Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 14
Александр Тарасов,
руководитель учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок
Из этого материала вы узнаете об обосновании закупки у единственного поставщика, о форме заключения контракта с единственным поставщиком и о многом другом, с учетом изменений, внесенных в начале июня в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На вопросы наших читателей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) на практике отвечает руководитель учебно-методического отдела Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Александр Тарасов.
Наталья Александровна Руденко
Электронный аукцион можно назвать состоявшимся, если в итоговом протоколе значатся не менее двух участников, соответствующих требованиям аукционной документации (ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). В иных случаях аукцион признается несостоявшимся.
Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд: |
Если на участие в аукционе подана только одна заявка либо только одна заявка осталась после отклонения всех остальных заявок, то конкракт заключается с единственным поставщиком в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии его согласования в контролирующем органе. Если на участие в аукционе не подано ни одной заявки, либо все поданные заявки отклонены, то необходимо заново проводить процедуру определения поставщика.
В случае, если при проведении электронного аукциона заказчик предусмотрел преференции для субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со ст. 30 Закона № 44-ФЗ, но электронный аукцион по любой из вышеперечисленных причин не состоялся, такая закупка не учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 1.1 ст. 30, ч. 1.2 ст. 30 и ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ).
А.А. Колесников
Вы можете поменять код ОКДП при публикации сведений о контракте в реестре. В тексте самого заключенного контракта код ОКДП изменить нельзя.
Елена Харионовская
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, заказчик, являясь образовательной организацией или учреждением культуры, имеет право заключать контракты с единственным поставщиком до 400 тыс. руб. При этом привязки к закупкам одноименной продукции в квартал в Законе № 44-ФЗ нет. Например, если Вы нуждаетесь в компьютерах на общую сумму 700 тыс. руб., Вы можете в один день заключить с одним и тем же поставщиком два контракта: один контракт на сумму 400 тыс. руб., второй – на 300 тыс. руб. Нарушений в таких действиях не будет, если общий объем контрактов, заключенных за год по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не превысит 50% средств совокупного годового объема закупок или 20 млн руб.
Бухгалтерия школы-интерната
Действительно, с 1 января 2014 года появилась необходимость обосновывать закупку у единственного поставщика, то есть готовить отчет о невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика. Такое требование закона вызывало многочисленную критику со стороны заказчиков. В результате Федеральным законом от 4 июня 2014 года № 140-ФЗ были внесены изменения в Закон № 44-ФЗ, которые в том числе отменили и обязанность готовить отчет об обосновании закупки, совершенной по правилам п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Анонимный пользователь
При закупке товара, работы, услуги у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93, п. 4 ч. 1 ст. 93, п. 5 ч. 1 ст. 93, п. 8 ч. 1 ст. 93, п. 15 ч. 1 ст. 93, п. 20 ч. 1 ст. 93, п. 21 ч. 1 ст. 93, п. 26 ч. 1 ст. 93, п. 28 ч. 1 ст. 93 и п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ Вы можете заключить контракт в любой форме, не запрещенной ГК РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в редакции от 4 июня 2014 года). А в соответствии со ст. 158 и ст. 159 ГК РФ, сделки могут совершаться устно, если стороны договора согласны с таким порядком, и законом не определено иное. Таким образом, Вы вправе производить оплату за товар по счетам на основании служебной записки.
Екатерина Шевлякова
Нет, Вы поступаете неправильно. В данном случае Вам надо указать в тексте контракта данные лица, на которого оформлена электронная подпись, и сведения о том, что этот сотрудник действует на основании доверенности.
Если Вы получили от заказчика проект контракта, в котором уже содержится упоминание о генеральном директоре, Вам необходимо подготовить протокол разногласий в соответствии с ч. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.
Екатерина Шевлякова
Учитывая то, что контракт по итогам электронного аукциона заключается в электронном виде, то указание в нем о составлении в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, неправильно. Тем не менее, если такое условие все-таки будет прописано в контракте, это ни на что не повлияет.
Что касается хранения контракта в бумажном виде, я считаю, что это не будет лишним, хотя по Закону № 44-ФЗ его наличия не требуется. Такой конкракт может пригодиться для ведения бухгалтерии, а также в случае обращения в суд. Тем более, при распечатке контракта с электронной торговой площадки никаких отметок о наличии цифровой подписи в нем не будет.
Стрига Виталий
Указанные выше требования к участникам закупок устанавливаются ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить, что Вы соответствуете указанным требованиям, можно декларацией о соответствии – информационным письмом, подписанным от лица участника закупки (п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ). При этом заказчик не имеет права требовать от поставщика иных дополнительных документов, подтверждающих соответствие данным установленным требованиям, в том числе справок от уполномоченных органов исполнительной власти (ч. 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ).
Контрактный управляющий ГНУ Адыгейский НИИСХ РАСХН Федотова Наталья Юрьевна
Неудачное название приказа Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 года № 537 "Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком)" многих вводит в заблуждение. Люди думают, что согласование заключения контракта относится только к закрытым способам закупок. В действительности, данное правило распространяется и на открытые, и на закрытые способы определения поставщиков.
Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.
Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
- Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
- Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы"
Новости по теме:
- Определен порядок разработки типовых контрактов и типовыхусловий контрактов для госзакупок – ГАРАНТ.РУ, 8 июля 2014 г.
- Эксперты разработают Стандарт закупочной деятельности длякомпаний с госучастием – ГАРАНТ.РУ, 2 июля 2014 г.
- Банковские гарантии могут разрешить выдавать в электронной форме – ГАРАНТ.РУ, 19 мая 2014 г.
- Введена административная ответственность за ряд нарушений при организации госзакупок – ГАРАНТ.РУ, 6 мая 2014 г.
- За первый квартал 2014 года в России были заключены госконтракты на сумму более 1 трлн руб. – ГАРАНТ.РУ, 29 апреля 2014 г.
- В России откроют Школу общественного контролера госзакупок – ГАРАНТ.РУ, 3 апреля 2014 г.
- При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям – ГАРАНТ.РУ, 27 марта 2014 г.
- Заказчикам с совокупным годовым объемом закупок не более 1 млн руб. могут разрешить заключать контракты с единственным поставщиком без ограничений – ГАРАНТ.РУ, 17 марта 2014 г.
- Сельскохозяйственные товаропроизводители могут стать участниками системы госзакупок – ГАРАНТ.РУ, 19 февраля 2014 г.
- Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ГАРАНТ.РУ, 17 февраля 2014 г.
- Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ГАРАНТ.РУ, 13 февраля 2014 г.
- Запущен портал "ГосЗатраты", предназначенный для мониторинга всех государственных и муниципальных закупок – ГАРАНТ.РУ, 5 февраля 2014 г.
- Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу – ГАРАНТ.РУ, 16 января 2014 г.
- C 1 января 2014 года участие в электронных аукционах стало бесплатным – ГАРАНТ.РУ, 16 января 2014 г.
- Установлены случаи указания в документации о закупке формулы и максимального значения цены контракта – ГАРАНТ.РУ, 15 января 2014 г.
Материалы по теме:
Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.
Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.
Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.
Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.
Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.
Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).
Мнение:
Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок...
Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры"
Контрактная система: квалифицированная или неквалифицированная электронная подпись?
Уходящий год был насыщен законодательными изменениями. Часто изменения в разных сферах законодательства пересекаются и образуют сложные и даже противоречивые задачи правоприменения. Сегодня я рассмотрю один из примеров такой задачи на стыке изменений в сфере регулирования госзакупок и в сфере законодательства об электронной подписи.
Пауков Алексей,
Генеральный директор "ГАРАНТ Электронный Экспресс"