Новости и аналитика Аналитические статьи Материнский капитал: какие изменения можно ожидать в будущем?

Материнский капитал: какие изменения можно ожидать в будущем?

Материнский (семейный) капитал как мера поощрения к рождению или усыновлению второго ребенка начал предоставляться в нашей стране с 2007 года, со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон). Первоначально размер этой выплаты составлял 250 тыс. руб., но ежегодно он индексировался. Сегодня семья, в которой появился второй ребенок, может рассчитывать на получение материнского капитала в сумме 408 960,5 руб. (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"). Такую возможность имеют и родители или усыновители третьего и последующих детей при условии, что ранее они не воспользовались своим правом на получение материнского капитала (п. 2, 3 ч. 1 ст. 3 Закона).

Этот инструмент улучшения демографической ситуации в стране показал свою результативность, послужив причиной повышения в 2012 году суммарного коэффициента рождаемости до 1,7. На заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Президент РФ Владимир Путин отметил, что в минувшем году шесть месяцев подряд — с июля по ноябрь – был зафиксирован естественный прирост населения. При этом рост показала рождаемость именно вторых и третьих детей — доля вторых рождений выросла с 30% в 2007 году до 36,6% в 2012 году, а доля третьих рождений — с 7,6% до 10,8% за аналогичный период.

Правила предоставления материнского капитала неоднократно уточнялись и претерпевали изменения. К примеру, в начале июня текущего года были конкретизированы требования, которым должны соответствовать организации, предоставившие получателям семейного капитала заем на приобретение или строительство жилого помещения (Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 128-ФЗ "О внесении изменений в статьи 8 и 10 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"), а с начала 2013 года заявление на получение этой выплаты можно подать не только в территориальном органе ПФР, но и в многофункциональном центре (Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 133-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения ограничений для предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна").

Что может измениться в правилах предоставления и использования материнского капитала в ближайшем будущем?

Цитата

Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграци и регионального развития, председатель Движения развития

"Абсолютно недопустимыми являются действия финансово-экономического блока правительства в лице Минфина и Минэкономразвития, предложивших Правительству план действий по оптимизации структуры бюджетных расходов с тем, чтобы сократить расширяющийся дефицит федерального бюджета.

В рамках плана выдвинута инициатива отмены с 2016 года материнского капитала, который якобы уже выполнил свою задачу и отмена которого даст дополнительные 30 миллиардов рублей в бюджет.

Говорить об отмене материнского капитала в России, где на протяжении 23 лет продолжается естественная убыль населения, — преступно"

1. Срок действия закона о выдаче материнского капитала. Действующая редакция закона, на основании которого предоставляется материнский капитал, предусматривает, что этот закон применяется к правоотношениям, возникшим в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2016 года (ч. 1 ст. 13 Закона).

Как мы говорили, такая мера повышения рождаемости оказалась довольно эффективной, но экспертами высказываются опасения по поводу возможного ухудшения демографической ситуации после окончания срока действия Закона. По оценке заместителя председателя Госдумы Людмилы Швецовой, если не предпринимать дальнейших действий по социальной поддержке семьи, к 2050 году в России будет составлять 107 млн чел. Сохранение же материнского капитала позволит увеличить численность населения нашей страны к этому времени до 154 млн чел. "Цена вопроса - почти 50 миллионов человек. Это условие существования нации", — подчеркнула Людмила Швецова.

Поэтому в ходе парламентских слушаний на тему: "Материнский (семейный) капитал: совершенствование федерального и регионального законодательства", прошедших в Госдуме 5 апреля текущего года, депутаты Госдумы высказали свое пожелание о продлении срока действия Закона до конца 2025 года. А совсем недавно депутат Госдумы Александр Агеев внес на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект об установлении бессрочного порядка предоставления материнского капитала1

Пока же ПФР обращает внимание на следующее. Появившаяся в ряде СМИ информация о том, что воспользоваться материнским капиталом нужно успеть до 2016 года, не соответствует действительности. Для возникновения права на материнский капитал действительно необходимо, чтобы дающий право на его получение ребенок появился на свет до 31 декабря 2016 года. Однако, подчеркивают специалисты фонда, само получение сертификата и распоряжение его средствами не ограничены во времени.

2. Направления расходования средств материнского капитала. Как известно, в настоящее время средства материнского капитала могут расходоваться на улучшение жилищных условий, на получение ребенком (детьми) образования, а также на формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин (ч. 3 ст. 7 Закона). Абсолютным лидером среди всех этих направлений является расходование средств семейного капитала на улучшение жилищных условий. По данным ПФР на конец минувшего года, с начала 2010 года поступило почти 490 тыс. заявок на предоставление материнского капитала. При этом 89,7% (440 тыс. заявок) подавших заявки родителей пожелали направить выплату на улучшение жилищных условий, 9,4% (46 тыс. заявок) — на обучение детей, и только 0,4% (1260 заявок) — на перевод средств на накопительную часть будущей пенсии мамы.

Положения о порядке расходования средств материнского капитала на то или иное направление с начала вступления в силу Закона регулярно уточнялись и дополнялись. К примеру, с 1 января 2009 года семейный капитал было разрешено направлять на погашение кредита на приобретение или строительство жилья (Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 288-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"), с ноября 2011 года материнским капиталом стало возможно оплачивать не только обучение, но и содержание ребенка в образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 14 ноября 2011 г. № 931 "О внесении изменений в Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов"), а с начала августа 2010 года у родителей появилась возможность компенсировать за счет средств материнского капитала затраты на строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства при соблюдении определенных условий (Федеральный закон от 28 июля 2010 г. № 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала"). Более подробно о расходовании средств материнского капитала на эти нужды читайте в нашем материале "Направляем материнский капитал на улучшение жилищных условий".

Звучали и иные предложения о расширении сфер использования семейного капитала. Так, депутаты Надежда Герасимова и Ирина Соколова предложили предоставить семьям право расходовать материнский капитал на обучение не только детей, но и самих родителей, отметив, что это будет способствовать обеспечению достойного уровня жизни россиян, имеющих детей2

Неоднократно выдвигались инициативы по наделению родителей правом использовать средства материнского капитала на оказание ребенку высокотехнологичной медицинской помощи и лечения, а также реабилитацию ребенка-инвалида при возникновении такой необходимости. Такие законопроекты вносились в Госдуму в 2008 году3 (возвращен автору из-за отсутствия необходимого заключения Правительства РФ), 2009 году4 (отклонен в первом чтении) и в 2013 году5 (также возвращен автору законопроекта). В осеннюю сессию депутатам также предстоит рассмотреть подобный законопроект6.

Правда, по мнению Минтруда России, введение такого направления расходования средств семейного капитала фактически приведет к переложению бремени расходных обязательств государства в сфере охраны здоровья детей на их родителей (усыновителей). Не поддержало этот законопроект в представленной редакции и Правительство РФ, указав, что у средств Фонда национального благосостояния, за счет которых автор предлагает покрывать дополнительные расходы, иное целевое назначение — софинансирование добровольных пенсионных накоплений и обеспечение сбалансированности ПФР.

В августе 2009 года в Госдуму был внесен законопроект о возможности направления средств материнского капитала на покупку нового отечественного автомобиля (возвращен субъекту законодательной инициативы в связи в невыполнением требования ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). а чуть позже, в декабре 2009 года — на покупку автомобиля, произведенного на территории России7 (отклонен в первом чтении).

Помимо этого в нижнюю палату парламента поступал законопроект с предложением предоставить право использовать материнский капитал на создание специального счета в целях получения ежемесячных дивидендов в виде выплат по процентам8. Инициаторы законопроекта отмечали, что это даст родителям возможность ежемесячно получать денежные средства, необходимые семье для повседневных нужд, связанных с воспитанием и полноценным развитием ребенка. Проект не получил необходимого заключения Правительства РФ, поэтому был возвращен авторам.

А в мае 2012 года в нижнюю палату парламента был направлен законопроект, который в случае его одобрения позволил бы российским семьям не ждать появления второго ребенка, а получить материнский капитал после рождения или усыновления уже первого малыша9. Депутаты фракции ЛДПР, выступившие инициаторами этого предложения, указали на снижение у молодых семей репродуктивных установок и интенсивное приобщение к западному опыту позднего рождения первенца. Авторы пояснили, что во многом это вызвано финансовыми затруднениями, неизбежными для многих семей в результате пополнения, и предложили выплачивать за первого ребенка материнский капитал в размере 100 тыс. руб. Законопроект не получил одобрения Правительства РФ и был отклонен в первом чтении.

3. Правила начисления и предоставления материнского капитала. Для достижения цели поддержки семей с детьми недостаточно определить размер материнского капитала и пути его расходования. Большое значение имеют процедурные правила начисления и предоставления этой социальной выплаты. Они также претерпели немало изменений с момента вступления в силу Закона — к примеру, с 1 января 2011 года стало возможным использование средств материнского капитала на погашение жилищных кредитов до достижения ребенком трехлетнего возраста (ч 6.1 ст. 7 Закона), с 1 июля 2011 года были уточнены обязанности ПФР по межведомственному взаимодействию с иными госорганами (ч. 1.1 ст. 8 Закона), в июне 2013 года были введены требования к организациям, выдавшим заем на приобретение (строительство) жилого помещения с целью предотвращения мошенничества с семейным капиталом (ч. 7 ст. 10 Закона) и т. д.

На встрече с участниками экспедиции «Гогланд-2013» Президент РФ Владимир Путин подчеркнул эффективность материнского капитала как инструмента улучшения демографической ситуации, отметив при этом необходимость ведения в будущем адресности этой меры поддержки. По словам главы страны, материнский капитал для семьи со средним достатком – что-то серьёзное, а для людей с большими доходами не имеет никакого смысла.

К иным инициативам, которые находятся сейчас на рассмотрении Госдумы и способны в будущем существенно повлиять на практику выдачи материнского капитала, можно отнести следующие:

  • отменить правило о возможности получения материнского капитала только единожды. Такое предложение содержится в уже упоминавшемся законопроекте Александра Агеева, который предстоит обсудить парламентариям в осеннюю сессию. В случае одобрения этого предложения материнский (семейный) капитал можно будет получить не только на второго ребенка, но и на третьего и последующих рожденных или усыновленных детей;
  • предоставить родителям возможность воспользоваться единовременной безотчетной выплатой за счет средств семейного капитала10 . Напомним, что ранее обладатели сертификата на материнский капитал, могли получить за счет его средств единовременную выплату в размере 12 тыс. руб. Это правило действовало в течение двух лет — с мая 2009 года по май 2011 года (Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 72-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан", Федеральный закон от 28 июля 2010 г. № 241-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о порядке предоставления единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала"). По данным ПФР, за этот период единовременную выплату получили более 1,6 млн российских семей.По мнению авторов, эта мера позволила бы оказать реальную поддержку семьям с детьми. Законопроект был внесен больше года назад, но пока не прошел ни одно чтение в Госдуме;
  • исключить ограничение, согласно которому при возникновении права на получение материнского капитала не учитываются усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами заявителя11 . По мнению инициаторов этого предложения, такое ограничение является необоснованным, поскольку оно ставит усыновленных детей в неравное положение к детям, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами. Благополучие детей в данном случае поставлено в зависимость от их правового положения до момента усыновления. Законопроект не был отклонен, но проходит подготовку к рассмотрению крайне медленно — будучи внесен еще в мае 2011 года, он до сих пор не был назначен к первому чтению;
  • позволить использовать средства материнского капитала до достижения ребенком трехлетнего возраста во всех случаях направления выплаты на улучшение жилищных условий. Напомним, сейчас такая возможность существует только для погашения кредитов, предоставленных на приобретение (строительство) жилья (ч. 6.1 ст. 7 Закона)12;
  • дать возможность мужчинам-единственным усыновителям второго и последующих детей воспользоваться направлением средств семейного капитала на формирование накопительной части пенсии (законопроект Александра Агеева). Сейчас таким правом обладают только мамы (п. 3 ч. 3 ст. 7 Закона).

Кстати, практика применения законодательства о материнском капитале тоже нередко идет по пути восстановления справедливости и уравнивает права мужчин-отцов с правами женщин. Так, в Магаданской области мужчина добился выдачи материнского капитала, имея двух родных детей от разных жен, обе которые скончались (кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 23 августа 2011 г. по делу № 2-143/11). А в Омской области в пользу истца недавно было вынесено прецедентное решение. Мужчина-отец двойняшек, появившихся на свет благодаря суррогатной матери, смог подтвердить свое право на получение материнского капитала, несмотря на то, что в Законе прямо не поименована такая категория получателей (решение Кировского районного суда г. Омска от 30 мая 2013 г. по делу № 2-2466/2013). Нередко права отцов-одиночек защищают органы прокуратуры.

До недавнего времени отсутствовало единообразие в практике налогообложения средств материнского капитала. После принятия Закона в НК РФ были внесены соответствующие изменения, направленные на освобождения от НДФЛ средств материнского капитала (Федеральный закон от 5 декабря 2006 г. № 208-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"). Вместе с тем, Минфин неоднократно трактовал это правило как возможность налогоплательщика не уплачивать НДФЛ лишь в отношении средств федерального материнского капитала (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 марта 2011 г. № 03-04-06/9-59, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 17 сентября 2012 г. № 03-04-06/6-280). В отношении же региональных выплат в рамках программ по предоставлению семейного капитала субъектами федерации встречались случаи начисления налога. Ситуация была прояснена в пользу получателей социальной выплаты только в конце 2012 года (Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 205-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

Вопрос установления региональных коэффициентов при исчислении размера материнского капитала в каждом из субъектов подняли депутаты фракции ЛДПР13. По их мнению, в местностях с тяжелыми климатическими условиями одни и те же цели расходования семейного капитала требуют повышенных, по сравнению с более комфортными в климатическом плане регионами, затрат. Авторы законопроекта предлагают учитывать это обстоятельство при расчете материнского капитала по аналогии с применением районных коэффициентов к заработной плате.

Предоставляется ли материнский капитал на региональном уровне?
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2012 году глава страны напомнил руководителям всех субъектов федерации о необходимости разработки и осуществления собственных программ демографического развития. На сегодняшний день региональный материнский капитал введен в большинстве субъектов, за исключением высокодотационных регионов, имеющих уровень рождаемости существенно выше среднероссийского, либо регионов, оказывающих альтернативные меры поддержки семьям.

Размер материнского капитала разнится от региона к региону, как и условия его предоставления. Например, в Республиках Северная Осетия-Алания, Калмыкия, Владимирской, Калужской, Челябинской и Ивановской областях сумма семейного капитала равна 50 тыс. руб., в Иркутской и Омской областях, Еврейской автономной области, г. Санкт-Петербурге и Ставропольском крае — 100 тыс. руб. В Хабаровском крае размер семейного капитала составляет уже 200 тыс. руб., а рекордсменом среди регионов по этому показателю является Ненецкий АО — там при появлении третьего или последующих детей семьи могут получить 350 тыс. руб.

Рождение или усыновление третьего ребенка — это вообще самое распространенное основание для выдачи материнского капитала на региональном уровне, но встречаются и исключения. Так, в Республике Алтай семье предоставляется сертификат на материнский капитал после рождения четвертого ребенка, а в Республике Тыва — только после рождения пятого ребенка. В Свердловской области при рождении тройни размер выплаты увеличивается со 100 тыс. руб. до 150 тыс. руб. Чаще всего материнский капитал в регионах предоставляется независимо от дохода семьи, но иногда получение такой поддержки ставится в зависимость от благосостояния родителей (Томская область).

Как правило, региональный материнский капитал выплачивается один раз, но, к примеру, в Республике Мордовия можно получить его несколько раз — при рождении третьего, четвертого и пятого ребенка с увеличением суммы выплаты на каждого последующего ребенка. В Камчатском крае проводится аналогичная политика, и семейный капитал выплачивается каждый раз вплоть до рождения шестого ребенка включительно.

Необходимо отметить, что законодательство субъектов федерации отличается разнообразием направлений расходования средств регионального материнского капитала, воплотив многие вносимые для изменения федерального законодательства инициативы. Так, среди путей расходования можно встретить следующие:

  • покупка автомобиля (Ростовская область, Ненецкий автономный округ);
  • развитие личного подсобного хозяйства, в том числе приобретение сельскохозяйственной техники (Республика Саха (Якутия));
  • приобретение или строительство гаража (Ненецкий АО);
  • возмещение расходов по приобретению товаров длительного пользования (Ненецкий АО, Мурманская область);
  • лечение ребенка, в том числе высокотехнологичное (Хабаровский край, Свердловская область, Сахалинская область, Республика Хакасия) и приобретение лекарств (Приморский край);
  • обеспечение детей-инвалидов техническими средствами реабилитации (Красноярский край);
  • санаторно-курортное лечение детей при наличии медицинских показаний и (или) оплата проезда к месту лечения и обратно (Пермский край);
  • приобретение продуктивных животных, бытовой техники и предметов первой необходимости для новорожденных (Республика Бурятия).

А в Ивановской области материнским капиталом и вовсе можно распорядиться на любые цели и в любое время со дня его выплаты.

Конечно, как и на федеральном уровне, очень распространенным направлением расходования средств семейного капитала является улучшение жилищных условий. А власти Хабаровского края в дополнение к программе регионального материнского капитала внедрили еще одно ноу-хау — если в семье после приобретения квартиры в ипотеку рождается третий ребенок, остаток по ипотеке закрывается за счет регионального бюджета.

 

Таким образом, законодательство о семейном капитале и практика его применения идут сегодня по пути расширения сфер использования этой выплаты, уравнивания мужчин в правах с женщинами, а также продления срока предоставления семейного капитала. Последнее неудивительно, так как эта мера улучшения демографической ситуации доказала свою результативность.

Вместе, с тем, эксперты подчеркивают, что материнский капитал необходимо использовать в совокупности с иными мерами поддержки семьи. "Сегодня нужна целая демографическая революция, созидательная революция, где "золотой стандарт" — это семья с четырьмя детьми. Следовательно, необходим не разовый, а бессрочный материнский капитал, усиленный другими системными мерами стимулирования рождаемости и создания больших крепких семей", — отмечает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.

Новости по теме:

Документы по теме:

__________________________
1Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 326647-6.
2Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 573122-5.
3Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 146016-5.
4Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 225461-5.
5Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 276030-6.
6Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 326647-6.
7Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 302723-5.
8Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 527029-5.
9Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 82972-6.
10Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 93350-6.
11Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 554740-5.
12Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 229066-6.
13Законопроект размещен на официальном сайте Госдумы за номером 292856-6.