Госзакупки: антикризисные меры

Госзакупки: антикризисные мерыВ конце января Правительство РФ утвердило план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (далее – План) (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р). План включает в себя обширный перечень мероприятий по многим направлениям, и непосредственно затрагивает, в том числе, сферу государственных и регламентированных закупок. 

Реализация заложенных в План мероприятий в части госзакупок подразумевает принятие большого количества подзаконных нормативных правовых актов и поправок в действующее законодательство. Рассмотрим, какие изменения ожидают заказчиков и поставщиков, если все мероприятия Плана будут осуществлены.

 

Стабилизационные меры

1Заказчики смогут предоставлять поставщикам отсрочку уплаты неустойки или списывать ее сумму. Поправки, дающие заказчику такие права, были внесены в ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) в конце прошлого года. Названная статья была дополнена новой ч. 6.1. Правда, эта мера носит временный характер: она будет действовать только в течение 2015 года и применима только в случаях полного исполнения госконтрактов. Правительство РФ уже разработало соответствующий проект постановления1, без которого новая норма не может быть реализована. Проект уже прошел стадию общественного обсуждения (на нее был отведен один день) и находится на этапе согласования. 

В соответствии с проектом предоставление отсрочки уплаты неустоек, как и возможность их списания, поставлены в зависимость от их общей суммы:

  • если общая сумма неустоек не превышает 5% цены контракта, неустойка списывается в полном объеме;
  • если общая сумма начисленных неустоек превышает 5% и составляет не более чем 20% цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку их уплаты на срок до окончания текущего финансового года, либо списывает 50% суммы неустоек при условии уплаты оставшихся 50%;
  • в случае, если общая сумма начисленных неустоек превышает 20% цены контракта заказчик предоставляет отсрочку уплаты начисленных сумм неустоек на срок до окончания текущего финансового года. Списание суммы неустоек в таком случае невозможно.
2Заказчики в 2015 году получат право не устанавливать в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта требование об обеспечении исполнения контракта. Соответствующие поправки были внесены в ст. 96 Закона № 44-ФЗ, которая была дополнена ч. 2.1. Перечень случаев и условий, при наличии которых у заказчиков появится такая возможность, также должен быть утвержден кабмином. Проект постановления2 уже подготовлен. Так, в случае одобрения документа, требование об обеспечении исполнения контракта можно будет не устанавливать, если:
  • участниками закупки являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации;
  • проект контракта содержит условие о банковском сопровождении контракта;
  • установлено условие о перечислении поставщику авансовых платежей на счет, открытый в учреждениях Банка России;
  • заказчик проводит окончательный расчет с поставщиком в размере не менее 30% цены контракта для обеспечения федеральных нужд (для нужд субъекта федерации и муниципальных нужд может быть определен иной размер окончательного расчета) и только после приемки заказчиком всех предусмотренных контрактом обязательств. При этом контрактом не может быть предусмотрен аванс в размере более 15% цены контракта при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд (для нужд субъекта федерации и муниципальных нужд также может быть определен иной показатель);
  • участниками закупки являются бюджетные или автономные учреждения.
3Появятся новые основания к изменению существенных условий контракта. Включение новой ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ дает на 2015 год дополнительные возможности изменения существенных условий заключенных контрактов: срок исполнения, цену и количество товара (объем работ, услуг). Проект постановления Правительства РФ3 предлагает перечень оснований для этого. Документ устанавливает порядок изменения существенных условий контрактов по соглашению сторон со сроком исполнения свыше шести месяцев и завершающихся в 2015 году. При этом изменять условия контрактов можно будет в случаях, если:
  • предмет контракта соответствует утвержденному перечню (этот перечень будет разработан отдельно);
  • цена контракта превышает установленный размер. В настоящее время установлены следующие минимальные размеры цены контракта: 10 млрд руб. – для федеральных нужд, 1 млрд руб. – для нужд субъекта Российской Федерации, 500 млн руб. – для муниципальных нужд, или составляет не более 5 млн руб. в случае, если участниками закупки могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (постановление Правительства РФ от 19 декабря 2013 года № 1186);
  • предметом контракта являются строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, а также работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научного руководства в проектных работах.

Напомним, что вносить изменения в существенные условия контракта можно было и до 1 января 2015 года при соблюдении некоторых условий – например, если заказчик предлагал увеличить или уменьшить предусмотренное контрактом количество товаров не более чем на 10% (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Надо сказать, что эффективность этой и предыдущих антикризисных мер может быть поставлена под вопрос – все они будут действовать только в 2015 году, в то время как необходимые для их реализации постановления правительства существуют пока только в виде проектов.

4Размер авансовых платежей по отдельным контрактам будет увеличен. Однако когда это станет возможным пока не ясно. Новый порядок затронет контракты, срок исполнения обязательств по которым превышает один месяц, а также связанные со строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом. В соответствии с п. 11 Плана по таким контрактам планируется увеличение размера аванса с нынешних 30% до 80% (а по закупкам, связанным с реализацией государственного оборонного заказа, – до 100%), однако принятие этого решения правительство связывает с созданием системы контроля исполнения государственных контрактов. К сожалению, авторы документа не дают определения системе контроля, поэтому установить конкретные условия реализации этой меры затруднительно. Можно предположить, что речь идет о вводе в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок, запланированном на 2016 год.
5В 2015 году поддержку получат банки, предоставившие по просьбе поставщиков гарантии исполнения контрактов. В случае неисполнения поставщиком своих обязательств по госконтракту заказчик имеет право предъявить банковскую гарантию к исполнению (ст. 45 Закона № 44-ФЗ). Но банк по тем или иным причинам может не выплатить заказчику всю сумму банковской гарантии, в результате чего образуется задолженность. В рамках антикризисных мер заказчики получили право реструктуризовать задолженность банков по выданным ими гарантиям. Такую возможность предоставила им новая ч. 11 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. Однако порядок и условия реструктуризации правительством пока не определены. 

 

Меры по импортозамещению и поддержке несырьевого экспорта

1 Для расширения ассортимента отечественной продукции, предлагается разработать особый порядок планирования и осуществления закупок импортного оборудования, работ и услуг за рубежом – такая задача возложена на правительство4. Правда, распространяться новые правила будут только на проекты, которым оказывается государственная поддержка, а также на закупки госкомпаний и госкорпораций (п. 16 Плана). Следует отметить, что предусмотренная в рамках Закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон № 223-ФЗ) возможность устанавливать при осуществлении закупок преференции для товаров российского производства может трактоваться как нарушение базовых правил ВТО. Так, согласно п. 4 ст. III ч. II Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), ввозимым на территорию страны товарам предоставляется режим не менее благоприятный, чем предоставленный аналогичным товарам национальный режим. Поэтому, устанавливая приоритетные условия для отечественных товаров на этапе планирования, предшествующем определению поставщиков, правительство намерено согласовать правила ВТО с интересами государства.

Параллельно с указанными мерами Правительством РФ было принято решение о расширении установленного в середине прошлого года перечня товаров машиностроения иностранного производства, закупки которых запрещены (далее – Перечень) (постановление Правительства РФ от 31 января 2015 года № 84). Как сообщается на сайте кабмина, принятые решения направлены на поддержку отечественных производителей товаров машиностроения и повышение уровня локализации производства на территории России.

К примеру, отныне к госзакупкам не допускаются гусеничные тракторы, автопогрузчики с вилочным захватом, автомобили скорой медицинской помощи и др. Из перечня также были исключены краны-трубоукладчики, автобетононасосы, автобетоносмесители и др.

Теперь наравне с техникой, произведенной на территории Белоруссии и Казахстана запрет не распространяется на товары машиностроения, произведенные Республикой Армения, в связи с ее присоединением в октябре 2014 года к договору о Евразийском экономическом союзе.

Постановлением определен также срок действия актов экспертизы, выданных Торгово-промышленной палатой до 1 января 2015 года и подтверждающих страну происхождения автотранспортных средств из Перечня. Такие акты действуют до 1 января 2016 года, но не более календарного года со дня их выдачи.

Кроме того, с 1 января 2015 года из перечня "запретных" товаров выведены транспортные средства, произведенные российскими организациями, но с использованием импортных автокомпонентов. Речь идет о случаях, когда детали ввозят в страну сами производители на основании соответствующих соглашений с Минэкономразвития России.

Необходимо отметить, что при применении Перечня у заказчиков могут появиться вопросы. Перечень первым среди нормативных документов, регулирующих сферу закупок, был приведен в соответствие с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОКПД 034-2014. Однако, заказчики продолжают использовать классификатор ОКПД 034-2007, который будет действовать до 1 января 2016 года, изменения в который в этой части не вносились. Структура нового классификатора значительно отличается от предыдущего в связи с его большей детализацией. Поэтому можно прогнозировать, что заказчики столкнутся с определенными трудностями при сопоставлении утвержденных планов-графиков закупок и обновленного Перечня. В такой ситуации можно только ждать изменения законодательства или соответствующих разъяснений со стороны государства.

2Поставщикам, намеренным создавать и развивать производство на территории РФ, будут предоставлены государственные гарантии. С такими поставщиками правительство планирует заключать долгосрочные государственные контракты. Для этого Минэкономразвития России предлагает предоставлять5 гарантии Российской Федерации поставщикам по крупным контрактам. Крупными будут считаться контракты с начальной максимальной ценой свыше 10 млрд руб., сроком исполнения от трех до семи лет и обеспечивающие создание отечественного производства.

 

Меры в сфере здравоохранения, обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения

Планом предусмотрено ограничение на допуск к госзакупкам зарубежных лекарств при наличии двух и более заявок на поставку аналогичных товаров российского производства и на допуск отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (п. 59 Плана). Первым шагом по реализации этой меры стало издание Правительством РФ постановления, утвердившего перечень отдельных видов медицинских изделий иностранного производства, закупки которых ограничиваются (далее – Перечень) (постановление от 05 февраля 2015 года № 102). Установлено, что заказчики должны отклонять заявки на поставку медицинских изделий иностранного производства в случае наличия двух и более заявок на поставку изделий, включенных в Перечень и страной происхождения которых являются Россия, Армения, Белоруссия или Казахстан. При этом заявленные медицинские изделия должны быть изготовлены разными производителями.

Можно отметить, что ограничительные меры на рынке государственного заказа по отношению к импортным товарам избыточны, особенно в условиях ощутимой девальвации рубля: импортные товары заметно прибавили в цене на внутреннем рынке и не выдерживают конкуренции по стоимости с отечественными.

 

Поддержка малого и среднего предпринимательства

Мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства в Плане представлены 11 пунктами, но к сфере закупок непосредственно относятся всего два. Так, расширение круга хозяйствующих субъектов, относимых к категории малого и среднего предпринимательства позволит не только сохранить быстрорастущим предприятиям возможность участвовать в государственных и муниципальных программах поддержки, но и остаться в числе участников государственных закупок на привилегированных условиях (п. 23 Плана). Проект постановления6 правительства, разработанного во исполнение этого пункта, предусматривает увеличение в два раза предельных значений выручки для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого или среднего предпринимательства (для микропредприятий – с 60 млн до 120 млн руб.; для малых предприятий – с 400 млн до 800 млн руб.; для средних предприятий – с 1 млрд до 2 млрд руб.).

А в целях расширения возможностей участия малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний в конце прошлого года был принят нормативный акт, в соответствии с которым начиная с 1 января 2016 года (а для отдельных юрлиц, с годовым объемом выручки более 10 млрд руб. – с 1 июля 2015 года) 18% от годового объема закупок государственные компании должны будут совершить у малых и средних предприятий (постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352). Сегодня такая обязанность у этой категории заказчиков отсутствует.

 

***

Очевидно, что запланированные Правительством РФ антикризисные меры весьма разнообразны, но говорить о результатах их применения для заказчиков и поставщиков, разумеется, время еще не пришло. К тому же, как отмечает само правительство на своем сайте, перечень первоочередных мероприятий не является исчерпывающим и будет при необходимости дополняться новыми мерами, а разработанные проекты нормативных актов могут претерпеть значительные изменения на этапе их принятия.

Документы по теме:

Новости по теме:

Исследование:

58% респондентов не верят в эффективность "антикризисного плана"

58% респондентов не верят в эффективность "антикризисного плана"
В конце января Правительство РФ утвердило план первоочередных мер по преодолению кризиса, который переживает наша страна. По замыслу кабмина, к докризисным экономическим показателям Россия сможет вернуться уже через два года. Читатели портала ГАРАНТ.РУ дали свою оценку "антикризисному плану".

______________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ "Об определении случаев и порядка предоставления заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (ID 00/08-22730/01-15/12-13-3).
2 С текстом проекта постановления Правительства "Об утверждении перечня случаев и условий, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (ID 00/08-22731/01-15/12-13-6).
3 С текстом проекта постановления Правительства "Об утверждении порядка изменения по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"), срок исполнения которых завершается в 2015 году" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (ID 00/08-22729/01-15/12-13-3).
4 С текстом проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (№ 00/04-22175/01-15/12-13-8).
5 С текстом проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (ID 00/04-23009/02-15/12-13-4).
6 С текстом проекта постановления Правительства РФ "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и материалами к нему можно ознакомиться на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения (ID 00/04-23018/02-15/12-13-3).