Новости и аналитика Аналитические статьи АвтоБан, или Что мешает автошколам обучать водителей

АвтоБан, или Что мешает автошколам обучать водителей

АвтоБан, или Что мешает автошколам обучать водителейС 1 апреля 2014 года изменился внешний вид оборотной стороны водительского удостоверения – появятся новые подкатегории транспортных средств, на право управления которыми можно сдать самостоятельный экзамен, а также указание на тип трансмиссии автомобиля, на котором обучался водитель (Приказ МВД России от 9 января 2014 г. № 6 "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России"). Поправки, которыми были введены эти подкатегории, вступили в силу еще 5 ноября 2013 года (Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"). Напомним, ранее выданные водительские удостоверения старого образца обменивать на новые не нужно – они сохраняют свое действие в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона № 92-ФЗ.

Однако получать водительское удостоверение нового образа попросту некому – автошколы до сих пор не могут приступить к обучению водителей по новым правилам. Сложившуюся ситуацию, которую можно назвать критической, официальные лица и эксперты обсудили на круглом столе, состоявшемся 26 марта 2014 года в пресс-центре РИА Новости.

 

Почему автошколы бьют тревогу

Обстоятельства, которые вынуждают автошколы фактически нарушать закон, обрисовала президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева:  

1

Требования к подготовке и переподготовке водителей и примерные программы обучения не утверждены.

Эти документы должны закрепить минимум требований к результатам и содержанию подготовки водителей и являются основой для разработки рабочих программ автошкол. Поэтому в отсутствие примерных образовательных программ автошколы не могут приступить к подготовке кандидатов в водители, не нарушая Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 7 мая 2013 года, изменившей перечень категорий и подкатегорий транспортных средств и некоторые правила обучения; далее – закон о БДД).

"7 из 16 категорий и подкатегорий не действуют", – подчеркнула Татьяна Шутылева. Она добавила также, что 16-летние подростки лишены возможности пройти обучение вождению мопедов (категория "М"), легких мотоциклов (подкатегория "А1") и стать полноправными участниками дорожного движения, что может повлечь очередной всплеск аварийности с участием несовершеннолетних в весенний период. 

2

За отсутствие программ обучения водителей на автошколы налагают административную ответственность.

К примеру, в феврале 2014 года Ухтинский городской суд Республики Коми приостановил работу автошколы "Автошкола 11 регион" на 45 дней – в том числе из-за того, что автошкола не смогла предоставить согласованные с ГИБДД программы подготовки водителей. По словам Татьяны Шутылевой, помимо приостановления деятельности многие автошколы обязали выплатить многотысячные штрафы.

Складывается абсурдная ситуация: автошколы не могут выполнить требования законодательства из-за существующего правового пробела, но за это их привлекают к ответственности. 

3

Лицензирование деятельности автошкол во всех регионах приостановлено.

Вследствие этого вновь создаваемые автошколы не могут получить разрешение на подготовку водителей. Во многом это связано с новыми правилами лицензирования образовательной деятельности, вступившими в силу с 7 ноября 2013 года и закрепившими новые требования к образовательным учреждениям (Положение о лицензировании образовательной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966). "Безусловно, много проблем у автошкол вызывают требования Положения о лицензировании [речь идет об указанном выше положении. – Ред.], связанные с необходимостью наличия условий для питания и наличия медицинских кабинетов, а также оборудования для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья исключительно во всех автошколах – даже в тех, в которых эти адаптивные программы не применяются", – поделилась Татьяна Шутылева. 

4

Профессия "водитель" теперь формально не существует.

Это произошло вследствие внесения изменений в Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утв. приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. № 513 (приказ Минобрнауки России от 16 декабря 2013 г. № 1348). Исчезли такие профессии, как "Водитель автомобиля", "Водитель трамвая", "Водитель троллейбуса". Да и сам подраздел "Городской автотранспорт и электротранспорт" в новой редакции официального перечня профессий не сохранился.

"Таким образом, сложилась ситуация, когда правовые основания для ведения профессионального обучения по программам профессиональной подготовки в настоящее время у образовательных организаций отсутствует", – констатировала Татьяна Шутылева.

В качестве примера она привела случай, произошедший в Хабаровске. Трамвайно-троллейбусному управлению, которое осуществляет подготовку водителей трамваев и троллейбусов на всей территории Дальнего Востока, было отказано в приеме документов в лицензионный отдел Минобрнауки России Хабаровского края. Чиновники обосновали свой отказ тем, что профессии водителей трамвая и троллейбуса из списка профессий, на обучение которым необходима лицензия, исключены.  

5

Организации, обучавшие водителей дистанционно, должны были прекратить свою деятельность, но этого не произошло.

Напомним, подготовка водителей в форме экстерната с 5 ноября 2013 года находится вне закона (именно с этого момента утратила силу ч. 2 ст. 26 закона о БДД, позволявшая кандидатам в водители самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов в ГИБДД).

Организации дистанционного обучения водителей, по оценкам Межрегиональной ассоциации автошкол, занимают около 20% рынка услуг по подготовке водителей. По словам Татьяны Шутылевой, они занимаются демпингом цен, предлагая образовательные курсы, стоимость которых в пять-шесть раз ниже цен в обычных автошколах: если средняя стоимость обучения вождению в Москве составляет около 25-30 тыс. руб., то дистанционное получение знаний обойдется будущему водителю в 5-6 тыс. руб.

"По данным нашего опроса, демпинг цен как форма недобросовестной конкуренции представляет проблему для 97% автошкол России", – приводит цифры Татьяна Шутылева.

 

    ЦИТАТА

    Руслан Гаттаров, Советник Председателя Совета Федерации по вопросам информатизации
    Фото: maash.ru

    Татьяна Шутылева, президент Межрегиональной ассоциации автошкол:

    "Необходимо принять экстренные меры именно для того, чтобы восстановить перечень профессий, восстановить лицензирование автошкол, перестать штрафовать автошколы по причине несовершенства нормативной базы и самое главное – запустить все подзаконные акты для того, чтобы изменения законодательства, которое обеспечивает безопасность дорожного движения, заработали".

     


 

Позиция Минобрнауки России

Представитель ведомства, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Лариса Шмелькова пояснила, что при внесении изменений в перечень профессий "произошла просто техническая ошибка", и в настоящее время данная ошибка исправлена. Соответствующий приказ, восстанавливающий группу профессий водителей, в настоящее время подписан министром образования и находится на регистрации в Минюсте России.

Более подробно о новых правилах обучения водителей читайте наш материал: "Водительские права: новые категории транспортных средств и другие изменения

По поводу примерных программ профессионального обучения водителей Лариса Шмелькова рассказала, что в соответствии с Правилами их разработки, утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 980, Минобрнауки России в установленный срок утвердило эти программы и в конце 2013 года направило их для государственной регистрации в Минюст России (в соответствии с указанным постановлением Правительства РФ, последний срок разработки программ истек 5 января 2014 года).

Однако через два месяца Минюст России вернул этот приказ, отказав в его государственной регистрации. Причиной послужило то, что приказ не прошел так называемую процедуру оценки регулирующего воздействия – то есть социально-экономические последствия его реализации оценки не получили (п. 3.1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009).

В итоге примерные программы обучения водителей, разработка которых должна была завершиться еще в январские праздники, до сих пор не увидели свет.

 

    ЦИТАТА

    Лариса Шмелькова, начальник отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки России: 

    "Программы есть, программы достаточно качественные. В настоящий момент они проходят оценку регулирующего воздействия в соответствии с регламентом на сайте regulation.gov.ru [Единый портал для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения. – Ред.]. Приказ не отменен.

    Действительно он нам был возвращен с тем, чтобы мы могли его возвратить в Министерство юстиции для прохождения процедуры государственной регистрации в течение месяца (месяц истекает 28 марта) с момента вхождения к нам приказа (28 февраля). Министерством образования в Министерство юстиции направлено письмо за подписью заместителя министра образования с тем, чтобы нам данный срок был продлен. И как только Министерство экономического развития даст добро на то, что данная процедура может быть завершена, мы готовы программы вновь направить в Министерство юстиции для государственной регистрации". 


 

Позиция Госавтоинспекции

Старший инспектор по особым поручениям Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Александр Лыткин напомнил, что для получения автошколой лицензии она должна выполнить два условия: согласовать с Госавтоинспекцией программы подготовки водителей, а также получить от нее заключение о соответствии всем лицензионным требованиям. "На сегодняшний день мы понимаем, что программ этих нет де-юре. Де-факто и де-юре на сегодняшний день мы понимаем, что требований к учебно-материальной базе именно образовательных учреждений нет", – отметил Александр Лыткин.

Он также подчеркнул, что Примерные программы подготовки водителей транспортных средств различных категорий, которые были утверждены в 2010 году приказом Минобрнауки России от 18 июня 2010 г. № 636, не охватывают весь спектр категорий транспортных средств, существующих сегодня. К тому же они не содержат термина "учебно-материальная база", закрепляя только минимальный перечень учебных материалов и технических средств обучения. К примеру, нет требований к автодромам, автомобилям, инструкторам – все они вошли в новые примерные программы, которые не утверждены.

Представитель Госавтоинспекции отметил, что выдать заключение о соответствии учебно-материальной базе установленным требованиям "под воздух", то есть основываясь на пока недействующем нормативном акте, невозможно – как и выдать такое заключение на основе примерных программ 2010 года. 

 

    ЦИТАТА

    Александр Лыткин, старший инспектор по особым поручениям Главного управления обеспечения безопасности дорожного движения МВД России: 

    "Мы принимаем экзамены на сегодняшний день, в принципе, да – с нарушением законодательства. Но мы, понимая вот эту вот ситуацию, пока их принимаем. Но мы не можем тянуть долго, прекрасно понимая, что рано или поздно Генпрокуратура России нам задаст этот вопрос. Мы можем, собственно говоря, по прокурорскому представлению, завтра, так сказать, и не принимать – уже по закону. Но мы прекрасно понимаем, чем это все закончится. Наверно, "автомайдан" нам ведь тоже не нужен.

    Мы разослали в регионы проект инструкции, который для наших должностных лиц расписывает полностью всю процедуру согласования программ. За все время существования Госавтоинспекции она никогда не согласовывала программы, то есть это нечто новое. Мы только, по сути, ждем вот этого нормативного правового акта Министерства образования [приказа об утверждении примерных программ подготовки водителей. – Ред.] для того, чтобы нам уже включиться в эту работу". 


 

Позиция Генеральной Прокуратуры России

Прокурор Генеральной Прокуратуры России Анастасия Ефремова рассказала, что в настоящее время ведомство анализирует состояние законности в сфере обучения водителей – в ряде регионов проводятся соответствующие проверки. После окончания проверок информация об их итогах будет направлена в Генеральную Прокуратуру России для обобщения и формулирования выводов по ситуации.

Прокуроры дадут оценку законности действий госорганов власти по своевременной подготовке нормативных правовых актов в этой сфере, а также по привлечению автошкол к административной ответственности.

Кстати, относительно упомянутой автошколы "Автошкола 11 регион" Анастасия Ефремова пояснила, что эта организация была привлечена к административной ответственности не только за нарушения новых лицензионных требований, но в том числе за отсутствие тренажера-манекена взрослого пострадавшего – а это требование существует уже достаточно долго.

 

    ЦИТАТА

    Анастасия Ефремова, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности управления по надзору за исполнением законов о защите интересов государства и общества Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной Прокуратуры России:

    "Постановлением Правительства РФ № 980 [постановление Правительства от от 1 ноября 2013 г. № 980 "Об утверждении Правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий". – Ред.] на Минобрнауки была возложена обязанность в двухмесячный срок разработать и утвердить примерные программы. Во исполнение этого приказа, если читать букву закона безусловно, действительно Минобрнауки были разработаны эти правила и утверждены своим приказом.

    Вместе с тем, удивляет тот факт, что для Минобрнауки стала каким-то новшеством необходимость согласования с Минэкономразвития данного документа. И, как они считают, может быть, формальные основания, но тем не менее это послужило, мало того, процессу затягивания принятия этого подзаконного акта и – как следствие – исполнению постановления Правительства, и вылилось все вот в эту ситуацию, которую мы имеем на сегодняшний день.

    Как мы считаем, при подготовке проекта данного приказа Министерством образования и науки была допущена волокита, не было обеспечено надлежащего взаимодействия с заинтересованными ведомствами, что, собственно, и привело к сложившейся ситуации. В настоящее время в Генеральной прокуратуре решается вопрос о внесении представления в Министерство образования и науки". 


 

К сожалению, на круглом столе не присутствовали представители Минюста России, хотя их участие предполагалось, – к этому ведомству также накопились вопросы. Так, Татьяна Шутылева напомнила, что государственная регистрация нормативных актов производится Минюстом России в срок до 15 рабочих дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней, а в исключительных случаях – до 30 рабочих дней (п. 13 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009). Однако проект примерных правил обучения водителей находился в министерстве 49 дней.

Но даже не это обращает на себя внимание – ведь причиной отказа в государственной регистрации стала неполнота пакета документов (отсутствовало заключение об оценке регулирующего воздействия). "В Министерстве юстиции очень грамотные юристы, они призваны ими быть – и нарушение правил подачи обнаруживалось практически два месяца", – недоумевает Татьяна Шутылева.

 

***

Конечно, сложившаяся ситуация существенно затрудняет работу действующих автошкол и практически парализует выдачу лицензий вновь создаваемым. Возможно, после вмешательства Генеральной Прокуратуры России автошколы хотя бы перестанут привлекать к административной ответственности за нарушение заведомо невыполнимых требований – однако для нормального функционирования системы подготовки водителей этого недостаточно. Будем надеяться, примерные программы подготовки автошколами водителей в скором времени все же будут согласованы и утверждены.

 

 

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Новый порядок регистрации транспортных средств в Госавтоинспекции

Новый порядок регистрации транспортных средств в Госавтоинспекции
Для упрощения процедуры регистрации транспортных средств и экономии времени граждан МВД России значительно скорректировало соответствующие правила и утвердило новый регламент. Изменения вступили в силу 15 октября 2013 года. Насколько поменялся порядок и сроки совершения уже существующих процедур, что появилось нового, а также какие перемены возможны в будущем, вы сможете узнать в нашем материале.

 

Инфографика:

С 5 ноября 2013 года в России введены новые категории транспортных средств
Наверняка, многие уже слышали о необходимости получения водительского удостоверения для управления мопедом. Но изменения более существенны. Сегодня в России транспортные средства разделены на 16 категорий и подкатегорий (ранее их было семь). С какого возраста вы можете учиться и получать водительское удостоверение с новыми категориями, какие именно транспортные средства к ним относятся и на какие автомобили и мотоциклы распространяется действие вашего старого водительского удостоверения, узнайте из нашей инфографики.