Антикоррупционный комплаенс: как избежать обвинения во взятке
По данным Следственного комитета России и ВС РФ, ущерб от коррупции в 2014 году составил 14,7 млрд руб., при этом за получение взятки было осуждено 1732 человека, а за дачу взятки – 3456 человек. При этом, по статистике, около 25% взяток проходит под видом подарков должностным лицам.
За коррупционные нарушения предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Так, за дачу взятки должностному лицу на компанию могут наложить штраф до 3-кратного размера взятки, но не менее 1 млн руб., за крупную взятку – до 30-кратного размера, но не менее 20 млн руб., а за взятку в особо крупном размере – до 100-кратного размера, но не менее 100 млн руб. (ст. 19.28 КоАП РФ).
Привлечь должностное лицо к уголовной ответственности за преступление в сфере коррупции можно сразу по нескольким составам: коммерческий подкуп, злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, провокация взятки либо коммерческого подкупа (ст. 204, ст. 285, ст. 290, ст. 291, ст. 291.1, ст. 304 УК РФ). Указанные преступления влекут за собой либо крупный штраф в размере от 10-тикратной суммы подкупа и выше, либо лишение свободы до 12 лет в зависимости от состава преступления, а также иные наказания (например, лишение права занимать определенные должности, принудительные работы, арест и т. д.).
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Очевидно, что как для компаний, так и для должностных лиц, уличенных в коррупции, установлены весьма жесткие меры ответственности. А это значит, что лучше предотвратить возможное нарушение. Сделать это можно, внедрив в компании систему антикоррупционного комплаенса. Напомним, комплаенс как часть системы управления компанией подразумевает обеспечение соответствия ее деятельности требованиям законодательства и локальных нормативных актов, а также контроль в этой сфере.
Следует иметь в виду, что сегодня каждая компания обязана принимать меры по предупреждению коррупции (ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции"; далее – Закон о противодействии коррупции). Это связано с ратификацией нашей страной Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. (Федеральный закон от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ).
Организация системы антикоррупционного комплаенса в компании
ВАЖНО ЗНАТЬ
Борьба с коррупцией – приоритет для организаций всех видов и направлений деятельности, однако комплаенс как отдельная система управления характерна в основном для коммерческих компаний. Минтруд России выделяет восемь основных принципов противодействия коррупции в организации (Методические рекомендации Минтруда России по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8 ноября 2013 г.; далее – Методические рекомендации):
- соответствие политики организации действующему законодательству;
- личный пример руководства;
- вовлеченность работников (информированность об антикоррупционных мерах, применяемых в компании, а также активное участие сотрудников в их реализации);
- соразмерность антикоррупционных процедур риску коррупции;
- эффективность антикоррупционных процедур;
- неотвратимость наказания за факт коррупции (привлечение к дисциплинарной ответственности);
- открытость бизнеса для партнеров и государства;
- постоянный контроль за соблюдением в компании антикоррупционных мер и положений локальных нормативных актов.
Каждая организация вправе построить систему антикоррупционного комплаенса по-своему, но есть несколько общих этапов, которые следует при этом пройти.
Определение ответственного подразделения.
За реализацию функции антикоррупционного комплаенса в компании, как правило, отвечают или юридический, или финансовый отделы, однако в некоторых крупных организациях для этих целей создается в качестве самостоятельного подразделения комплаенс-служба. Функционал ответственных сотрудников напрямую зависит от размера и сферы деятельности компании.
Так, в комплаенс-службе крупной корпорации иногда создается несколько профильных групп, каждая из которых отвечает за ту или иную комплаенс-функцию (например, финансовый мониторинг, предотвращение конфликта интересов, урегулирование вопроса подарков и др.). В небольшой компании комплаенс-функции может выполнять один сотрудник (комплаенс-менеджер или комплаенс-контролер).
В любом случае следует указать в должностных инструкциях ответственных работников конкретные обязанности, например:
- консультирование сотрудников компании по вопросам, связанным с предотвращением коррупционных рисков;
- проведение антикоррупционных тренингов;
- контроль заключаемых с контрагентами договоров на предмет соблюдения антикоррупционной политики компании;
- ведение антикоррупционного раздела на сайте компании;
- взаимодействие с руководством на предмет разработки и внедрения антикоррупционных мер и т. д.
Разработка и внедрение антикоррупционной политики.
Этот локальный нормативный акт является основным инструментом регулирования отношений, связанных с противодействием коррупции в компании (схема 1). Разрабатывать его лучше с привлечением всех заинтересованных подразделений (например, финансового, юридического отдела, отдела по работе с персоналом и др.), устраивая совещания и коллективные обсуждения проекта будущего документа. Кроме того, не лишним будет ознакомить и остальных работников компании сначала с проектом, а затем и с финальным вариантом принятой антикоррупционной политики – для этого Минтруд России советует разместить документ на интранет-портале организации.
Схема 1. Примерное содержание антикоррупционной политики компании
Поскольку одно из самых частых нарушений антикоррупционной политики касается правил дарения подарков от имени компании, юрист газоперерабатывающей и нефтехимической компании ООО "Сибур" Шамиль Салаватов рекомендует обязательно включить в антикоррупционную политику следующее положение: "В случае получения работником в связи с его трудовой деятельностью подарка либо нескольких подарков, совокупная стоимость которых превышает 15 тыс. руб. [или любую другую сумму, которую определит компания. – Ред.], он обязан проинформировать об этом отдел комплаенса [или любой другой альтернативный отдел или ответственного сотрудника. – Ред.], направив сообщение по электронной почте уполномоченного подразделения". А в части предотвращения конфликта интересов эксперт советует дополнить антикоррупционную политику следующей фразой: "Работникам запрещается предлагать, передавать или принимать какие-либо подарки, в том числе в форме услуг или выгоды, если это может вызвать конфликт интересов".
МНЕНИЕ
Гузаль Махмудова, независимый эксперт в области противодействия корпоративному мошенничеству и коррупции, член Ассоциации специалистов по расследованию хищений (ACFE):
"В некоторых случаях правильно организованная система комплаенса поможет компании избежать ответственности. Например, обратимся к решению Сыктывкарского городского суда № 12-235/2014 от 14 марта 2014 г. Сотрудник компании-дистрибьютора передал взятку врачу государственной больницы за то, чтобы последний разместил государственный заказ, в который были включены товары, продаваемые дистрибьютором, а также за победу в аукционе и общее покровительство в дальнейшей деятельности. Сумма взятки была перечислена на личный счет посредника, который затем передал деньги врачу. В отношении компании было возбуждено административное производство по ст. 19.28 КоАП РФ ("Незаконное вознаграждение от имени юридического лица"). Однако суд установил, что организацией были предприняты все зависящие от нее меры по соблюдению действующего законодательства о противодействии коррупции, в том числе утверждено Положение о соблюдении антимонопольного и антикоррупционного законодательства, с которым сотрудник, давший взятку, был ознакомлен. В компании были предприняты меры по профилактике коррупции, а значит, сотрудник действовал в своих личных интересах, заключил суд. В результате производство по делу об административном правонарушении в отношении организации-дистрибьютора было прекращено. Ответственность за нарушение закона в данном случае несет только передавший взятку сотрудник".
Выявление наиболее рисковых для бизнеса процессов.
Минтруд России рекомендует выделить "критические точки" для каждого бизнес-процесса компании и составить описание возможных коррупционных нарушений в каждой из этих точек. Такое описание должно включать в себя:
- характеристику выгоды или преимущества, которое может быть получено организацией или ее отдельными работниками при совершении коррупционного правонарушения;
- должности в организации, которые являются "ключевыми" для совершения коррупционного правонарушения. Иными словами, следует определить, без участия каких должностных лиц
- организации совершение коррупционного правонарушения невозможно;
- вероятные формы осуществления коррупционных платежей.
На основании проведенного анализа ведомство советует подготовить "карту коррупционных рисков организации" – сводное описание "критических точек" и возможных коррупционных правонарушений (подразд. 3 разд. IV Методических рекомендаций).
Гузаль Махмудова предлагает выделять коррупционные риски исходя из субъектов и объектов взаимоотношений: "Субъекты – это участники транзакций. Например, покупатели и сотрудники. Покупатели могут быть посредниками и конечными потребителями. Очевидно, что взаимодействие с посредниками более рисковое, чем с конечными потребителями. Потенциально рисковыми объектами взаимоотношений с посредниками могут быть следующие: предоставляемые бонусы и скидки, подарки и развлекательные мероприятия, бесплатные образцы продукции и т. д. На этих объектах необходимо сосредоточить контрольные мероприятия, чтобы избежать злоупотреблений при совершении этих транзакций".
При оценке коррупционных рисков нужно учитывать также природу, разнообразие, сложность, масштаб, объем и размер транзакций. Чем они сложнее, тем больше вероятность того, что за ними могут скрываться незаконные выплаты.
Госзакупки также могут таить в себе коррупционные риски, связанные с принятием заявок на участие в конкурсе и определением его результатов, – поэтому если компания является участником госзакупок, акцент в системе антикоррупционного комплаенса должен быть сделан на работе с сотрудниками контрактной службы (контрактным управляющим).
Обучение сотрудников.
Чаще всего тематические тренинги и семинары для работников касаются теории (например, юридической ответственности за нарушение антикоррупционных норм, разъяснения положений локальных нормативных актов, повторения порядка действий при выявлении факта коррупции и т. д.). Однако не менее эффективно обучение сотрудников, в том числе в игровой форме – рассмотрение кейсов, проведение индивидуальных и коллективных мастер-классов и т. п. Например, можно распределить между участниками роли, раздать задачи и попросить урегулировать спорный вопрос в соответствии с действующей в компании антикоррупционной политикой.
ПРИМЕР
Вопрос: какое решение стоит принять руководству в отношении указанного сотрудника?
Варианты ответа: отстранить работника от исполнения указанных обязанностей или провести с ним беседу, в ходе которой ему будет рекомендовано отказаться от предоставленной контрагентом скидки во избежание конфликта интересов.
Проводя антикоррупционную политику, особое внимание стоит уделить вопросу сообщений о факте коррупции с участием фирмы – для этих целей организации, как правило, создают телефонную "горячую" линию и/или соответствующий раздел на сайте. Однако среди российских компаний практика сообщений о коррупции пока применяется не так успешно, как в зарубежных организациях. Виной всему сравнение подобных сообщений с "доносительством", которое в нашем обществе не только не приветствуется, но и, скорее, осуждается. В связи с этим важно донести до сотрудников идею верховенства закона и разъяснить, что бездействие – это соучастие в преступлении, часто не менее губительное для репутации фирмы, чем само преступление.
Комплаенс-аудит и оценка результатов проведенной работы
Оценить эффективность антикоррупционной политики можно с помощью аудита ее реализации – внутреннего и/или внешнего. Внутренний аудит направлен на проверку реализации антикоррупционной политики компании, надежности и достоверности финансовой отчетности, а также на обеспечение соответствия деятельности организации требованиям закона и локальных нормативных актов организации. Обязанность его проведения лежит, как правило, на комплаенс-менеджере (или комплаенс-службе), который может привлекать для этой работы специалистов профильных отделов (бухгалтеров, юристов и др.).
Главной целью внешнего аудита является анализ соответствия системы комплаенс-контроля в компании требованиям национальных и международных регуляторов, а также передовым российским и зарубежным практикам. Для этих целей сотрудники комплаенс-службы привлекают экспертов, не являющихся сотрудниками компании. Итогом работы внешнего эксперта являются заключение об эффективности осуществляемой компанией деятельности в сфере борьбы с коррупцией, а также рекомендации по повышению качества работы комплаенс-службы. Исчисляя налог на прибыль организации, затраты на внешний аудит следует отнести к расходам на консультативные услуги (подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ).
По результатам всех действий, предпринятых комплаенс-службой, проводится итоговая оценка реализации антикоррупционной политики в организации – составляются отчетные материалы о проведенной работе, указываются достигнутые результаты, определяются способы совершенствования проводимых антикоррупционных мер. Полученная информация доводится до сведения руководства компании.
Обязательными данные меры не являются и каждая из них требует более детальной проработки с учетом специфики деятельности компании, однако с их помощью руководство может сделать антикоррупционный комплаенс еще более эффективным.
***
На данный момент методы противодействия коррупции только начинают активно внедряться российскими компаниями, однако стоит отметить, что организация грамотного комплаенса – это эффективная мера борьбы с коррупцией внутри каждой организации и надежная защита ее интересов. Главное, не останавливаться на достигнутом. "Работа по построению системы комплаенса не заканчивается никогда. Это динамичный процесс: риски меняются с изменением масштабов бизнеса, с появлением новых видов транзакций, с изменением законодательства и конкурентной среды. И задача комплаенс-службы – идти в ногу с этими изменениями, перестраивая свои методы работы, пересматривая риски и работая над способами повышения корпоративной культуры компании на новый уровень", – подытоживает Гузаль Махмудова.