Новости и аналитика Аналитические статьи Волонтер или доброволец? Какие изменения в законодательстве стоит ожидать в ближайшее время

Волонтер или доброволец? Какие изменения в законодательстве стоит ожидать в ближайшее время

21 июня 2013 года законопроект "О добровольчестве (волонтерстве)" (далее — законопроект "О волонтерстве") был внесен на рассмотрение Госдумы. В случае его принятия Госдумой, одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ он может вступить в силу уже 1 января 2014 года.
Волонтерское движение сегодня приобретает массовый характер, с каждым годом привлекая все больше людей различного возраста и социального статуса. Если на Олимпийских играх в Хельсинки в 1952 году принимало участие 2 191 волонтеров, то на прошедших в прошлом году Олимпийских играх в Лондоне трудились уже 60 тыс. добровольцев. Страной-рекордсменом по количеству привлеченных для проведения Олимпийских игр волонтеров остается Китай — в 2008 году Олимпийские игры в Пекине безвозмездно помогали организовывать 500 тыс. людей1.

По данным опроса Фонда общественного мнения, проведенного 27 мая 2012 года, пока только 11% россиян имели опыт участия в волонтерской деятельности, однако 39% опрошенных допускают возможность своего участия в волонтерской деятельности в будущем (из них 13% намереваются оказывать волонтерскую помощь в одиночку). 41% опрошенных исключает для себя такую возможность, и 19% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.

Неудивительно, что правовое регулирование волонтерства вызывает интерес как у волонтеров (в том числе потенциальных) так и у получателей их помощи.

В настоящее время правовой статус волонтера определен в Федеральном законе от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее — Федеральный закон "О благотворительной деятельности"), использующем термин "доброволец".

Наша справка

Действующее законодательство использует термины "добровольцы" и "волонтеры", вкладывая в них не совсем идентичное содержание.

Добровольцы — физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности) (ст. 5 Федерального закона "О благотворительной деятельности").

Волонтеры — граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность (п. 3.1 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"). Этим термином оперирует также Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Исходя из этих определений можно сделать вывод, что законодатель рассматривает волонтерство как разновидность добровольчества в строго определенной сфере.

Безвозмездный труд волонтеров используется в различных областях — ликвидация последствий стихийных бедствий, проведение спортивных мероприятий, поиск людей, помощь социально незащищенным слоям населения и в других сферах, где государство не имеет возможности в полной мере удовлетворить потребности граждан. Поэтому в волонтерской деятельности заинтересовано и государство, и общество в целом, что выражается в принятии соответствующих мер поддержки волонтерства.

Какие компенсации получают волонтеры сегодня и на какие преимущества могут рассчитывать? Социально полезная добровольческая деятельность стимулируется различными способами, среди которых:

1. Компенсации, которые перечислены в Федеральном законе "О благотворительной деятельности" и могут предоставляться по согласованию сторон.

23 декабря 2010 года внесены поправки в Федеральный закон "О благотворительности", дополнившие его положения ст. 7.1 "Правовые условия осуществления добровольцами благотворительной деятельности"(Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. № 383-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и статью 7 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"). Например, добровольцам разрешили заключать гражданско-правовые договоры как непосредственно с благополучателем, так и с благотворительной организацией с целью участия в ее деятельности. Однако на практике чаще всего с волонтерами заключается только соглашение о соблюдении конфиденциальности полученной в ходе осуществления волонтерской деятельности.

В законодательстве содержится косвенное упоминание о праве использовать безвозмездный труд граждан некоммерческими организациями (ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"). Для коммерческих структур подобная возможность не предусмотрена ни прямо, ни косвенно, однако и не запрещена. По нашему мнению, коммерческая организация вправе использовать труд добровольцев при реализации ею, к примеру, какого-либо социального проекта, однако следует обратить внимание на один нюанс. Согласно ст. 67 ТК РФ, при фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе. Может возникнуть такая ситуация, при которой недобросовестный работник, допущенный к работе в качестве волонтера на основании устного договора, обратится в суд с требование заключить с ним трудовой договора на основании указанной статьи. Поэтому мы рекомендуем коммерческим организациям заключать с волонтерами договор безвозмездного выполнения работ (оказания услуг) в письменной форме.

Вместе с тем, если следовать букве закона, не всякий безвозмездный труд, даже в некоммерческой организации, может быть признан добровольческим. Дело в том, что добровольцы осуществляют именно благотворительную деятельность, закрытый перечень видов которой назван в Федеральном законе "О благотворительной деятельности" (ст. 2, ст. 5).

Перечень видов деятельности, осуществление которых дает право на получение статуса добровольца

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
  • оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
  • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие защите материнства, детства и отцовства;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;
  • содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта;
  • охрана окружающей среды и защиты животных;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения;
  • подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
  • социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  • оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
  • содействие добровольческой деятельности;
  • участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;
  • содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;
  • поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;
  • содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;
  • содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан (ст. 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности").

К примеру, одной из таких целей является оказание бесплатной юридической помощи и правовое просвещение населения. Если же волонтер будет безвозмездно проводить занятия по финансовой грамотности и правилам управления семейным бюджетом, то, по смыслу указанной нормы, он не будет признаваться добровольцем.

Это приобретает значение в свете того, что действующее законодательство позволяет предусмотреть в гражданско-правовом договоре с добровольцем компенсацию его расходов на проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и уплату страховых взносов на ДМС. Впоследствии эти суммы будут освобождаться от обложения налогами и взносами во внебюджетные фонды. Таким образом, если доброволец осуществляет безвозмездную деятельность, которая не признается законодательством благотворительной, он обязан будет уплатить с этой суммы НДФЛ и страховые взносы во внебюджетные фонды, т. е. отдать почти половину суммы компенсации его расходов государству.

По смыслу положений ГК РФ, несмотря на безвозмездность и добровольность труда волонтера, в случае заключения с ним гражданско-правового договора и закрепления в этом договоре обязанности волонтера выполнить ту или иную работу, волонтер тем не менее не может отказаться от его исполнения в одностороннем порядке (ст. 310, ст. 407, ч. 3 ст. 420, ст. 423).

Все сказанное справедливо для договора, заключенного в письменной форме. Вместе с тем, закон позволяет урегулировать отношения волонтера и лица, использующего или получающего его помощь, и устным договором. В этом случае доброволец уже не имеет права на возмещение своих расходов (ч. 3 ст. 7.1 Федерального закона "О благотворительной деятельности").

Трудовой договор с волонтером не может быть заключен, поскольку трудовое законодательство не предусматривает возможности привлечения работника по трудовому договору к безвозмездному труду — напротив, одним из признаков трудовых отношений признается выполнение работником трудовой функции за плату (ст. 15 ТК РФ).

Хочу быть волонтером

Если вы хотите присоединиться к волонтерскому движению, но не знаете, как это сделать, есть несколько путей:
1. Если вы уже выбрали область приложения своих способностей, можно ознакомиться с сайтами действующих в той или иной сфере благотворительных организаций и НКО, и предложить им свои услуги непосредственно.
2. Изучить сайты объединений волонтеров — на них, как правило, можно узнать о планируемых или реализуемых волонтерских акциях и проектах. Например, на портале Службы координации волонтеров можно узнать о подходящих вам формах волонтерства, пройдя интерактивный опрос, а на главной странице сайта благотворительного движения "Все вместе" размещены ближайшие добровольческие мероприятия, к которым можно присоединиться, а также перечень благотворительных организаций по сферам их деятельности. На портале "Я волонтер" можно ознакомиться с интерактивной картой волонтерских проектов по всему миру и прочитать рассказы волонтеров о участии в таких проектах.
3. Иногда для реализации крупного волонтерского проекта может создаваться специальный интернет-портал — примером может служить Официальная страница волонтеров Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи. На таких сайтах узнать все подробности оказания волонтерской помощи в рамках конкретных волонтерских акции или проекта и подать заявку на участие в них.

2. Освобождение сумм указанных компенсаций от налогообложения и обложения страховыми взносами. С 1 января 2012 года не облагаются НДФЛ суммы, полученные добровольцами в качестве компенсаций проезда, проживания, питания, покупки средств индивидуальной защиты и уплаты страховых взносов на ДМС (Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 235-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности").

Вместе с тем, следует различать компенсацию уже затраченных добровольцем средств на участие в том или ином проекте и фактическую оплату расходов получателями помощи волонтеров или иными организациями (к примеру, покупка билетов или оплата гостиничного номера) — это имеет значение для налогообложения. В первом случае сумма компенсации расходов волонтера не будет облагаться НДФЛ, а во второй ситуации стоимость билета или проживания будет считаться доходом, полученным волонтером в натуральной форме, и, следовательно, облагаемым НДФЛ. То же правило касается, к примеру, предоставления в собственность волонтера форменной одежды и вещевого имущества (письмо ФНС России от 7 мая 2013 г. № НД-17-3/55 "О налоге на доходы физических лиц"). Однако Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 152-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" доходы добровольцев и волонтеров в натуральной форме в виде форменной одежды и вещевого имущества освобождаются от налогообложения НДФЛ. При этом действие данного правила имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 года.

По общему правилу, выплаты добровольцам не облагаются и страховыми взносами во внебюджетные фонды (ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Исключением из сумм, освобождаемых от обложения НДФЛ и страховыми взносами, являются суммы компенсаций на питание, превышающие установленный п.3 ст. 217 НК РФ размер суточных — 700 руб. за каждый день внутри страны и 2500 руб. за каждый день нахождения за пределами России. Иными словами, если волонтеру будет компенсированы расходы на питание в размерах свыше суточных, на сумму такого превышения будут начисляться страховые взносы.

Дополнительные преимущества законодатель предоставил тем волонтерам, которые участвуют в подготовке и проведении крупных спортивных мероприятий — Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи 2014 года и Всемирной летней универсиады в Казани 2013 года. Так, прямо закреплено, что доходы таких добровольцев в натуральной форме не включаются в налоговую базу по НДФЛ (п. 51 ст. 217 НК РФ).

Для таких волонтеров установлены дополнительные изъятия из облагаемого страховыми взносами дохода — в суммах компенсаций на оформление виз и приглашений, обучения, услуги связи и транспорта, лингвистическое сопровождение, покупку сувениров, а также страховые взносы по договорам страхования в пользу добровольцев (п. 6, 7 ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Кроме того, для иностранных граждан, принимающих участие в проведении Олимпийских и Паралимпийских игр в 2014 году, закреплен льготный миграционный режим — они не подлежат учету по месту пребывания и освобождаются от получения разрешений на работу (ст. 12.2, 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ "Об организации и о проведении ХХII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

3. Неофициальные льготы и преимущества. К ним могут относиться, к примеру, право бесплатно посещать мероприятия некоммерческих организаций, в которых трудится волонтер, скидки на их продукцию и услуги, бесплатный доступ к полезным информационным ресурсам и т. д.

Кроме того, несмотря на то, что работа волонтеров не оплачивается, она нередко дает полезные знания и навыки и помогает установить личные контакты. Все это впоследствии может оказать содействие в успешном трудоустройстве человека с опытом волонтерства.

Законопроект "О добровольчестве (волонтерстве)": что нового? Разработка законопроекта была направлена на систематизацию и устранение пробелов действующего законодательства о волонтерстве, а также упорядочение добровольческой деятельности.

Таблица 1. Сравнительный анализ действующих правил организации и осуществления волонтерской деятельности и предлагаемых законопроектом "О волонтерстве".

Предмет регулированияСтарый порядокНовый порядок (на основе законопроекта "О добровольчестве (волонтерстве)" №300326-6)
1Понятия "доброволец" и волонтер"По смыслу ст. 5 Федерального закона "О благотворительности" и п. 3.1 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", волонтер — это доброволец, участвующий в организации и (или) проведении физкультурных и спортивных мероприятий, т. е. эти термины рассматриваются как общее и частное. Объемы прав добровольца и волонтера также различны.Эти термины синонимичны и предполагают одинаковый объем прав (ст. 2).
2Формы и виды добровольческой деятельностиНе определены.
Перечень видов деятельности, которая может быть отнесена к добровольческой, носит закрытый характер (ст. 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности")
Выделены основные формы добровольческой деятельности:
индивидуальная;
групповая (в составе добровольного незарегистрированного сообщества граждан);
деятельность через добровольческую организацию (ч. 1 ст. 5).
Приведены основные виды волонтерской деятельности, при этом перечень их остается открытым (ч. 2 ст. 5).
3Действие законодательства о волонтерстве1. Из сферы действия исключены отношения, возникающие при формировании целевого капитала, доверительном управлении имуществом, составляющим целевой капитал и использовании полученных от него доходов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О благотворительности").
2. Установлено, что осуществление благотворительной деятельности в период избирательной кампании или кампании референдума регулируется Федеральным законом "О благотворительной деятельности", а также законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах
1. Из предмета регулирования исключены отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных, дружеских, добрососедских или корпоративных отношений, а также деятельность, направленная на продвижение товаров, работ и услуг (ч. 3 ст. 1).
2. Деятельность по поддержке политических партий, общественных объединений и ассоциаций и участие в предвыборной агитации в пользу отдельных кандидатов, их групп и политических партий также исключены из сферы действия законодательства о волонтерстве (ч. 3 ст. 1)
4Порядок осуществления добровольческой деятельностиДля всех категорий добровольцев не определен, но порядок осуществления некоторых видов волонтерской деятельности получил закрепление в законе (Федеральный закон от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране").Закреплены определения и статус организатора добровольческой деятельности (ст.10), добровольческой организации (ст. 9), координатора волонтеров (ст. 8), а также полномочия федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области волонтерства (ст. 12-14).
Кроме того, установлено, что привлекать добровольцев к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций имеют право только государственные и муниципальные органы, а также привлекаемые ими организации (ч. 2 ст. 10).
5Учет деятельности волонтераНа федеральном уровне не установлен.
Некоторые регионы вводят или декларируют необходимость введения такого учета (см., например, разработанные Департаментом по делам молодежи Самарской области Методические рекомендации по развитию добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи в субъектах Российской Федерации)
По усмотрению субъектов федерации может быть введена система учета регистрации волонтеров и их объединений. Зарегистрированные в ней субъекты получат доступ к информации о планируемых и осуществляемых добровольческих акциях и программах (ст. 7).
Волонтер может получить электронную карту, обеспечивающую доступ к информации о характере, месте и количестве часов осуществленной им добровольческой деятельности, а также полученной подготовке, поощрениях и допущенных нарушениях (ст. 2). Эти сведения о каждом волонтере также включаются в информационную систему, но по заявлению волонтера могут быть исключены из нее.
Отсутствие региональной системы учета, а также отсутствие электронной карты волонтера не является препятствием для осуществления добровольческой деятельности (ст. 7).
6Информационная поддержка добровольчестваНе закреплена.Предусмотрено создание информационной системы добровольчества. Она будет содержать сведения сведений о волонтерских организациях, волонтерах, волонтерских проектах и акциях и ходе их реализации, государственных и муниципальных программах поддержки и стимулирования добровольчества и иных сведений, касающихся добровольчества (ст. 2).
7Требования к волонтерамНе установлены.Закрепляются следующие требования к минимальному возрасту волонтеров (ч.2 ст.6):
1. Дети в возрасте до 14 лет участвуют в волонтерской деятельности только с письменного согласия родителей или в их сопровождении.
2. Дети в возрасте до 18 лет могут осуществлять волонтерскую деятельность при условии, что она не причиняет вред их здоровью и нравственному развитию и не нарушает процесс обучения.
3. К проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций допускаются только добровольцы (волонтеры) старше 18 лет, имеющие специальную подготовку.
Кроме того, волонтеры, допускаемые в учреждения социальной сферы, не должны иметь заболеваний, перечень которых должен быть установлен постановлением Правительства РФ, а волонтеры, допускаемые к работе с детьми, должны соответствовать требованиям ст. 351.1 ТК РФ (п. 13 ч. 3 ст. 6).
8Права и обязанности волонтеров, их объединений, а также организаторов волонтерской деятельности

Установлена возможность закрепления таких прав и обязанностей в соглашении (ч. 1 и ч. 2 ст. 7.1 Федерального закона "О благотворительной деятельности").

Кроме того, закреплен правовой статус работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных (гл. 3 Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране")

Закреплен перечень прав волонтеров, среди которых:
право на свободный выбор участия или прекращения участия в добровольческой деятельности;
получение от организатора или волонтерской организации рекомендательных писем;
получение идентификационного номера и удостоверения личности, а также исключение сведений о себе из информационных ресурсов;
обязательное страхование жизни и здоровья при участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций (ч. 2 ст. 10);
получение наград, подарков в натуральной форме, почетных грамот и благодарностей;
первоочередную покупку билетов к месту осуществления волонтерской деятельности
и другие (ч.3 ст. 6).
9Поддержка волонтерской деятельностиКомпенсация расходов волонтера может быть предусмотрена гражданско-правовым договором, заключаемым в письменной форме с получателем помощи или организацией, организующей волонтерскую деятельность (ст. 7.1 Федерального закона "О благотворительной деятельности").
Кроме того, налоговым законодательством  и законодательством о страховании предусмотрены освобождение этих сумм от обложения налогами и страховыми взносами.
Указанные меры поддержки волонтерской деятельности сохраняют свою силу.
Помимо этого, выделены и иные формы, в которых может быть реализована такая поддержка: материально-техническое, имущественное и финансовое обеспечение волонтерских организаций, полное или частичное освобождение волонтеров от оплаты государственных или муниципальных услуг, финансирование на конкурсной основе волонтерских программ и проектов и т. д.
Нормативное закрепление конкретных форм поддержки волонтерства в оставлено на усмотрение федерального и регионального законодателя (ст. 11).

 

Как видим, существуют некоторые противоречия между Федеральным законом "О благотворительной деятельности"и законопроектом "О волонтерстве" — например, в части сферы действия законодательства о волонтерстве. Переходные положения законопроекта (гл. 4), а также общие положения (гл. 1) не содержат указания на его приоритетное применение в случае коллизии с другими нормативными актами, в отличие от Федерального закона "О благотворительной деятельности"(ч. 2 ст. 3). Из этого следует, что в случае принятия законопроекта в таком виде многие его положения не получат реализации.

Сравнительный анализ показывает, что законопроект "О волонтерстве"носит рамочный характер — многое оставлено на усмотрение самих волонтеров и их объединений и организаторов, что логично, учитывая добровольный и инициативный характер добровольческой деятельности. Кроме того, предусмотрено принятие государственных и муниципальных программ поддержки добровольчества и финансового обеспечения их деятельности (гл. 3).

Законопроект не устанавливает ограничения для юридических лиц, способных выступать организаторами волонтерской деятельности, но вместе с тем, исключает из сферы своего действия корпоративное волонтерство. Вместе с тем, такая форма волонтерства сегодня интенсивно набирает обороты. К примеру, корпоративное волонтерство является частью корпоративной культуры Банка УРАЛСИБ, Компании "ЭЛЬДОРАДО", Группы компаний "НОВАРД"и многих других крупных российских организаций.

Одним из основных нововведений законопроекта "О волонтерстве" является попытка государственного урегулирования волонтерского движения, что может негативно восприниматься самими волонтерами. Так, руководитель волонтерского проекта фонда "Подари Жизнь" Гузель Латыпова отмечает: "Я считаю принятие такого закона не целесообразным в данный момент времени. Волонтерское движение в России только-только начинает принимать цивилизованный вид, и даже небольшое вмешательство государства в этот вопрос может крайне негативно сказаться на развитии волонтерства в целом. В случае, если принятие этого законопроекта неизбежно, он должен опираться на опыт и знания известных волонтерских организаций, и к обсуждению необходимо привлекать как можно больше сотрудников и координаторов волонтерских проектов. Пытаться мотивировать людей идти в волонтеры, приманивая их книжками, льготами, бесплатными билетами значит искажать самое понятие волонтерства".

Вместе с тем, волонтер может осуществлять волонтерскую деятельность и не будучи зарегистрированным в качестве волонтера (ч. 1 ст. 6), волонтерские организации также сохраняют свою самостоятельность (ст. 9). Основная часть императивных правил законопроекта направлена на обеспечение безопасности самих волонтеров и адресатов их помощи, а также на оказание волонтерам государственной поддержки, что может быть расценено только положительно.

С полным текстом законопроекта можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы (номер законопроекта 300326-6, полное наименование документа: проект федерального закона "О добровольчестве (волонтерстве)".

Новости по теме:

Документы по теме:

1 По данным Официальной страницы Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи