Перспективы введения уголовной ответственности за неуплату страховых взносов во внебюджетные фонды
На данный момент российским законодательством не предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Прежде она была установлена ст. 198 и ст. 199 УК РФ наряду с ответственностью за уклонение от платы налогов, но в 2003 году была упразднена1. Причиной тому стало введение Единого социального налога (ЕСН), который заменил собой систему страховых взносов. Однако после его отмены в 2010 году2 и возвращения к страховой модели, уголовное наказание за уклонение от уплаты взносов заново введено не было.
Данное обстоятельство породило достаточно нелогичную ситуацию, когда уголовная ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размере, но при этом не установлена за аналогичное деяние в отношении страховых взносов. Вместе с тем, последние, как и налоги, являются обязательными платежами, причем имеющими высокое социальное значение. Страховые взносы традиционно имели уголовно-правовую охрану, причем она вполне обоснованно обеспечивалась теми же самыми нормами УК РФ, которые применялись к налоговым преступлениям.
В связи с этим, в середине текущего года Минюст России разработал проект федерального закона, который призван устранить данный пробел в российском законодательстве3. Документ предполагает не только возвращение наказания за уклонение от уплаты страховых взносов, но введение ряда новых норм ответственности за преступления в соответствующей сфере. Кроме того, планируется наделение внебюджетных фондов некоторыми специальными полномочиями, в том числе при взаимодействии с правоохранительными органами.
Какая ответственность применяется сейчас?
На сегодняшний день за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов предусмотрен штраф в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов, а если данные действия совершены умышленно – 40% (см. ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, далее – закон о страховых взносах). Данные положения распространяются на взносы по обязательному пенсионному страхованию, обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательному медицинскому страхованию работающего населения.
При этом такой штраф может быть наложен только, если указанное нарушение произошло в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков. Таким образом, в случае неуплаты или неполной уплаты взносов в установленный срок, но при отсутствии данных фактов штраф не применяется, и начисляются пени (см. решение ВАС РФ от 31 мая 2013 г. № ВАС-3196/13).
Однако фонды имеют возможность направить страхователю требование недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (ст. 22 закона о страховых взносах). В случае его неисполнения в установленный срок денежные средства по решению фонда взыскиваются с банковских счетов в принудительном порядке страхователя, а с физических лиц – в судебном порядке. При недостаточности денежных средств недоимки взыскиваются за счет иного имущества организации путем передачи материалов судебному приставу-исполнителю (см. ч. 1, ч. 14 ст. 19, ст. 20 закона о страховых взносах). Ответственность за сокрытие таких денежных средств или имущества на данный момент не предусмотрена.
Кроме того, непредставление плательщиком в установленный срок расчета по взносам влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода. Данный штраф уплачивается за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета. При этом он не может составлять более 30% указанной суммы и менее 1000 руб. (ст. 46 закона о страховых взносах). Несоблюдение порядка представления расчета по страховым взносам в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. Помимо этого, за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам предусмотрена и административная ответственность (ч. 2 ст. 15.33 КоАП РФ) в виде штрафа от 300 до 500 руб.
Также принципиально схожие с описанными выше меры ответственности установлены за непредоставление отчетности в ФСС РФ в течение в срок, а также в течение 180 дней после истечения срока, закреплены в абз. 6-7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Тем не менее, очевидно, что данный механизм не способен в достаточной мере стимулировать недобросовестных страхователей взносов к исполнению своей обязанности по предоставлению отчетности уплате страховых взносов. В частности, руководитель или главный бухгалтер не несет личной ответственности, когда речь идет о неуплате (неполной уплате) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
С другой стороны, в связи с отсутствием в законодательстве уголовной ответственности, внебюджетные фонды вынуждены формировать практику привлечения к ответственности и взыскания недоимок без участия правоохранительных органов и уголовно-правовых инструментов (преимущественно путем принудительного списания средств со счетов), что в определенной мере является достоинством действующей системы.
Что предлагает Минюст России?
Сохранив описанные выше меры ответственности, Минюст России предлагает скорректировать ст. 199.1 и ст. 199.2 УК РФ и распространить их действие не только на соответствующие деяния в сфере налогов и сборов, но и в области страховых взносов государственные внебюджетные фонды. Таким образом, может быть введена уголовная ответственность за:
- неисполнение обязанности по исчислению и удержанию страховых взносов;
- сокрытие денежных средств или имущества, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимок по страховым взносам.
В последнем случае также планируется сократить предусмотренный на данный момент срок принудительных работ и лишения свободы с пяти до трех лет. Кроме того, планируется ввести новые ст. 199.3 и ст. 199.4 УК РФ, предусматривающие ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (см. нижеприведенную таблицу).
Таблица. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды
Статья 199.3 УК РФ "Уклонение от уплаты страховых взносов с физического лица" | ||
Уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды лицом, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, путем непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах, об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным, либо путем включения в такие документы заведомо недостоверных сведений. | ||
Размер уклонения | Наказания | |
Крупный размер (сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 1,8 млн руб.). |
| |
Особо крупный размер (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 9 млн руб.). |
| |
Статья 199.4. "Уклонение от уплаты страховых взносов с организации" | ||
Уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды лицом, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, путем непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством РФ о страховых взносах и законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является обязательным, либо путем включения в такие документы заведомо недостоверных сведений. | ||
Размер уклонения | Наказания | |
Крупный размер (сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 6 млн руб.). |
| |
Особо крупный размер (сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн руб., при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 30 млн руб.) или группой лиц по предварительному сговору. |
|
Планируется, что по аналогии с налоговыми преступлениями лицо, впервые совершившее какое-либо из данных деяний, освобождается от уголовной ответственности при условии полной уплаты суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа (см. также ст. 28.1 УПК РФ и ст. 76.1 УК РФ). При этом под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе, в данном случае понимается уплата в полном объеме недоимки, соответствующих пеней и штрафов до назначения судом первой инстанции судебного заседания. Частичное возмещение ущерба или полное возмещение ущерба после назначения судом первой инстанции судебного заседания, может быть учтено только в качестве обстоятельства, смягчающего наказание (см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности").
Цитата Владислав Корочкин, вице-президент "ОПОРЫ РОССИИ". "Инициатива Минюста России является совершенно не обоснованной! Поскольку по факту это никакие ни страховые платежи, а реально налог, который немедленно используется для финансирования пенсий ныне живущих пенсионеров, нужно просто для обязательной части вновь вернуть его в рамки Единого социального налога и не городить очередной огород. Со всеми издержками по дополнительному его администрированию, кучей дополнительной отчетности и т. д." |
Помимо этого, Минюст России предлагает ввести порядок возбуждения уголовных дел за уклонение от уплаты страховых взносов, аналогичный тому, который в настоящий момент предусмотрен для налоговых преступлений. Например, планируется, что единственным поводом для возбуждения таких уголовных дел будут служить материалы, которые специально с этой целью направлены государственными внебюджетными фондами в Следственный комитет РФ (далее – СК РФ). Правда вероятность того, что данное положение будет реализовано, весьма призрачна. Дело в том, что Президентом РФ в Госдуму внесен законопроект, согласно которому поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях станут фактически любые сообщения, а не только материалы налоговых органов. Соответственно, для внебюджетных фондов, скорее всего, будет применяться аналогичный принцип, и никаких исключений в этом плане сделано не будет. Предварительное следствие по таким делам будут вести следователи СК РФ, а вот непосредственным выявление нарушений законодательства о страховых взносах и возбуждением уголовных дел смогут заниматься также органы внутренних дел в рамках оперативно-розыскных мероприятий.
Кроме того, в законопроекте по аналогии с положениями п. 3 ст. 32 НК РФ предусмотрена обязанность внебюджетных фондов направлять материалы в следственные органы при наличии одновременно следующих обстоятельств:
- в отношении плательщика взносов внебюджетным фондом принято решение о привлечении за правонарушение;
- плательщику на основании данного решения направлено требования об уплате страхового взноса;
- суммы недоимки, пеней и штрафов не уплачены (не перечислены) в полном объеме в течение двух месяцев со дня истечения установленного в требовании срока;
- размер недоимки позволяет предполагать факт нарушения законодательства РФ о страховых взносах, содержащего признаки преступления.
Если государственный внебюджетный фонд вынесет решение о привлечении плательщика страховых взносов – физического лица к ответственности за совершение правонарушения и направит материалы в следственные органы, то он обязан будет приостановить исполнение данного решения, а также решения о взыскании страхового взноса, пеней, штрафа. При этом течение сроков взыскания также приостанавливается. В случае вынесения обвинительного приговора в отношении данного физического лица, фонд отменит вынесенное решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.
Продолжая принципы, установленные для налоговых преступлений в Федеральном законе от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" планируется закрепить обязанность органов внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к их полномочиям государственные внебюджетные фондов, направлять им материалы для принятия решения (срок – 10 дней со дня выявления). Также органы внутренних дел смогут участвовать в проверках плательщиков страховых взносов по запросам органов внебюджетных фондов (совместно с налоговиками в настоящий момент аналогичные проверки проводятся в соответствии с приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. № 495/ММ-7-2-347).
О перспективах наделения правоохранительных органов правом возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях без учета материалов налоговых органов, читайте в статье "Возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях: что может измениться?" |
Таким образом, с одной стороны, перевод деяний, связанных с уклонением от уплаты страховых взносов в крупном и особо крупном размере в уголовную плоскость позволит стимулировать недобросовестных страхователей к исполнению своей обязанности. При этом порядок возбуждения уголовного дела, аналогичный применяемому в настоящий момент при выявлении налоговых преступлений, представляется логичным. Фактически произойдет унификация механизмов привлечения к уголовной ответственности за нарушения законодательства о страховых взносах и законодательства о налогах и сборах. С другой стороны, по мнению вице-президента "ОПОРЫ РОССИИ" Владислава Корочкина, в случае принятия законопроекта ожидается множество как обоснованных, так и необоснованных уголовных дел и усиление коррупционной нагрузки на бизнес.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что уголовная ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов и порядок привлечения к ней могут быть приняты с учетом планируемой отмены ч.1.1. ст. 140 УПК РФ. В таком случае, право исследовать деятельность предпринимателей на предмет уплаты страховых взносов и квалифицировать соответствующие деяния, получат некомпетентные в данных вопросах правоохранительные органы, обвинительные задачи и силовые методы работы которых несколько отличаются от подходов, используемых сейчас государственными внебюджетными фондами.
Документы по теме:
- Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
Новости по теме:
За уклонение от уплаты страховых взносов планируется ввести уголовную ответственность – ИА "ГАРАНТ", 18 июля 2013 г.
_____________________________
1 См. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"
2 См. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ
3 Текст законопроекта размещен на едином портале раскрытия информации.