"Вернись, я все прощу", или На каких условиях может пройти амнистия капиталов
В своем Послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президент РФ Владимир Путин призвал перевернуть "офшорную страницу" истории России и провести полную амнистию капиталов. Результатом этого стал разработанный Минфином России законопроект "О добровольном декларировании физическими лицами имущества и счетов (вкладов) в банках"1. На данный момент документ уже готовится к первому чтению в Госдуме.
В законопроекте даются гарантии освобождения от административной, уголовной и налоговой ответственности лицам, которые захотят легализовать свои денежные средства и имущество. Как будет работать этот механизм, окажется ли этого достаточно, чтобы стимулировать приток капитала в экономику России, и какие трудности могут возникнуть на пути реализации амнистии – разберемся ниже.
Кто попадет под амнистию
Главная идея законопроекта – перевод незадекларированных капиталов в поле зрения налоговых органов. Буквальное прочтение законопроекта позволяет говорить, что легализовать можно будет имущество и счета, независимо от того, находятся они за рубежом или внутри страны. Тем не менее, Правительство РФ преподносит документ именно как инструмент "деофшоризации".
Несмотря на это, законопроект не предусматривает обязательной возврат капиталов в Россию – их достаточно просто задекларировать в российских налоговых органах. Репатриация необходима, только если имущество и денежные средства находятся в государстве, включенном в список ФАТФ (Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег), или в стране, с которой у России отсутствует международный договор по вопросам налогообложения.
Предполагается, что декларацию сможет подать фактический владелец имущества и счетов, в том числе если он владеет ими через подставных лиц (в законопроекте используется термин "номинальный владелец"). При этом однозначного понимания, сможет ли номинальный владелец подавать декларацию, документ не дает, что, например, в своем заключении на законопроект отметил Комитет Госдумы по финансовому рынку.
Лицо, подающее декларацию (далее – декларант), сможет указать в ней следующие виды капиталов:
- имущество, собственником которого является декларант (земельные участки, другие объекты недвижимости, ценные бумаги, доли участия и паи в уставных капиталах организаций);
- контролируемые декларантом иностранные компании;
- счета (вклады) декларанта – резидента РФ в банках за пределами России;
- банковские счета (вклады), которые принадлежат прямо или косвенно подконтрольным декларанту организациям.
Амнистией можно будет воспользоваться только один раз, подав декларацию до 31 декабря 2015 года в налоговый орган по месту учета или в центральный аппарат ФНС России: лично или через представителя. Последний должен будет иметь нотариально заверенную доверенность. При этом к декларации необходимо будет приложить документы, которые подтверждают указанные в ней сведения. Налоговые органы будут не вправе отказать в принятии декларации при соблюдении требований к форме и порядку подачи декларации и приложений к ней.
Кроме того, чтобы задекларировать имущество, оформленное на номинального владельца, придется сначала заключить с ним специальное соглашение о переходе права собственности в произвольной форме. Номинальный владелец, тем не менее, все равно должен будет представить в налоговые органы заявление о признании себя таковым и о согласии на передачу права собственности на имущество фактическому владельцу. Информацию об источниках средств на приобретение капитала ни фактический, ни номинальный владелецы раскрывать не обязаны, но при желании – могут.
Как отметил первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов в ходе брифинга в Правительстве РФ 26 марта 2015 года, законопроект ориентирован на лиц, которые относятся к так называемому "среднему классу", и имеют движимое или недвижимое имущество, связанное тем или иным образом с правонарушениями, о которых государство не осведомлено.
"Мы не хотим, чтобы это называлось амнистией, потому что не хотим, чтобы даже каким-то косвенным образом имелось в виду, что люди, приходя в налоговый орган, сознаются в каких-то правонарушениях, – от этого они освобождаются, они должны просто свое имущество обозначить", – пояснил он.
При этом первый вице-премьер подчеркнул, что вся международная финансовая система и контролирующая система будет становиться каждый год все жестче и жестче. Амнистия капиталов, по его мнению, даст хорошую возможность легализовать свое имущество и использовать его дальше без каких-либо вопросов.
Гарантии владельцам капиталов
Предполагается, что фактического и номинального владельцев капиталов освободят от уголовной, административной и налоговой ответственности, если после подачи декларации будут выявлены нарушения законодательства, совершенные до 1 января 2014 года при:
- приобретении, использовании, распоряжении декларируемым имуществом и контролируемыми иностранными компаниями;
- совершении валютных операций и зачислении денежных средств по декларируемым счетам (вкладам).
Основания и порядок освобождения от уголовной ответственности планируется прописать в специальном постановлении Госдумы об амнистии. Как отметил глава Минфина России Антон Силуанов в ходе заседания заседания Правительства РФ 26 марта 2015 года, конкретный перечень статей УК РФ для этих целей будет определен после консультаций с ФАТФ. При этом, согласно законопроекту, если на момент подачи декларации в отношении декларанта уже возбуждены дела (начато производство) в связи с соответствующими нарушениями законодательства, то гарантии освобождения от ответственности предоставлены не будут.
Гарантии также предполагают, что факт предоставления декларации и содержащиеся в ней сведения не будут ни основаниями для возбуждения соответствующих дел в отношении фактического и номинального владельцев, ни доказательствами по таким делам. Эти сведения будут признаваться налоговой тайной (за ее незаконное разглашение или использование установлена уголовная ответственность по ст. 183 УК РФ). При этом основанием для предоставления гарантий будет уже сам факт представления декларации в налоговый орган под отметку о приеме.
Одновременно операции по передаче имущества от номинального владельца фактическому владельцу в рамках амнистии капиталов не буду подлежать налогообложению. Также сам факт номинального владения этим имуществом не сможет быть признан преступлением.
Тем не менее, в ряде случаев гарантий можно будет лишиться. Например, если в декларации выявят ошибки, которые препятствуют идентификации декларанта, номинального владельца и декларируемых капиталов. То же самое произойдет, если фактический или номинальный владелец откажется от исполнения соглашения о переходе права собственности на имущество или нарушит положения о переводе капиталов из стран списка ФАТФ или государств, у которых нет с Россией международных соглашений о налогообложении.
Иными словами, риск того, что физическое лицо, подав декларацию, "сознается" в совершении административного или налогового правонарушения либо преступления, но под амнистию не попадет, все-таки существует. Так, может сложиться ситуация, когда номинальный владелец передумает участвовать в амнистии, а фактический владелец, добросовестно исполнявший свою часть сделки, в результате лишится гарантий и окажется под угрозой привлечения к ответственности.
Очевидно, что вопросы лишения в таких случаях гарантий фактического и номинального владельцев и последствия для каждого из них нужно прописать в законопроекте более подробно. В противном случае такие неясности породят определенные риски, в том числе коррупционные, которые могут вызвать справедливые опасения и отпугнуть "целевую аудиторию" от амнистии капитала.
Также законопроект содержит обтекаемое положение о том, что он не затрагивает, не ограничивает и не предусматривает никаких исключений в отношении обязательств России, предусмотренных международными договорами. По словам Игоря Шувалова, в данной оговорке имеются в виду правонарушения по классификации ФАТФ, которые связаны, например, с доходами от торговли людьми, принуждения их к занятию отдельным видам деятельности, а также финансирование терроризма.
"Не надо воспринимать это так, что если у капитала криминальное происхождение, то все и вся амнистируется. Я надеюсь, что никто так ложно это не воспринимает", – отмечает президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. По его мнению, документ ориентирован, прежде всего, на тех, кто вывел капиталы за рубеж из-за "психологических" факторов, а не с целью скрыть преступные доходы.
Перспективы реализации амнистии
Хотя законопроект является прорывным для России, многие эксперты указывают на то, что он пока не содержит внятной мотивации для вывода капиталов "из тени". Остается неясным, почему инвесторы должны декларировать свои доходы, а в ряде случаев и возвращать их в Россию в условиях экономического кризиса и не вполне комфортного бизнес-климата.
МНЕНИЕ
Гарегин Тосунян, президент Ассоциации российских банков:
"Сама идея максимального привлечения собственных инвесторов к инвестиционным вложениям внутри страны в условиях санкционного воздействия на нас, конечно же, напрашивается. Но она будет важна и эффективна только в контексте соответствующих мер по улучшению бизнес-климата. Просто уговаривать капитал вернуться через амнистию не будет эффективным, если при этом он, возвращаясь, не увидит, что ему есть что здесь делать".
По мнению Гарегина Тосуняна, от законопроекта нужно переходить к созданию условий для эффективных долгосрочных инвестиций. Необходимо решать проблему высокой процентной ставки по кредитам для предпринимателей, а также преодолевать несовершенства судебной системы. На бизнес-климат во многих случаях влияют бюрократические препоны, с которыми можно бороться только через судебную систему, считает глава АРБ.
"Правоохранительная система должна быть большим союзником бизнеса, а у нас есть с ней проблемы. Возбудить дело даже против грубого, прямого, наглого мошенничества или рейдерства очень тяжело. Поэтому нужна совокупность мер, не говоря уже о проблемах с подключением к электросетям, получением разрешения на строительства – мы по этим позициям находимся в конце списка [рейтинга Doing Business, составляемого Всемирным банком. – Ред.]", – констатировал Гарегин Тосунян.
По словам председателя комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергея Зеленова, вряд ли можно ожидать массового возврата капитала. Большая часть его выводилась не только и не столько с целью минимизировать налогообложение, а скорее из-за опасений владельцев, что в России они могут его лишиться. Данные в законопроекте гарантии, по его мнению, этого риска нисколько не снижают.
Однако, с другой стороны, нынешние сложные внешнеполитические отношения могут заставить многих владельцев активов за рубежом пересмотреть отношение к своим капиталам. Например, если они почувствуют, что могут лишиться активов за рубежом с гораздо большей вероятностью, чем в России.
Как пояснил Игорь Шувалов, Правительство РФ не рассчитывает вернуть в Россию какой-то конкретный объем средств по итогам реализации амнистии капиталов. Законопроект, по его словам, прежде всего, ориентирован на создание благоприятного климата для бизнеса, а не на конкретный финансовый результат.
Еще одна трудность, которая связана с реализацией законопроекта, – возможные противоречия документа международным правилам в сфере борьбы с отмыванием и легализацией преступных доходов. Как отмечает Сергей Зеленов, эксперты до сих пор периодически "ломают копья" по поводу того, как амнистия капиталов, предусмотренная законопроектом, согласуется с нормами и правилами ФАТФ.
Так, экспертная группа Совета Европы по оценке мер противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма уже предупредила Россию о том, что законопроект может вступить в противоречие с рядом базовых принципов ФАТФ (например, проверки законности происхождения капитала, чего амнистия не предусматривает). В теории это может грозить России попаданием в "черный список" ФАТФ и финансовыми санкциями. Это значит, что Правительству РФ, скорее всего, придется идти на уступки и совместно с Госдумой корректировать документ в сторону ужесточения условий амнистии.