Новости и аналитика Аналитические статьи Водительские права: новые категории транспортных средств и другие изменения

Водительские права: новые категории транспортных средств и другие изменения

На днях вступила в силу новая редакция Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон). Большинство поправок, внесенных в мае 2013 года1, начали действовать уже с 5 ноября текущего года, но введение в действие некоторых новых норм было несколько отсрочено. Изменения и нововведения коснулись тех, кто желает получить водительское удостоверение, а также иностранцев в части допуска к управлению автомобилем на российских дорогах.

Рассмотрим основные поправки к Закону и порядок их применения.

Были введены новые категории и подкатегории транспортных средств. Напомним, раньше существовало пять категорий транспортных средств, обучение вождению которых проводилось по отдельным образовательным программам: "А" (мотоциклы, мотороллеры и другие автотранспортные средства), "В" (легковые автомобили с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т.), "С" (автомобили, масса которых превышает 3,5 т.), "D" (транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие не менее восьми сидячих мест, не считая места водителя) и "Е" (составы транспортных средств). В отдельную категорию были также выделены трамваи и троллейбусы.

 

В результате поправок ст. 25 Закона претерпела изменения, в результате которых перечень типов транспортных средств был значительно расширен – всего было закреплено 10 основных категорий и 6 подкатегорий транспортных средств. Такое деление предлагает Конвенция о дорожном движении 1968 года, которая была ратифицирована нашей страной в 1974 году (Указ Президиума ВС СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII "О ратификации Конвенции о дорожном движении"). В 2004 году Конвенция претерпела поправки, касающиеся как раз новых категорий и подкатегорий транспортных средств (для нашей страны новая редакция Конвенции вступила в силу с 28 марта 2006 года). А поскольку Россия обязана привести свое национальное законодательство в соответствие с нормами ратифицированного международного соглашения, эти нововведения были внесены и в Закон.

Авторы поправок подчеркивают, что их необходимость была обусловлена расширением парка различных типов и модификаций транспортных средств, значительно превосходящих по уровню сложности и своим техническим характеристикам ранее выпускаемые автомобили и мотоциклы.

Так, помимо классических категорий "А", "В" и "С", появились новые: "ВЕ", "СЕ" и "". К ним будут относиться транспортные средства соответствующих категорий, имеющие прицеп весом свыше 750 кг.

Свои буквенные обозначения получили трамваи (Tm) и троллейбусы (Tb), причем теперь каждый из этих видов признается самостоятельной категорией транспортных средств, и следовательно, для каждого из них должны быть составлены отдельные образовательные программы.

Одной из самых обсуждаемых впервые введенных категорий стала категория "М" – мопеды и легкие квадрициклы. До этого наше законодательство никак не регулировало допуск к участию в дорожном движении этих транспортных средств, а также не закрепляло обязанности получить соответствующее водительское удостоверение. Учитывая, что мопеды очень популярны среди молодых людей, нередко предпочитающих быструю и агрессивную езду и в то же время оказывающихся наиболее уязвимыми участниками ДТП, подобные поправки были крайне необходимы.

Помимо основных категорий транспортных средств, в Законе появились входящие в них подкатегории. Целесообразность их введения оценивалась в зависимости от обособленности транспортных средств по техническим характеристикам, сравнительного количества и динамики их распространения, количества ДТП с их участием, популярности среди водителей и т.д.

 

Основными подкатегориями являются:

  • "А1" – легкие мотоциклы (с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 см3, и максимальной мощностью не более 11 кВт);
  • "В1" – трициклы и квадрициклы (трехколесные и четырехколесные транспортные средства);
  • "С1" – автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 т и до 7,5 т;
  • "Д1" – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более 16 сидячих мест помимо сиденья водителя;
  • "С1E" – автомобили подкатегории "С1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т;
  • "D1E" – автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 т.

Подкатегории позволяют дифференцировать условия получения права на управление транспортным средством в зависимости от его потенциальной опасности, обусловленной техническими и эксплуатационными характеристиками.

Для кандидатов в водители введение подкатегорий облегчает получение водительского удостоверения и позволяет сконцентрироваться в процессе обучения на конкретных особенностях того или иного типа транспортных средств. Так, отмечают авторы инициативы, желающим получить право на управление малотоннажными грузовиками и микроавтобусами не придется осваивать в полном объеме программы подготовки большегрузных автомобилей и городских пассажирских автобусов. Аналогичным образом будут дифференцированы и программы подготовки мотоциклистов.

Введение подкатегорий не приведет к ущемлению прав водителей на управление ранее разрешенными категориями транспортных средств, поскольку наличие открытой категории в водительском удостоверении автоматически дает право управления транспортными средствами соответствующей подкатегории.

В настоящее время ведется подготовка типовых образовательных программ для автошкол с учетом появившихся новых категорий и подкатегорий транспортных средств. Эти документы должны быть разработаны в течение ближайших двух месяцев.

 

Цитата

Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России:

"Нам видится, что такая [типовая. – Ред.] программа должна быть модульной, включающей как программу для базовой подготовки, так и дополнительные модули, выводящие на категории и подкатегории. Мы проработаем вопрос о возможности перезачета уже имеющихся сданных модулей для того, чтобы повышать в последующем свою категорию.
Мы проработаем вопросы как информирования, так и обучения представителей автошкол, каким образом на основе примерных образовательных программ разработать собственные образовательные программы, которые будут действовать уже в автошколах. Мы будем сейчас прорабатывать вопрос о том, чтобы был переходный период с одного типа программ на другой тип программ"

Разрешено сдавать экзамен на право вождения на автомобилях, оборудованных автоматической коробкой передач (абз. 3 ч. 2 ст. 25 Закона). Если будущий водитель решит воспользоваться этой возможностью, то после выдачи удостоверения он получит право управления автомобилями исключительно с автоматической коробкой передач. А кандидаты в водители, обучавшиеся и сдавшие экзамен на автомобиле с механической трансмиссией, как и сегодня, сохраняют возможность управлять транспортными средствами с обоими типами коробки передач. Соответствующие отметки, скорее всего, будут нанесены на водительское удостоверение.

Надо отметить, что это нововведение обсуждалось уже давно и в целом одобрительно воспринято как профессиональным сообществом, так и желающими управлять только автомобилями только с автоматической коробкой передач.

Такая практика продолжительное время существует в западных странах, причем не обходится без курьезов. Хрестоматийный случай произошел в сентябре 2012 года в американском штате Теннеси, когда двое подростков 15 и 18 лет попытались угнать автомобиль, но не справились с механической коробкой передач и были задержаны подоспевшими полицейскими. Правда, такие машины не пользуются в Америке популярностью – по данным исследования автомобильного портала Edmunds.com, за первый квартал минувшего года в США было продано только 6% автомобилей с механической трансмиссией от общего количества продаж. А из 2360 предлагаемых на тот момент к продаже моделей автомобилей только 19% были оборудованы ручной коробкой передач.

До внесения поправок возможность сдачи экзамена на автомобиле с автоматической коробкой передач никак не была урегулирована ни Законом, ни Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений"). Упоминание о возможности сдать экзамен на машине с автоматической трансмиссией упоминалось только во внутреннем документе Госавтоинспекции – Методике проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами. Единственная оговорка, которая была сделана в этом документе, касается упражнения "остановка и трогание на подъеме" (то, что обычно называют упражнением "горка"). Это упражнение, а также все упражнения, выполняемые для получения права на управления мотоциклом можно было сдавать только на машине с механической трансмиссией.

 

Запрещена подготовка к сдаче экзаменом на право управления транспортным средством экстернатом. С 5 ноября 2013 года утратила силу ч. 2 ст. 26 Закона, позволявшая кандидатам в водители самостоятельно готовиться к сдаче экзаменов в ГИБДД. Она вызывала множество нареканий – как из-за неоднозначности самой возможности подготовки к сдаче экзамена без помощи инструктора, так и вследствие коррупциогенного фактора.

Более того, такое правило входило в противоречие с действующим законодательством. Так, пп. "б" п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" , вступившего в силу с 1 сентября 2013 года, предусматривает обязательное лицензирование деятельности образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей. Аналогичное правило содержалось и в ранее действовавшем законе об образовании, утратившем силу с 1 сентября 2013 года. Законодатель, таким образом, придает обучению водителей особое значение, поскольку последствия некачественной подготовки выпускников автошкол могут быть очень серьезными.

Подзаконные акты тоже должны быть приведены в соответствие с этим правилом. С 2000 года действует Перечень профессий начального профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается2. Однако в сфере обучения на право управления автотранспортными средствами толковать его положения можно неоднозначно. Профессия "водитель автомобиля" упомянута в п. 30.20 Перечня, но включена туда в качестве подраздела категории "Автомеханик". Неясно, таким образом, какую именно категорию лиц подразумевал законодатель – автомехаников, обладающих навыками вождения автомобиля, или всех водителей вообще.

Множество нареканий вызывают и распространенные предложения недобросовестных предпринимателей о дистанционной подготовке к сдаче экзаменов. В частности, этим недовольны представители автошкол ввиду демпинговых цен подобных программ. Однако, как отмечает директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России Наталия Золотарева, в министерстве сейчас находится на выходе документ, утверждающий перечень специальностей и профессий, получение которых в форме электронного обучения запрещено, и профессия водителя входит в этот перечень.

 

Изменились требования к возрасту водителей транспортных средств и кандидатов в водители. В новой редакции была изложена статья "Условия получения права на управление транспортными средствами" (ст. 26 Закона). Сравним ранее действовавшие и актуальные условия допуска к экзаменам и предоставления права управления транспортными средствами той или иной категории.

 

Таблица. Сравнительный анализ условий получения права на управление транспортными средствами (по старой и новой редакциям Закона)

Категория

Условия допуска к управлению транспортными средствами и обучению

Старая редакция Закона (ст. 25)Новая редакция Закона (ст. 26)
Допуск к управлениюДопуск к сдаче экзаменаДопуск к управлениюДопуск к сдаче экзамена
Мотоциклы (категория "А")Достижение возраста 16 летДостижение возраста 18 лет
Мотоциклы с объемом двигателя менее 125 см3 и мощностью не более 11 кВТ (подкатегория "А1")Мотоциклы такого типа в отдельную группу транспортных средств не выделялись (входили в категорию "А")Достижение возраста 16 лет
Мопеды (категория "М")Правила допуска к управлению и сдаче экзамена на управление мопедами не было регламентированоДостижение возраста 16 лет
Автомобили с массой менее 3,5 т (категория "В") и массой свыше 3,5 т (категория "С")Достижение возраста 18 лет
  • Достижение возраста 18 лет (общее правило)
  • Достижение возраста 17 лет и прохождение подготовки в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (в том числе по направлениям военных комиссариатов)
Достижение возраста 18 лет*
  • Достижение возраста 18 лет (общее правило)* .
  • Достижение возраста 17 лет при условии* :
    • наличия медицинского заключения об отсутствии противопоказаний к управлению автомобилем;
    • прохождения в установленном порядке соответствующего профессионального обучения.
Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сидения водителя, более восьми сидячих мест (категория "Д")Достижение возраста 20 лет
  • Достижение возраста 21 год (общее правило)** .
  • Достижение возраста 19 лет для лиц, проходящих военную службу в отношении права управления транспортными средствами Вооруженных сил **
Троллейбусы и трамваиДостижение возраста 20 летДостижение возраста 21 года

Составы транспортных средств

(категория "Е")

  • Право на управление транспортными средствами категорий "В", "С" или "Д.
  • Стаж управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 мес.

(подкатегории "ВЕ", "СЕ", "DЕ")***

Наличие права на управление транспортными средствами соответственно категорий "В", "С", "D" в течение не менее 12 мес.

* Требования распространяются также на подкатегории "В1" (трициклы и квадрициклы) и "С1" (автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 7,5 т; автомобили подкатегории "С1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг).

** Требования распространяются также на подкатегорию "Д1" (автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов).

*** Для получения права управления транспортными средствами категорий "С1Е" (автомобили подкатегории "С1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 тыс. кг) и "D1Е" (автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 тыс. кг) предоставляется лицам, имеющим право на управление транспортными средствами соответственно категорий "С", "D" либо подкатегорий "C1", "D1" в течение не менее двенадцати месяцев.

 

Очевидные изменения претерпели правила допуска к управлению транспортными средствами несовершеннолетних – теперь молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет могут управлять только мопедами, легкими квадрициклами и легкими мотоциклами, причем с обязательным получением водительского удостоверения.

Правда, по словам первого заместителя начальника ГУОБДД МВД России генерал-лейтенанта полиции Владимира Швецова, до утверждения примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств категории "М" основания для привлечения к ответственности водителей мопедов и легких квадрициклов за управление данными транспортными средствами без права на управление ими отсутствуют.

 

Для права работы по найму граждане других стран теперь обязаны получить российское водительское удостоверение. При этом необходимо иметь в виду, что это правило затронет только тех иностранцев, для которых вождение является трудовой функцией. В соответствии с новой редакцией ст. 26 Закона, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий. Иными словами, не обладающим российским водительским удостоверением лицам по-прежнему разрешается водить машину, но только как частным лицам.

Добавим, что по просьбам профессионального сообщества вступление нововведения в действие отсрочено до 9 мая 2014 года (Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 285-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"). Это позволит постепенно внедрить это правило, не парализуя деятельность предпринимателей на какой-то срок.

 

Цитата

Владимир Швецов, первый заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции

"Ажиотажа никакого не должно быть. До 9 мая вполне может себе позволить каждый иностранный водитель, который устраивается у нас на работу, получить российское водительское удостоверение, сдав один лишь экзамен на правила дорожного движения. Мы направили указания в регионы для того, чтобы сотрудники Госавтоинспекции не начали сегодня [5 ноября 2013 года. – Ред.] штрафовать иностранных граждан, не получивших российские водительские удостоверения".

Фото: www.gibdd.ru

Важно, что для допуска к управлению транспортными средствами на российских дорогах трудовым мигрантам достаточно будет сдать только теоретическую часть экзамена, что вызывает нарекания у некоторых экспертов. Необходимым условием для получения российского водительского удостоверения в таком порядке является наличие национального водительского удостоверения.

Серьезные аварии, виновниками которых стали выходцы из стран Средней Азии, только подтверждают необходимость введения такого правила. Только за недавнее время произошло несколько крупных ДТП с участием трудовых мигрантов – одно из них случилось 13 июля 2013 года в Подольске по вине гражданина Армении, управлявшего грузовиком (в результате автокатастрофы погибло 18 человек). Подобная авария произошла буквально через несколько дней, 16 июля, под Ангарском (пострадало трое человек).

В августе 2012 года с аналогичным предложением выступили депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов3. В пояснительной записке к законопроекту авторы инициативы отметили, что многомиллионная иммиграция в Россию граждан из государств, некогда входивших в состав СССР, заполонила нашу страну низкоквалифицированными или совсем неквалифицированными водителями, севшими за руль автобусов и маршрутных такси. Депутаты предлагали распространить требование о наличии российского водительского удостоверения не только на работающих по найму мигрантов, но и вообще на всех желающих сесть за руль иностранцев. В этом есть здравый смысл, поскольку действующая редакция ст. 26 Закона не запрещает мигрантам, к примеру, заниматься частным извозом.

Опросы россиян показывают, что проблема неквалифицированных водителей-мигрантов тревожит многих. Так, по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного 13-14 июля 2013 года, одобряют присутствие приезжих других национальностей в сфере общественного транспорта только четверть (25%) респондентов, а большинство (68%) против того, чтобы мигранты были задействованы в перевозках пассажиров. К слову, в 2005 году позитивно к водителям-мигрантам относились 36% опрошенных4.

На круглом столе в пресс-центре РИА Новости прозвучал вопрос-опасение по поводу возможного "туризма" россиян в страны Средней Азии за получением национального водительского удостоверения, а по возвращении – сдачи только теоретического экзамена для выдачи российского удостоверения. Первый заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-лейтенант полиции Владимир Швецов парировал в ответ, что для реализации такой схемы российскому гражданину необходимо будет получить и гражданство соответствующей страны.

Поправки были внесены также в КоАП РФ – к административным правонарушениям был отнесен допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения, российского национального водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами (ст. 12.32.1 КоАП РФ). За этот проступок должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, будут наказываться штрафом в размере 50 тыс. руб. Вместе с тем, вызывает недоумение отсутствие среди субъектов административной ответственности организовавшего бизнес предпринимателя – ведь именно на него возложена обязанность по выполнению требований ч. 2 ст. 20 Закона.

 

В целом поправки можно охарактеризовать положительно, но их судьба теперь во многом зависит от скоординированной работы всех задействованных госорганов, а также качества принимаемых подзаконных актов. Повлиять на дорожную обстановку смогут только комплексные меры, в том числе и в сфере образования. Так, председатель Федерального Совета Всероссийской политической партии "Автомобильная Россия" Елена Фанаева предлагает ввести в школьную программу дисциплину "Обучение безопасности дорожного движения" в качестве обязательной, что позволит как дать юным пешеходам нужные знания, так и воспитать будущих правопослушных водителей.

 

Документы по теме:

 

Новости по теме:

 

Инфографика:

Наверняка, многие уже слышали о необходимости получения водительского удостоверения для управления мопедом. Но изменения более существенны. Сегодня в России транспортные средства разделены на 16 категорий и подкатегорий (ранее их было семь). С какого возраста вы можете учится и получать водительское удостоверение с новыми категориями, какие именно транспортные средства к ним относятся и на какие автомобили и мотоциклы распространяется действие вашего старого водительского удостоверения, узнайте из нашей инфографики.

 

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.

 

__________________________

1 Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
2 Текст поправок опубликован в Бюллетене международных договоров, октябрь 2007 г., № 10.
3 Текст законопроекта № 168080-6 размещен на официальном сайте Госдумы.
4 С полными результатами опроса можно ознакомиться на сайте Всероссийского центра изучения общественного мнения.