Новости и аналитика Аналитические статьи Законопроекты в налоговой и бухгалтерской сфере, которые могут вступить в силу в начале 2014 года

Законопроекты в налоговой и бухгалтерской сфере, которые могут вступить в силу в начале 2014 года

Продолжение. Об актуальных налоговых и бухгалтерских изменениях, которые вступят в силу с нового года, читайте в первой части статьи.

 

1. СК РФ может получить право возбуждать дела о налоговых преступлениях без участия налоговых органов (проект федерального закона "О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"1).

Цитата

Марина Зайкова, председатель комитета по налогам общероссийской общественной организации "Деловая Россия":

"Возвращение в СК РФ дел по неплательщикам налогов – это просто шаг назад от едва забрезжившей либерализации условий существования бизнеса в России. Мера, говорящая сама за себя, непопулярная ни в Деловой России, ни в бизнесе в целом. ФНС России в последние два года  успешно работает с неплательщиками в досудебном порядке, пытается вернуть их в ряды добросовестных налогоплательщиков, и крайне редко передает дела в правоохранительные органы. Собираемость налогов, между тем, от года к году растет. Для СК РФ каждый неплательщик вне зависимости от причин, вынудивших его не уплатить вовремя налоги – это априори преступник. Поспособствует ли это развитию благоприятного бизнес-климата в России? Отнюдь!"

На данный момент такие дела возбуждаются только на основании материалов, направленных налоговыми органами (ч. 1.1 ст. 140 УПК РФп. 3 ст. 32 НК РФ). Однако Президентом РФ в Госдуму внесен законопроект, который предусматривает возможность возбуждения уголовных дел СК РФ по ст. ст. 198-199.2 УК РФ в общем порядке – без участия налоговиков.

На момент публикации материала законопроект Госдумой не рассматривался.

 

2. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование будут уплачиваться по общему тарифу без разделения на финансирование страховой и накопительной части (Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения"2). Документ внесен в Госдуму Правительством РФ.

С 1 января 2014 года застрахованные лица 1967 года рождения или моложе получат возможность выбора варианта пенсионного обеспечения. Вариант первый – продолжить направлять 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии. Для этого нужно подать заявление в Пенсионный фонд РФ о переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд или заявление о выборе:

  • инвестиционного портфеля управляющей компании;
  • расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании;
  • инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Вариант второй – направить 6% индивидуальной части тарифа страховых взносов с накопительной на страховую часть трудовой пенсии (соответственно на накопительную часть тогда пойдет 0%). Такая модель будет реализована с 1 января 2014 года по умолчанию.

Соответствующий выбор застрахованные лица смогут сделать до 31 декабря 2015 года. При этом страхователю нужно только уплатить страховой взнос по тарифу, установленному для него законодательством, без разделения на финансирование страховой и накопительной части. Заниматься определением сумм взносов будет Пенсионный фонд РФ, исходя из имеющихся в информационной базе данных персонифицированного учета сведений о выборе застрахованным лицом вида пенсионного обеспечения ("6%" или "0%").

На момент публикации материала федеральный закон был одобрен Советом Федерации.

 

3. Руководители НКО смогут вести бухгалтерский учет лично (проект федерального закона "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части организации ведения бухгалтерского учета некоммерческих организаций"3). Документ внесен в Госдуму Правительством РФ.

Исключения составят некоммерческие организации, поступления денежных средств и иного имущества которых за предшествующий отчетный год превысили три миллиона рублей, а также коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации, адвокатские палаты, нотариальные палаты, ЖК и ЖСК, кредитные и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, микрофинансовых организации, общества взаимного страхования. Также ограничение будет распространяться на организации государственного сектора, государственные корпорации, государственные компании, политические партии (их региональные отделения или иные структурные подразделения), СРО, некоммерческие организации, включенные в реестр иностранных агентов.

Необходимость принятия законопроекта связана с тем, что многие некоммерческие организации не имеют возможности привлекать на платной основе бухгалтеров и специализированные организации либо не ведут финансово-хозяйственную деятельность.

На момент публикации законопроект принят Госдумой в первом чтении.

 

4. Обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов в банках планируется отменить (проект федерального закона"О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах"4). Документ внесен в Госдуму Правительством РФ.

Речь идет о признании утратившими силу подпунктов 1 и 1.1. п. 2, п. 3 ст. 23 и подпункта 4 п. 4 ст. 24.1 НК РФ. Изменения коснутся налогоплательщиков – организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, управляющих товарищей – участников договоров инвестиционного товарищества, ответственных за ведение налогового учета. Также не нужно будет уведомлять о возникновении или прекращении права указанными лицами использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

Законопроектом предусмотрена также отмена обязанности налогоплательщиков-организаций (подпункт 1 п. 2 ст. 23 НК РФ) сообщать в налоговые органы об открытии (закрытии, изменении реквизитов) лицевых счетов в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством).

На момент публикации материала документ Госдумой не рассматривался.


 

5. Предельную величину базы для начисления страховых взносов планируется увеличить до 624 тыс. руб. (постановление Правительства РФ "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 года"5).

На данный момент она составляет 568 тыс. руб. согласно постановлению Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. № 1276 "О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г."

 

Более подробно о патентной системе налогообложения читайте в нашем материале: 
"Налоговые спецрежимы для ИП: деятельность по патенту"

6. Индивидуальные предприниматели смогут применять патентную систему налогообложения со дня государственной регистрации (федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц"6). Документ внесен в Госдуму Правительством РФ.

Планируется, что заявление на получение патента можно будет подавать одновременно с документами, представляемыми при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае действие патента, выданного индивидуальному предпринимателю, начинается со дня его государственной регистрации.

Напомним, что документ был подготовлен Минфином России в связи с тем, что на данный момент подать заявление на получение патента может только гражданин, уже зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. В результате возникает необходимость применять с даты государственной регистрации до начала действия патента общую систему налогообложения.

На момент публикации материала документ принят Госдумой и одобрен Советом Федерации.

 

7. Планируется снизить порог численности работников IT-компаний, начиная с которого применяются пониженные тарифы страховых взносов, с 30 до 7 человек (проект федерального закона "О внесении изменений в статью 57 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Законопроект внесен в Госдуму правительством РФ.

Кроме того, при определении доли "профильных" доходов IT-организации не будут учитываться доходы в виде курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, а также переоценки валютных ценностей, требований (обязательств) в иностранной валюте.

Напомним, что пониженный страховой взнос для IT-компаний (14% – ПФР, 0% – ФСС, 0% – ФОМС) предусмотрен ч. 2.1 ст. 57 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

На момент публикации материала законопроект Госдумой не рассматривался. Предполагаемая дата вступления документа в силу 1 января 2014 года.

 

8. Для наличных расчетов с участием граждан может быть установлено ограничение в 600 тыс. руб. (проект федерального закона "О внесении изменений в статью 861 Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"7). Законопроект разработан Минфином России.

Данное правило будет касаться только расчетов, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. При этом с 1 января 2016 года ограничение планируется установить на уровне 300 тыс. рублей. Кроме того, законопроект предусматривает введение административной ответственности за нарушение данного правила в виде штрафа для принявших наличный платеж граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере суммы уплаченной сверх установленного лимита.

Планируется, что документ вступит в силу с 1 января 2014 года. Однако на момент публикации материала, он в Госдуму внесен еще не был.

 

9. Планируется упростить порядок ведения кассовых операций для ИП и малых предприятий (Проект указания Банка России "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства"8). Документ должен с 1 января 2014 года заменить действующее в настоящий момент Положение Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации".

Индивидуальные предприниматели, субъекты малого предпринимательства смогут не устанавливать лимит остатка наличных денег. Остальные юридические лица, согласно проекту, самостоятельно определяют лимит остатка наличных денег, исходя из характера их деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдачи наличных денег (соответствующий порядок приведен в проекте).

Кроме того, если индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов (учет доходов) в книге учета доходов и расходов (книге учета доходов), а субъекты малого предпринимательства ведут учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов, кассовая книга ими не ведется.

Помимо этого, в проекте содержатся новые формы кассовой книги, приходного и расходного кассового ордера, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег, рассчетно-платежной ведомости, платежной ведомости.

 

О том, какие документы нужно представить в ФСС России, чтобы подтвердить право применения пониженных тарифов страховых взносов, как считать взносы, если компания подпадает под несколько льготных категорий и можно ли применять пониженные тарифы, если с льготного вида деятельности платится "вмененный" налог, читайте в материале "Право на пониженный тариф соцвзносов".

10. Пониженный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды планируется сохранить на уровне 20% (20% – ПФР, 0% – ФСС, 0% – ФФОМС) до 2018 года включительно (федеральный закон "О внесении изменений в статьи 58 и 58-2 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"9). Документ внесен в Госдуму Правительством РФ.

Данная норма касается в основном субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН и осуществляющих деятельность в производственной и социальной сферах. Также она затрагивает социально ориентированные некоммерческие организации, благотворительные организации и аптеки, применяющих специальные режимы налогообложения (ч. 3.4. ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

На момент публикации материала федеральный закон принят Госдумой и одобрен Советом Федерации. Планируется, что он вступит в силу с 1 января 2014 года.

 

11. За неуплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды может быть введена уголовная ответственность (проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов"10). Документ разработан Минюстом России.

В частности, уголовное наказание предусматривается за неисполнение из корыстной или иной личной заинтересованности обязанностей по исчислению и удержанию страховых взносов, совершенное как в крупном или особо крупном размере (см. примечание к ст. 199 УК РФ). Ответственность в зависимости от обстоятельств совершенного деяния может варьироваться от штрафа в размере от 100 тыс. до 300 тысяч руб. и до лишения свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Также появится ответственность и за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки (задолженности) по страховым взносам, совершенное в крупном размере (свыше 1 млн руб.), так и в особо крупном размере (свыше 6 млн руб.). Наказание может находиться в диапазоне от штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. и до лишения свободы на срок до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Наконец, планируется ввести ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в крупном или особо крупном размере, как с физических лиц, так и с организаций (в последнем случае также предусмотрена ответственность за совершение преступления группой лиц по предварительному сговору). При этом под уклонением понимается непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам или иных документов, представление которых является обязательным, либо включение в такие документы заведомо недостоверных сведений.

Наиболее мягкое наказание – штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (при неуплате взносов с физических лиц); штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. (при неуплате взносов с организации). Наиболее строгое наказание – лишение свободы до трех лет (при неуплате взносов с физических лиц); лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (при неуплате взносов с организации).

При уклонении от уплаты взносов с физических лиц крупным будет признаваться сумма страховых взносов более 600 тыс. руб. за три финансовых года подряд (при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 10%), либо превышающая один 1 млн 800 тыс. руб., а особо крупным размером – сумма страховых взносов более 3 млн руб. за три финансовых года подряд (при условии, что доля неуплаченных страховых взносов превышает 20%) либо превышающая 9 млн руб.

В случае уклонения от уплаты взносов с организации, крупным размером планируется признавать сумму страховых взносов более 2 млн руб. за три финансовых года подряд (при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 10%), либо превышающую 6 млн руб., а особо крупным размером – сумму, составляющую более 10 млн руб. за три финансовых года подряд (при условии, что доля неуплаченных взносов превышает 20%), либо превышающую 30 млн руб.

 

 Новости по теме:

 

Антон Филимонов, www.garant.ru

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

 


1 Текст законопроекта № 357559-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
2 Текст законопроекта № 364004-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
3 Текст законопроекта № 302983-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
4 Текст законопроекта № 330414-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
5 Текст проекта постановления размещен на едином портале раскрытия информации.
6 Текст законопроекта № 331147-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
7 Тест законопроекта размещен на едином портале раскрытия информации.
8 Текст проекта указания размещен на едином портале раскрытия информации.
9 Текст законопроекта № 348507-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
10 Текст законопроекта размещен на едином портале раскрытия информации.

Читать ГАРАНТ.РУ в и