Быстро и вредно

Быстро и вредноНа днях депутаты Госдумы от партии ЛДПР объявили о разработке законопроекта, обязывающего продавцов фастфуда размещать на упаковках предупреждения о вреде для здоровья. По мнению депутатов Ярослава Нилова и Андрея Свинцова, необходимо сообщать гражданам, что злоупотребление такими продуктами приводит к различным заболеваниям.

Двумя неделями ранее Роспотребнадзор подал в суд на сеть ресторанов "Макдоналдс". Чиновники утверждают, что на ее продукции указывается неверная информация о пищевой ценности. Такие сведения были получены при проверке двух заведений в Новгородской области. В "Макдоналдс" все претензии отвергают: в ответ на новости об иске компания сообщила на своем сайте, что производит расчет пищевой ценности по методикам Института питания РАМН. Также руководство сети ресторанов подчеркивает, что российские заведения получают 85% продуктов от отечественных поставщиков.

Это далеко не первые инициативы, направленные против фастфуда, причем чаще всего мишенью для критики становится именно "Макдоналдс". Весной текущего года высказывались требования запретить деятельность этих ресторанов на территории России. Во-первых, был объявлен сбор подписей под соответствующей петицией на сайте Change.org (набрать удалось 20 тыс. подписей). Во-вторых, почти одновременно с требованием закрыть "Макдоналдс" выступил лидер ЛДПР Владимир Жириновский.

Стоит отметить, что как минимум в наши дни и в нашей стране роль "Макдоналдс" в индустрии быстрого питания является скорее символической. Пресловутые гамбургеры были изобретены не создателями "Макдоналдс", а руководителями канзасской сети ресторанов White Castle еще в 1921 году. Сеть "Макдоналдс" была основана в США в 1940 году и, действительно, первой в законченном виде реализовала концепцию фастфуда: ускоренное приготовление и потребление, минимум одноразовой посуды и столовых приборов, относительно невысокая цена, возможность употребления в заведениях и на вынос. Долгое время компания оставалась лидером на мировом рынке, но в 2010 году ее потеснила сеть Subway. Она открыла 33 749 ресторанов по всему миру, что на 1012 ресторанов больше, чем "Макдоналдс".

В России (а точнее, в РСФСР) первый "Макдоналдс" открылся на Пушкинской площади в Москве в 1990 году. Для советских граждан заведение стало символом диковинной западной жизни. В самом СССР роль фастфуда могли с натяжкой играть разве что чебуречные и пельменные, которые, конечно, проигрывали зарубежным заведениям по яркости оформления и продуманности обслуживания. В день открытия московский ресторан посетили 30 тыс. человек, что стало рекордом для всей мировой сети. Люди по 10 часов стояли в очереди, чтобы узнать вкус гамбургеров. На несколько лет "Макдоналдс" стал для многих наших сограждан не забегаловкой, где можно быстро, но не полезно перекусить, а чем-то вроде элитного заведения. Туда можно было пригласить на свидание девушку, привести ребенка за хорошие оценки, посещение "Макдоналдс" вошло в "культурную программу" сельчан, приезжающих в большой город.

Однако со временем ажиотаж начал спадать. Во-первых, у "Макдоналдс" появились конкуренты. На рынок вышли иные западные сети фастфуда, со временем появились и удачные отечественные проекты. В настоящее время в России насчитывается 433 ресторана "Макдоналдс", 689 заведений Subway (США), более 300 филиалов "Крошка-картошка" (Россия), более 400 точек "Стардогс" (Россия), более 200 заведений "Бургер Кинг" (США).

Кроме того, россияне привыкли к капиталистическому образу жизни и поняли, что яркие бумажные упаковки – это отнюдь не "шик". В торжественный момент лучше прийти в настоящий ресторан, где есть меню, скатерти и посуда. Что же касается быстрого утоления голода, то многие наши соотечественники предпочитают купить пирожок у метро и съесть его на ходу. Если уж человек торопится, то не очень разумно тратить 20-30 минут на поход в "Макдоналдс" или иную сеть фастфуда. Кстати, некоторые сети, такие как "Стардогс", подстраиваются сегодня под этот формат.

    МНЕНИЕ

    Шевелева Светлана – руководитель Лаборатории биобезопасности и анализа нутримикробиом ФГБНУ "НИИ питания":

"Хочу отметить интересную особенность, в некоторых европейских странах на дверях заведений общественного питания принято вывешивать информацию о состоянии текущих проверок данного заведения органами санитарного надзора. И если вдруг в процессе проверки были сделаны какие-то замечания, то эти замечания также фиксируются. И тут же приводятся уведомления владельцев ресторана или сотрудников, о том, какие приняты меры к устранению недостатков. Вот такие действия, по моему мнению, имеют большее влияние на решение посетителей – посетить или нет данное заведение, чем просто какие-то выхваченные из контекста факты о выявленном однократном нарушении. Необходима планомерная и систематическая информация о состоянии ресторанов общественного питания и о том, что в этом ресторане приняты меры для устранения нарушений".


 

Конечно, нельзя сказать, что в России распространено здоровое питание. Но сети фастфуд-ресторанов – явно не главный инструмент, с помощью которого мы уничтожаем свои желудки и иные внутренние органы. По гораздо большим площадям бьют вышеупомянутые вокзальные пирожки, а также разогреваемые дома полуфабрикаты. Работающим людям на здоровое питание не хватает времени. А у безработных, пенсионеров, молодых матерей-домохозяек часто нет денег, чтобы обеспечить себя парным мясом, свежими фруктами и прочими полезными, но дорогостоящими продуктами. Да и культура здорового питания – в России явление скорее сектантское. Если человек не стремится похудеть или уже не заработал болезни системы пищеварения, то попытки "правильно питаться" вряд ли будут адекватно восприняты окружающими.

Как результат, все попытки "запрета фастфуда" воспринимаются скорее как популистские политические высказывания. Некоторые российские политики запомнили, что в 1990 году гамбургеры в целом и "Макдоналдс" в частности стали символами "загнивающего Запада". И теперь, на фоне обострения международной обстановки, политики пытаются разыграть эту карту. К слову, нельзя сказать, что "Макдоналдс" в какой-то степени не отвечает им взаимностью: в апреле текущего года украинское представительство компании объявило о приостановке деятельности ресторанов в Крыму.

Вряд ли можно представить, что подобные инициативы могут быть всерьез реализованы на законодательном уровне. Ведь нельзя прямо написать в законе, что запрещается "продукция вероятного противника". Даже нашумевший запрет на экспорт продуктов из стран, которые ввели санкции против России, формально прописан гораздо аккуратнее и не может быть повернут против конкретного бренда, к тому же давно прижившегося. Если же пытаться подобраться к закрытию "Макдоналдс" по каким – то формальным критериям, то трудно будет уберечь от краха иные заведения. Санитарные нормы? Вокзальные шашлычные и чебуречные явно уступают "Макдоналдс" по этому показателю. Вред для здоровья? Придется заодно запретить кондитерские отделы в магазинах (не говоря о винно-водочных). Какие-либо налоговые и иные финансовые нарушения? Крупная международная корпорация явно следит за этим внимательнее, нежели средняя российская компания. Да и денег на адвокатов у нее достаточно.

Конечно, наивно было бы полагать, что у российских законодателей отсутствуют возможности закрыть любую компанию по любым критериям, а также сделать так, чтобы все остальные фирмы, попадающие под эти критерии, каким-то образом остались незамеченными. Но в случае с таким международным гигантом, как "Макдоналдс", подобные действия не могут не привлечь внимания иностранных политиков и бизнесменов. Овчинка не стоит выделки: никто не станет затевать столь сложный и масштабный проект, чтобы уничтожить четыре сотни забегаловок, вся вина которых в "неправильном" символизме 24-летней давности.

Похоже, что россияне это понимают. Поэтому призывы к закрытию "Макдоналдс" и прочим репрессиям против фастфуда мало кто воспринимает всерьез. Чаще они становятся предметом для шуток. Так, в ответ на требование о маркировке фастфуда "страшными картинками" в Интернете появились изображения гамбургеров, украшенных портретами депутатов Госдумы, страдающих лишним весом.

Тем не менее, стоит отметить, что в России самые невероятные проекты порой оборачиваются реальностью. Например, ужесточение требований к нестационарной торговле в последние годы привело к тому, что на улицах большинства городов осталось крайне мало киосков – хотя кто бы поверил лет 15 назад в то, что это вообще может быть реализовано. В итоге Минпромторг России в 2014 году был вынужден запустить проект по поддержке малой торговли, от киосков до автолавок. Министерство обратило внимание на то, что в некоторых городах и районах людям приходится ходить (а то и ездить) за хлебом и спичками в один-единственный гипермаркет.

Так что будет, если "прижмут" фастфуд? От голода, наверное, никто не умрет. В крайнем случае людям, не успевающим поесть дома и не имеющим денег и времени на поход в настоящий ресторан, придется носить с собой бутерброды. А вот работу многие россияне потеряют. Только в пресловутых "Макдоналдс" сегодня работают 37 тыс. наших сограждан. 75% из них – студенты. Многие из них в наши дни действительно объективно не могут жить на деньги родителей, и удобная посменная работа в фастфуде (с подбором заведения неподалеку от дома или учебы) – крайне удобный вариант для них. Стоит отметить, что борьба за здоровое питание затронет не только крупные сети, но и малый бизнес: общепит – один из самых популярных его видов.

Конечно, о здоровье населения, в том числе о правильном питании, необходимо заботиться. Но для этого необходима масштабная программа, включающая в себя повышение уровня доходов, оптимизацию рабочего времени, пропаганду кулинарного искусства. Те же фастфуд-заведения в принципе достаточно легко подключаются к подобным программам, соглашаются изменить рецептуру и включить в меню "здоровые" блюда. В конце концов, можно было бы под государственным патронатом открыть в России сеть "здоровых" ресторанов. Или поддержать уже существующие заведения, придерживающиеся именно такой политики (домашняя кухня по демократичным ценам).

Однако, увы, призывы что-то создать или поддержать редко получают в России широкий резонанс и добавляют кому-то политических очков. А уж продуманные долгосрочные программы и концепции и вовсе вызывают у граждан только зевоту. Поэтому политики предпочитают завоевывать очки путем ярких непродуманных высказываний и запретов, а программами и концепциями если и занимаются, то без энтузиазма, исключительно для "галочки". По крайней мере, до сих пор не было слышно, чтобы госпрограмма "Развитие лесного фонда", "Развитие здравоохранения", "Противодействие незаконному обороту наркотиков", "Содействие занятости населения" или какая-то иная вызвала ажиотаж и привела к революционным результатам.

 

Документы по теме:

Новости по теме:

 

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и