась всего в 35 уездах. Земские почтовые службы, как и другие земские учреждения, были ликвидированы в начале 1918 года - после установления Советской власти.

Подготовила Ирина Калинина

 

Автор статьи:
Е.А. Аралова,
аудитор

 


1 ст. 252 НК РФ

2 подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ

3 письмо Минфина России от 11.07.2008 N 03-03-06/2/77

4 письмо ФНС России от 11.02.2005 N 02-1-08/24@

5 Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ (см. также Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ)

6 письма Минфина России от 24.04.2006 N 03-03-04/1/390, от 18.01.2006 N 03-03-02/13, УФНС России по г. Москве от 16.03.2005 N 20-08/16391

7 письмо УФНС России по г. Москве от 18.08.2006 N 20-12/74671

8 ст. 435 ГК РФ

9 Пост. ФАС МО от 04.08.2005 N КА-А40/7346-05

10 письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624

11 п. 4 ст. 264 НК РФ

12 письмо Минфина России от 29.11.2006 N 03-03-04/1/801

13 письмо Минфина России от 02.11.2006 N 03-03-04/2/228

14 19 письмо Минфина России от 22.09.2005 N 03-03-04/1/222

15 п. 2 ст. 42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ

16 Пост. ФАС ПО от 17.10.2006 N А55-1252/2006, от 03.03.2006 N А55-4964/05-6

17 подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ

18 подп. 3 п. 1 ст. 265 НК РФ

20 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 203-ФЗ


Журнал "Актуальная бухгалтерия" N 11/2008, Е.А. Аралова, аудитор

Читать ГАРАНТ.РУ в и