IT
Новости и аналитика Аналитические статьи Открытое правительство: новый формат работы исполнительных органов

Открытое правительство: новый формат работы исполнительных органов

В начале июня состоялась встреча Премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с членами Экспертного совета при Правительстве РФ и представителями экспертного сообщества, в ходе которой были обсуждены итоги первого года работы системы "Открытое правительство" и перспективы ее дальнейшего развития.

Открытое правительство - система механизмов и принципов, обеспечивающих эффективное взаимодействие власти и гражданского общества с целью повышения качества работы государственного аппарата, качества жизни граждан и формирования новой для России культуры взаимодействия, поиска компромиссов и взаимовыгодных решений. Открытое правительство не является новым государственным органом или властной структурой (официальный интернет-портал Открытого правительства).

Напомним, что создание системы "Открытое правительство" было инициировано в начале 2012 года бывшим на тот момент времени Президентом РФ Дмитрием Медведевым (Указ Президента РФ от 8 февраля 2012 г. № 150 "О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое Правительство"). Основными целями ее разработки были названы совершенствование институтов гражданского общества и обеспечение взаимодействия органов государственной власти РФ с общественными объединениями, движениями и экспертными организациями. В апреле 2012 года Россия инициировала присоединение к международной инициативе по повышению прозрачности и подотчетности власти Open Government Partnership, в состав которого входят более 50 государств - Великобритания, США, Бразилия, Норвегия, ЮАР и другие.

Основные мероприятия по созданию этой системы закреплены указами Президента РФ. Так, Указом Президента от 7 мая 2012 года № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству РФ было поручено обеспечить реализацию таких мероприятий, как использование федеральными исполнительными органами различных форм публичных консультаций в целях общественного обсуждения законопроектов с публикацией их результатов (при этом срок для проведения публичных консультаций не может быть менее 60 дней), утверждение концепции "Российской общественной инициативы" и т. д.

Какие возможности предоставляет гражданам система "Открытое правительство"?

1. Получать актуальную и полную информацию о деятельности органов государственной власти и ее итогах. Недавно был принят Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", который вступил в силу с 1 июля 2013 года. Этот закон установил, что общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется ими именно в формате открытых данных (п. "а" ч. 1 ст. 2). Это означает, что сведения о работе властей будут размещаться в Интернете в машиночитаемом формате, который позволит использовать их в качестве источников для создания различных информационных систем — как государственных, так и частных. Кроме того, предоставление сведений в таком формате создаст основу для формирования новых социальных приложений и сервисов, функционирующих на основе открытых данных.

Открытые данные – общедоступная информация, размещаемая правообладателем (в том числе государственными и муниципальными органами) в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования (п."а" ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").

Машиночитаемый формат предназначен не только для визуализации данных, но и для беспрепятственного скачивания и легкой обработки информации на компьютере, что освобождает пользователя от ручного копирования нужной информации и самостоятельного занесения ее в документ нужного формата. Например, программа Microsoft Excel легко открывает документы в машиночитаемом формате hml и позволяет с ними работать.


К первоочередным наборам данных, подлежащих опубликованию каждым федеральным исполнительным органом в форме открытых данных, относятся сведения о его органах и представительствах за рубежом, перечень подведомственных организаций, план проведения плановых проверок предпринимателей на текущий год и т.д. (Перечень первоочередных наборов данных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих публикации в форме открытых данных, размещен на портале административной реформы). Кроме того, правительством был утвержден перечень размещаемой в сети "Интернет" общедоступной информации о деятельности федеральных государственных органов, руководство которыми осуществляет Правительство РФ, и подведомственных им федеральных государственных органов (распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р).

Помимо размещения открытых данных о своей деятельности, государственные органы используют и другие возможности для информирования населения о процессе и итогах их работы. Так, 4 июля заработал интернет-портал "Видео-Дума", на котором доступны видео-записи рассмотрения всех вопросов на пленарных заседаниях Госдумы шестого созыва, видеозаписи парламентских слушаний, круглых столов и других мероприятий палаты. На видео-портале можно найти видеозапись выступления отдельного депутата или рассмотрения конкретного законопроекта. Кроме того, каждый депутат получил на портале собственный канал, на котором он сможет размещать видеозаписи своих интервью или комментариев по тем вопросам, которые включены в повестку работы Государственной Думы.

2. Организовать общественный контроль за выполнением государственными и местными органами своих задач. По заказу Минэкономразвития России был разработан сайт "Ваш контроль". Он собирает оценки и комментарии о работе государственных органов, позволяет изучить отзывы других посетителей о конкретном органе или учреждении, а также предоставляет информацию о получении госуслуг и т.д. В декабре 2012 года Правительство РФ утвердило постановление, обязывающее выявлять мнение граждан о качестве оказанных им госуслуг по пяти параметрам:

  • время предоставления государственных услуг;
  • время ожидания в очереди;
  • вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с получателями госуслуг;
  • комфортность условий в помещении, в котором предоставлены госуслуги;
  • доступность информации о порядке предоставления госуслуг.

Рейтинг услуг по числу оставленных отзывов возглавляют:

  • оформление и выдача загранпаспорта (34 отзыва, качество услуги в целом — 3,17 из 5 возможных баллов);
  • государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (25 отзывов, качество услуги в целом – 2,56);
  • оформление и выдача загранпаспорта нового поколения (21 отзыв, качество услуги в целом – 2,73).

Портал содержит также раздел "Ваш контроль в фотографиях", позволяющий прикладывать наглядные свидетельства качества оказания госуслуг.

По итогам анализа мнений граждан о качестве предоставленных госуслуг формируется оценка деятельности руководителей органов, которая является одним из показателей эффективности их деятельности. По каждому государственному органу формируется сводная ежеквартальная оценка качества предоставления госуслуг. Если она составляет менее 70% значения, предусмотренного должностным регламентом или достигнутого в прошлом году, в отношении руководителя будет проведена служебная проверка (постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284"Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей").

3. Участвовать в управлении делами государства. В период создания системы «Открытое правительство» большинство граждан (59%) выразили согласие на участие в обсуждениях каких-либо проблем или проектов, если такие обсуждения были бы организованы местными властями. Отрицательно на этот вопрос ответили 24% респондента, 14% затруднились с ответом, и лишь 2% опрошенных ответили, что уже участвуют в местном самоуправлении1.

Общественные инициативы - предложения граждан Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны, совершенствования государственного и муниципального управления, направленные с использованием РОИ и отвечающие установленным требованиям (п. 1 Правил рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (утв. указом Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183).

Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса "Российская общественная инициатива" (далее — РОИ) определил понятие общественных инициатив, а также утвердил Правила их рассмотрения (далее - Правила).

Направить общественную инициативу с помощью РОИ может совершеннолетний гражданин, зарегистрированный на портале государственных услуг. Общественную инициативу изучает независимая некоммерческая организация (на это отведено не более двух месяцев), а затем принимает решение — разместить инициативу на сайте для сбора голосов в ее поддержку или отказать в этом. Поддержанной считается инициатива, которая в течение года после размещения на РОИ набрала определенное количество голосов в свою поддержку — например, инициативе федерального уровня требуется набрать не менее 100 тыс. голосов. Затем инициатива направляется в экспертную рабочую группу федерального, регионального или местного уровня, включающую представителей исполнительных и законодательных органов, общественных палат, бизнес-сообщества и общественных объединений. Экспертной группой в течение двух месяцев готовится экспертное заключение и решение о разработке законопроекта или иных мерах по реализации инициативы, а информация об этом размещается на РОИ.

Среди популярных общественных инициатив — введение обязательных ежегодных медицинских осмотров, запрет на установку нерегулируемого пешеходного перехода на дорогах с интенсивным движением, введение конфискации имущества за экономические преступления и т. д.

Запуск РОИ состоялся в начале апреля 2013 года, однако одна из инициатив федерального уровня уже набрала требуемое количество голосов. Эта инициатива, авторство которой принадлежит блогеру, кандидату в мэры г. Москвы Алексею Навальному, направлена на установление законодательного запрета на закупку за счет бюджетных средств автомобилей стоимостью свыше 1,5 млн руб. Инициатива уже была рассмотрена экспертной группой и передана министру Открытого правительства Михаилу Абызову.

4. Ознакомиться с источниками и объемами доходов бюджета, а также с направлениями и объемами расходования бюджетных средств в интерактивном режиме. Это возможно благодаря работе Единого портала бюджетной системы, который был создан на основании распоряжения Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 1275-р и работает пока в тестовом режиме. На этом портале можно ознакомиться с основными характеристиками федерального бюджета на текущий год, посмотреть структуру его доходов и расходов, размеры внутреннего и внешнего государственного долга и другие данные. Вся информация размещена в наглядной и доступной форме с использованием диаграмм и таблиц. Кроме того, портал позволяет получить данные о размерах средней заработной платы и трудовой пенсии, прожиточного уровня, МРОТ, составе продуктовой корзины и стоимости минимального набора продуктов питания. Удобным сервисом портала является калькулятор, с помощью которого можно рассчитать размер НДФЛ и налоговых вычетов по нему, пособия по беременности и родам, а также размер экономии на электроэнергии при использовании энергосберегающих ламп.

5. Получить информацию о разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти законопроектах, результатах их антикоррупционной экспертизы и направить свои предложения. Такая возможность предоставлена на портале раскрытия информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения. Посетители могут скачать текст законопроекта, доработанный с учетом прохождения этапов его подготовки, направить свои комментарии по поводу законопроекта, подписаться на новости об очередном этапе разработки конкретного законопроекта и т.д.

Портал не лишен недостатков – к примеру, в расширенной форме поиска законопроектов отсутствуют тематический поиск, а также поиск по ключевым словам, что иногда может затруднить поиск нужного документа.

Какие затруднения возникают при использовании системы "Открытое правительство"?

Основная проблема заключается в том, что граждане пока недостаточно активно приобщаются к использованию системы "Открытое правительство". Так, по результатам опроса ВЦИОМ, проведенного 9 сентября 2012 года, оценить работу министра Открытого правительства Михаила Абызова смогли лишь 19% респондентов, а 81% опрошенных признались, что ничего о нем не слышали. Проведенный ВЦИОМ 17 марта 2013 года аналогичный опрос показал, что степень осведомленности граждан о деятельности системы "Открытое правительство" выросла, но незначительно — на 10% (29%). 71% респондентов по-прежнему не осведомлены о предоставляемых Открытым правительством возможностях и не могут оценить его деятельность (размер выборки обоих опросов составил 1 600 человек).

Другой проблемой является отсутствие рамочного нормативного акта, который собрал бы в единое целое все составляющие этой системы, определил требования к работе Открытого правительства и показатели эффективности этой работы.

Еще одним затруднением является недостаточный уровень обеспеченности населения Интернетом. Так, по данным Фонда "Общественное мнение", на весну 2013 года, месячная аудитория Интернета в России составляет 66 млн человек старше 18 лет – это менее 58% совершеннолетнего населения страны.

К числу препятствий также можно отнести и существующую пока разрозненность данных — как информация об Открытом правительстве, так и доступная информация о деятельности федеральных органах исполнительной власти размещается на разных сайтах, единой навигации по которым пока не предусмотрено. На портале "большоеправительство.рф" в разделе "Открытые данные" находятся новости о том, какой орган или регион приступил к обнародованию данных, отражающих исполнение ими своих функций. Однако граждане по-прежнему вынуждены самостоятельно определять, к ведению какого органа относится ведение информационных баз и реестров по определенной теме, а затем искать нужные сведения на его официальном сайте. Для решения этой проблемы планируется запустить новый интернет-ресурс — единый портал открытых данных. Минкомсвязь уже подготовило его концепцию — ожидается, что она будет утверждена уже в июле текущего года.

Пока же ситуацию могла бы исправить разработка и размещение на сайте Открытого правительства единого навигатора раскрываемой информации (как по тематическому признаку, так и в отношении каждого государственного органа) с актуальными ссылками на конкретные разделы официальных сайтов.

Полезные ссылки

Кроме того, значительно упростило бы ориентацию в возможностях Открытого правительства размещение на портале "большоеправительство.рф" перечня всех интернет-ресурсов, посредством которых эта система реализуется.

Новости по теме:
Минкомсвязь России подготовило концепцию центрального портала открытых данных — ИА "ГАРАНТ", 24 июня 2013 г.
Подведены итоги первого года работы системы "Открытое правительство" — ИА "ГАРАНТ", 5 июня 2013 г.
Председатель Правительства РФ дал ряд поручений по формированию системы открытых данных — ИА "ГАРАНТ", 18 февраля 2013 г.
В России будет сформирована система "Открытое правительство" — ИА "ГАРАНТ", 9 февраля 2013 г.
Определены принципы работы двух структур при открытом правительстве — ИА "ГАРАНТ", 1 августа 2012 г.

Документы по теме:
Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"
Указ Президента РФ от 8 февраля 2012 г. № 150 "О рабочей группе по подготовке предложений по формированию в Российской Федерации системы Открытое Правительство"
Указ Президента РФ от 4 марта 2013 г. № 183 "О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива"
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2012 г. № 773 "О Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства"
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2012 г. № 774 "Об Экспертном совете при Правительстве Российской Федерации"
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 "Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей"
Постановление Правительства РФ от 25 августа 2012 г. № 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного утверждения"
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 877 "Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти"

____________________________

1Данные опроса Фонда общественного мнения, проведенного 15 апреля 2012 г. В опросе участвовало 1500 человек. С полной версией результатов опроса можно ознакомиться на сайте Фонда общественного мнения.