Новости и аналитика Аналитические статьи Расширение прав и гарантий для потерпевших от преступлений

Расширение прав и гарантий для потерпевших от преступлений

Расширение процессуальных прав и новые меры защиты потерпевших от преступлений10 января 2014 года в силу вступил Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования прав потерпевших в уголовном судопроизводстве" (далее – Закон). Документ принят с целью расширения процессуальных прав потерпевших, что должно создать условия для реализации принципа состязательности и равноправия сторон в уголовном судопроизводстве и обеспечить защиту их прав и законных интересов. Как отмечают разработчики Закона, до его принятия вопросы защиты прав потерпевших в российском законодательстве были урегулированы недостаточно полно. 

В связи с этим, изменению подверглись как общие процессуальные права потерпевших, так и права несовершеннолетних потерпевших, гарантии возмещения потерпевшим вреда, причиненного преступлениями. Также скорректированы особенности осуществления административного надзора в отношении осужденных за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, меры государственной защиты потерпевших, положения об информировании потерпевших о перемещениях осужденного и ряд других. Отдельные положения Закона, тем не менее, вступят в силу только с 1 января 2015 года. В основном это нормы, направленные на защиту прав несовершеннолетних потерпевших. 

 

Новые процессуальные права потерпевших 

Согласно Закону, решение о признании потерпевшим теперь принимается незамедлительно с момента возбуждения уголовного дела и оформляется постановлением дознавателя, следователя, судьи или определением суда. Прежде, согласно ч. 2 ст. 226.3 УПК РФ, физическое или юридическое лицо, которому преступлением причинен вред, признавалось потерпевшим не позднее трех суток со дня возбуждения уголовного дела. При этом ст. 42 УПК РФ дополнена положением, согласно которому если на момент возбуждения уголовного дела отсутствуют сведения о лице, которому преступлением причинен вред, решение о признании потерпевшим принимается незамедлительно после получения данных об этом лице.

 

    Мнение

    Антон Матюшенко, адвокат Московской коллеги адвокатов "Князев и партнеры"Антон Матюшенко, адвокат Московской коллеги адвокатов "Князев и партнеры":

    "Безусловно, норма о незамедлительном принятии решения о признании потерпевшим носит положительный характер. На практике нередки случаи, когда лицо, пострадавшее от преступного посягательства, долгое время не может оформить свой процессуальный статус потерпевшего, и тем самым, получить необходимый комплекс прав и обязанностей. Данная норма призвана решить описанную выше проблему.

    Однако следует выделить некоторые недостатки рассматриваемого положения.

    Во-первых, законодатель, обязывая следователя, дознавателя принять решение о признании лица потерпевшим, не устанавливает обязанности об уведомлении лица о принятом решении. Таким образом, может сложиться ситуация, когда будет принято формальное решение (лишь для того, чтобы соблюсти требование нормы) либо решение не будет принято вовсе.

    Во-вторых, закрепление требования о незамедлительности принятия решения может спровоцировать весьма неприятную ситуацию. Так, например, в практической деятельности довольно часто встречаются случаи (особенно если речь идет о сложных экономических преступлениях), когда при первоначальном анализе состава преступления непонятно кому именно причинен ущерб и, следовательно, кого следует признавать потерпевшим. Для выяснения этих обстоятельств требуется более детальный анализ и, как следствие, время. Закон же обязывает принимать решения незамедлительно.

    В сложившейся ситуации практика реализации данного положения может сформироваться самым плачевным образом: следователи, дознаватели могут признавать потерпевшим первое попавшееся лицо (это в лучшем случае) либо опять же могут игнорировать данную норму (что гораздо хуже, так как смысл данного положения тогда теряется)". 


 

Кроме того, ряд процессуальных прав потерпевшего приведены в соответствие с правами подозреваемого и обвиняемого. Так, потерпевший теперь имеет право знакомиться по окончании предварительного расследования с материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе после прекращения уголовного дела. Потерпевший сможет получать копии постановлений, об отказе в избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, о направлении уголовного дела по подсудности, о назначении предварительного слушания, судебного заседания, а также по ходатайству – копии иных процессуальных документов, затрагивающих его интересы (п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ).

"Данная норма должна защитить права потерпевшего, прежде всего его права, закрепленные в ст. 46 Конституции РФ, согласно которой он должен иметь реальную возможность обжаловать в суд по ст. 125 УПК РФ решения, затрагивающие его права. Однако если мы не придем к реально независимому суду на всех уровнях, то данные изменения в лучшем случае не будут реально обеспечивать права потерпевшего", – отмечает Ахмат Глашев, советник АБ "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры".

По мнению Антона Матюшенко, расширение перечня процессуальных документов, которые должны вручаться потерпевшему, крайне позитивное, так как нередки случаи, когда потерпевший или представитель узнают о вынесенных по делу решениях только при ознакомлении с материалами по уголовному делу, теперь же потерпевший имеет право получать копии документов в ходе производства по делу.

ч. 2 ст. 24 Конституции РФ – основном законе нашего государства, с момента ее создания – с 1993 года закреплено, что "органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом", – отмечает адвокат.

Помимо этого, потерпевший получил право возражать против постановления приговора без проведения судебного разбирательства в общем порядке. Состав следственной группы теперь должен объявляться не только подозреваемому и обвиняемому, но потерпевшему (ч. 2 ст. 163 УПК РФ).

Отдельный блок изменений связан также с правами потерпевшего в связи с проведением судебной экспертизы. Так, в отличие от действовавших ранее норм, следователь знакомит с постановлением о назначении судебной экспертизы в том числе и потерпевшего, его представителя и разъясняет им права, предусмотренные ст. 198 УК РФ. Об этом составляется протокол, подписываемый следователем и лицами, которые ознакомлены с постановлением (ч. 3 ст. 195 УК РФ).

При назначении и производстве судебной экспертизы потерпевший или его представитель и его представитель вправе (ч. 1 ст. 198 УПК РФ): 

  • знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы;
  • заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о внесении в постановление о назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту;
  • присутствовать с разрешения следователя при производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту;
  • знакомиться с заключением эксперта или сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса эксперта.

Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение, а также протокол допроса эксперта предъявляются следователем, в том числе, потерпевшему, его представителю. При этом им разъясняется право ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной судебной экспертизы (ч. 2 ст. 206 УПК РФ).

"Новелла, связанная с расширением прав потерпевшего в связи с проведением судебной экспертизы, на мой взгляд, носит позитивный характер. Потерпевший получил всю совокупность прав, благодаря которым он может полноценным образом участвовать в производстве экспертизы (одного из важнейших следственных действий), до этого многим потерпевшим приходилось проводить независимую экспертизу за собственный счет", – отмечает Антон Матюшенко.

"Это действительно существенный момент. Ибо часто потерпевший не может добиться справедливости именно виду ограниченности своих прав в связи с назначением судебных экспертиз. Это особенно касается случаев нанесения побоев, тяжких телесных повреждений. Опять же скажу, что они будут эффективными, если суды первой инстанции будут реально независимыми. Но это, по сравнению с другими новшествами, действительно существенное", – комментирует изменения Ахмат Глашев.

Помимо этого, ст. 219 УПК РФ дополнена новой частью – четвертой. Согласно закрепленному в ней положению, если обвиняемым заявлено ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства, следователь уведомляет об этом потерпевшего и разъясняет ему право представить в суд возражения (после поступления уголовного дела в суд). Также согласно новой редакции п. 2 ч. 1 ст. 389.11 УПК РФ судья, изучив поступившее уголовное дело, выносит постановление о назначении судебного заседания, в котором разрешаются не только вопросы о вызове в судебное заседание свидетелей, экспертов и других лиц, но и сторон (в частности, потерпевшего).

Закон расширяет перечень лиц, к которым переходят права потерпевшего по уголовным делам о преступлениях, повлекшим смерть потерпевшего, что создаст дополнительные гарантии обеспечения их прав. В таких случаях права потерпевшего, предусмотренные ст. 42 УПК РФ, переходят к одному из его близких родственников и (или) близких лиц, а при их отсутствии или невозможности их участия в уголовном судопроизводстве – к одному из родственников (ч. 8 ст. 42 УПК РФ). При решении вопроса о применении в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, соответствующее постановление судьи теперь направляется и потерпевшему (ч. 8 ст. 108 УПК РФ). Наряду с этим, суммы, выплачиваемые потерпевшему на покрытие расходов, связанных с выплатой вознаграждения представителю потерпевшего – отнесены к процессуальным издержкам (ч. 2 ст. 131 УПК РФ). Таким образом, соответствующие расходы теперь могут быть взысканы, в том числе, и с осужденного.

 

Информирование потерпевшего о перемещениях осужденного

Законом в УПК РФ закреплено право потерпевшего получать в обязательном порядке информацию (п. 14, п. 21.1 ст. 42 УПК РФ):

  • о прибытии осужденного к лишению свободы к месту отбывания наказания;
  • о выездах осужденного за пределы учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы;
  • о времени освобождения осужденного из мест лишения свободы в случае, если потерпевший или его законный представитель сделает соответствующее заявление до окончания прений сторон.

Если до окончания прений сторон потерпевший (его законный представитель) изъявил желание получать в обязательном порядке упомянутую информацию, суд одновременно с постановлением обвинительного приговора выносит определение или постановление об уведомлении потерпевшего (его законного представителя). Копия документа направляется вместе с копией обвинительного приговора в учреждение или орган, на которые возложено исполнение наказания.

Одновременно Уголовно-исполнительный кодекс РФ дополнен новыми положениями, согласно которым о прибытии осужденного к месту отбывания наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана не позднее 10 дней направить уведомление потерпевшему или его законному представителю (ст. 17 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). При освобождении осужденного – не позднее, чем за 30 дней, а при досрочном освобождении – в день освобождения (ст. 172.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). 

В случае выезда осужденного к месту жительства или получения им разрешения на выезд за пределы исправительного учреждения, администрация уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя незамедлительно (ч. 3 ст. 47.1 и ч. 6.1 ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса РФ). Основание направления таких уведомлений – наличие в личном деле осужденного копии определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя. 

Суд, в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению (ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"). В свою очередь органы внутренних дел теперь должны в письменной форме уведомлять потерпевшего и (или) его представителя о прекращении административного надзора в день прекращения административного надзора (п. 7 ч. 1 ст. 12 упомянутого закона).

 

Усиление ответственности потерпевшего

Закон устанавливает, что потерпевший не имеет права уклоняться от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования.

В ст. 308 УК РФ теперь установлена уголовная ответственность за уклонение потерпевшего от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования. Это штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работами на срок до 360 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.

В связи с этим в ч. 7 ст. 42 УПК РФ также четко разграничивается, что за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 307 УК РФ. За отказ от дачи показаний, а также за уклонение от прохождения освидетельствования, от производства в отношении его судебной экспертизы в случаях, когда не требуется его согласие, или от предоставления образцов почерка и иных образцов для сравнительного исследования потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 308 УК РФ. За разглашение данных предварительного расследования потерпевший несет ответственность в соответствии со ст. 310 УК РФ

 

Возмещение вреда потерпевшему и охрана тайны его личности

Закон вводит дополнительные гарантии возмещения потерпевшему причиненного преступлением вреда (полностью или частично). В частности, условное осуждение сможет быть отменено, а судимость с осужденного снята до истечения испытательного срока, в частности, при условии возмещения вреда (ч. 1 ст. 74 УК РФ). Напротив, уклонение от возмещения вреда в размере, определенном решением суда, может повлечь продление испытательного срока, но не более чем на год (ч. 2 ст. 74 УК РФ). В свою очередь в случае систематического уклонения от возмещения указанного вреда в течение продленного испытательного срока суд может вынести решение об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором (ч. 2.1 ст. 74 УК РФ). Аналогичным образом, для условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания, снятия судимости до истечения срока ее погашения также необходимым условием теперь является возмещение вреда (см. ч. 1 ст. 79 и ч. 1 ст. 80 УК РФ, ч. 5 ст. 86 УК РФ). Корреспондирующие изменения внесены также в ст. 175 и ст. 190 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.

 

    Мнение

    Антон Матюшенко, адвокат Московской коллеги адвокатов "Князев и партнеры"Антон Матюшенко, адвокат Московской коллеги адвокатов "Князев и партнеры":

    "Данная новелла носит весьма противоречивый характер и вызывает массу споров. С одной стороны, может показаться, что она направлена на расширение прав потерпевших по возмещению вреда, причиненного преступлением, так как, например для того, чтобы с осужденного была снята судимость до истечения испытательного срока, в соответствии с ч. 5 ст. 86 УК РФ он обязан возместить вред потерпевшему. Данная ситуация, на первый взгляд, может показаться выгодной как для потерпевшего, так и для осужденного. Первый получает возмещение вреда, со второго снимается судимость (или другое ограничение, предусмотренное законом), естественно, в случае выполнения других условий. Однако, на мой взгляд, данная норма носит декларативный характер и в практической деятельности применяться будет весьма нечасто. Виной всему материальное положение большинства осужденных (к сожалению, оно оставляет желать лучшего), которым не под силу будет возместить ущерб (по крайней мере, сделать это сразу). При таких условиях складывается совершенно иная ситуация, когда потерпевший не получает возмещения вреда, а с осужденного не снимается судимость (либо другие ограничения, предусмотренные законом)".


 

По мнению Ахмата Глашева, описанные выше изменения в части введения дополнительных гарантий возмещения вреда потерпевшему можно расценивать как положительные, если они не станут механизмом давления на осужденного (обвиняемого).

"Но здесь очень велик соблазн манипулировать этим для своих целей", – отмечает эксперт.

Помимо этого, в УПК РФ вводится ст. 160.1, в которой закрепляется обязанность следователя, дознавателя, установивших, что совершенным преступлением причинен имущественный вред, принять меры по установлению имущества подозреваемого, обвиняемого, стоимость которого обеспечивает возмещение такого вреда, и по наложению ареста на данное имущество. Также это касается имущества лиц, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за вред, причиненный подозреваемым, обвиняемым.

Ряд новых положений также касается охраны тайны личности потерпевшего. Так, в случае, если с уголовным делом поступило постановление о сохранении в тайне данных о личности участника уголовного судопроизводства, судья принимает меры, исключающие возможность ознакомления с указанным постановлением иных участников уголовного судопроизводства (ч. 3.1 ст. 227 УПК РФ). При неявке в судебное заседание потерпевшего или свидетеля суд вправе по ходатайству стороны или по собственной инициативе принять решение не только об оглашении ранее данных ими показаний, но и о воспроизведении видеозаписи или киносъемки следственных действий, производимых с их участием. Речь идет о случаях, когда причинной неявки стала смерть, тяжелая болезнь потерпевшего или свидетеля, стихийное бедствие, чрезвычайная ситуация, а также если потерпевший или свидетель являются иностранными гражданами и отказываются явиться по вызову суда (ч. 2 ст. 281 УПК РФ).

При этом в ч. 4 ст. 303 УПК РФ закрепляется положение, согласно которому суд в приговоре ссылается на псевдонимы потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного судопроизводства в случае, если в ходе судебного разбирательства данные об их личности не раскрывались (с указанием данного факта). Также прописываются условия хранения постановления следователя, в котором излагаются причины принятия решения о сохранении в тайне личности потерпевшего, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц. Оно помещается в уголовное дело в условиях, исключающих возможность ознакомления с ним иных участников уголовного судопроизводства (ч. 9 ст. 166 УПК РФ).

 

Меры по защите прав несовершеннолетних потерпевших

С 1 января 2015 года по ходатайству законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 16 лет, в отношении которого совершено преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, участие адвоката в качестве представителя такого потерпевшего обеспечивается дознавателем, следователем или судом. В этом случае расходы на оплату труда адвоката компенсируются за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 45 УПК РФ). При этом законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего потерпевшего. Это будет происходить на основании постановления дознавателя, следователя, судьи или определению суда. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего (ч. 2.2 ст. 45 УПК РФ). Кроме того, ч. 3 ст. 191 УПК РФ дополнена положением о том, что разглашение данных о частной жизни несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего возраста 14 лет, без согласия его законного представителя не допускается.

С 1 января 2015 года также вступят в силу нормы, определяющие особенности проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего (поправки к ст. 191 УПК РФ). Так, обязательным станет участие педагога или психолога, если указанные следственные действия проводятся: с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля:

  • не достигшего 16 лет;
  • достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии.

По уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего участие психолога обязательно в обоих случаях (ч. 4 ст. 191 УПК РФ). При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста 16 лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Напомним, что сейчас присутствие таких специалистов обязательно только для детей, не достигших 14 лет.

Кроме того, в ч. 1 ст. 191 УПК РФ с 1 января 2015 года будет закреплена предельная продолжительность совершения упомянутых следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в зависимости от его возраста. Они не могут продолжаться:

  • в возрасте до 7 лет – без перерыва более 30 мин., а в общей сложности – более одного часа;
  • в возрасте от 7 до 14 лет – более одного часа, а в общей сложности – более двух часов;
  • в возрасте старше 14 лет – более двух часов, а в общей сложности – более четырех часов в день.

При этом уже вступила в силу норма, позволяющая следователю не допустить к участию в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля его законного представителя и (или) представителя, если это противоречит интересам несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. В этом случае следователь обеспечивает участие в допросе другого законного представителя несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля (ч. 3 ст. 191 УПК РФ).

Также с 1 января 2015 года применение видеозаписи или киносъемки станет обязательным в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Исключения составят случаи, когда несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает. Материалы видеозаписи или киносъемки будут храниться в уголовном деле. Кроме того, оглашение показаний несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также фото- и видеоматериалов, сделанных в ходе допросов, осуществляются в отсутствие несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля без проведения допроса. Тем не менее, по ходатайству сторон или по собственной инициативе суд сможет выносить мотивированное решение о необходимости допросить несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля повторно (ч. 6 ст. 281 УПК РФ).

В дополнение, в ст. 137 УК РФ вводится ответственность за незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего по уголовному делу, не достигшего 16 лет. Также это касается информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий. Необходимым условием является причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия в результате распространения перечисленной выше информации. Среди возможных наказаний:

  • штраф в размере от ста пятидесяти тысяч до 350 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет,
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового;
  • арест на срок до шести месяцев;
  • лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

Еще один блок изменений, направленных на защиту прав несовершеннолетних потерпевших, внесен в Федеральный закон от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы". В частности, вводится особый порядок установления административного надзора судом в отношении лица, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией) и совершившего в возрасте старше 18 лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет. Для таких лиц административный надзор, помимо общих оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 3 закона об административном надзоре. При этом административный надзор в отношении таких лиц устанавливается на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока для погашения судимости (п. 3 ч. 1 ст. 5 закона об административном надзоре). В дальнейшем планируется, что административный надзор в отношении таких лиц будет устанавливаться и прекращаться в соответствии с со специальным федеральным законом (ч. 4 ст. 13 закона об административном надзоре). 

 

Меры государственной защиты потерпевших

Значительные изменения также произошли в сфере государственной защиты, в том числе и потерпевших. Так, меры государственной защиты могут быть применены после постановления приговора, вынесения постановления об освобождении лица от уголовной ответственности или наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера. Наряду с этим, при переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ему за счет средств федерального бюджета будет оказываться материальная помощь и возмещаться расходы, связанные с переездом (ч. 5 ст. 2, ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, далее – закон о государственной защите).

Кроме того, для избрания в отношении защищаемого лица мер безопасности, предусмотренных п.п. 1-8 ч. 1 ст. 6 закона о государственной защите, соответствующий орган теперь в обязательном порядке должен заключать с ним договор, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, права и обязанности самого органа и защищаемого лица при ее применении. Также орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица (см. ч. 6, ч. 7 ст. 18 закона о государственной защите).

 

Документы по теме:

Новости по теме:

Госдума одобрила закон об укреплении прав потерпевших в уголовном судопроизводстве – ИА "ГАРАНТ", 23 декабря 2013 г.

Материалы по теме: