Новости и аналитика Аналитические статьи Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 года

Госзакупки и малый бизнес с 1 января 2014 годаC 1 января 2014 года вступит в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее – Закон), который устанавливает не только общий порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, но и меняет специфику участия в них субъектов малого предпринимательства (далее – СМП). На данный момент такие закупки осуществляются в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ.

Особенности участия СМП в упомянутых закупках устанавливаются в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Однако в новом законе не предусмотрены отдельные меры поддержки для СМП, как сейчас. Вместо этого введена единая система преференций для СМП и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СОНО).

Кроме того, с 1 января 2014 года планируется установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП) в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц1. Речь идет о субъектах естественных монополий, госкорпорациях, госкомпаниях и других организациях, указанных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

 

Госзакупки для государственных и муниципальных нужд

С 1 января 2014 года устанавливается объем закупок, которые заказчики обязаны осуществлять у СМП и СОНО – не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком. На данный момент – не менее 10% и не более 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Таким образом, в Законе установлен усредненный, но более конкретный показатель. Исключение составят, как и прежде, закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также в области использования атомной энергии. Соответствующие заказчики вправе осуществлять такие закупки у СМП и СОНО, но не обязаны.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок

Подробнее о новом порядке осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд читайте в нашем материале "Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок

В то же время увеличится начальная (максимальная) цена контракта (лота) – с 15 млн руб. до 20 млн руб. Изменятся и способы проведения закупок – они смогут проводиться путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только СМП, СОНО. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к таким субъектам.

При этом закупаться у СМП и СОНО смогут любые товары, а не только те, которые утверждены Правительством РФ, как сейчас. Впрочем, их спектр на данный момент и так достаточно широк – от сельхозпродукции и услуг по уборке, заканчивая научным оборудованием и услугами информационных агентств (см. постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 642). Кроме того, в законе появился совершенно новый инструмент поддержки малого бизнеса. Заказчик имеет право установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНО.

"Привлечение СМП именно в статусе соисполнителя хороша и тем, что снижаются риски заказчика, являющиеся следствием ограниченных материальных, финансовых и кадровых ресурсов такого поставщика. Малый бизнес же получает возможность набраться опыта и получить поддержку у "старшего товарища", – комментирует данное положение руководитель Центра эффективных закупок Тендеры.Ру Кирилл Кузнецов.

Соответствующее условие включается в контракт, наряду с условием о привлечении к гражданско-правовой ответственности за нарушение указанного требования. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются в совокупном годовом объеме закупок, размещенном у СМП и СОНО.

Также, по мнению Кирилла Кузнецова, еще одной позитивной для СМП новацией является норма о возможности замены увеличенного в 1,5 раза обеспечения на подтверждение своей добросовестности путем ссылки на успешно исполненные контракты, внесенные в соответствующий реестр. Данное положение применяется в случае снижения таким поставщиком цены более чем на 25% от начальной (максимальной) цены контракта.

Цитата

Цитата

Кирилл Кузнецов, руководитель Центра эффективных закупок Тендеры.Ру

"Ряд позитивных изменений для СМП Закон действительно предусматривает, но по-прежнему во главе угла – квотирование и формальное исполнение норм, а не экономическое стимулирование привлечения малого бизнеса. Поэтому потенциал привлечения малого бизнеса в госзакупки еще далеко не исчерпан".

Несмотря на это в Законе, как и в его предшественнике, присутствует не самая положительная норма, позволяющая выполнять план по объему закупок у СМП даже в случае признания определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшимся. В такой ситуации заказчик вправе осуществить закупки на общих основаниях. Однако при этом несостоявшиеся закупки учитываются в совокупном годовом объеме закупок у СМП и СОНО. Таким образом, теоретически заказчик имеет возможность исполнить план по закупкам у СМП, даже если по факту ни один из таких субъектов контракта не получит.

 

Закупки для нужд отдельных видов юридических лиц

Еще более серьезные изменения должны произойти с 1 января 2014 года в сфере осуществления закупок у СМСП отдельными видами юридических лиц. На данный момент специфика и порядок осуществления таких закупок нигде подробно не прописан. Однако в ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" закреплено право Правительства РФ устанавливать особенности участия в закупке СМСП. В связи с этим проект соответствующего постановления, разработанный Минэкономразвития России, находится на завершающей стадии подготовки.

Так, планируется установить объем закупок у СМСП на уровне не менее 10%, с 1 января 2015 года – не менее 18%, а с 1 января 2018 года – не менее 25% совокупного годового объема договоров, заключенных заказчиками. При определении указанной доли закупок также будут учитываться договоры, по которым СМСП являются субподрядчиками, соисполнителями. Также будут определены виды закупок, которые не учитываются в данном объеме (для нужд обороны страны, в области использования атомной энергии, закупки финансовых услуг и др.).

При этом планируется, что закупки у СМСП можно будет осуществлять путем:

  • проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками являются хозяйствующие субъекты любой организационно-правовой формы либо физические лица, в том числе СМСП;
  • проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками закупок являются только СМСП;
  • проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в которых устанавливается требование о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМСП.

В случае проведения закупок только среди СМСП, заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у таких субъектов. Перечень составляется на основании ОКДП и размещается на сайте www.zakupki.gov.ru, а также на сайте заказчика.

Кроме того, планируется, что по аналогии с контрактной системой для участия в закупках, которые проводятся только среди СМСП, необходимо будет декларировать свое соответствие условиям, установленным ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд

Ответы на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд читайте в нашем материале: "Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ

При осуществлении такой закупки заказчик вправе по истечении срока приема заявок осуществить закупку на общих основаниях, если:

  • от СМСП не подана ни одна заявка на участие в такой закупке;
  • заявки всех участников закупки отозваны или не соответствуют требованиям, предусмотренным документацией о закупке;
  • заявка, поданная единственным участником закупки, являющимся СМСП, не соответствует требованиям, предусмотренным документацией о закупке;
  • заказчиком в порядке, установленном положением о закупке, принято решение о том, что договор по итогам осуществления закупки не заключается.

Также в случае уклонения или отказа СМСП от заключения договора, а также в случае предоставления недостоверной информации в документах, которые подтверждают принадлежность участника к СМСП, заказчик вправе отменить решение об определении поставщика и осуществить закупку на общих основаниях. 

При этом планируется, что заказчик будет обязан осуществить закупки у СМСП, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 50 млн руб. и соответствующие товары, работы, услуги входят в печень закупаемых у СМСП.

Если же товары, работы, услуги включены в перечень и цена превышает 50 млн руб., но не превышает 200 млн руб., заказчик вправе осуществить закупки у СМСП по своему усмотрению.

Размер обеспечения заявки на участие в закупке, участниками которой являются только СМСП, не сможет превышать 2% начальной (максимальной) цены договора (цены лота). При этом такое обеспечение может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств на счет или путем предоставления банковской гарантии. В свою очередь обеспечение исполнения договора, не может превышать 30% начальной (максимальной) цены договора (цены лота) и размер аванса, предусмотренного договором.

По вопросам размещения заказов у СМСП отдельными видами юридических лиц смотрите также план мероприятий ("дорожную карту") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием". 

Помимо этого, предусматривается, что заказчик сможет утвердить программу партнерства, участниками которой может быть неограниченное количество СМСП, соответствующих определенным критериям (отсутствие задолженности по налогам, решения о признании банкротом, судимости у руководителя или главного бухгалтера и др.). Плюс, заказчики получат возможность утверждать свои дополнительные требования (и программа, и требования будут публиковаться на сайтах заказчиков).

Цель партнерской программы – формирование сети квалифицированных и ответственных партнеров из числа СМСП, поставляющих заказчику товары (выполняющих работы, оказывающих услуги) по прямым договорам и субподрядным договорам 1-го уровня, активное вовлечение в деятельность заказчика инновационных СМСП, а также обеспечение заказчиками содействия в развитии СМСП, являющихся участниками такой программы2.

В случае если закупка проводится только среди СМСП, заказчиком могут быть установлены следующие особенности заключения договора с ними при условии участия в программе партнерства:

  • авансирование в размере не менее 30% от суммы договора;
  • возможность исполнения договора без предоставления обеспечения исполнения такого договора;
  • отсутствие запрета уступки права требования по оплате товара, работы, услуги по договору в пользу коммерческой организации.

Если закупка проводится с условием о привлечении СМСП в качестве субподрядчика (соисполнителя), то участники такой закупки представляют в составе заявки соответствующий план. В нем указывается наименование и контактные данные СМСП, предмет и цена заключаемого с ним договора, сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).

В свою очередь в договор с поставщиком должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщика за неисполнение условия о привлечении к исполнению договора субподрядчиков (соисполнителей) из числа СМСП. При этом у него будет право по согласованию с заказчиком заменить СМСП, с которым заключается либо ранее был заключен договор, на другого, но при условии сохранения цены договора.

Планируется, что отчитываться об объеме закупок у СМСП заказчики будут по аналогии с контрактной системой – до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, размещая его на своем официальном сайте.

 

Новость по теме:

Минэкономразвития России предлагает закрепить обязательную долю участия малых предприятий в закупках госкомпаний – ИА "ГАРАНТ", 11 октября 2013 г.


Антон Филимонов, www.garant.ru

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

_____________________________

1 Текст проекта постановления Правительства РФ размещен на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения.
2 См. применяемые в настоящий момент методические рекомендации Минэкономразвития России.