Новости и аналитика Аналитические статьи Смогут ли водители сами рассчитать расходы на ремонт автомобиля после ДТП?

Смогут ли водители сами рассчитать расходы на ремонт автомобиля после ДТП?

Смогут ли водители сами рассчитать расходы на ремонт автомобиля после ДТП?17 октября вступили в силу два документа, которых очень ждали автостраховщики и автолюбители: положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П "О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства" (далее – положение о расчете расходов) и положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 433-П "О правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства" (далее – положение о технической экспертизе). Оба положения приняты в целях формирования единого подхода к определению стоимости восстановительного ремонта пострадавшего в ДТП автомобиля. В перспективе это должно привести к сокращению количества судебных споров о суммах страховых выплат по договорам ОСАГО и недопущению ситуации, когда такая стоимость при расчете разными экспертами отличается в разы. Мы расскажем об основных изменениях, предусмотренных данными документами.

 

Износ и сроки эксплуатации автомобиля: считаем по-новому 

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Об увеличении лимитов страховых выплат пострадавшим в ДТП по договору ОСАГО читайте в нашем материале: "Что ждет сферу ОСАГО в ближайшее время?".

Введение единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее – единая методика) очень важно не только для водителей, но и для представителей профессионального сообщества, поскольку они в первую очередь заинтересованы в сокращении судебных разбирательств о размере страховых выплат. Именно поэтому основную часть работы по ее подготовке взял на себя Российский союз автостраховщиков (РСА).

Стоит отметить, что в основу положения о расчете расходов легли нормы постановления Правительства РФ от 24 мая 2010 г. № 361 "Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств1 (далее – Постановление № 361), которое применялось при расчете стоимости ремонта до принятия единой методики. Данные правила, однако, предусматривали не все расходы на ремонт, что позволяло каждому эксперту считать их по-своему.

 

МНЕНИЕ

Сергей Дорофеев, председатель Комитета по независимой технической экспертизе РСА:

"Ничто не препятствует работе по принятой методике, и таких уж суперкоренных отличий от предыдущего регулирования и от судебной методики, в общем-то, в ней и нет. Однако единая методика – это нормативный акт. Все методики, которые до этого действовали, никуда не уходят, естественно, но применять их можно только в части, не противоречащей этому нормативному акту. Поэтому если чего-то вдруг в ней не хватает, можно воспользоваться тем, что наработано в практике".


 

В то же время положением о расчете расходов внесено несколько существенных поправок в порядок определения стоимости восстановительного ремонта, о которых на состоявшейся 16 октября текущего года пресс-конференции РСА рассказали члены его президиума. Рассмотрим эти изменения.

1

Установлен порядок расчета расходов на оплату работ по восстановительному ремонту (п. 3.8 положения о расчете расходов). В Постановлении № 361 были закреплены правила определения стоимости только материалов и запасных частей. Теперь же установлено, как посчитать расходы и на покупку конкретной запчасти, и на работу по ее замене. Согласно документу стоимость работы равняется произведению трудоемкости конкретного ее вида (количества необходимых на ремонт часов, зависящее от сложности ремонта и площади повреждения) и средней стоимости одного нормочаса работы, включая необходимые слесарные, сварочные, окрасочные, вспомогательные и другие виды работ.

2

Расходы на материал будут рассчитываться по-другому. Помимо стоимости основных материалов, будет учитываться стоимость расходных и вспомогательных материалов – отвердителей, растворителей и др. Кроме того, раньше расходы на одну единицу материала конкретного вида должны были определяться методом статистического наблюдения за ценами продавцов такого материала на товарном рынке региона, в котором произошло ДТП. Но, по словам председателя Комитета по независимой технической экспертизе РСА Сергея Дорофеева, таких наблюдений не вел практически никто. Поэтому отныне для расчета стоимости материалов страховые компании обязательно будут использовать программные автоматизированные комплексы. "Мы приняли решение об использовании тех расчетных систем, которые есть в программных продуктах. Самые известные – это АZТ, МАРОМАТ, которые используются во всей Европе. Сама система, исходя из площади детали, рассчитывает затраты на материал с учетом всех составляющих: основного материала (например, краска), расходного (растворитель/отвердитель) и вспомогательного (укрывочные материалы и прочие). Поэтому посчитать расходы на материалы "на коленке" больше не получится", – сообщил Дорофеев. 

3

Формул для расчета износа подлежащих замене деталей стало меньше. Если ранее существовали специальные формулы для расчета износа кузова, аккумуляторной батареи, шин и изделий из пластмассы, то теперь формул всего две: для всех комплектующих изделий – деталей, узлов, агрегатов (п. 4.1 положения о расчете расходов) и для шин (п. 4.5 положения о расчете расходов). Важно, что для тех деталей, которые находятся в худшем состоянии по сравнению с автомобилем в целом (например, имеют повреждения, не связанные с данным ДТП), будет рассчитываться дополнительный индивидуальный износ – для них установлены специальные коэффициенты. Так, полученные в предыдущих авариях повреждения деталей кузова и облицовки объемом более 10% площади поверхности детали увеличат коэффициент износа на 40%, а трещины и сколы на стеклах и фарах – на 45%. 

4

Срок эксплуатации деталей автомобиля считается по-новому. Изначально в постановлении № 361 было указано, что возраст комплектующего изделия, подлежащего замене при восстановительном ремонте, рассчитывается в полных годах с даты начала эксплуатации ТС либо с даты замены этого изделия (п. 22 постановления № 361). Летом этого года в указанный пункт были внесены изменения, согласно которым срок эксплуатации должен был рассчитываться в годах с точностью до одного десятичного знака (постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. № 717). Согласно же единой методике этот срок рассчитывается с использованием целых значений и применением правил математического округления (п. 4.3 положения о расчете расходов). Так, если возраст машины и ее деталей, к примеру, 4 года и 5 месяцев, то в первом случае срок их эксплуатации составляет четыре года, во втором – 4,5 года, а в последнем – уже пять лет. Это не очень приятное изменение для автовладельцев, поскольку срок эксплуатации прямо пропорционально влияет на коэффициент износа, а чем больше износ, тем меньше сумма страховой выплаты.

 

Правила проведения технической экспертизы ТС: хотели подробнее, а получилось как всегда 

Единая методика должна применяться при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств (ТС) для определения размера компенсации по договору ОСАГО как страховщиками или их представителями, так и экспертами-техниками или экспертными организациями. Ее же будут использовать и судебные эксперты при проведении судебной экспертизы автомобиля для этих целей. Ранее они могли руководствоваться любой существующей апробированной методикой проведения автотехнической экспертизы. 

Независимая техническая экспертиза ТС проводится экспертом-техником или экспертной организацией, имеющей в штате не менее одного такого эксперта (ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). При этом нужно помнить, что в связи с обязательностью досудебного урегулирования споров по договорам ОСАГО (ст. 16.1 указанного закона) потерпевший в любом случае обязан обратиться с требованием о страховой выплате сначала к страховщику. 

ФОРМЫ

Претензия к страховой компании о выплате страхового возмещения по ОСАГО в части недополученной суммы

Исковое заявление о взыскании недополученной суммы страховой выплаты

Другие бланки

В случае, когда у страховщика в штате есть собственный эксперт, независимая экспертиза поручается ему (при этом требования к такому эксперту нигде прямо не закреплены). В противном случае страховщик привлекает стороннего эксперта-техника, являющегося сотрудником экспертной организации или работающего самостоятельно, но обязательно внесенного в государственный реестр экспертов-техников, который ведет Минюст России2.

Если результаты проведенного исследования не устраивают страхователя, он может обратиться в суд (и здесь уже стоимость восстановительного ремонта будет рассчитываться в ходе судебной экспертизы) либо инициировать проведение повторной экспертизы другим экспертом. В этом случае он сам выбирает эксперта и оплачивает экспертизу Результаты ее он либо предъявляет страховщику (тот может согласиться с результатами экспертизы и выплатить требуемую сумму), либо направляет в суд. 

ВАЖНО ЗНАТЬ

Расчеты размера расходов на восстановительный ремонт, выполненные разными экспертами, могут все же не совпадать в связи с использованием различных технологических решений и погрешностей расчета. Однако такая погрешность не может превышать 10% (п. 3.5 положения о расчете расходов). Неоднократные жалобы в Межведомственную аттестационную комиссию для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу ТС (МАК ), на превышение такой погрешности конкретным экспертом могут стать основанием для его исключения из государственного реестра экспертов-техников.

Положение о технической экспертизе содержит более широкий перечень объектов исследования по сравнению с применявшимися до вступления его в силу правилами организации и проведения независимой технической экспертизы ТС (далее – Правила). Так, изучению подлежат автомобиль потерпевшего или его остатки, а также иные представленные для экспертизы ТС и другие объекты, причастные к ДТП, исследование которых необходимо для установления обстоятельств и причин повреждений автомобиля (например, дорожные знаки, фонарные столбы и т. д.). В Правилах же говорилось только об исследовании ТС потерпевшего (п. З Правил).

Отметим, что положение о технической экспертизе определяет лишь самые общие правила ее проведения. Рамочный характер документа проявляется даже в том, что он содержит всего 11 пунктов (для сравнения: в Правилах было 22 пункта). По словам Сергея Дорофеева, в разработанном РСА проекте положения о технической экспертизе было 54 пункта, однако Банк России при утверждении документа сократил их количество до 11. "Хуже от этого станет всем, потому что чем меньше регулирования, тем больше вариантов для лавирования. Эксперты не очень поймут, что от них требуется, потерпевшие не будут знать, что они могут потребовать от эксперта", – подчеркнул он.

 

80 млн разных цен, и это не предел 

Не менее важным, чем принятие единой методики, событием стало утверждение РСА справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормочасов работ по ремонту поврежденного автомобиля (п. 7.1 положения о расчете расходов). Эти справочники содержат более 80 млн значений такой стоимости по наиболее распространенным маркам и моделям ТС применительно к 12 экономическим районам России. В настоящее время справочники направлены на государственную регистрацию в Роспатент, так как представляют собой базу данных и в полной мере подпадают под действие норм части IV ГК РФ, закрепляющих права на результаты интеллектуальной деятельности. После прохождения процедуры регистрации справочники будут направлены собственникам программного обеспечения, которое используется при расчете стоимости восстановительного ремонта, для внедрения в эти программные продукты. По словам президента РСА Павла Бунина, использование такого ПО с включенными в него справочниками будет возможно уже с 1 декабря текущего года. 

В том случае, когда стоимость запчасти, материала и нормочаса работы определена для конкретной марки автомобиля в справочнике, при расчете стоимости ремонта может применяться только она. Если же справочник не содержит данных по какой-то марке ТС, то расходы на ремонт рассчитываются, как раньше – по средней стоимости (определяется статистическим наблюдением). Таким же образом размер расходов будет определяться до тех пор, пока справочники не будут внедрены в соответствующие программы. 

Особым образом стоит отметить, что указанная база данных содержит в себе сведения только об автомобилях, возраст которых не более 12 лет, поэтому владельцам раритетных или просто старых машин она не пригодится.

РСА планирует разместить эти справочники на своем официальном сайте в свободном доступе, чтобы автомобилисты могли посмотреть, сколько стоит конкретная деталь их машины и нормочас работ по ее замене.

 

МНЕНИЕ

Сергей Дорофеев, председатель Комитета по независимой технической экспертизе РСА:

"Любой потребитель сможет зайти, забить туда [в соответствующее поле размещенной на сайте РСА базы данных. – Ред.] из калькуляции, которую он получил у страховщика или у эксперта, номер детали и проверить стоимость этой детали по справочнику. У страховых компаний не будет повода скрывать расчеты. Мы понимаем, что сейчас произойдет передел рынка экспертных услуг, так как страховщики перестанут держать так называемые партнерские экспертные организации, потому что всем нужно считать по единым правилам. Суды сразу начнут принимать экспертные заключения только экспертов, которые есть в государственном реестре экспертов-техников, а не отчеты оценщиков. Но одномоментно все это не случится. В регионы, к сожалению, информация о порядке работы доходит крайне долго, поэтому какая-то инерция будет, в том числе и страховые компании наверняка будут тормозить этот процесс, пока не перестроят свои бизнес-процессы и не осознают, что скрывать или не выдавать калькуляции себе дороже получится".


 

Однако оценить правильность определения полной стоимости ремонта сам автолюбитель вряд ли сможет, поскольку справочники – лишь часть программы для ее расчета, используемой профессиональными экспертами-техниками и требующей применения специальных знаний. Помимо указанных в справочниках позиций, при определении размера расходов на ремонт нужно учитывать и норму расходов материалов, и износ деталей. К слову, даже использование программы для расчета не всегда гарантирует получение реальной стоимости ремонта. "Есть разные подходы к ремонтному воздействию. Один эксперт посмотрел и решил, что эту деталь можно отремонтировать, а другой считает, что ее обязательно нужно менять. Есть также такое понятие, как комплекс работ. Например, для того чтобы отремонтировать бампер, его нужно снять, и для того чтобы заменить крыло, его нужно снять. Причем иногда приходится снимать некоторые детали по два-три раза. Программа не сможет адекватно это рассчитать", – пояснил Сергей Дорофеев. 

Обновляться справочники должны не реже, чем раз в полгода (п. 7.5 положения о расчете расходов), однако представители РСА, которые и будут заниматься их актуализацией, не исключают возможности сокращения этого периода в будущем.

 

***

Таким образом, говорить о кардинальных изменениях порядка расчета стоимости ремонта все же не приходится. Очень многое по-прежнему будет зависеть от добросовестности эксперта-техника при проведении расчетов, и автовладелец все же не сможет точно посчитать, в какую сумму обойдется ему ремонт машины и сколько, соответственно, можно требовать от страховщика. Тем не менее представители РСА считают, что с введением единой методики средняя сумма страховых выплат в целом по рынку вырастет и количество предъявляемых к страховщикам судебных исков сократится. Это связано с тем, что ранее у страховщиков просто не было стимула анализировать все предложения продавцов определенных запчастей, для того чтобы выбрать наиболее подходящие по цене и качеству, а не самые дешевые. Поэтому размеры страховых выплат были невелики. Теперь же единая методика обязывает страховые компании применять именно среднюю стоимость запчастей, поэтому страховые суммы должны вырасти, а количество недовольных клиентов – уменьшиться.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

ОСАГО: конфликты и пути их разрешения

ОСАГО: конфликты и пути их разрешения
Многие вопросы в сфере ОСАГО сегодня нуждаются в пересмотре, поскольку, по мнению экспертов, взаимное недопонимание страховых компаний и владельцев автомобилей со временем только нарастает. Автолюбители недовольны низким размеров страховых выплат и отказами в их получении, страховщики же уверены в необходимости существенного повышения базовых страховых тарифов. О том, в чью пользу складывается судебная практика последних лет, применяется ли к отношениям в сфере ОСАГО законодательство о защите прав потребителей, обязаны ли страховые компании компенсировать утраченную товарную стоимость автомобиля, на сколько планируется увеличить размеры страховых сумм и какие нововведения в возмещении вреда жизни и здоровью могут появиться в ближайшем будущем, читайте в нашем материале. 

Инфографика: 

ОСАГО в России: вчера, сегодня, завтра

ОСАГО в России: вчера, сегодня, завтра
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств действует в России с 1 июля 2003 года. Какова статистика рынка страховых услуг по ОСАГО за период с 2007 по 2014 годы, какое количество страховых случаев фиксируется страховыми компаниями, какими темпами растет количество исковых заявлений к страховым компаниям и сколько из них удовлетворяется, узнайте из нашей инфографики.

Исследование:

Только 6% опрошенных довольны работой страховых компаний в сфере ОСАГО
Сегодня многие эксперты отмечают кризис системы ОСАГО, влекущий взаимное недовольство автовладельцев и страховых компаний. По результатам нашего опроса только 6% пользователей портала garant.ru довольны работой страховщиков в этой области, а 62% по различным причинам остались не удовлетворены качеством оказания страховых услуг.

 

______________________________

1 Утратило силу на основании постановления Правительства РФ от 7 октября 2014 г. № 1017.
2 Порядок ведения данного реестра утвержден приказом Минюста России от 6 февраля 2013 г. № 8.