Новости и аналитика Аналитические статьи Самостоятельный расчет стоимости полиса ОСАГО: проверяем страховщиков перед покупкой

Самостоятельный расчет стоимости полиса ОСАГО: проверяем страховщиков перед покупкой

ОСАГО: как рассчитать, во сколько обойдется полисПеред тем, как нанести визит в офис страховой компании для покупки полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО. 

Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. (Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. № 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; далее – Указание). 

Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 33 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал. 

Расчет страховой премии производится по формуле: 

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН, где: 

ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет "вилку" базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Страховые компании самостоятельно выбирают наиболее приемлемый для них размер тарифа в установленном диапазоне для каждого вида транспортных средств, после чего обязаны опубликовать его на своем официальном сайте в течение трех дней со дня утверждения (п. 1 Порядка применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования). Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; далее – закон об ОСАГО).

Для транспортных средств категорий "В" и "ВЕ", принадлежащих гражданам либо ИП и не используемым в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 3432 руб., максимальный – 4118 руб. Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (4118 руб.). 

КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту прописки (или временной регистрации) собственника автомобиля. Для Москвы этот коэффициент составляет 2, для Санкт-Петербурга – 1,8. Максимальный коэффициент (2,1) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,6) – для Симферополя, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию). 

КБМ – так называемый коэффициент "бонус-малус". Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент "бонус-малус" у него будет максимальным (0,5), что соответствует 13-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со "скидкой" в 50%.

Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru. 

КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно – КВС составит в этом случае 1,8.

В нашем примере этот коэффициент будет равен 1 (табл. 1).

 

Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (п. 4 Приложения 2 к Указанию) 

Возраст и стаж водителя транспортного средства

Коэффициент

До 22 лет включительно со стажем вождения до 3 лет включительно

1,8

Более 22 лет со стажем вождения до 3 лет включительно

1,7

До 22 лет включительно со стажем вождения свыше 3 лет

1,6

Более 22 лет со стажем вождения свыше 3 лет

1

ВАЖНО ЗНАТЬ

Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,8.

КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если водитель желает получить полис ОСАГО "без ограничений", то есть с возможностью допуска к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,8 (п. 3 Приложения № 2 к Указанию). 

КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельства о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).

 

Таблица 2. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории "В", "BE") (п. 5 Приложения № 2 к Указанию) 

Мощность двигателя (лошадиных сил)

Коэффициент

До 50 включительно

0,6

Свыше 50 до 70 включительно

1

Свыше 70 до 100 включительно

1,1

Свыше 100 до 120 включительно

1,2

Свыше 120 до 150 включительно

1,4

Свыше 150

1,6

КС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства. В нашем примере водитель использует автомобиль постоянно, то есть более 10 месяцев в году. Следовательно, КС составит 1 (п. 7 Приложения № 2 к Указанию). 

КН – факультативный коэффициент. Специального названия ему Указание не дает. Этот коэффициент равен 1,5, а применяется он, когда водитель:

  • сообщил страховщику ложные сведения, которые уменьшили страховую премию (например, в паспорте транспортного средства и в доступных источниках отсутствовали сведения о мощности двигателя автомобиля, и его владелец на словах занизил количество лошадиных сил);
  • умышленно содействовал наступлению страхового случая (например, спровоцировал аварию) или увеличению связанных с ним убытков (к примеру, пытался отремонтировать за счет ОСАГО старые, существовавшие до ДТП поломки);
  • заведомо исказил обстоятельства ДТП (например, фактически на момент аварии автомобилем управлял водитель, не занесенный в страховку, а владелец машины утверждает, что за рулем был именно он);
  • допустил определенные нарушения, в результате которых страховщик получил право взыскать с него сумму выплаченного страхового возмещения (был нетрезв на момент ДТП, умышленно причинил вред жизни или здоровью пострадавших в аварии, скрылся с места ДТП, не был указан в полисе и т. д.) (п. 1 ст. 14 закона об ОСАГО). 

Водитель из нашего примера является добросовестным, поэтому КН использоваться не будет. 

Таким образом, размер страховой премии составит: 

4118 * 2* 0,5 * 1 * 1 * 1,4 * 1 = 5765,2 руб.

 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Принят закон о приоритете восстановительного ремонта по ОСАГО

Принят закон о приоритете восстановительного ремонта по ОСАГО

Теперь страховое возмещение по общему правилу будет осуществляться в натуральной форме.

За 4 года в ФАС России подано более 15,5 тыс. жалоб на действия страховщиков в рамках ОСАГО

За 4 года в ФАС России подано более 15,5 тыс. жалоб на действия страховщиков в рамках ОСАГО

Между тем на действия иных страховых организаций за этот период было подано всего порядка 2,5 тыс. жалоб

КС РФ: после ДТП автовладелец вправе требовать с виновника возмещения стоимости новых запчастей и ремонта

КС РФ: после ДТП автовладелец вправе требовать с виновника возмещения стоимости новых запчастей и ремонта

Речь идет о случаях, когда страховая выплата по ОСАГО с учетом износа деталей не восполняет расходы на ремонт поврежденного автомобиля.

РСА: по итогам января выплаты по ОСАГО превысили сборы на 270 млн руб.

РСА: по итогам января выплаты по ОСАГО превысили сборы на 270 млн руб.

Средняя выплата выросла на 23% и составила около 71,3 тыс. руб.