Новости и аналитика Аналитические статьи Конкурентные способы определения поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 18

Конкурентные способы определения поставщика: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей. Часть 18

Екатерина Иванова

Екатерина Иванова,
председатель Фондового арбитража Федерального арбитражно-третейского суда, к. ю. н.

Большая часть госзакупок проводится посредством конкурсов, аукционов и других конкурентных способов определения поставщика. При этом у участников торгов возникает масса вопросов по применению того или иного способа. Председатель Фондового арбитража Федерального арбитражно-третейского суда, доцент Кафедры предпринимательского права ГУ-ВШЭ, к. ю. н. Екатерина Иванова ответила на самые злободневные из них.

За сутки до окончания подачи заявок на участие в открытом конкурсе один из участников подал жалобу на порядок его проведения, в результате чего ФАС России приостановила определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу (ч. 7 ст. 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Обязан ли заказчик после возобновления торгов продлить срок подачи заявок?

Исаак Лундин

Нет, не обязан. Контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) до рассмотрения жалобы по существу только в части заключения контракта. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу (ч. 7 ст. 106 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; далее – Закон № 44-ФЗ). Соответственно, продлевается только этот срок – срок для подачи заявок не меняется.

Муниципальное казенное учреждение заключило в 2013 году контракт с победителем открытого аукциона в электронной форме. 25 февраля 2014 года данный контракт был расторгнут по соглашению сторон в связи с неисполнением подрядчиком своих обязательств (ч. 8, ч. 8.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"). 14 марта 2014 года был заключен новый муниципальный контракт с участником аукциона, с которым заключается контракт при уклонении победителя торгов от заключения контракта. Правомерно ли заключение нового муниципального контракта по правилам утратившего силу закона о госзакупках?

Юлия Чистова

Нет, неправомерно. Нормы Закона № 44-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 января 2014 года. К отношениям, возникшим до этой даты, Закон № 44-ФЗ применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу (ч. 1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до 1 января 2014 года, сохраняют свою силу. 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Узнать, правомерно ли отклонение заявки участника электронного аукциона в случае наличия в реестре недобросовестных поставщиков сведений об организации с тем же учредителем, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из ответов экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

Отношения между муниципальным казенным учреждением и участниками аукциона сложились еще в 2013 году, значит, и закрепивший их контракт сохраняет свою силу. Но в части новых прав и обязанностей по этому контракту, возникших после 1 января 2014 года, должен применяться Закон № 44-ФЗ. Это касается и обязанности участника аукциона заключить с муниципальным казенным учреждением контракт. Соответственно, заключение контракта по нормам Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" необоснованно.

Муниципальное учреждение хочет провести электронный аукцион на закупку автомобиля. Может ли оно осуществить эту закупку по программе утилизации автомобилей, предусматривающей сдачу на утилизацию старого автомобиля и получение преференции при покупке нового (постановление Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 153)?

Светлана Иващенко

БЛАНКИ

Уведомление участника закупки, подавшего заявку на участие в закрытом аукционе, о принятом аукционной комиссией решении

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (аукцион признан несостоявшимся в связи с отказом в допуске к участию в аукционе всех участников закупки)

Протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (аукцион признан несостоявшимся в связи с признанием участником аукциона только одного участника закупки)

Протокол предквалификационного отбора для участия в конкурсе с ограниченным участием (конкурс признан несостоявшимся в связи с признанием участником конкурса только одного участника закупки)

Протокол предквалификационного отбора для участия в конкурсе с ограниченным участием

Другие бланки

Упомянутое Вами постановление Правительства РФ применяется только к торговым организациям, утилизирующим транспортные средства. Кроме того, данный документ не предусматривает никаких преференций по приобретению новых транспортных средств – он содержит лишь норму о компенсации расходов по перевозке транспортных средств в пункт утилизации (п. 5 постановления Правительства РФ от 17 марта 2010 г. № 153).

Если Вы все же решили осуществить закупку по программе утилизации автомобилей, напоминаю, что данная программа прекратила свое действие с 1 января 2015 года (Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение затрат в связи с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты колесными транспортными средствами и шасси, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств). 19 марта председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил о подписании постановления Правительства РФ, продлевающего программу по утилизации старых автомобилей на 2015 год. Однако до настоящего времени данный документ не представлен на сайте Правительства РФ. Как только программа по утилизации автомобилей начнет работать, Вы сможете воспользоваться ей при осуществлении закупки автомобиля.

Мы выступали заказчиками при проведении электронного аукциона, но торги были признаны несостоявшимися. Имеем ли мы право провести повторный электронный аукцион?

Кирилл Смирнов

Да, Вы можете провести повторный электронный аукцион, поскольку запрета на его проведение Закон № 44-ФЗ не содержит.

Наше учреждение провело электронный аукцион, на участие в котором была подана одна заявка, не допущенная к участию в торгах. Аукцион не состоялся. Затем мы провели повторный аукцион, который также не состоялся – не было подано ни одной заявки. Каковы наши дальнейшие действия, если закупку по-прежнему необходимо произвести?

Вадим

Вы можете провести запрос предложений (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ). Заказчик вправе поступить таким образом вне зависимости от того, по какому основанию электронный аукцион был признан несостоявшимся:

  • на участие в повторном электронном аукционе была подана только одна заявка;
  • не было подано ни одной заявки;
  • по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия отказала в допуске к участию в таком аукционе всем участникам закупки или признала участником аукциона только одного участника закупки.

Должно ли муниципальное казенное учреждение утверждать локальный акт о порядке проведения госзакупок, или это обязанность органа, который выступает его учредителем?

Инна Ивановна Осипова

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Выбор порядка действий зависит от вида локального акта. Если таким локальным актом выступает Положение о закупках, то его утверждение не является обязанностью заказчика. Положение о закупке утверждается:

  • высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании в случае, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания;
  • руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;
  • наблюдательным советом автономного учреждения в случае, если заказчиком выступает автономное учреждение;
  • советом директоров (общим собранием акционеров, коллегиальным исполнительным органом) хозяйственного общества в случае, если заказчиком выступает акционерное общество;
  • общим собранием участников (советом директоров, коллегиальным исполнительным органом) общества с ограниченной ответственностью в случае, если заказчиком выступает общество с ограниченной ответственностью;
  • органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, в случае, если заказчиком выступает государственное бюджетное учреждение или муниципальное бюджетное учреждение (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").

Если Вы спрашиваете о Положении о контрактной службе, то данный локальный акт утверждается заказчиком – в Вашем случае муниципальным казенным учреждением – на основе Типового положения (регламента) о контрактной службе (ч. 3 ст. 38 Закона № 44-ФЗ). При этом обязанность по разработке и утверждению этого документа лежит на заказчике с совокупным годовым объемом закупок более 100 млн руб.

 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности). 

Мнение:

Алексей Александров

Может ли заказчик продлить договор без конкурентных процедур?
Иногда возникают ситуации, когда автоматическая пролонгация договора, заключенного в соответствии с законодательством о закупках, не предусмотрена. Может ли заказчик заключить дополнительное соглашение о продлении договора без проведения конкурентных процедур, – в материале.

Алексей Александров ,
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Стецюк Александр

Три буквы в контрактной системе, или Не забудьте указать ИНН
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы и информацию об идентификационном номере налогоплательщика – так предусмотрено Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Однако отклонение заявок происходит довольно часто, по причине некачественной подготовки специалистов, и несовершенства юридической формулировки норм закона о госсзакупках. 

Александр Стецюк,
Начальник юридического отдела ЗАО "СФЕРА"

Ефимова Ольга

Госзаказ на трудящихся
Решение вопроса о том, будет ли применяться к сторонам трудового соглашения с физическими лицами Закон № 44-ФЗ или отношения между ними будут регулироваться трудовым законодательством, будет зависеть от того, какие отношения существуют между ними фактически: трудовые или гражданско-правовые. Для этого необходимо учитывать принципиальные отличия гражданско-правового договора от трудового.

Ефимова Ольга,
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ