Новости и аналитика Аналитические статьи Неуловимый Джо, или Можно ли взыскать убытки, причиненные некомпетентностью юриста

Неуловимый Джо, или Можно ли взыскать убытки, причиненные некомпетентностью юриста

Неуловимый Джо, или Можно ли взыскать убытки, причиненные некомпетентностью юристаЛюбой профессионал несет ответственность за свои действия – юристы не являются исключением, но доказать их некомпетентность иногда бывает сложно. В сентябре 2013 года ВАС РФ вынес по этому поводу постановление, аналогов которому еще не было (Постановление Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2013 г. № 4593/13; далее – Постановление).

Вопрос перед Судом, по сути, был поставлен следующим образом: можно ли привлечь юриста к гражданско-правовой ответственности в случае, если он не знал о предстоящих изменениях законодательства, которые позволили бы его клиенту заключить договор на более выгодных условиях?

Посмотрим, как ответил на него Президиум ВАС РФ и чем аргументировал свою позицию.

 

 

    КРАТКО

    Реквизиты решения: Постановление Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2013 г. № 4593/13.

    Требования заявителя: О взыскании с юридического бюро убытков, вызванных тем, что его сотрудники не были осведомлены об изменениях законодательства, которые должны вступить в силу в ближайшее время (вследствие этого клиент заключил договор на старых, менее выгодных для него условиях).

    Суд решил: Незнание юридическим бюро вступивших в силу поправок, которое привело к заключению обществом договора на крайне невыгодных для него условиях, можно рассматривать как нарушение взятых на себя обязательств.


 

Суть претензий

ООО "КАМАЗ-ТРАНССЕРВИС" и ООО "Правовое бюро "ДИСПУТ" заключили договор об оказании юридических услуг и дополнительное соглашение к нему. В соответствии с этим соглашением бюро обязалось организовать юридическое сопровождение выкупа у муниципалитета земельного участка, на котором расположены принадлежащие клиенту здания.

При этом порядок оказания услуг был разделен на два этапа:

  • получение постановления районной администрации о передаче земельного участка в собственность;
  • заключение договора купли-продажи земельного участка и государственная регистрация права собственности заказчика на земельный участок.

Соответствующее постановление администрации было вынесено 20 июля 2011 года. 

ФАКТ

"К отношениям по совершению нотариусом нотариальных действий, а также к отношениям по оказанию профессиональной юридической помощи адвокатами законодательство о защите прав потребителей не применяется

(п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей")

А через два дня, 22 июля, вступили в силу поправки к п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В этом пункте закреплен перечень лиц, при продаже государственных и муниципальных земельных участков которым цена определяется в особом порядке.

В результате поправок юридические лица-собственники помещений при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором расположено помещение, также попали в этот перечень (в том числе и клиент ООО "Правовое бюро "ДИСПУТ").

Таким образом, после 22 июля 2011 года выкупная цена земли для ООО "КАМАЗ-ТРАНССЕРВИС" уменьшилась с 8,3 млн руб. (десятикратный размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка на 1 января текущего (в данном случае 2011 года) календарного года) до 829 тыс. руб. (2,5% от кадастровой стоимости участка).

После этого общество обратилось к юристам с вопросом – возможно ли после вынесения постановления администрации о передаче земельного участка в собственность приобрести его по новой цене? Получив отрицательный ответ, ООО "КАМАЗ-ТРАНССЕРВИС" вынуждено было заключить договор на старых, невыгодных для себя условиях.

Впоследствии управляющий партнер юридического бюро признал свою неосведомленность об изменении законодательства. Процедура купли-продажи земли была доведена до конца, но клиент отказался выплачивать юридическому бюро вознаграждение.

Юридическая фирма обратилась в суд с требованием о взыскании задолженности и неустойки по договору оказания юридических услуг, а ее бывший клиент предъявил встречный иск – о взыскании убытков в результате некачественного оказания услуг.

Арбитражный суд г. Москвы вынес решение в пользу юридического бюро.

 

Позиция судов апелляционной и кассационной инстанций

Десятый арбитражный апелляционный суд, оставляя решение суда первой инстанции в силе, обратил внимание на следующее:

  • постановление районной администрации о передаче земельного участка в собственность оспорено не было;
  • до заключения договора купли-продажи ООО "КАМАЗ-ТРАНССЕРВИС" не давало юристам поручения заключить договор только по льготной стоимости;
  • между сторонами был заключен не договор подряда, как полагает клиент, а договор оказания услуг – поэтому оплачиваться должен не результат, а собственно работа;
  • акты сдачи-приемки оказанных юридических услуг за оба этапа работы подписаны заказчиком – следовательно, работы считаются принятыми без замечаний и подлежат оплате.

Довод клиента о возникновении убытков вследствие некомпетентности юриста суд отклонил, подчеркнув, что изменения в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" были официально опубликованы, и следовательно, с ними мог ознакомиться любой желающий (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2012 г. № 10АП-7246/12), в том числе ООО "КАМАЗ-ТРАНССЕРВИС".

ФАС Московского округа поддержал апелляционный суд, отметив при этом, что договором оказания юридических услуг и дополнительным соглашением к нему стороны не определили условий о стоимости, за которую должен был быть приобретен земельный участок. Иными словами, клиент не давал бюро поручения на заключение договора по определенной стоимости (постановление ФАС Московского округа от 21 февраля 2013 г. № Ф05-15197/12 по делу № А41-7649/2012).

 

Позиция ВАС РФ

АРГУМЕНТ

"Общество, действуя разумно и добросовестно, именно для исполнения своей обязанности по соблюдению действующего законодательства заключило договор возмездного оказания юридических услуг, тем самым переложив во внутренних отношениях с контрагентом риск несоблюдения в процессе своей хозяйственной деятельности правовых норм на юридическое бюро, и получило возможность в случае оказания некачественных услуг взыскать с него убытки".

(Постановление Президиума ВАС РФ от 24 сентября 2013 г. № 4593/13)

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело, занял все-таки позицию пострадавшего клиента, подчеркнув при этом следующее.

Несмотря на различия в предмете договора возмездного оказания услуг (совершение определенных действий или деятельности) и договора подряда (достижение определенного результата), положение о применении обычно предъявляемых требований, в том числе требований экономности подрядчика (п. 1 ст. 713 ГК РФ) для определения критериев качества работы подрядчика, применимо и в отношении оказания услуг.

Суд посчитал, что поскольку согласно договору оказания услуг именно юридическое бюро, являющееся профессионалом в сфере правового сопровождения, было обязано консультировать общество по правовым вопросам, то возложение риска незнания законодательства на клиента необоснованно

Таким образом, незнание юридическим бюро вступившего в силу федерального закона, приведшее к заключению обществом договора на крайне невыгодных для него условиях, можно рассматривать как нарушение взятых на себя обязательств, резюмировал Суд.

Кроме того, ВАС РФ обратил внимание и на другую неправильную консультацию юридического бюро – относительно возможности приобретения земли по новой цене после вынесения постановления администрации о передаче земельного участка в собственность. Суд подчеркнул при этом, что в соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Следовательно, после вынесения администрацией соответствующего постановления у общества отсутствовала обязанность по заключению договора купли-продажи.

Можно сказать, что Постановление носит прецедентный характер, однако ВАС РФ, хотя и признал требования юридического бюро необоснованными, ответный иск клиента о взыскании  уже выплаченного вознаграждения, не удовлетворил.

 

    МНЕНИЕ

    Александр Морозов, к. ю. н., руководитель практики "Финансовое и банковское право" АБ "Запольский и партнеры"Александр Морозов, к. ю. н., руководитель практики "Финансовое и банковское право" АБ "Запольский и партнеры":

    "В данном постановлении отражена правовая позиция о том, что за недостоверные консультации юридического бюро, повлекшие убытки заказчика, последний платить не обязан.

    Интересен документ не этим, вполне понятным и обоснованным выводом, а тем, что лишний раз подтверждает целесообразность введения обязательного страхования гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее оказание услуг в области права. Такое страхование, вкупе с обязательным членством практикующих юристов в саморегулируемых организациях, является необходимым условием для функционирования конкурентного и цивилизованного рынка юридических услуг в России".


 

К слову, клиентам часто приходилось потрудиться, чтобы убедить суд в том, что ущерб был причинен именно вследствие некомпетентности юриста.

 

Предъявите доказательства

Суды устанавливают довольно жесткие требования к доказательствам ненадлежащего качества юридических услуг, а также причинно-следственной связи между действиями юриста и результатом оказанных услуг. 

Бездоказательные обвинения 

Некачественная правовая помощь не является уважительной причиной для восстановления срока подачи жалобы.

Суды признают контроль за деятельностью заявителя, в том числе в области оказания юридической помощи сторонними лицами, внутренними организационными проблемами общества, которые не относятся к уважительным причинам пропуска срока.

К ним не относятся также отсутствие в штате общества юриста или вынужденная замена в сокращенные сроки одного представителя другим представителем – это лишь свидетельствуют о том, что заявитель не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства. При этом в силу ст. 9 АПК РФ последствия совершения или несовершения лицами, участвующими в деле процессуальных действий, являются риском лица и не могут расцениваться в качестве уважительной причины пропуска на обращение в суд.

(Определение ФАС Восточно-Сибирского округа от 8 мая 2013 г. по делу № А33-11199/2012, апелляционное определение Мосгорсуда от 24 декабря 2012 г. по делу № 11-21562)

Так, просто сослаться на то, что юрист ненадлежащим образом исполнил обязательства по договору, недостаточно – в этом случае иск не имеет шансов на удовлетворение (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2013 г. № 17АП-12101/2013-ГК по делу № А71-5349/2013, определение Санкт-Петербургского городского суда от 30 апреля 2013 г. № 33-5541/2013).

Например, безрезультативными оказываются голословные утверждения о том, что представитель "приходил в судебное заседание неподготовленным" (определение Пермского краевого суда от 20 июня 2012 г. по делу № 33-5098), "передал плохо читаемые копии документов, нетактично обращался со своим доверителем, не изучал дела" (апелляционное определение Вологодского областного суда от 19 сентября 2012 г. № 33-3878/2012) и т.п.  

Результат оказания юридических услуг

Однако и проигранное дело, по мнению судов, не может с уверенностью свидетельствовать о том, что клиенту причинены убытки именно вследствие недобросовестной работы юриста (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13 июля 2009 г. по делу № А21-6674/2008, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19 января 2009 г. № Ф08-7729/2008 по делу № А53-10450/2008-С2-28, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2011 г. № 07АП-3312/11 по делу № А03-16420/2010).

Правда, многое здесь зависит от формулировки договора – иногда суды аргументируют свою точку зрения тем, что "предметом спорного договора являлось только оказание юридических услуг, а не достижение конкретного результата" (определение Ростовского областного суда от 17 мая 2012 г. по делу № 33-5206). С другой стороны, в случае, если юристу удалось отстоять интересы клиента, суды могут использовать этот факт в качестве доказательства качественности оказанных юридических услуг (определение Ростовского областного суда от 18 октября 2012 г. по делу № 33-10741). 

Подписание акта приема оказанных услуг

Безусловным доводом в пользу юриста является, по мнению судов, подписание акта об оказанных юридических услугах, что свидетельствует о признании работы выполненной полностью и надлежащим образом, а также об отсутствии претензий к юристу (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2012 г. № 13АП-2534/12, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2013 г. № 17АП-7427/2013-ГК по делу № А50-2192/2013, постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КГ-А40/15050-10 по делу № А40-44081/10-150-335).

Однако и отсутствие такого акта, полагают суды, само по себе не может быть доказательством ненадлежащей правовой защиты (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27 мая 2011 г. № 07АП-3312/11 по делу № А03-16420/2010).

Оказание юридических услуг не только тем юристом, с которым был заключен договор

Суды также не принимают во внимание возмущение клиентов тем, что фактически услуги были оказаны стажерами или привлеченными юристами (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12 сентября 2011 г. по делу № А29-3778/2008) – особенно если клиент выписывал этим лицам доверенности на совершение юридически значимых действий от своего имени (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 августа 2011 г. по делу № А05-11869/2010).

В решениях можно встретить вывод о том, что фактическое выполнение определенных процессуальных действий иными лицами "не доказывает того, что подготовка к их совершению не была осуществлена адвокатским бюро в рамках оспариваемого договора на оказание юридических услуг и что определенный правовой результат был достигнут без участия адвокатского бюро" (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля .2013 г. № 15АП-8764/2013 по делу № А32-27810/2012).

Пассивное поведение клиента

Нередко суды подчеркивают, что непрофессиональность юриста не доказана, поскольку клиент:

  • не заявлял возражений против оплаты услуг (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2009 г. № 15АП-263/2009 по делу № А53-20521/2008);
  • не направлял мотивированные претензии по составленным документам или действиям юриста (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КГ-А40/15050-10 по делу № А40-44081/10-150-335, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 г. № 15АП-8764/2013 по делу № А32-27810/2012);
  • не поручал совершить иные действия или предоставить дополнительные консультации, составить дополнительные документы, заявления (определение Санкт-Петербургского городского суда от 13 февраля 2013 г. № 33-1800/2013);
  • не определил содержание понятия "юридическое сопровождение" в договоре или техническом задании (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2013 г. по делу № А21-2375/2012)
  • и т. п.

 

Железные доводы

Вместе с тем, у доверителей, которым был нанесен ущерб непрофессиональными действиями юриста, есть шанс доказать это и потребовать возмещения убытков.

Так, одна из клиенток адвоката, неудовлетворенная его бездействием и некомпетентностью, обратилась в адвокатскую палату с жалобой, и в результате дисциплинарного производства на адвоката были наложены меры дисциплинарной ответственности в виде предупреждения. Впоследствии этот факт, а также мнение палаты о том, что "избранный адвокатом способ восстановления прав доверителя являлся бесперспективным и не квалифицированным" легли в основание судебного решения о взыскании убытков с нерадивого юриста – правда, в удовлетворении морального вреда истице все-таки было отказано (определение Самарского областного суда от 31 января 2012 г. по делу № 33-896/2012).

Но иногда клиентам практикующих юристов удается доказать некачественность оказанных юридических услуг и без специальных доказательств или обращения в адвокатскую палату – но в этом случае некомпетентность юриста или его пренебрежение к надлежащему исполнению договора должны носить явный, если не сказать, грубый характер.

К примеру, клиентка одной из столичных юридических компаний смогла вернуть уплаченные по договору деньги, ссылаясь на то, что составленное работником компании исковое заявление было возвращено – при этом иск был возвращен, потому что подавшее иск лицо не имело полномочий на его предъявление. Суд подтвердил правоту доверителя, подчеркнув, что в данной ситуации юрист получил деньги клиентки за услуги, которые в силу закона не имел возможности ей оказать, о чем не поставил ее в известность при заключении договора и навязал составление иска (апелляционное определение Мосгорсуда от 12 августа 2013 г. по делу № 11-23019).

К аналогичному выводу Мосгорсуд пришел и в ситуации, когда юрист вообще не подписал исковое заявление, которое, конечно, было возвращено по этой причине (апелляционное определение Мосгорсуда от 26 июня 2013 г. по делу № 11-10069).

 

Таким образом, рассмотренное Постановление ВАС РФ можно считать в некотором роде ужесточением требований к профессиональным юристам и их квалификации. Надо сказать, что ВАС РФ в последнее время не впервые обращается к вопросу об оценке качества юридических услуг и ее значению.

Так, рассматривая в ноябре минувшего года дело о разумности судебных расходов на услуги представителя, Суд пришел к выводу, что приниматься во внимание должно не только фактическое оказание услуг по договору, но и качество оказанных услуг, в том числе знания и навыки, которые демонстрировал представитель. При этом судам были предложены такие критерии оценки, как:

  • знание законодательства и судебной практики;
  • владение научными доктринами;
  • знание тенденций развития правового регулирования спорных институтов в отечественной правовой системе и правовых системах иностранных государств;
  • знание международно-правовых тенденций по спорному вопросу (Определение ВАС РФ от 19 ноября 2013 г. № ВАС-16291/10 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").

 

Документы по теме:

Новости по теме: