ОСАГО: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей
Михаил Порватов,
начальник Управления методологии страхования РСА
Законодательство в сфере ОСАГО, в том числе в части правил оформления полиса, довольно часто меняется – например, с 1 июля автовладельцы получили право пролонгировать полисы ОСАГО в электронном виде через Интернет (п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; далее – закон об ОСАГО). Однако с началом выдачи электронных полисов вопросов по порядку заключения и изменения договора ОСАГО меньше не стало. Как исправить неверный коэффициент "бонус-малус" в АИС РСА? Чем подтвердить факт уклонения страховщика от заключения договора? Обязаны ли водители, оформившие электронный полис ОСАГО, иметь при себе его распечатку? За ответами на наиболее злободневные вопросы читателей портал ГАРАНТ.РУ обратился к начальнику Управления методологии страхования РСА Михаилу Порватову.
В описанной Вами ситуации налицо нарушение законодательства со стороны страховой компании: поскольку договор ОСАГО является публичным, а следовательно, отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности его заключить не допускается (ст. 1 закона об ОСАГО, п. 3 ст. 426 ГК РФ).
Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ
Для решения проблемы рекомендую обратиться с жалобой в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12, fps@cbr.ru) либо в ее территориальное подразделение в зависимости от Вашего места жительства или РСА1 (115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3, request@autoins.ru). Подать жалобу можно лично, через Почту России или по электронной почте. Вы также можете подать жалобу на отказ в заключении договора ОСАГО через сайт Банка России, заполнив форму обращения2 в онлайн-режиме. Но в первую очередь страхователь вправе обратиться в РСА.
Добавлю, что должностные лица страховой компании несут административную ответственность за необоснованный отказ от заключения договора ОСАГО либо навязывание страхователю или имеющему намерение заключить договор обязательного страхования лицу дополнительных услуг, не обусловленных требованиями закона (ст. 15.34.1 КоАП РФ). Размер штрафа за это правонарушение составляет 50 тыс. руб.
Кроме этого, Вы вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора (п. 4 ст. 445 ГК РФ). Если суд удовлетворит заявленное требование, страховщик должен будет не только заключить договор на условиях, указанных в судебном решении, но и возместить водителю причиненные отказом от выдачи полиса убытки.
Для фиксации совершенного правонарушения граждане имеют право осуществлять фото-, аудио- и видеосъемку процесса заключения договора. Доказательством отказа сотрудника страховой компании оформить полис ОСАГО могут также служить свидетельские показания.
Нет, неправомерно. Сегодня в законодательстве действительно не прописан срок, в течение которого страховщик обязан заключить договор ОСАГО. В связи с этим РСА разработал изменения в свои правила профессиональной деятельности, в соответствии с которыми договор ОСАГО должен быть заключен в день обращения страхователя при условии предоставления страховщику всех предусмотренных законом документов, а если страховщик хочет осмотреть ТС – не позднее пяти дней со дня обращения. В любом случае месяц – это, по мнению РСА, злоупотребление своим правом со стороны страховщика.
Если Вы на протяжении всех этих лет заключали полис ОСАГО в одной и той же страховой компании, Вам следует обратиться туда с соответствующим заявлением, форма которого определяется непосредственно страховой компанией, о пересчете коэффициента "бонус-малус" (КБМ). Именно на страховщике, с которым заключен договор ОСАГО, лежит обязанность вносить данные в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (АИС РСА) или изменять их.
Если обслуживающие Вас страховые компании менялись, то нужно обратиться в РСА, заполнив соответствующий бланк3. Помните, при подаче жалобы в РСА на некорректное применение КБМ необходимо обязательно указать свои фамилию, имя, отчество (полностью), дату рождения, номер водительского удостоверения с приложением копии водительского удостоверения (или паспорта – для договоров без ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством). Без соблюдения этих условий жалоба не может быть рассмотрена по существу. Жалобы и заявления страхователей и потерпевших разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в РСА, если для принятия решения по ним не требуется запрос дополнительных материалов и объяснений. В случае направления запроса члену РСА, чьи действия обжалуются, а также в случае проведения дополнительной проверки либо принятия других мер, необходимых для детального рассмотрения поступившей жалобы, общий срок рассмотрения жалобы продлевается на срок получения дополнительных материалов (п. 3.9 Правил защиты связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств прав страхователей, потерпевших и иных лиц, в том числе порядка рассмотрения их жалоб и заявлений на действия членов Российского Союза Автостраховщиков).
Да, если Вам удастся обосновать допущенную страховщиком ошибку. Последний обязан произвести перерасчет и вернуть часть излишне уплаченной страховой премии. В противном случае Вы вправе обратиться в РСА либо Банк России, а также в суд с требованием возвратить неосновательное обогащение, возместить причиненный моральный вред при наличии такового (ст. 151 ГК РФ, ст. 1102 ГК РФ). Общий срок для подачи заявления в суд – три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 196 ГК РФ).
Вы можете изменить свои паспортные данные в АИС РСА только путем личного обращения в страховую компанию, которая выдавала Вам полис. Сделать это Вы обязаны в письменной форме так скоро, как только возможно (п. 8 ст. 15 закона об ОСАГО). Такая обязанность страхователя обусловлена необходимостью незамедлительного внесения страховщиком всей необходимой информации в АИС РСА и в страховой полис.
Да, такое удержание правомерно. В соответствии с п. 4 ст. 10 закона об ОСАГО при досрочном прекращении договора обязательного страхования в случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства. Доля премии, предназначенная для страховых выплат, составляет 77% (Приложение 3 к Указанию Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У), соответственно, при досрочном расторжении договора страховщик удерживает 23% от страховой премии.
Коэффициент "бонус-малус" применяется при определении размера страховой премии при заключении договора ОСАГО. Поэтому, если в течение действия предыдущего договора не было ДТП по Вашей вине (в том числе, например, если было ДТП с Вашим участием, но Вы в нем выступали в роли потерпевшего), при заключении следующего договора ОСАГО Вы вправе рассчитывать на скидку.
Я настоятельно рекомендую возить с собой распечатанный полис ОСАГО, поскольку в ПДД все еще имеется норма, обязывающая водителя иметь при себе данный документ (подп. 2.1.1 ПДД).
Нет, в настоящее время купить электронный полис ОСАГО, в котором страхователь и собственник транспортного средства будут являться разными лицами, невозможно.