Новости и аналитика Аналитические статьи Прибыльные затраты: учтем как надо

Прибыльные затраты: учтем как надо

C 10 по 21 ноября 2008 года на известном бухгалтерско-налоговом портале состоялась интернет-конференция на тему "Учет затрат при налогообложении прибыли". На вопросы посетителей сайта отвечали ведущие эксперты журнала "Актуальная бухгалтерия". В роли координаторов мероприятия выступили главный редактор издательства "Гарант-Пресс", председатель редакционной коллегии журнала "Актуальная бухгалтерия" Владимир Верещака и главный редактор журнала, аудитор, кандидат экономических наук Андрей Веселов.

Вопросы, связанные с расчетом налога на прибыль, волнуют большинство бухгалтеров. И это неудивительно. Для многих компаний это самый крупный платеж в бюджет. Вместе с тем разобраться во всех премудростях главы 25 Налогового кодекса очень даже непросто. И наибольший интерес тут представляет правильное отражение расходов. Ведь именно эти суммы уменьшают налог на прибыль, а значит, вызывают наиболее пристальное вни-мание у проверяющих. На вопросы по учету "прибыльных" расходов и отвечали эксперты журнала "Актуальная бухгалтерия".

От украшений до сувенирки

Добрый день. В преддверии Нового года мы планируем украсить витрины наших магазинов новогодней символикой (елки, гирлянды и т. п.), а также, в меньшей степени, украсить наше офисное помещение (тоже елка, игрушки и т. п.). Можно ли будет принять данные расходы при налогообложении прибыли?

Татьяна Телушкина:
- Как правило, к Новому году местные власти рекомендуют украшать витрины и фасады торговых залов. Так, например, в столице в ноябре традиционно выходит распоряжение Правительства г. Москвы "Об организации торгового обслуживания в дни празднования Нового года и Рождества Христова", в котором руководителям крупных торговых объектов предлагается, кроме украшения витрин, еще и установить искусственные ели высотой не менее 10 метров.

Однако не только требования городских властей помогут оправдать праздничные затраты. Так, к прочим расходам плательщика относятся, в частности, расходы на рекламу1, к которым, в свою очередь, относятся затраты на оформление витрин2. Это означает, что стоимость праздничного оформления можно учесть как рекламные расходы, связанные с ведением торговли. Как сделать так, чтобы у проверяющих не возникло сомнений, что гирлянды и мишура использовались именно для оформления витрин? Для этого лучше иметь приказ руководителя с перечнем подобных украшений, а также накладную на внутреннее перемещение материалов (например, со склада в магазин).

Теперь что касается украшения офисного помещения. Затраты на елку, гирлянду и т. п. нельзя отнести в состав расходов, связанных с производством и управлением организацией. По сути, никакого дохода они не приносят. Таким образом, учесть данные издержки при налогообложении прибыли нельзя. Ведь облагаемую прибыль можно уменьшить только на экономически обоснованные расходы3.

Наша фирма оказывает консультационные услуги и выдает своим слушателям диски, блокноты, ручки и визитки. Как отразить эти расходы в налоговом учете?

Анна Хомякова:
- Если на дисках, блокнотах и ручках есть информация о вашей компании (например, на них нанесены фирменный логотип и номер телефона), то такие расходы являются затратами на рекламу4. Их можно учесть при налогообложении прибыли в пределах одного процента выручки от реализации5.

Обратите внимание: одним из основных признаков рекламы является ее направленность "неопределенному кругу лиц"6. То есть если сувениры распространяются среди определенного круга лиц, то подобные расходы к рекламным отнести нельзя. В каких же именно случаях считается, что подарки распространены среди неопределенного круга лиц? Об этом сказано в одном из писем Федеральной антимонопольной службы РФ7. В этом документе разъясняется, что такой признак рекламной информации, как ее предназначенность для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания "о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена". Получается, что если на сувенирах есть указание на конкретных получателей рекламы (например, надпись "Для финансовых менеджеров"), то при налогообложении прибыли такая операция будет рассматриваться как безвозмездная передача имущества. В подобной ситуации затраты на приобретение или изготовление сувениров в составе расходов учитываться не будут8.

В дополнение несколько слов об НДС. Если ваши сувениры попадают в разряд рекламных, то их стоимость этим налогом не облагают. Правда, при одном условии: расходы на покупку или создание каждого сувенира не превышают 100 рублей9. Если же речь идет о безвозмездной передаче, то НДС придется начислить по полной программе.

Расходы возместили. Что с налогом?

К авансовому отчету за сентябрь 2008 года приложено заявление подотчетного лица о возмещении расходов за проживание в гостинице в течение 5 суток в сумме 2400 рублей в связи с утратой счета. Расходы по авансовому отчету утверждены руководителем. В бухучете мы сделали записи: Дебет 20 Кредит 71 - 2000 рублей; Дебет 19 Кредит 71 - 400 рублей; Дебет 68 Кредит 19 - 400 рублей. Совокупный доход командированного и база по налогу на прибыль увеличены на 2000 рублей. Правомерно ли мы отразили эти операции?

Ирина Костюкова:
- Порядок и размеры возмещения работнику расходов, связанных с командировками, компания определяет самостоятельно в коллективном договоре (или в ином локальном акте). Данные затраты (в т. ч. и по найму помещения) являются расходами по обычным видам деятельности, признаются на дату утверждения авансового отчета и отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов затрат (20, 25, 26, 44) в корреспонденции с кредитом счета 71 "Расчеты с подотчетными лицами" в полном размере, установленном внутренними документами компании.

То есть в вашем случае эта проводка должна быть сделана на сумму 2400 рублей. С нее платить НДФЛ не нужно, поскольку в вашей ситуации размер возмещения расходов на оплату жилья не превысил 700 рублей за каждый день нахождения в командировке10. Вместе с тем базу по налогу на прибыль необходимо увеличить на 2400 рублей, поскольку расходы на проживание в гостинице не подтверждены документально11.

Наш контрагент включает в условия договора возмещение проезда в другой регион и проживание в гостинице при выполнении сервисного обслуживания нашего оборудования. В акте выполненных работ и счете-фактуре расходы не выделяются. Можно ли уменьшить на них прибыль?

Ирина Костюкова:
- Расчет цены договора на выполнение работ (оказание услуг) компании делают самостоятельно, исходя из условий договора. К договору возмездного оказания услуг применяются положения о подряде. Поэтому его цена должна включать компенсацию издержек исполнителя и его вознаграждение12.

У вас в договоре предусмотрено, что расходы, связанные с выполнением услуг по сервисному обслуживанию оборудования, возмещает заказчик. Следовательно, они включаются в стоимость услуги и формируют ее цену. Поэтому счет, счет-фактуру и акт исполнитель выставляет вам на всю сумму оказанной услуги (с учетом суммы возмещения затрат на проезд и проживание) независимо от того, что в договоре данные расходы указаны отдельно от стоимости сервисного обслуживания. Вы, в свою очередь, вправе уменьшить облагаемую прибыль на основании полученных от контрагента документов.

Арендно-лизинговые сложности

Разъясните, пожалуйста, насколько правомерны действия организации по включению в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, затрат на оплату труда, сумм амортизации основных средств, расходов по страхованию, стоимости ремонта основных средств, налога на имущество и транспортного налога? При сдаче организацией в аренду этих ОС другой организации данные затраты не учитывались при определении размера арендной платы.

Татьяна Телушкина:
- Ни одним нормативно-правовым актом не установлены обязательные составляющие арендной платы. Ее сумма договорная и определяется исключительно по соглашению между арендатором и арендодателем. Порядок, условия и сроки внесения платы закрепляют в договоре аренды13.

Что касается перечисленных вами расходов, то арендодатель вправе их учесть при налогообложении прибыли в полном объеме. Главное, чтобы подобные затраты были экономически обоснованы и документально подтверждены. Тот факт, что эти расходы не учитывались при определении суммы арендной платы, на их налоговый учет никак не влияет. Если затраты связаны с деятельностью вашей компании по извлечению прибыли (например, с операцией по сдаче имущества в аренду), то они уменьшают облагаемую прибыль в общем порядке.

Наша фирма взяла автомобили в лизинг для использования в служебных целях. Машины на балансе у лизингодателя. По договору финансовой аренды мы обязаны застраховать их по автокаско, но выгодоприобретателем при страховом случае будет лизингодатель. Отсюда вопрос: можем ли мы уменьшить на эти расходы облагаемую прибыль? Если да, то какие документы нам должна представить страховая компания или лизингодатель?

Татьяна Телушкина:
- Действительно, в законодательстве нет запрета на страхование предмета лизинга лизингополучателем в пользу выгодоприобретателя (лизингодателя).

При этом получатель вправе учесть расходы на добровольное страхование имущества в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 263 Налогового кодекса. В нем сказано, что при налогообложении прибыли учитываются расходы на добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного. Но только если затраты на его содержание включаются в расходы, связанные с производством и реализацией.

Если в вашем случае затраты на содержание транспорта связаны с производством и реализацией, то расходы по автокаско учитываются при определении "прибыльной" базы. Расходы по указанному добровольному страхованию включают в состав прочих в размере фактических затрат в течение времени действия договора14. Подобная точка зрения высказывалась и специалистами финансового ведомства15.

А напоследок я спрошу…

Мы, как партнеры иностранной транспортной компании, принимаем платежи от ее клиентов за перевозку грузов из России за границу и наоборот. Является ли наша фирма агентом по налогу на прибыль?

Татьяна Телушкина:
- Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению налогов в бюджет16.

В статье 309 Налогового кодекса перечислены виды доходов иностранной организации от источников в России, которые нужно облагать налогом, удерживаемым у источника выплаты. К таковым, в частности, относятся доходы от международных перевозок. Это любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автомобильным или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами России. Таким образом, иностранная фирма должна перечислять налог на прибыль через вас как налогового агента. При этом налог уплачивается именно за счет средств зарубежной компании.

Из вопроса, к сожалению, неясно, в каком государстве находится ваш иностранный партнер. Поэтому обратите внимание, есть у России с этим государством соглашение об избежании двойного налогообложения или нет.

Я.И. Кулибаба,
генеральный директор компании "Реал-аудит"

Итак, российская организация является партнером иностранной транспортной компании и принимает платежи от клиентов инофирмы за перевозку грузов из России за границу и наоборот. К сожалению, чтобы детально разобраться в данной ситуации, этих сведений недостаточно, поскольку существует несколько вариантов выстраивания подобных взаимоотношений. Чтобы не утонуть в догадках, предположим самый простой вариант - организация является агентом инофирмы. Причем в функции российского агента входят только сбор в полном объеме платежей от заказчиков и перечисление их принципалу - иностранной компании. В этом случае именно российская организация является источником выплаты инофирме доходов от международных перевозок. А такие доходы на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса подлежат обложению налогом у источника доходов. Следовательно, российская компания признается налоговым агентом и обязана удержать налог на прибыль при каждом перечислении дохода принципалу за рубеж.

В трудовых договорах сотрудников в пункте "Обязанность работодателя" прописано: "Обеспечить работнику нормальные условия труда (в т. ч. обеспечить охлажденной и кипяченой водой)…" Чтобы иметь охлажденную воду и кипяток, мы приобрели кулер, ну и, соответственно, бутилированную воду. Имеем ли мы право затраты на воду и кулер отнести в состав налоговых расходов?

Анна Хомякова:
- Затраты на приобретение питьевой воды можно отнести к расходам на обеспечение нормальных условий труда17. Но к подобным издержкам Минфин России предъявляет дополнительные требования. По мнению финансистов, расходы на покупку питьевой воды можно учесть при налогообложении прибыли только при наличии заключения санэпидемслужбы о том, что вода в водопроводе непригодна для питья18. На практике же получить такое заключение вы вряд ли сможете.

Так что спора с налоговиками по поводу уменьшения облагаемой прибыли на сумму подобных затрат избежать вряд ли не удастся. Вместе с тем в последнее время арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу компаний19. Поэтому у вас есть неплохие шансы отстоять свою правоту в суде.

Как учесть и какими документами оформить отходы, образующиеся при производстве продукции? Существуют ли какие-нибудь нормы или предприятие устанавливает их самостоятельно?

Элина Галиуллина:
- Промышленные отходы, образующиеся при производстве продукции, делятся на 2 группы: возвратные и безвозвратные.

Учет наличия и движения возвратных отходов производства ведется на счете 10 "Материалы" субсчет 10-620 либо 10-3, если отходы производства используются как твердое топливо. Этот счет корреспондирует со счетами 20 и 23. Приниматься к учету такие отходы могут по пониженной цене исходного ресурса (внутрифирменное использование) или же по цене реализации, если они будут переданы на сторону21. Учтенные отходы уменьшают стоимость материалов, отпущенных в производство. Если предполагается последующее использование отходов, их передачу оформляют накладными на внутреннее перемещение, например требованием-накладной по форме N М-1122. Другим организациям они могут отпускаться по форме N М-15.

Безвозвратные же отходы подлежат изоляции (захоронению). Нормативы платы за размещение отходов производства утверждены Правительством РФ23.

Нормирование возвратных отходов при производстве продукции регулируется государственными и отраслевыми стандартами в зависимости от профиля деятельности фирмы. Исходя из особенностей технологического процесса компания самостоятельно определяет норматив образования отходов каждого вида сырья и материалов, которые используются в производстве. Он устанавливается технологической картой либо иным внутренним документом, который разрабатывают специалисты по технологическому процессу24.

Наша фирма находится на упрощенной системе налогообложения. Вид деятельности - бытовые услуги (ремонт бытовой техники). Можно ли включить в расходы стоимость медосмотра сотрудников?

Анна Хомякова:
- Ответ на ваш вопрос содержится в одном из разъяснений Минфина России25. Компании на УСН при определении базы по налогу имеют право уменьшать полученные доходы на расходы, поименованные в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Затраты на медосмотр работников там отсутствуют. Однако в нем есть материальные расходы26, которые определяются в соответствии со статьей 254 Кодекса. Согласно подпункту 6 пункта 1 данной статьи к материальным относятся расходы по оплате услуг сторонних организаций, связанных с контролем за соблюдением установленных технологических процессов.

В определенных случаях работодатель обязан за счет собственных средств обеспечить предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские обследования сотрудников27. Эти случаи можно найти в перечне работ, при выполнении которых требуется обязательное медобследование работников28. Бытовые услуги (ремонт бытовой техники) в данном перечне отсутствуют. Следовательно, вы не вправе включить затраты на медосмотр в состав УСН-расходов.

Подготовил:
А.В. Веселов,
главный редактор,
аудитор, к. э. н.

 


1 подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ

2 п. 4 ст. 264 НК РФ

3 п. 1 ст. 252 НК РФ

4 письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624

5 п. 4 ст. 264 НК РФ

6 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ

7 письмо ФАС России от 05.04.2007 N АЦ/4624

8 п. 16 ст. 270 НК РФ

9 подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ

10 п. 3 ст. 217 НК РФ

11 п. 1 ст. 252 НК РФ

12 п. 2 ст. 709 ГК РФ

13 п. 1 ст. 614 ГК РФ

14 п. 3 ст. 263 НК РФ

15 письмо Минфина России от 08.04.2005 N 03-03-01-04/1/173

16 пп. 1, 3 ст. 24 НК РФ

17 подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ

18 письмо Минфина России от 02.12.2005 N 03-03-04/1/408

19 Пост. ФАС УО от 07.10.2008 N Ф09-7111/08-С3, ФАС ВСО от 11.08.2008 N А19-17095/07-50-Ф02-3307/2008, ФАС ВВО от 29.10.2007 N А29-1926/2007

20 приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н

21 п. 111 приказа Минфина России от 28.12.2001 N 119н

22 пост. Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а

23 пост. Правительства РФ от 12.06.2003 N 344

24 письмо Минфина России от 02.09.2003 N 04-02-05/1/85

25 письмо Минфина России от 04.06.2007 N 03-11-04/2/157

26 подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ

27 ст. 213 ТК РФ

28 утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83


Журнал "Актуальная бухгалтерия" N 1/2009, А.В. Веселов, главный редактор, аудитор, к. э. н.

Читать ГАРАНТ.РУ в и