Новости и аналитика Аналитические статьи За кредитом – только с подтвержденным доходом!

За кредитом – только с подтвержденным доходом!

За кредитом – только с подтвержденным доходом!По официальной статистике Банка России, кредитная задолженность физических лиц перед банками в рублях за последние четыре года увеличилась более чем на 6 млрд руб. Это свидетельствует о высоких темпах роста закредитованности населения, а вместе с этим и о высоких рисках мошеннических действий со стороны заемщиков. К этому их может толкать как сложная финансовая ситуация, так и соблазн "просто не отдать" деньги банку. 

Как отметил ВС РФ в Постановлении Пленума № 6 от 5 апреля 2012 года "О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации", за 2011 год доля осужденных за мошенничество в кредитной сфере составила более 10% от общего числа осужденных по ст. 159 УК РФ Мошенничество. Распространенность мошеннических действий именно в этой сфере привела к тому, что по инициативе ВС РФ Федеральным законом от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ была введена новая форма мошенничества – в сфере кредитования (ст. 159.1 УК РФ). Оно представляет собой хищение денежных средств заемщиком путем предоставления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений.  

 Герман БелоусМНЕНИЕ

Герман Белоус, директор департамента розничного бизнеса СБ Банка:

"Кредитное мошенничество в настоящее время является видом криминального бизнеса, когда определенные организации готовят полностью комплект документов для "заемщика" – паспорта, водительские права, военные билеты, СНИЛС, ИНН, справки о доходах, трудовые книжки и подтверждают место работы".

Но для того, чтобы деяние расценивалось как преступление, мало просто предоставить справку с указанием завышенной зарплаты или недействительный паспорт.

Одно из условий образования состава мошенничества в сфере кредитования – заведомость, когда гражданин заранее знает и осознает, что предоставляемый документ фальсифицирован (подделан) или содержит недостоверные сведения. В качестве основного документа, который требуют все банки вне зависимости от вида кредита, выступает паспорт. Его с особой тщательностью проверяют на подлинность и действительность, как с использованием специальных технических средств, так и визуально. Сотрудник банка обязан проверить, не была ли переклеена фотография, цела ли обложка паспорта, не был ли он разрезан и сшит заново. Другим важным документом практически для всех видов кредита является справка о доходах с места работы. Это может быть справка 2-НДФЛ или справка по форме самого банка, которая должна быть удостоверена в той организации, где работает потенциальный заемщик. К документам, необходимым для получения кредита, также может относиться заверенная копия трудовой книжки. Для борьбы с кредитным мошенничеством банки даже фотографируют обратившегося клиента. Это необходимо для установления конкретного человека в случае, если поступит жалоба, что был выдан кредит по чужому паспорту другому лицу. Во многих банках, подавая заявку на кредит, заемщик в обязательном порядке заполняет анкету, в которой повторно указывает данные о доходах, месте работы, о праве собственности на какую-либо недвижимость или автомобиль. Эта анкета впоследствии отправляется в отдел андеррайтинга или службу безопасности, где все указанные в ней данные тщательно проверяются и анализируются. Отдельные банки применяют автоматизированную систему оценки платежеспособности заемщика – скоринг (от англ. Score – оценка). Эта система анализирует все данные о заемщике в совокупности и выдает результат о вероятности возврата или невозврата кредита. Еще одним немаловажным способом проверки клиента является запрос в бюро кредитных историй (БКИ), где хранится информация обо всех ранее взятых кредитах в других банках. На редких и кратковременных сбоях в графике платежей (до пяти дней) банки обычно внимание не акцентируют. Наличие просроченных платежей по текущим кредитам, а также длительные задержки с оплатой по уже закрытым кредитам могут вызвать обоснованные сомнения в благонадежности заемщика и его намерении возвращать кредит.

Элементом состава преступления является не только предоставление поддельных документов. Его образует и передача банку действительных документов, содержащих недостоверные сведения, которые когда-то соответствовали фактическим данным, но в силу некоторых обстоятельств утратили достоверность. Примером может служить ситуация, когда гражданин, не имея работы, предоставляет в банк копию трудовой книжки, заверенную по прошлому месту работы, справку 2-НДФЛ оттуда же и не сообщает об отсутствии какого-либо заработка. При этом он осознает, что не имеет возможности отдать кредит и не собирается его возвращать в принципе. Таким образом, для того, чтобы предоставление заведомо ложных или недостоверных сведений образовало состав преступления, необходимо еще одно условие – умысел на хищение денежных средств. Это означает изначальное отсутствие какого-либо намерения возвращать кредит банку. 

ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Д.Т.Д. осужден по ч. 2 ст. 159.1, ч. 3 ст. 30, ч. 2 ст. 159.1 УК РФ за мошенничество в сфере кредитования и покушение на него. Он вместе с неустановленным сообщником изготовил необходимые для получения кредита документы, в том числе поддельные: копию трудовой книжки с записью о трудоустройстве, справку по форме 2-НДФЛ о том, что Д.Т.Д. работал в должности водителя-экспедитора в ООО "А" со среднемесячной заработной платой более 30 тыс. руб. В целях получения кредита, заведомо зная, что не имеет возможности выполнить обязательства по кредиту, предоставил в Банк № 1, Банк № 2, Банк № 3 сведения о себе, не соответствующие действительности. По результатам банковских проверок Д.Т.Д. в Банке № 1 был предоставлен кредит в сумме 360 тыс. руб., что было квалифицировано по ч. 2 ст. 159.1 УК РФ. В Банке № 2 и Банке № 3 в предоставлении кредита в 400 тыс. руб. и 300 тыс. руб. было отказано. По эпизодам в Банке № 2 и Банке № 3 действия Д.Т.Д. были квалифицированы как покушение на мошенничество в сфере кредитования по ч. 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 159.1 УК РФ. Приговор был вынесен районным судом г. Самары во втором полугодии 2013 года.

Но даже существующие меры безопасности не всегда могут предотвратить невозврат кредита. Проверить действительность сведений о доходах намного сложнее, чем подлинность паспорта. Чтобы еще больше обезопасить себя от неблагонадежных заемщиков и мошенников, банки лоббируют новые законы, позволяющие тщательнее проверять клиента. Рассмотрим некоторые недавние изменения и инициативы, которые направлены на регулирование кредитной сферы в будущем.

С 1 июля 2014 года начал действовать Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)" (далее – Закон о потребительском кредите), который предусматривает контроль со стороны кредиторов за соотношением дохода заемщика к сумме его обязательств при заключении договора потребительского кредита на сумму более 100 тыс. руб. (ч. 8 ст. 5 Закона о потребительском кредите).

Довольно большие изменения претерпел Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ "О кредитных историях". С 1 июля 2014 года в кредитных историях теперь будет фиксироваться информация о просрочках платежа, об отказах в выдаче кредита — так называемая "пустая кредитная история" (Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 363-ФЗ). Много нововведений предусмотрел и Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Например, для стимулирования погашения кредитов заемщиком в кредитных историях теперь будет информация о задолженности по коммунальным платежам, квартплате, алиментам и оплате услуг связи.

Однако наибольший интерес представляет законопроект Банка России, по которому банкам предоставят возможность подтверждать доходы заемщика через ПФР и ФНС России. Этот законопроект давно ожидаем всеми банками. 17 июля 2014 года представители НСФР направили обращение в ПФР по поводу предоставления доступа к данным застрахованных лиц [письмо НСФР в ПФР имеется в распоряжении редакции. – Ред.]. В своем обращении НСФР указал, что ПФР уже заключил соглашения о предоставлении данных с пятью кредитными организациями – Сбербанк России, Банк Уралсиб, Газпромбанк, Банк Москвы и Банк ВТБ 24. При этом порядок отбора кредитных организаций для заключения данного соглашения с ПФР и какие-либо требования к кредитным организациям нормативно не закреплены. С просьбой разъяснить порядок заключения соглашений и обеспечить недискриминационный доступ к данным лицевых счетов застрахованных лиц как раз и обратились представители НСФР. Они отметили, что этот вопрос приобрел особую актуальность с 1 июля 2014 года, так как вступил в силу уже упомянутый Закон о потребительском кредите.

В связи с подготовкой рассматриваемого законопроекта, Ассоциация региональных банков России (Ассоциация "Россия") провела опрос среди кредитных организаций-участников ассоциации и подготовила некоторые предложения [письмо Ассоциации "Россия" заместителю председателя Банка России имеется в распоряжении редакции. – Ред.]. Прежде всего было отмечено несовершенство предлагаемого механизма – законопроект закрепляет обязанность налоговых органов и ПФР по запросу банка сообщать о достоверности или недостоверности предоставленных заемщиком сведений. Проблема заключается в том, что если сумма, указанная заемщиком будет отличаться от суммы в базе данных налоговых или пенсионных органов хотя бы на рубль вследствие небольшой бухгалтерской ошибки или округления, они уже не смогут подтвердить достоверность сведений. В этом случае у вполне благонадежного заемщика есть риск получить отказ в предоставлении кредита от банка. Для решения этой проблемы Ассоциация "Россия" предлагает заменить обязанность налоговых и пенсионных органов подтверждать достоверность данных на обязанность предоставлять данные о доходах заемщиков.

Также Ассоциацией "Россия" была отмечена определенная коллизия разработанного законопроекта и уже принятого Закона о потребительском кредите. Последний, в отличие от законопроекта, не предусматривает получение согласия у гражданина, в отношении которого запрашивается информация, на совершение такого запроса. При обращении за кредитом достоверность предоставляемых заемщиком документов презюмируется, поэтому запрос банка в налоговые и пенсионные органы не может нарушить права и законные интересы потенциального клиента. Таким образом, получение согласия у клиента на совершение запроса представляется совершенно излишним, отмечается в письме. Также были высказаны предложения по доработке нормы законопроекта о периодичности совершения запроса – не более одного раза в квартал. Представители банковского сообщества выразили сомнения в необходимости ограничения в принципе и предложили отнести этот вопрос к компетенции самого банка. Помимо этого, банки выступили с инициативой дополнить предоставляемую информацию о доходах потенциального заемщика еще и информацией о его месте работы, наименовании и ИНН работодателя. Еще одним новым положением, необходимым существующему рынку кредитования, банки посчитали законодательное закрепление возможности запрашивать такую информацию не только о потенциальном заемщике, но и о его поручителе, так как кредитоспособность и достоверность сведений о последнем также имеет существенное значение для банка при одобрении кредита.

В общем и целом в связи с предложенным законопроектом, банковское сообщество высказывает надежды на изменение кредитной сферы в лучшую сторону. В частности, повышение достоверности сведений об уровне доходов потенциальных заемщиков снизит риск невозврата кредитных средств банкам, что, по ожиданиям экспертов, может привести к снижению кредитных ставок.

Герман БелоусМНЕНИЕ

Герман Белоус, директор департамента розничного бизнеса СБ Банка:

"Рынок ждет данного закона, и получение данных от ПФР, действительно, повлияет на стоимость кредитов для клиентов с подтвержденными данными об уровне заработной платы и месте работы".

Как полагает Герман Белоус, плюсов у законопроекта много – данные пенсионных и налоговых органов подтверждают место работы потенциального заемщика, изменение места работы также фиксируется – отображаются реальные наименования работодателей. "Единственный минус в том, что обновление сведений происходит не очень оперативно", – уточняет он.

Последствия для заемщиков не столь оптимистичны. Предоставление банкам возможности подтверждать доходы в базах данных ПФР и ФНС России несомненно отразится на тех гражданах, которые получают "серые" или "черные" зарплаты. Схема выплаты заработной платы зачастую зависит от масштаба организации – крупный бизнес практически полностью работает по "белой" схеме, малый преимущественно по "серой", в среднем сегменте пропорция меняется в зависимости от экономической ситуации. Сейчас работники все чаще выбирают компании, где выплачивают "белую" зарплату, но остаются и работающие по "серой" схеме. Их доход не сможет быть подтвержден запросом в ПФР и ФНС России. Возможность получить кредит у таких граждан останется, но скорее всего они перейдут в сегмент микрофинансовых организаций (далее – МФО), предъявляющих не такие высокие требования к документам и доходам. Плюсом такого кредитования является доступность широким слоям населения, минимальный пакет документов для оформления микрозайма – чаще всего требуется только паспорт, возможность взять кредит на небольшой срок – буквально на несколько дней. Среди минусов – сумма кредита ограничена и независимо от того, получил ли заемщик деньги по одному договору займа или по нескольким, общая сумма его обязательств перед МФО не может превышать 1 млн руб. К минусам относятся и проценты, которые намного превышают банковские. Проценты, устанавливаемые МФО, могут достигать 120% годовых и выше, хотя на первый взгляд ставка по микрозайму 10% в неделю кажется приемлемой. Подтверждение данных о работодателе может негативно отразиться на тех клиентах, которые сменили место работы, но информация об этом еще не дошла до ПФР или ФНС России. Более того, есть вероятность несовпадения данных, когда сведения в базе данных ФНС России уже обновились, а в ПФР – нет. 

***

При наличии данных БКИ об уровне текущей задолженности и качестве исполнения обязательств, а также данных ФНС России и ПФР об уровне доходов, процесс отсеивания мошенников облегчается, можно ожидать существенного снижения количества проблемных долгов и преступлений, предусмотренных ст. 159.1 УК РФ в целом. Однако, предсказать какое влияние окажет возможность банков получать сведения о доходах заемщиков от ПФР и ФНС России на самих заемщиков довольно сложно.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и
Документы по теме: Новости по теме:

Материалы по теме: 

Не заплатишь за свет и воду – не получишь кредита

Не заплатишь за свет и воду – не получишь кредита
Начиная с марта следующего года в кредитные истории будут включаться сведения о долгах по квартплате, коммунальным платежам и неуплаченных алиментах.

Банки, паспорта, справки

Банки, паспорта, справки
Банки требуют справку о действительности паспорта при малейших сомнениях в его статусе. Законно ли это требование? 

Потребительский кредит: взять сейчас или подождать до лета?

Потребительский кредит: взять сейчас или подождать до лета?
На сегодняшний день около 85% экономически активного населения России вовлечено в кредитные отношения. Наш материал – о регулировании самого распространенного вида кредитования – потребительского.