Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 12
Ярослав Елизаров,
генеральный директор компании "Госброкер"
Из этого материала вы узнаете об ответственности, установленной за принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований законодательства о госзакупках, о возможности казенных учреждений приобретать определенные виды товаров и предоставлять определенные услуги без заключения контракта, об осуществлении закупок с превышением срока, на который утверждается план-график.
На вопросы наших читателей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечает генеральный директор компании "Госброкер" Ярослав Елизаров.
Жукова А.А.
Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд: |
В соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ (ч. 10 ст. 21 Закона № 44-ФЗ). Однако если установленный с учетом положений бюджетного законодательства России период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график, в план-график помимо информации, которая должна там содержаться по правилам ч. 3 ст. 21 Закона № 44-ФЗ, также включается информация об общем количестве поставляемого товара, объеме выполняемой работы, оказываемой услуге для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график (ст. 21 п. 9 Закона № 44-ФЗ). Таким образом, Вы вправе заключить контракт с декабря по декабрь при условии соблюдения вышеназванных положений.
Уст Наталья
Статья 38 Закона № 44-ФЗ, которая устанавливает обязанность заказчиков создать контрактные службы, не оговаривает количество лиц, входящих в их состав. Более того, вопрос создания контрактной службы зависит от совокупного годового объема закупок. Если в Департаменте социального развития города совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн руб., то в соответствии с ч. 1 ст. 38 Закона № 44-ФЗ издается приказ о создании контрактной службы и утверждается положение о ее работе. Для того чтобы избежать конфликтов и в то же время не раздувать численность сотрудников контрактной службы, я рекомендую включить в члены контрактной службы по одному представителю от каждого отдела. Главное, чтобы каждый из них соответствовал требованиям, установленным ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ: работники контрактной службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Наталья Теплова
В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в иных случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, проводится конкурс с ограниченным участием. В соответствии со вступившим в законную силу Перечнем случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее – перечень), оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для общеобразовательных учреждений, относится к тем услугам, исполнители которых определяются только на основании конкурсного отбора участников (п. 5 перечня). Помимо этого, в ч. 2 ст. 59 Закона № 44-ФЗ указано: заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурс с ограниченным участием не указан в данной статье в качестве исключения. Таким образом, Вы не можете провести электронный аукцион на услуги по организации горячего питания в школьной столовой. В данном случае Вы должны проводить конкурс с ограниченным участием.
Павел
В соответствии с ч. 1 ст. 73 Бюджетного кодекса РФ получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. В соответствии с положениями ст. 6 Бюджетного кодекса РФ получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета. Таким образом, указанное казенное учреждение может осуществлять закупки без заключения государственных или муниципальных контрактов, при этом такие учреждения обязаны вести соответствующие реестры закупок.
Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:
- краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
- наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
- цена и дата закупки (ч. 2 ст. 73 Бюджетного кодекса РФ).
Пользователь под ником куприянов dmsovet
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее – Закон № 147-ФЗ), осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи относятся к сфере деятельности Закона № 147-ФЗ (ч. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ). Таким образом, Вы должны были определить единственного поставщика услуг связи по правилам п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлена КоАП РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством России о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 30 тыс. руб.
Согласно ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ, неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством России о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб.; на юридических лиц – 500 тыс. руб.
Пользователь под ником куприянов dmsovet
Согласно ч. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Таким образом, финансовый отдел района правомерно отказывает Вам в финансировании закупки, не включенной в план-график размещения заказов на 2014 год.
Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.
Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
- Письмо Минэкономразвития России от 8 ноября 2013 г. № ОГ-Д28-15539 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
- Приказ Минэкономразвития России и Казначейства России от 20 сентября 2013 г. № 544/18н "Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы"
Новости по теме:
- Банковские гарантии могут разрешить выдавать в электронной форме – ИА "ГАРАНТ", 19 мая 2014 г.
- Введена административная ответственность за ряд нарушений при организации госзакупок – ИА "ГАРАНТ", 6 мая 2014 г.
- За первый квартал 2014 года в России были заключены госконтракты на сумму более 1 трлн руб. – ИА "ГАРАНТ", 29 апреля 2014 г.
- В России откроют Школу общественного контролера госзакупок – ИА "ГАРАНТ", 3 апреля 2014 г.
- При Минэкономразвития России создан Экспертный совет по контрактным отношениям – ИА "ГАРАНТ", 27 марта 2014 г.
- Заказчикам с совокупным годовым объемом закупок не более 1 млн руб. могут разрешить заключать контракты с единственным поставщиком без ограничений – ИА "ГАРАНТ", 17 марта 2014 г.
- Сельскохозяйственные товаропроизводители могут стать участниками системы госзакупок – ИА "ГАРАНТ", 19 февраля 2014 г.
- Разрабатываются меры по повышению эффективности общественного контроля в сфере госзакупок – ИА "ГАРАНТ", 17 февраля 2014 г.
- Ответственность должностных лиц заказчика при проведении централизованных закупок могут отграничить от ответственности уполномоченного органа – ИА "ГАРАНТ", 13 февраля 2014 г.
- Запущен портал "ГосЗатраты", предназначенный для мониторинга всех государственных и муниципальных закупок – ИА "ГАРАНТ", 5 февраля 2014 г.
- Новый закон о государственных и муниципальных закупках претерпел изменения еще до вступления в силу – ИА "ГАРАНТ", 16 января 2014 г.
- C 1 января 2014 года участие в электронных аукционах стало бесплатным – ИА "ГАРАНТ", 16 января 2014 г.
- Установлены случаи указания в документации о закупке формулы и максимального значения цены контракта – ИА ГАРАНТ", 15 января 2014 г.
Материалы по теме:
Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.
Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.
Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.
Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.
Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.
Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).
Мнение:
Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок...
Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры"