Новости и аналитика Аналитические статьи Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 9

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 9

Александра Подъяблонская Дмитрий Казанцев
Александра Подъяблонская, юрисконсульт B2B-Center  Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center

 

На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) отвечают начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев и юрисконсульт B2B-Center Александра Подъяблонская.

Из этого материала вы узнаете, может ли одно учреждение назначить нескольких контрактных управляющих, как правильно рассчитать 5% совокупного годового объема денежных средств, что подразумевается под этапом исполнения контракта для целей проведения обязательной экспертизы и как Закон № 44-ФЗ решает вопрос об одноименности товаров. 

Статьей 94 Закона № 44-ФЗ предусмотрено обязательное проведение экспертизы по результатам каждого этапа исполнения контракта. В наше учреждение поставка отдельных продуктов питания (хлеб, молочная продукция) осуществляется каждый день с оформлением товарно-транспортной накладной и счета-фактуры. Необходимо ли проводить экспертизу поставленного товара при каждой поставке?

КГУЗ ДПС Пионерская речка


Да, приемка товара является элементом исполнения контракта в соответствии с положениями ст. 94 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупки экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, производится всегда, вне зависимости от способа определения поставщиков и от периодичности этапов исполнения контракта. В Законе № 44-ФЗ перечислены случаи обязательного привлечения экспертов или экспертных организаций на основе договора (ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ). Описанный Вами случай в такой перечень не входит, поэтому в данной ситуации Вы вправе проводить экспертизу собственными силами. 

Может ли бухгалтер, работающий по гражданско-правовому договору, быть назначен контрактным управляющим?

Городская Дума 

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

Заказчик может принять на должность контрактного управляющего нового работника или перевести на нее сотрудника с другой должности. В случае если контрактным управляющим назначается лицо, осуществляющее свои обязанности в рамках гражданско-правового договора, и впоследствии оно будет осуществлять обязанности управляющего на постоянной основе, разумным видится сделать его штатным сотрудником.

Дело в том, что Закон № 44-ФЗ однозначно не определяет, какой договор должен быть заключен – гражданско-правовой или трудовой. Однако из толкования его норм можно сделать вывод, что законодатель подразумевал наличие между заказчиком и контрактного управляющим именно трудовых отношений:

  • часть 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ определяет контрактного управляющего как "должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок"  – следовательно, речь идет именно о работнике, а не об исполнителе услуги по гражданско-правовому договору. Кроме того, речь в законе идет о том, что конкурсный управляющий "назначается", что подразумевает наличие трудовых отношений;
  • члены контрактной службы, исполняющие аналогичные с конкурсным управляющим функции, названы в ч. 6 ст. 38 Закона № 44-ФЗ именно "работниками".

К тому же если Ваша организация будет постоянно привлекать к осуществлению закупок контрактного управляющего по гражданско-правовому договору, такой договор может быть признан судом трудовым – по заявлению самого контрактного управляющего либо трудовой инспекции (абз. 4 ст. 11 ТК РФ).

Вне зависимости от правового основания, по которому контрактный управляющий выполняет свои функции, он должен иметь соответствующее образование. В соответствии с ч. 23 ст. 112 Закона № 44-ФЗ до 1 января 2017 года работником контрактной службы или контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.  

В Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (ОКПДТР), утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, нет должности "Контрактный управляющий". Как тогда на эту должность назначить человека и что должно быть указано в приказе о назначении и трудовой книжке?

Юлия К. 


Трудовым законодательством РФ не предусмотрено обязательного закрепления должности в ОКПДТР. Для назначения контрактным управляющим достаточно введения новой должности в штатное расписание организации, разработки должностной инструкции конкурсного управляющего и издания соответствующего приказа. Обращаем Ваше внимание на то, что последовательность действий должна быть именно такой, поскольку невозможно назначить работника на должность, отсутствующую в штатном расписании. В приказе допустимо использовать формулировку "о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок (контрактного управляющего)".

Однако ч. 5 ст. 144 ТК РФ обязывает государственные и муниципальные учреждения руководствоваться единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а также единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В этих справочниках должность "контрактный управляющий" пока отсутствует. До изменения этих документов предпочтительнее всего, чтобы обезопасить себя от претензий проверяющего органа, выбрать другую подходящую по функционалу должность (например, "юрисконсульт") и указать в его должностной инструкции полный перечень функций и полномочий, приведенных в ч. 4 ст. 38 Закона № 44-ФЗ.

Существуют три возможных варианта назначения контрактного управляющего:

  • принятие на работу нового сотрудника на должность контрактного управляющего (или иную должность с аналогичным функционалом) с заключением трудового договора;
  • перевод работника на должность контрактного управляющего (или иную должность с аналогичным функционалом) с заключением соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора;
  • совмещение работником организации должностей по правилам ст. 60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст. 151 ТК РФ работнику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения). 

 

    БЛАНКИ
     

    Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (Форма № Т-1)
    Приказ (распоряжение) о приеме работников на работу (Форма № Т-1а)
    Штатное расписание (Форма № Т-3)
    Приказ (распоряжение) о переводе работника на другую работу (Форма № Т-5)
    Приказ (распоряжение) о переводе работников на другую работу (Форма № Т-5а)
    Приказ о назначении должностного лица, ответственного за осуществление закупок
    (контрактного управляющего)
    Должностная инструкция контрактного управляющего

     

    С другими формами, образцами и бланками документов по № 44-ФЗ можно ознакомиться в разделе "Бланки"


 

Может ли заказчик назначить не одного, а нескольких контрактных управляющих без создания контрактной службы?

Усенкова Вера Алексеевна


Создавать контрактные службы обязаны заказчики, годовой объем закупок которых в соответствии с планом-графиком превышает 100 млн руб. Контрактный управляющий, согласно положениям ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ – должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта.

Закон № 44-ФЗ прямо не запрещает назначать нескольких контрактных управляющих. Следовательно, функции контрактного управляющего могут быть возложены на одного или нескольких работников, каждый из которых сопровождает закупку или несколько закупок.

По смыслу ч. 2 ст. 38 Закона № 44-ФЗ, контрактный управляющий ответственен за осуществление закупки, включая исполнение каждого контракта – иными словами, контрактный управляющий сопровождает закупку от начала до конца. Это исключает, по нашему мнению, распределение обязанностей между несколькими контрактными управляющими таким образом, что один управляющий будет, например, ответственным за планирование закупок, а другой – за их осуществление. 

Нужно ли включать в совокупный годовой объем цену контрактов, заключенных в декабре 2013 года, исполнение которых будет происходить в 2014 году либо это значение высчитывается только от суммы плана-графика за 2014 год (для расчета 5% от годового объема средств при осуществлении "малых" закупок на сумму до 100 тыс. руб.)?

А. К. Саркисов; Вера Рябчикова


Как указывает Минэкономразвития России в письме от 8 ноября 2013 г. № Д28и-2183, понятие "совокупный годовой объем закупок" в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, определяется не как объем финансирования, а как сумма начальных (максимальных) цен контрактов, предусмотренных планом-графиком, в котором учитывается также и объем закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе в случае, если цена договора составляет сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

Согласно переходным положениям Закона № 44-ФЗ, для закрытого перечня ситуаций в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок производится заказчиками без использования планов-графиков (п. 1 ч. 3 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). В этот перечень попал и Ваш случай – расчет совокупного годового объема при осуществлении закупок на сумму до 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Из толкования положений Закона № 44-ФЗ можно сделать вывод о том, что в совокупный годовой объем не включаются цены контрактов, исполнение которых производится в ином году, чем была объявлена закупка. 

Нам приходится организовывать очень много мелких закупок на небольшую сумму (2-3 тыс. руб.), при этом срочно и непредсказуемо. Должны ли мы при каждой такой закупке готовить соответствующий пакет документации и заключать контракт?

Отдел информационно-исследовательской и правовой работы;
ТОГБУК "Научно-методический центр народного творчества и досуга"


Да, контракты заключаются на все закупки, в том числе и на 2-3 тыс. руб. При осуществлении закупки до 100 тыс. руб. п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществить ее способом закупки у единственного поставщика. В таком случае необходимо обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта в соответствии с ч. 3 указанной статьи. 

Бюджетное учреждение в конце прошлого года приняло и разместило на Портале госзакупок утвержденное руководителем учреждения Положение о закупках за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности. Действует ли данное Положение в связи с изменениями, введенными Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или необходимо принять и утвердить другое?

Сергей Коновалов


В соответствии с ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, Положение о закупках за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности утверждается по правилам ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". В соответствии с этими правилами в бюджетном учреждении такое Положение должно быть утверждено не руководителем учреждения (как в Вашем случае), а его учредителем. Поэтому Вам необходимо принять другое Положение.

Что касается сроков размещения его на Портале госзакупок, то ч. 2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ требует опубликовать Положение до начала года. Для 2014 года сделано исключение: Положение о закупках за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности на 2014 год могло быть размещено до 1 апреля 2014 года (ч. 25 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Если Вы не уложились в этот срок, соответствующее Положение можно принять только на 2015 год.

Кстати, упомянутый Вами Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принципиальных изменений в правила утверждения Положения и размещения его на Портале госзакупок не внес. Он лишь уточнил, что приносящая доход деятельность может относиться к предусмотренным учредительным документом основным видам деятельности, а также подтвердил, что закупки бюджетного учреждения за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности осуществляются по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Сохранились ли в каком-либо виде в Законе № 44-ФЗ требования об одноименности товаров и необходимо ли при ее определении руководствоваться приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. № 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков"?

Авилова Наталья Александровна


Понятия "одноименности" Закон № 44-ФЗ не содержит. Статьей 22 Закона № 44-ФЗ закрепляются понятия "идентичных" и "однородных" товаров. Вопрос об идентичности или однородности заказчик решает самостоятельно, руководствуясь при этом Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. № 567.

Приказ Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. № 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" был издан во исполнение Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и следовательно, в настоящее время не применяется. 

По Закону № 44-ФЗ мы должны указать код продукции по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД). Если нам необходимо закупить 300 позиций канцелярских товаров – необходимо указать 300 кодов ОКПД (скрепки,бумага, маркеры, стикеры и т.д.)?

Наталья Новикова


До 1 января 2015 года составление и размещение на официальном сайте планов-графиков осуществляются в соответствии с Порядком и по форме, утвержденным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761/20н, с учетом Особенностей, определенных приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н (ч. 2 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Это требование подразумевает включение в план-график кода ОКПД с обязательным указанием класса, подкласса, группы, подгруппы и вида объекта закупки для каждого лота.

Действующая контрактная система не знает понятие "позиция", а потому к многопозиционной закупке применяются правила о многолотовой закупке (см., например, ч. 2 ст. 50, ч. 7, ч. 13 ст. 51 Закона № 44-ФЗ). Следовательно, в сформулированной в вопросе ситуации требуется указание кода ОКПД по каждой позиции (лоту) закупаемой продукции.

С 1 января 2015 года вступит в силу постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. № 1044 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг", где вместо кода ОКПД фигурирует идентификационный код закупки, правила формирования которого, согласно ч. 3 ст. 23 Закона № 44-ФЗ, устанавливаются Минэкономразвития России. 

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, доля участия субъектов малого предпринимательства должна составлять не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. В наш план-график включена закупка на общую сумму 171 млн руб., работа будет выполняться три года (с 2014 года по 2016 год включительно). Должна ли включаться указанная закупка в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства?

В. Н. Королева


Если это единая закупка, как сформулировано в вопросе, то она не должна включаться в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства, даже если они выполняется в течение трех лет. Дело в том, что по правилам ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ закупка включается в расчет для определения доли участия субъектов малого предпринимательства только в том случае, если ее начальная (максимальная) цена составляет не более 20 млн руб. – в Вашем случае эта величина очевидно больше 20 млн руб.

 

 

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: editor@garant.ru.

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем форуме.

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ

Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ
Определяем размер пени и штрафов за нарушение госконтракта на конкретных примерах.

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу

Закон № 44-ФЗ: с чего начать работу
О том, как работать с новым законом, рассказывают наши эксперты: генеральный директор ООО "Тендеры.ру" Кирилл Кузнецов и генеральный директор Центра поддержки госзакупок Олег Петряшев.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года
С нового года изменится специфика осуществления государственных и муниципальных закупок у субъектов малого предпринимательства. Также с 1 января 2014 года Правительство РФ планирует установить особенности проведения закупок субъектов естественных монополий, госкорпораций и госкомпаний, причем не только у малого, но и у среднего бизнеса.

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Мнение:

Виталий Ветров

Федеральный закон о контрактной системе: решаем кейсы читателей
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", заказчик может осуществлять закупки у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить, не должен превышать 5% размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок...

Ветров Виталий,
Управляющий партнер юридической фирмы "Ветров и партнеры"