Меры по борьбе с "резиновыми квартирами" и фиктивной регистрацией граждан
В своем послании Федеральному Собранию 12 декабря 2012 года Президент РФ Владимир Путин подчеркнул необходимость ужесточения наказания за незаконную миграцию, а также нарушения в сфере регистрационного учета. В связи с этим уже 29 декабря в Госдуму главой государства был внесен законопроект, предусматривающий введение уголовной и административной ответственность за нарушение правил регистрации граждан России по месту жительства и по месту пребывания. Также он предусматривал изменение действовавшего на тот момент порядка регистрации граждан. Несмотря на критические замечания со стороны Общественной палаты РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества, документ концептуально был принят Госдумой практически в неизменном виде, 21 декабря 2013 года подписан Президентом РФ и вступил в силу с 3 января 2014 года.
Основная причина принятия закона – значительное количество адресов, по которым граждане регистрируются фиктивно, то есть без намерения реально проживать в соответствующих помещениях. Согласно данным ФМС России в 2011 году было зафиксировано более 6,4 тыс. таких адресов, по которым было зарегистрировано почти 300 тыс. граждан. В течение последующих двух лет данные показатели возросли в 1,5 раза. По состоянию на конец 2013 года таких адресов насчитывалось уже свыше 10 тыс., а количество зарегистрированных по ним граждан, в том числе и иностранных, оценивается более чем в 500 млн человек1. В результате регистрирующие органы не имеют возможности направлять необходимые и достоверные данные в налоговые органы, военные комиссариаты, судебные органы, также затруднен учет иностранных граждан.
В данном материале мы рассмотрим Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон), с целью понять, что же грозит собственникам, нанимателям и "арендаторам" соответствующих помещений за нарушение правил регистрации.
Ключевые изменения в порядке регистрации
Законом уточнен порядок регистрации граждан России по месту пребывания и по месту жительства. В частности, изменения внесены в Закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее – закон о регистрации граждан).
Некоторые из них ранее уже были прописаны, но в подзаконных актах – Правилах регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства и Административном регламенте предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан России по месту пребывания и по месту жительства. Например, теперь обязанность гражданина России зарегистрироваться по месту пребывания в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия в жилое помещение, закреплена непосредственно в законе о регистрации граждан. Также прописано, что территориальный орган ФМС России обязан зарегистрировать гражданина России по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им документов (или восьми рабочих дней – при подаче заявления в электронном виде).
Подробнее о порядке регистрации по месту жительства и месту пребывания читайте в нашем материале "Регистрация граждан России по месту жительства и месту пребывания" |
Наряду с этим, Законом введен ряд совершенно новых положений. В частности в законе о регистрации граждан четко прописано, что понимается под регистрационным учетом граждан России по месту регистрации и по месту жительства, снятием граждан России с регистрационного учета по месту регистрации и по месту жительства.
"Теперь с уверенностью можно сказать зарегистрирован человек по месту жительства или месту пребывания, раньше, увы, такой определенности не было (по крайней мере, на законодательном уровне)", – комментирует изменения адвокат Московской коллеги адвокатов "Князев и партнеры" Антон Матюшенко.
Также введено понятие фиктивной регистрации гражданина России по месту регистрации и по месту жительства, а также фиктивной регистрации по месту жительства. Одновременно законодательно закреплены понятия "фиктивная регистрация по месту жительства" и "фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении" применительно к иностранным гражданам (см. п.п. 10-11 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее – закон об учете иностранных граждан).
Помимо этого, гражданин России теперь вправе не регистрироваться по месту пребывания, если он зарегистрирован по месту жительства, в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ (ч. 3 ст. 5 закона о регистрации граждан). Помимо этого, нет необходимости регистрироваться по месту пребывания в Москве или в Московской области, если сам гражданин зарегистрирован по месту жительства в одном из указанных субъектов РФ. Точно такое положение действует в отношении Санкт-Петербурга и Ленинградской области (ч. 6-7 ст. 5 закона о регистрации граждан).
"Раньше ситуация была более чем странная, причем понимали это и сотрудники ФМС, которые в большинстве случаев закрывали глаза на отсутствие регистрации в Москве у жителя Московской области. С вступлением в силу данного федерального закона описанная проблема снимается", – отмечает Антон Матюшенко.
Еще одним существенным нововведением является норма о том, что гражданин России снимается с регистрационного учета по месту пребывания или по месту жительства, если соответствующая регистрация является фиктивной. Аналогичные меры будут применяться в отношении иностранных граждан в случае установления факта их фиктивной регистрации или фиктивной постановки на учет по месту пребывания. Данные меры будут применяться на основании решения территориального органа ФМС России, т. е. во внесудебном порядке (см. ч. 9 ст. 5 и абз. 11 ст. 7 закона о регистрации граждан; п. 6 ч. 1 ст. 19 и п. 4 ч. 1 ст. 23 закона об учете иностранных граждан).
Уголовная и административная ответственность
Фиктивной считается регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица. Фиктивной считается постановка на учет иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилых помещениях на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания). (Абзац 9 ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и Примечание № 1 к ст. 322.3 УК РФ.) |
Главные нововведения, которые несет в себе Закон – это усиление действующих и введение новых мер административной ответственности за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания. Выявление соответствующих нарушений осуществляется ФМС России и МВД России (см. ч. 5 ст. 3 закона о регистрации граждан) в порядке, предусмотренном Приказом ФМС России и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587. При этом за правонарушения, совершенные в Москве или Санкт-Петербурге, ответственность предусмотрена более серьезная.
"Сейчас в КС РФ оспаривается норма о том, что для Москвы и Санкт-Петербурга сделали штрафы больше. У нас согласно ст. 19 Конституции РФ права граждан не должны зависеть от места жительства. Если по этой дорожке пойдут, то думаю, что выиграют", – комментирует данное обстоятельство Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская.
Напомним, что ранее фактически единственной мерой ответственности в данной области была ст. 19.15 КоАП РФ. Она предусматривала административную ответственность за проживание по месту жительства или по месту пребывания гражданина России по недействительному паспорту или вовсе без него, либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства (штраф составлял от 1,5 тыс. руб. до 2,5 тыс. руб.). Кроме того, существовала ответственность для лиц, ответственных за соблюдение правил регистрационного учета и для собственников (нанимателей), допустивших проживание гражданина без паспорта или без регистрации (штраф составлял от 2 тыс. руб. до 2,5 руб.).
Отдельным блоком также следует выделить отсутствовавшие ранее в законодательстве меры уголовной ответственности за фиктивную регистрацию по месту жительства или месту пребывания граждан России, а также фиктивную постановку на учет по месту пребывания иностранного гражданина. Таким образом, на данный момент, законодательством предусмотрен следующий комплекс мер уголовной ответственности и административной ответственности в описанной сфере:
Таблица. Уголовная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания
Уголовная ответственность | ||
Норма | Преступление | Наказание |
Статья 322.2 УК РФ | Фиктивная регистрация гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в России, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в России. |
|
Статья 322.3 УК РФ | Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в России. |
|
При этом необходимо иметь в виду, что лицо, совершившее какое-либо из описанных выше преступлений, освобождается от уголовной ответственности при условии, что оно способствовало раскрытию этого преступления и если в его действиях не содержится иного состава преступления (см. примечания к ст. 322.2 УК РФ и ст. 322.3 УК РФ). Расследовать соответствующие дела будут органы внутренних дел (см. п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).
Мнение
Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
"Законом вводится понятие "фиктивная регистрация" и три ее признака. Во-первых, предоставление заведомо недостоверных сведений или документов. Это уголовное преступление. Так всегда было и здесь это подтверждается. Хотя, на самом деле аналогичная ответственность уже есть в УК РФ и с моей точки зрения в данном случае она дублируется [см. например ч. 3 ст. 327 УК РФ, ст. 292 УК РФ – Ред.].
Во-вторых, отсутствие намерения пребывать или проживать в жилом помещении. Я с этим совершенно не согласна, потому что, может быть, человек вселялся с намерением проживать или пребывать, а потом обстоятельства изменились? Это уже основание считать это фиктивной регистрацией? Неправильно. Я вообще считаю, что здесь не должно быть никакой, даже административной ответственности.
Наконец, третий признак – отсутствие намерения нанимателя или собственника предоставить это помещение для проживания или пребывания. Это проблема того, кто предоставляет это жилое помещение. Однако бывает ситуация, когда приезжает лечиться мать с ребенком, регистрируются у родственников или друзей, а сами снимают комнату. Они не вселяются в это жилое помещение, но у них есть регистрация. Тот, кто сдает комнату, их как правило не хочет "засвечивать", потому что договор нужно заключать, налог платить. Стимулы к заключению договоров и подвижки кое-какие есть в этом плане, но, тем не менее, как правило, это передача денег из рук в руки. Без всяких договоров и без всякой регистрации.
По двум последним позициям я определение фиктивной регистрации не поддерживаю. На мой взгляд, только в части предоставления фальшивых документов и ложных сведений возможна уголовная ответственность".
Таблица. Административная ответственность за нарушение требований законодательства в сфере регистрационного учета граждан России по месту жительства или по месту проживания
Административная ответственность | ||
Норма | Правонарушение | Ответственность |
Части 1-2 ст. 9.15 КоАП РФ | Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина России, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту). | Административный штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – от 3 тыс. до 5 тыс. руб. |
Части 1-2 ст. 19.15.1. КоАП РФ | Проживание гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации либо допущение такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения свыше установленных законом сроков. | Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб. Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге: на граждан от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб. |
Части 1-2 ст. 19.15.2 КоАП РФ | Нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. | Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 2 тыс. до 5 тыс. руб.; на должностных лиц – от 25 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 250 тыс. до 750 тыс. руб. Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге: на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) – от 5 тыс. до 7 тыс. руб.; на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 300 тыс. до 800 тыс. руб. |
Части 3-4 ст. 19.15.2 КоАП РФ | Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину России, сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании данного гражданина в указанном помещении без регистрации либо представление заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина России. | Административный штраф: на граждан в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.; на юридических лиц – от 4 тыс. до 7 тыс. руб. Административный штраф в Москве и Санкт-Петербурге: на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.; на юридических лиц – от 7 тыс. до 10 тыс. руб. |
Часть 5 ст. 19.15.2 КоАП РФ | Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в территориальный орган ФМС России документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина России по месту пребывания и по месту жительства в пределах России, сроков представления таких документов либо представление заведомо недостоверных документов. | Административный штраф в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. |
Рассматривать дела о таких административных правонарушениях смогут органы ФМС России и органы внутренних дел (см. ч. 1, п. 9 ч. 2 ст. 23.3, ст. 23.67 КоАП РФ).
Необходимо иметь в виду, что граждане России освобождаются от ответственности за проживание без регистрации свыше установленных законом сроков, а собственники и наниматели – за допущение такого проживания в случае:
- проживания без регистрации по месту пребывания, если он зарегистрированы по месту жительства в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
- проживания без регистрации по месту пребывания в жилом помещении, находящемся в Москве или Московской области, если они зарегистрированы по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (аналогичное правило действует для Санкт-Петербурга и Ленинградской области);
- если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
- если проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.
Наряду с этим граждане России не несут ответственность за нарушение правил регистрации гражданина России по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если они являются супругами, детьми, супругами детей, родителями, супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении. При этом соответствующие факты должны быть документально подтверждены.
Наконец, наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение без уважительных причин сроков уведомления территориального органа ФМС России о проживании гражданина России без регистрации (или предоставления заведомо недостоверных сведений), если проживающий у его гражданин:
- представит документированную информацию о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта РФ;
- проживает в жилом помещении, находящемся в Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, но при этом зарегистрирован по месту жительства в одном из данных субъектов РФ (то же касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области).
Мнение
Галина Хованская, Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству:
Название у закона в народе было "О резиновых квартирах". Так вот эту главную проблему закон совершенно не решает. Абсолютно. К сожалению, наши с Павлом Крашенниковым [Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. – Ред.] поправки о том, чтобы ввести ограничения по нормам на вселение в жилое помещение, были отклонены под тем предлогом, что необходимо вносить изменения в Жилищный кодекс РФ. Сейчас мы пытаемся в Жилищный кодекс РФ такие ограничения ввести, особенно когда речь идет о квартирах коммунального заселения, ситуация близка к катастрофе. Получается, что это уже не общежитие, не гостиница, а ночлежка.
Причина в том, что наниматель ограничен Жилищным кодексом РФ в праве вселения временных жильцов – он должен спросить согласия у соседей. Он также ограничен нормой [учетной нормой для отдельных квартир и нормой предоставления для коммунальных. – Ред.]. Собственник же ничем не ограничен, даже если это комната в квартире коммунального заселения. С этим нужно заканчивать, потому что в противном случае на комнату девять квадратных метров можно вселить девять граждан из ближайшего дружественного государства. Вводить эти ограничения надо, потому что у нас заявительный характер – я "заявляюсь" и регистрируюсь, а оснований для отказа никаких нет. Хоть на одном квадратном метре регистрируйся, хоть на одной десятой. Это нонсенс".
МНЕНИЕ
Антон Матюшенко, адвокат Московской коллеги адвокатов "Князев и партнеры":
"Законодатели пытались решить проблему так называемых "резиновых" квартир. На мой взгляд, они все-таки не справились с поставленной задачей. Думается, введение уголовной ответственности за фиктивную регистрацию и ужесточение ответственности это не те меры, посредством которых можно преодолеть сложившуюся ситуацию с "резиновыми квартирами".
Так, например, собственник регистрирует в своей квартире 20 жителей средней Азии. Естественно у него, да думается и у них тоже, нет и не было никакого намерения пребывать (проживать) в данном жилом помещении. Однако как определить это намерение у выходцев из средней Азии, которые, скорее всего и по-русски-то с трудом изъясняются? Зато у них есть регистрация по месту пребывания в г. Москве. Собственник квартиры также будет заявлять, что обозначенные лица постоянно здесь проживают, просто в данный момент их нет в помещении.
Для меня остается загадкой, как будет работать данная новелла в современных реалиях российской правовой системы, но с большой долей уверенности я могу сказать, что проблему "резиновых" квартир она решит вряд ли. На мой взгляд, решение данного вопроса лежит совсем в другой плоскости, нежели ужесточение ответственности за нарушение правил регистрации. Истоки решения проблемы, на мой взгляд, стоит искать в миграционном законодательстве".
Критика закона со стороны правозащитных институтов
Согласно позиции Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (далее – Совет)2законопроект следовало кардинально переработать, т.к. поставленные цели по снижению неконтролируемой миграции и коррупции в миграционной сфере не могут быть решены избранными в нем средствами. В частности, по мнению Совета из законопроекта следовало исключить положения о фиктивной регистрации и уголовной ответственности за ее оформление, поскольку, в частности, действующие ст. ст. 292-293, ст. 322.1, ст. 327 УК РФ уже предусматривают ответственность за аналогичные преступления.
Также критику Совета вызвало положение, предоставляющее территориальным органам ФМС России право снимать граждан с фиктивного регистрационного учета во внесудебном порядке. Кроме того, по мнению Совета, такие правонарушения как проживание гражданина России без паспорта, регистрации либо за допущение наймодателем проживания без регистрации являются малозначительными. В связи с этим, для них следовало установить нижний предел санкции для граждан в виде предупреждения.
Совет также предлагал сделать процедуру регистрации уведомительной, без принятия территориальным органом ФМС России решения о регистрации либо отказе в ней (за исключением несоблюдения требований к документам), максимально исключив личное взаимодействие гражданина с органом регистрационного учета. В частности, предлагалось обеспечить возможность оформления регистрации по почте, через сеть Интернет или через специализированные терминалы в пунктах массового прибытия граждан (вокзалы, аэропорты, морские порты и др.).
В свою очередь Общественная палата РФ (далее – ОП РФ) отмечала3 отсутствие в документе четкой и понятной процедуры выявления органами ФМС России фактов фиктивной регистрации по месту пребывания или месту жительства. Также в своем заключении ОП РФ отмечала, что в законе не определен орган государственной власти, к полномочиям которого относится утверждение соответствующего порядка. Вместе с тем, ОП РФ сочла нецелесообразным внесение изменений в УК РФ.
Кроме того, ОП РФ предлагала наделить управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, советы многоквартирных домов правами по выявлению фактов проживания в жилом помещении без уведомительной регистрации. Отмечалась и необходимость пересмотра процедуры фиксации фактов, отраженных в актах жилищных организаций. Согласно позиции ОП РФ, cоставленный акт должен служить основанием для проверки фактов участковым сотрудником полиции и принятия им необходимых процессуальных действий.
Также как и Совет, ОП РФ предлагала вести уведомительный порядок регистрации граждан – по системе "одного окна" либо через Интернет, путем заполнения заявления установленного образца. По мнению экспертов ОП РФ, никакие документы, кроме паспорта или документа, удостоверяющего личность гражданина, от заявителя не должны быть затребованы. При этом гражданин должен нести ответственность за предоставление ложной информации.
Новости по теме:
- Ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства или пребывания закрепили в УК РФ – ИА "ГАРАНТ", 23 декабря 2013 г.
- Ответственность за нарушение правил регистрационного и миграционного учета в РФ будет усилена – ИА "ГАРАНТ", 16 декабря 2013 г.
- Президент РФ внес в Госдуму законопроект о борьбе с фиктивной регистрацией граждан России – ИА "ГАРАНТ", 10 января 2013 г.
Инфографика:
По оценкам ФМС РФ на территории России находится до 11 000 "резиновых" квартир, в которых зарегистрированы более 600 000 человек. При этом за 2011-2012 годы место своего проживания в России поменяли на другие регионы 7 609 500 человек. Какова статистика внутренней миграции населения, как и почему создаются "резиновые" квартиры и какое наказание установлено за фиктивную регистрацию, узнайте из нашей инфографики.
43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства
3 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым была ужесточена ответственность за нарушения в сфере регистрации граждан по месту жительства. Результаты нашего опроса показывают, что с этим ужесточением могут столкнуться 43% граждан, которые не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства по независящим от них причинам.
Антон Филимонов, www.garant.ru
Полное или частичное воспроизведение материала возможно только по письменному разрешению редакции портала garant.ru с указанием активной гиперссылки.
________________________
1 Данные озвучены руководителем ФМС России на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему "О совершенствовании регистрационного учета граждан Российской Федерации и противодействии нелегальному обороту государственных документов" 19 ноября 2013 года.
2 Текст документа опубликован на официальном сайте Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.
3 С текстом заключения Общественной палаты РФ можно ознакомиться на официальном сайте.