Новости и аналитика Аналитические статьи Невыплата зарплаты: законодательные инициативы по защите прав работников

Невыплата зарплаты: законодательные инициативы по защите прав работников

По данным Росстата на 1 октября 2013 года суммарная задолженность организаций по заработной плате (кроме субъектов малого предпринимательства) по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила более 3 млрд руб. (на 18,3% больше, чем в сентябре). При этом 97,6% просроченной задолженности по зарплате образовалось из-за отсутствия у организаций собственных средств (рост на 17% по сравнению с сентябрем), а остальные 2,4% – из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов всех уровней. Одновременно из общей суммы просроченной задолженности по зарплате задолженность организаций, находящихся в стадии банкротства, на 1 октября 2013 года составила 1 млрд руб. (31,6%).

При этом, как отмечает Минтруд России, на практике меры, предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – закон о банкротстве), не обеспечивают полноценную защиту интересов работников при банкротстве предприятий. По завершении конкурсного производства задолженность работодателя по зарплате, как правило, остается непогашенной. В связи с этим министерство подготовило ряд законодательных инициатив, направленных на защиту прав работников в подобных ситуациях, а также стимулирование недобросовестных работодателей к своевременной выплате зарплаты. Ниже мы рассмотрим предложения Минтруда России более подробно.

 

Задолженность по зарплате – признак банкротства

Первый документ, который разработан министерством для решения упомянутых проблем – законопроект "О внесении изменений в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы)"1. В настоящий момент он принят Госдумой в первом чтении.

Денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ, бюджетным законодательством РФ основанию.

Обязательные платежи – налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджеты или государственные внебюджетные фонды, штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по их уплате, а также административные и уголовные штрафы.

(ст. 2 закона о банкротстве).

Одно из самых значительных нововведений, которое может быть закреплено в законе о банкротстве – это право работника (бывшего работника), имеющего требование об оплате труда или выплате выходного пособия, на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании своего работодателя банкротом. Напомним, что в настоящий момент с заявлением о признании должника банкротом в арбитражный суд могут обратиться только конкурсные кредиторы в связи с неисполнением денежных обязательств (вытекающих из гражданско-правовых или бюджетных отношений) или уполномоченные органы – в связи с неисполнением обязанности об уплате обязательных платежей, а также сами должники (ст. 7 закона о банкротстве).

В связи с изменением круга заявителей планируется также ввести новый признак банкротства – неспособность удовлетворить требования кредиторов о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. Сейчас признаком банкротства юридического лица или индивидуального предпринимателя является неспособность исполнить в такой же срок только денежные обязательства или обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 3, ст. 214 закона о банкротстве; постановление Пленума ВАС РФ от 30 июня 2011 г. № 51 "О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей").

Кроме того, Минтруд России предлагает закрепить в ст. 9 закона о банкротстве обязанность руководителя организации или индивидуального предпринимателя обращаться с заявлением должника в арбитражный суд, если по причине недостаточности денежных средств имеется не погашенная свыше трех месяцев задолженность по оплате труда, выплате выходных пособий и иным причитающимся работникам выплатам. Таким образом, у работодателя под угрозой возбуждения производства по делу о банкротстве может появиться реальный стимул не допускать задержек заработной платы. Однако при этом необходимо иметь в виду, что производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования в совокупности составляют: не менее 100 тыс. руб., если должник – юридическое лицо и не менее 10 тыс. руб., если должник – индивидуальный предприниматель (ст. 6 закона о банкротстве).

"Если же руководство организации не исполнит своих обязанностей по инициированию процедуры банкротства организации при наличии перед работником (работниками) задолженности, не погашенной в течение более трех месяцев по причине отсутствия у работодателя денежных средств, то это может повлечь субсидиарную ответственность руководства организации в соответствии с п. 2 ст. 10 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". На наш взгляд, это обстоятельство будет стимулировать руководство организации официально инициировать процедуру банкротства работодателя при наличии непогашенной задолженности перед работниками или погашать указанную задолженность, предвидя издержки инициирования процедуры банкротства", – комментирует инициативу Минтруда России юрист АНО "Центр социально-трудовых прав" Юрий Стародумов.

 

Изменения очередности удовлетворения требований

Текущие платежи – это денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено законом о банкротстве (ст. 6 закона о банкротстве)" [курсивом – дополнение, предлагаемое Минтрудом России. – Ред.]

Требования по текущим платежам удовлетворяются вне очереди (однако в процессе удовлетворения таких требований также существует своя очередность в зависимости от их вида). Основная роль текущих платежей – поддержание хозяйственной деятельности предприятия уже после возбуждения дела о банкротстве.

Помимо наделения работников новыми процессуальными правами, планируется пересмотреть в их пользу очередность удовлетворения требований. Так, из второй очереди требований по текущим платежам планируется исключить требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве – они будут перенесены в третью очередь. При этом нынешние третья и четвертая очередь в связи с изменениями станут четвертой и пятой соответственно. Таким образом, во второй очереди останутся только требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, что позволит исключить имеющую в настоящий момент место конкуренцию требований в рамках данной очереди (см. абз. 2 п. 2 ст. 134 закона о банкротстве).

Также Минтруд России предлагает пересмотреть очередность удовлетворения требований, не относящихся к текущим платежам. Так, законопроектом предлагается исключить из состава первой очереди, требования о компенсации морального вреда (п. 4 ст. 134 закона о банкротстве). Они автоматически попадут в третью очередь (расчеты с другими кредиторами). В результате таких манипуляций повысится вероятность удовлетворения требований второй очереди – об оплате труда и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, как наиболее значимых и крупных по объему по сравнению с требованиями о компенсации морального вреда.

Также в рамках второй очереди сначала будут удовлетворяться требования о выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, в размере не более 30 тыс. руб. за каждый месяц на каждого человека. Данное ограничение позволит в случае недостаточности средств осуществить выплаты большему количеству работников. Затем будут удовлетворяться все оставшиеся требования о выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору. В самом конце будут удовлетворены требования о выплате вознаграждений физическим лицам – авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Планируется, что рассмотренные выше положения будут применяться арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после вступления законопроекта в силу. Что касается дел о банкротстве, по которым производство возбуждено ранее, то до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до начала действия закона, новые положения применяться не будут.

 

Совершенствование ответственности за невыплату зарплаты

Рассматриваемым законопроектом также предполагается внести изменения в КоАП РФ с целью более эффективного применения норм ответственности за невыплату заработной платы (ст. 5.27 КоАП РФ). Для этих целей Минтруд России предлагает увеличить срок, в течение которого может быть вынесено постановление по делу об административном правонарушении (ст. 4.5 КоАП РФ), выразившемся в невыплате заработной платы и иных предусмотренных законом выплат. Такой срок может составить один год со дня совершения административного правонарушения (на данный момент – два месяца). Данная мера теоретически должна обеспечивать неотвратимость наказания и осложнять работодателям попытки уклонения от ответственности.

Кроме того, данные изменения призваны устранить пробел в российском законодательстве, в результате которого на данный момент невозможно привлечь работодателя к административной ответственности за частичную невыплату зарплаты в течение третьего месяца с момента образования задолженности. Как уже упоминалось выше, предельный срок привлечения к ответственности на основании КоАП РФ – два месяца с момента совершения правонарушения, уголовная же ответственность (ст. 145.1 УК РФ) наступает только за частичную невыплату зарплату свыше трех месяцев.

 

Обязательное страхование на случай банкротства работодателя

Второй значимой инициативой Минтруда России в области защиты трудовых прав работников является законопроект "Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя"2. Как следует из названия, документ предусматривает введение нового вида обязательного страхования – на случай утраты работником заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя.

Согласно законопроекту, подлежать страхованию будут физические лица, постоянно или временно проживающие на территории России, иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории России и выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем. При этом они будут подлежать такому страхованию только, если заключили трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года.

В качестве страхователей будут выступать организации, индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских), которые могут быть признаны банкротом и производящие выплаты упомянутым выше физическим лицам. Страховщиком, согласно законопроекту, является Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), он же будет осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов.

Страховым случаем Минтруд России предлагает признавать подтвержденный в установленном порядке факт наличия невыплаченного страхователем застрахованному лицу заработка на день вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения. Если наблюдение при банкротстве страхователя не применяется (например, в отношении ликвидируемого или отсутствующего должника) – на день принятия арбитражным судом решения о признании страхователя банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства. Дата вынесения соответствующего определения или решения является датой наступления страхового случая. 


Цитата

Юрий Стародумов, юрист АНО "Центр социально-трудовых прав"

"В настоящее время существенное количество организаций-работодателей, созданных, как правило, в форме обществ с ограниченной ответственностью, не ликвидируются в установленном законом порядке, а просто "бросаются" руководством и собственниками при появлении финансовых трудностей, безотносительно к наличию задолженности по оплате труда перед сотрудниками этих организаций. Взыскать задолженность по заработной плате с таких "мертвых" работодателей при наличии у работника документов, подтверждающих его заработок, не сложно, однако привести решение суда в исполнение практически невозможно. На момент получения исполнительного листа какое-либо имущество организации из нее выводится, общество фактически перестает вести хозяйственную деятельность. Минимальным уставным капиталом в размере 10 000 рублей можно удовлетворить лишь самый минимум требований работника, к тому же обращение взыскания на уставный капитал организации редко происходит на практике. В указанной ситуации выполнение руководством организации обязанности по инициированию процедуры банкротства при наличии задолженности перед работниками существенно повысит шансы работников получить причитающуюся им заработную плату (ее часть), если не из оставшегося имущества работодателя, то хотя бы из средств ФСС РФ". 

Механизм расчета и выплаты компенсации

Минтруд России предлагает выплачивать страховое возмещение в виде единовременной компенсационной выплаты. Ее размер соответствует фактически образовавшейся и документально подтвержденной задолженности страхователя перед работником по заработной плате за определенный период. Данный период не должен превышать три последних календарных месяца, предшествующих месяцу вынесения определения о введении наблюдения или решения о признании страхователя банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства. Также в сумму компенсационной выплаты войдет и задолженность за календарный месяц, в котором принято соответствующее постановление (решение) арбитражного суда, но до дня его принятия.

Застрахованное лицо сможет получить страховое возмещение при условии наличия у него страхового стажа у данного страхователя продолжительностью не менее шести месяцев (на день вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения или решения о признании страхователя банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства). Кроме того, предусматривается ограничение по максимальной сумме единовременной компенсации. Оно определяется путем деления на 365 суммы предельной величины базы для начисления страховых взносов (в 2013 году она равна 568 тыс. руб.) на день наступления страхового случая и умножения полученной величины на число календарных дней, за которые образовалась задолженность по заработной плате (с учетом описанного выше трехмесячного ограничения). Таким образом, по состоянию на текущий момент, максимальная сума единовременной компенсации при задолженности по зарплате, например, за 90 календарных дней составит чуть больше 140 тыс. руб.

Тем не менее, планируется, что застрахованное лицо будет иметь право на взыскание (получение) в установленном законом порядке задолженности по заработной плате, в части, превышающей страховое обеспечение (в частности, в процессе удовлетворения требований кредиторов в рамках процедуры банкротства, описанной выше, либо обращения в суд с иском о взыскании задолженности).

Как будет происходить получение страхового возмещения? Временный управляющий или руководитель должника не позднее 30 календарных дней со дня вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения (решения о признании страхователя банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства) обращаются в территориальный орган ФСС РФ за назначением единовременных компенсационных выплат застрахованным лицам. В случае пропуска данного срока, застрахованное лицо (его уполномоченный представитель) сможет самостоятельно обратиться в территориальный орган ФСС РФ по месту регистрации его работодателя в качестве страхователя с заявлением о назначении единовременной компенсационной выплаты и необходимыми документами.

Далее территориальный орган ФСС РФ в течение 10 календарных дней со дня получения необходимых документов и сведений принимает решение о назначении единовременной компенсационной выплаты и осуществляет ее перечисление на банковский счет, через организацию почтовой связи или иную организацию (соответствующий способ выбирается застрахованным лицом на этапе подачи документов). Тем не менее, предусматривается, что ФСС РФ может потребовать предоставить недостающие сведения или даже направить запрос в Роструд о проверке правильности выплаты страхователем зарплаты. Соответственно момент получения необходимых сведений и документов будет рассчитываться с учетом сроков завершения данных процедур.

Кроме того, в законопроекте закрепляется право ФСС РФ предъявлять регрессное требование в пределах выплаченного страхового обеспечения к руководителю или учредителю (участнику) юридического лица-страхователя либо индивидуального предпринимателя-страхователя в случае совершения ими фиктивного или преднамеренного банкротства. Необходимое условия для реализации данного права – судебное постановление, вступившее в законную силу и установившее соответствующий факт. 

 

Страхователи – организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страховщики – некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица – граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страховой случай – свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, – также и страхователем осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию

(п. 2 ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования")

Страховые взносы и отчетность

Начисление и уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя планируется осуществлять в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее – закон о страховых взносах). Необходимые поправки в него планируется внести законопроектом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя".3

Планируется, что объектом обложения страховыми взносами в рамках данного вида страхования будут признаваться только выплаты, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений. Исчисление страховых взносов будет происходить в общем порядке – в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца. Расчет производится исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных) с начала расчетного периода до окончания календарного месяца, и тарифа страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно (ч. 3 ст. 15 закона о страховых взносах). Тариф страхового взноса – 0,05%.

Как отмечает юрист АНО "Центр социально-трудовых прав" Юрий Стародумов, расходы на уплату указанных взносов предлагается отнести к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу налога на прибыль организации, поэтому дополнительные расходы, возлагаемые на бизнес, не должны стать для него серьезным обременением.

Исчислять и уплачивать страховой взнос по указанному тарифу будут все работодатели, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим такому страхованию, в том числе применяющие пониженные тарифы страховых взносов. Исключение составят только организации и индивидуальные предприниматели, которые, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с ГК РФ (к их числу согласно ст. 65 ГК РФ относятся политические партии, религиозные организации, казенные предприятия и учреждения), а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

Планируется, что страхователи будут обязаны представлять расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай утраты заработка вследствие несостоятельности (банкротства) работодателя ежеквартально, не позднее 15 числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС РФ по форме, утверждаемой Минтрудом России (п. 2 ст. 9 закона о страховых взносах). Вероятно, в связи с этим стоит ожидать изменения формы 4-ФСС, утвержденной в настоящий момент приказом Минтруда России от 19 марта 2013 г. № 107н.

Планируется, что положения законов о рассматриваемом виде обязательного социального страхования вступят в силу с 1 января 2014 года. Исключение составят нормы, закрепляющие право работников на получение страхового возмещения и устанавливающие порядок его выплаты – они начнут действовать с 1 июля 2014 года.

База для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов, осуществляющими выплаты физическим лицам, как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, за исключением сумм, указанных в ст. 9 закона о страховых взносах (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Тариф страхового взноса – размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Расчетный период по страховым взносам – календарный год (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Отчетные периоды – первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). 

 

 

 

 

 

 

 

 



Новости по теме:

 

Антон Филимонов, www.garant.ru

Воспроизведение (целиком или частями) материала может производиться только по письменному разрешению с указанием активной гиперссылки.


1 Текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы за номером 316848-6.
2 Текст законопроекта размещен на Едином портале раскрытия информации.
3 Текст законопроекта размещен на Едином портале раскрытия информации.