Считаем земельный налог без кадастровой стоимости
Как правило, базу по земельному налогу рассчитывают на основании кадастровой стоимости участка. При ее отсутствии используют нормативную цену участка. Если нет данных по обоим этим показателям, налоговую базу рассчитать невозможно, так как нет объекта налогообложения.
Елена Подлипалина, аттестованный профессиональный бухгалтер
Экспертиза статьи:
Вячеслав Горностаев, служба Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор
Из документа
Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. № 1738-1 Статья 25
Нормативная цена земли – показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.
Компания – владелец земельного участка для расчета суммы земельного налога (авансового платежа по нему) должна знать кадастровую стоимость этого объекта, срок владения им в течение отчетного (налогового) периода, а также налоговую ставку.
Налоговую ставку определяют представительные органы муниципальных образований и власти городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), а ее максимальный размер установлен в Налоговом кодексе1. Кадастровую стоимость земли по состоянию на 1 января текущего года2 определяет Росреестр3 путем проведения ее оценки4 в соответствии с законодательством об оценочной деятельности5. Оценка проводится не реже одного раза в 5 лет6.
Фирма может запросить информацию о кадастровой стоимости своего земельного участка, направив в ближайшее территориальное отделение Росреестра письменный запрос в порядке, установленном статьей 14 Закона о кадастре недвижимости7 (см. образец на с. 23). Эта информация также размещается в Интернете на официальном сайте ведомства8.
Если кадастровая стоимость отсутствует
Если кадастровую стоимость участка определить невозможно (Росреестр не предоставил информацию), при расчете земельного налога (авансовых платежей по нему) фирме следует применять показатель "нормативная цена земли"9. Минфин России10, ФНС России11 и суды12 придерживаются такого же мнения.
Порядок определения нормативной цены земли установлен Правительством РФ13. Обязанность ее расчета возложена на органы исполнительной власти субъектов РФ. Они определяют нормативную цену для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Органы местного самоуправления могут своими решениями повышать или понижать установленную региональными властями нормативную цену земли, но не более чем на 25 процентов. При этом нормативная цена не должна превышать 75 процентов от уровня рыночной цены на типичные земельные участки соответствующего целевого назначения. Для получения документа о нормативной цене земли конкретного земельного участка фирме следует обратиться в районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, направив соответствующий запрос (заявление), составленный в произвольной форме.
Если же в отношении земельного участка не определена ни кадастровая стоимость, ни нормативная цена, то по такому объекту отсутствует налоговая база для исчисления земельного налога и рассчитывать его не нужно14. Вместе с тем компании стоит позаботиться о доказательствах того факта, что кадастровая стоимость и нормативная цена для земельного участка не установлены. Необходимо иметь соответствующие документы от уполномоченных органов, в которые фирма направляла запросы для получения информации об этих показателях.
Отражаем земельный налог в учете
Порядок отражения земельного налога (авансовых платежей по нему) в бухгалтерском учете зависит от того, в каких целях компания использует участок. Если объект участвует в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то земельный налог необходимо включать в состав расходов по обычным видам деятельности15 и отражать по дебету счетов учета затрат на производство в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Земельный налог" (далее – субсчет 68 "Земельный налог").
Если же фирма использует участок в деятельности, доходы от которой признаются прочими, то и земельный налог следует учитывать в составе прочих расходов16 и отражать по дебету счета 91.2 "Прочие расходы" и кредиту субсчета 68 "Земельный налог".
Когда компания ведет на своем участке строительство здания или сооружения, то сумму земельного налога, начисленную в период строительства, следует включать в первоначальную стоимость возводимого объекта (до момента принятия его на учет в составе основных средств17. Начисление налога в этом случае производится по дебету счета 08.3 "Строительство объектов основных средств" и кредиту субсчета 68 "Земельный налог".
В целях расчета налога на прибыль сумму земельного налога (авансовых платежей по нему) фирма может учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату отражения ее в учете (если фирма использует метод начисления18). Если же компания применяет кассовый метод, то суммы земельного налога (авансовых платежей) включаются в базу по налогу на прибыль в момент уплаты их в бюджет19.
Рассмотрим на примере порядок расчета и отражения в учете земельного налога на основании нормативной цены земли.
16.10.2013 фирма приобрела в г. Москве земельный участок вместе со стоящим на нем офисным зданием. Цель покупки – последующая сдача внутренних помещений в аренду. Закон г. Москвы от 24.11.2004 № 74 "О земельном налоге" устанавливает в отношении данного участка налоговую ставку в размере 1,5%. Срок уплаты земельного налога – не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (т. е. не позднее 01.02.2014).
В связи с тем, что Росреестр не предоставил информацию о кадастровой стоимости участка, фирма запросила и получила в городском комитете по земельным ресурсам справку о его нормативной цене. Она составляет 2 000 000 руб.
Таким образом, сумма земельного налога за 2013 г. равна:
2 000 000 руб. x 1,5% x 2 мес. : 12 мес. = 5000 руб.
Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:
ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 68 субсчет "Земельный налог" – 5000 руб. – отражена сумма земельного налога за 2013 г.; ДЕБЕТ 68 субсчет "Земельный налог" КРЕДИТ 51 5000 руб. – сумма земельного налога перечислена в бюджет (не позднее 01.02.2014)
начальник отдела имущественных и прочих налогов Минфина России
Считаем земельный налог по нормативной цене участка
В случае если кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена, для расчета земельного налога используют нормативную цену земли (п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ), в том числе и в судебных спорах (п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54).
Нормативная цена земли – это показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-I).
Порядок расчета нормативной цены земли установлен пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319. Расчет ежегодно производят органы исполнительной власти субъектов РФ (п. 1 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).
Обязанность выдавать заинтересованным лицам документ (в виде соответствующей справки или акта) о нормативной цене земли конкретного земельного участка возложена на районные (городские) комитеты по земельным ресурсам и землеустройству (в настоящее время – территориальные отделы управлений Росреестра по субъектам РФ) (п. 4 пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319).
Если же в отношении земельного участка не могут быть определены ни кадастровая стоимость, ни нормативная цена земли, то отсутствует и база по расчету земельного налога для этого участка.
1ст. 394 НК РФ
2п. 1 ст. 391 НК РФ
3пост. Правительства РФ от 01.06.2009 № 457
4п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ
5п. 1 пост. Правительства РФ от 08.04.2000 № 316 (далее – Постановление № 316)
6п. 3 Постановления № 316
7Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ; п. 1 пост. Правительства РФ от 07.02.2008 № 52 (далее – Постановление № 52)
8п. 2 Постановления № 52, https://rosreestr.ru/wps/portal/
9п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ
10письма Минфина России от 15.08.2012 № 03-05-05-02/85, от 09.08.2012 № 03-05-04-02/75, от 04.07.2012 № 03-05-05-02/75
11письмо ФНС России от 13.10. 2011 № ЗН-4-11/16897@
12п. 7 пост. Пленума ВАС РФ от 23.07. 2009 № 54
13пост. Правительства РФ от 15.03.1997 № 319
14письмо Минфина России от 15.03.2012 № 03-05-05-02/15
15пп. 5, 7 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (далее – ПБУ 10/99)
16пп. 4, 11 ПБУ 10/99
17пп. 8, 14 ПБУ 6/01, утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н
18подп. 1 п. 1 ст. 264, подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ; письмо Минфина России от 07.06.2011 № 03-03-06/1/333
19подп. 3 п. 3 ст. 273 НК РФ
Сайт журнала "Актуальная бухгалтерия"