Чем светит энергетика в 2014 году?

Чем светит энергетика в 2014 году?В сфере электроэнергетики, как в топливно-энергетическом комплексе (далее – ТЭК) в целом, существует ряд проблем, для решения которых необходимо внести существенные поправки в действующее законодательство. Это и высокая степень износа основных средств энергетики, и снижение качества подготовки научно-технических кадров, и медленное развитие инновационной сферы. И как следствие – низкая эффективность производства, высокая аварийность, снижение конкурентоспособности экономики.

Период конца 2013 – начала 2014 годов был ознаменован вступлением в силу изменений, а также рассмотрением ряда законопроектов в сфере электроэнергетики. Изучим самые важные поправки.

 

Изменение № 1. Штрафы за самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам и за нарушение правил пользования топливом и энергией увеличены в два раза.

Документ: Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 316-ФЗ "О внесении изменений в статьи 7.19 и 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Вступил в силу: 6 декабря 2013 года.

В начале декабря прошлого года вступили в силу изменения в КоАП РФ, ужесточающие административные штрафы за самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а также за самовольное (безучетное) использование топливных и энергетических ресурсов. За такие правонарушения физические лица будут оштрафованы на 4 тыс. руб. (ранее – до 2 тыс. руб.), должностные лица – на 8 тыс. руб. (ранее – до 4 тыс. руб.), а юридические лица – на 80 тыс. руб. (ранее – до 40 тыс. руб.) (ст. 7.19 КоАП РФ).

Увеличились штрафы и за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства и эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок. Максимальный штраф по ст. 9.11 КоАП РФ  для физических лиц составляет 2 тыс. руб. (ранее – до 1 тыс. руб.), для должностных лиц – 4 тыс. руб. (ранее – до 2 тыс. руб.) , для юридических лиц – до 40 тыс. руб. (ранее – до 20 тыс. руб.) или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

Изменение № 2. Заявление о внесении в государственный реестр саморегулируемых организаций, занимающихся энергетическим обследованием, в электронной форме будет подписываться электронной подписью заявителя.

Документ: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 401-ФЗ "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Вступил в силу: 10 января 2014 года.

При подаче электронной формы заявления о внесении в государственный реестр саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, а соответствующие документы – электронной подписью должностных лиц органов (организаций), которые уполномочены на подписание таких документов. Данная норма введена впервые.

 

Изменение № 3. Утвержден порядок антимонопольного регулирования и контроля на оптовом и розничном рынках электрической энергии и мощности.

Документ: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. № 1164 "Об утверждении Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике".
Вступил в силу: 26 декабря 2013 года. 

Основываясь на принципах ст. 20 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", посвященных государственному регулированию и контролю в электроэнергетике, данный порядок введен впервые. Его объектами являются цены на электроэнергию, перераспределение долей в уставных капиталах субъектов оптового рынка, согласованные действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее положение, и др. Антимонопольный контроль осуществляется путем мониторинга цен на электрическую энергию (мощность), проведения плановых и внеплановых проверок, установления доминирующего положения на оптовом или розничном рынках, установления случаев манипулирования ценами и др.

 

Изменение № 4. Утвержден перечень мероприятий для единоличного управляющего Единой энергетической системой страны (ОАО "СО ЕЭС") на 2014-2016 годы.

Документ: Приказ Федеральной службы по тарифам от 18 ноября 2013 г. № 1424-э "Об установлении требований к программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО "СО ЕЭС" на 2014-2016 гг."
Вступил в силу: 1 января 2014 года.

Мероприятия направлены на сокращение числа расходов энергетических ресурсов и экономию расходов на их приобретение. К ним относятся:

  • проведение энергетического обследования вводимых в эксплуатацию зданий и сооружений;
  • разработка и реализация плана мероприятий по оптимизации энергопотребления в зданиях, строениях, сооружениях;
  • оснащение вводимых в эксплуатацию зданий и сооружений, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии.

Напомним, что аналогичные мероприятия проводились и последние три года1.

 

Изменение № 5. Заявители смогут направлять заявку о присоединении энергопринимающих устройств к электрическим сетям через Интернет.

Документ: Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2013 г. № 1131 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам введения процедуры приема заявок на технологическое присоединение к электрической сети классом напряжения до 10 кВ включительно от лиц, мощность энергопринимающих устройств которых составляет до 150 кВт, через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" с возможностью отслеживания исполнения заявки в режиме реального времени".
Вступает в силу: 10 марта 2014 года. 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в случае присоединения электроустановок к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ (включительно) смогут направлять заявку через Интернет. Для подачи документов на сайте сетевой организации необходимо будет получить идентификатор и пароль. Кроме того, сетевая организация на своем официальном сайте будет обязана предоставлять заявителям сведения об основных этапах обработки заявок. Данная норма нашла отражение в п. 8.3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям.

До вступления в силу данных изменений заявитель может подать заявку лично или через представителя, либо направить ее в двух экземплярах ценным письмом с описью вложения.

Аналогичные изменения коснулись и Стандарта раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии.

 

Изменение № 6. Покупателей электроэнергии могут обязать заплатить штраф за несвоевременную оплату электрической энергии.

Документ: Законопроект № 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов"2.
Текущее состояние: 18 декабря 2013 года законопроект принят в первом чтении.

Законопроектом предусмотрена обязанность потребителя или покупателя электрической энергии, несвоевременно или неполностью оплатившего электроэнергию, уплатить гарантирующему поставщику пени в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ (на сегодняшний день ставка равна 8,25), от не уплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Данная норма может быть введена в ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".

 

Цитата

Алексей Мудрецов, генеральный директор BMC Engineering

Алексей Мудрецов, генеральный директор BMC Engineering:

"Принятие штрафных санкций – вынужденная мера защиты гарантирующих поставщиков, сетевых и энергосбытовых предприятий. Принятие ее будет серьезной дисциплинарной мерой воздействия на неплательщиков".

Изменение № 7. Возможна отмена социальных норм потребления энергоресурсов населением.

Документ: Законопроект № 405690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и статью 27 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"3.
Текущее состояние: после регистрации 11 декабря 2013 года законопроект направлен в Комитет Госдумы по энергетике.

С принятием законопроекта будут исключены социальные нормы потребления энергетических ресурсов. Отмена норм планируется из-за отсутствия экономии перекрестного субсидирования тарифов для населения промышленными предприятиями. Напомним, что с 1 сентября 2013 года соцнорма была установлена в семи пилотных регионах. Владимирской области – 50 кВт.ч, Нижегородской – 50 кВт.ч, Забайкальском крае – 65 кВт.ч, Красноярском – 75 кВт.ч, Ростовской области – 96 кВт.ч, Самарской – 150 кВт.ч, Орловской – 190 кВт.ч. на человека в месяц. Однако уже на данном этапе нормы отличаются друг от друга в четыре раза. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, введение социальных норм повсеместно может привести к еще большему снижению уровня жизни населения.

 

Изменение № 8. Объекты электросетевого хозяйства могут быть переданы в аренду территориальным сетевым организациям.

Документ: Законопроект № 282667-6 "О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "Об электроэнергетике"4.
Текущее состояние: 22 ноября рассмотрение законопроекта в первом чтении перенесено на другое пленарное заседание.

В случае принятия законопроекта, до 1 января 2022 года организации по управлению общероссийской электрической сетью будут обязаны передавать объекты электросетевого хозяйства в аренду территориальным сетевым организациям. Данной поправкой законопроект может отменить запрет на передачу в аренду объектов электросетевого хозяйства и (или) их частей, вступивший в силу с 1 января 2014 года. Поправку планируется принять в связи с невозможностью ликвидации перекрестного субсидирования до 1 января 2014 года.

 

Изменение № 9. Штрафы за самовольное подключение и нарушение пользования топливом и энергией увеличатся в несколько раз (см. изменение № 1).

Документ: Законопроект № 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов"5.
Текущее состояние: 18 декабря 2013 года законопроект был принят в первом чтении. 

Законопроектом планируется внести изменения в ст. 7.19 КоАП РФ и увеличить штрафы за самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа. Так, граждане могут быть оштрафованы на сумму, как и сейчас, до 4 тыс. руб., должностные лица – до 200 тыс. руб. (сейчас – до 8 тыс. руб.), а юридические лица – до 300 тыс. руб. (сейчас – до 80 тыс. руб.).

 

Изменение № 10. Органы исполнительной власти субъектов займутся формированием перечня потребителей в субъектах РФ.

Документ: Законопроект № 348213-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов".
Текущее состояние: 18 декабря 2013 года законопроект принят в первом чтении. 

Цитата

Алексей Мудрецов, генеральный директор BMC Engineering

Алексей Мудрецов, генеральный директор BMC Engineering:

"Необходимо провести модернизацию материально-технической базы учебных заведений, в том числе за счет средств частных инвесторов – внедрить обучающие центры при предприятиях. Это позволит повысить квалификацию персонала без отрыва от производства".

На данный момент группы потребителей, в отношении которых может предусматриваться особый порядок предоставления обязательств по оплате электрической энергии, определяет Правительство РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов.

Однако в связи с принятием законопроекта, Правительством РФ будут определяться категории потребителей, для которых будет применим особый порядок предоставления обязательств по оплате электроэнергии и услуг. За органами исполнительной власти субъектов останется формирование перечня потребителей в субъектах РФ.

 

Изменение № 11. Сфера ТЭК может пополниться высококвалифицированными специалистами.

Документ: Проект Плана мероприятий ("дорожная карта") "Обеспечение топливно-энергетического комплекса России человеческим капиталом"6.
Текущее состояние: документ не принят. 

С целью повышения качества подготовки научно-технических кадров разработан примерный перечень мероприятий, реализация которых будет способствовать пополнению отраслей ТЭК высококвалифицированными специалистами. К мероприятиям относятся:

  • внедрение конкурентной политики ТЭК;
  • повышение мотивации корпоративного сектора и персонала организаций ТЭК;
  • реализация программ, направленных на повышение качества образования, в том числе популяризацию инженерных и рабочих специальностей;
  • развитие научно-технической, предпринимательской деятельности молодежи.

По итогам перечисленных мероприятий планируется достичь ежегодного роста индекса развития человеческого капитала, повышения производительности труда в ТЭК, а также повышения уровня безопасности в энергетике до уровня развитых стран.

 

Документы по теме:

Новости по теме:

______________________________

1 Приказ ФСТ России от 31 марта 2011 г. № 96-э "Об установлении требований к программе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО "СО ЕЭС" на 2011-2013 г.г. и о внесении изменений и дополнений в приказ Федеральной службы по тарифам от 25.08.2010г. № 402-э".
2 Текст законопроекта № 348213-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
3 Текст законопроекта № 405690-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
4 Текст законопроекта № 282667-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
5 Текст законопроекта № 348213-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
6 Текст проекта Плана мероприятий ("дорожная карта") "Обеспечение топливно-энергетического комплекса России человеческим капиталом" размещен на официальном сайте Минэнерго России.