Налоговая реформа – 3: повышение акцизов и госпошлин, льготные тарифы страховых взносов для IT-компаний
В этом материале
В 2024 году законодатели всерьез взялись за совершенствование норм налогового законодательства. С начала года принято уже более 30 федеральных законов, которые изменяют отдельные положения Налогового кодекса или вносят в них дополнения. О некоторых, связанных в том числе с введением пятиступенчатой прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ и увеличением госпошлин, мы рассказывали ранее.
Очередной блок комплексных изменений предусмотрен федеральными законами:
На ключевых поправках остановимся более подробно.
Акцизы
Ежегодно с 1 января индексируются ставки акцизов на отдельные группы товаров. Не станет исключением и 2025 год. Традиционно повышение затронет алкогольную и спиртосодержащую продукцию, сигареты и бензин.
Подакцизный товар | Ставка акциза в 2024 году | Ставка акциза с 2025 года |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 18% включительно | отношение 141 руб. к объемной доле этилового спирта в подакцизном товаре в абсолютной сумме за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре | отношение 148 руб. к объемной доле этилового спирта в подакцизном товаре в абсолютной сумме за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре |
Алкоголь крепостью свыше 18% | 643 руб. за 1 л | 740 руб. за 1 л |
Вина, фруктовые вина, плодовая алкогольная продукция | 108 руб. за 1 л | 113 руб. за 1 л |
Винные, виноградосодержащие, плодовые алкогольные напитки без добавления ректификованного этилового спирта и спиртованных виноградного или иного плодового сусла, дистиллятов, крепленого вина | 141 руб. за 1 л | 148 руб. за 1 л |
Крепленое (ликерное) вино, крепленое вино наливом | 141 руб. за 1 л | 148 руб. за 1 л |
Виноградное, плодовое сусло, плодовые сброженные материалы, виноматериалы | 36 руб. за 1 л | 38 руб. за 1 л |
Сидр, пуаре, медовуха | 26 руб. за 1 л | 30 руб. за 1 л |
Игристые вина, включая российское шампанское | 119 руб. за 1 л | 125 руб. за 1 л |
Пиво с нормативным содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% и до 8,6% включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива | 26 руб. за 1 л | 30 руб. за 1 л |
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6% | 49 руб. за 1 л | 56 руб. за 1 л |
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) | 4448 руб. за 1 кг | 4657 руб. за 1 кг |
Сигары | 301 руб. за 1 шт. | 315 руб. за 1 шт. |
Сигареты, папиросы | 2813 руб. за 1 тыс. шт. + 16% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3820 руб. за 1 тыс. шт. | 2945 руб. за 1 тыс. шт. + 18% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 4 тыс. руб. за 1 тыс. шт. |
Табак и табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания | 9367 руб. за 1 кг | 9807 руб. за 1 кг |
Спиртосодержащая продукция | 643 руб. за 1 л | 740 руб. за 1 л |
Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья | 643 руб. за 1 л | 740 руб. за 1 л |
Автомобильный бензин, не соответствующий классу 5 | 15 458 руб. за 1 т | 17 518 руб. за 1 т |
Автомобильный бензин класса 5 | 15 048 руб. за 1 т | 17 088 руб. за 1 т |
Индексация акцизов коснется также легковых автомобилей, прямогонного бензина, дизельного топлива, моторных масел и т. п. А в отношении табака устанавливаются и особенности определения налоговой базы. Это касается табака, предназначенного для потребления путем нагревания. Налоговую базу будут определять как массу табака, прошедшего послеуборочную или иную промышленную обработку, и добавленных в него при изготовлении ингредиентов (масса нетто нагреваемого табака).
Повышение запланировано и для сахаросодержащих напитков – с 1 января 2025 года ставка акциза вырастет с 7 до 10 руб. за 1 л. При этом к подакцизным станут относить обогащенную пищевую продукцию и квасы с содержанием этилового спирта до 1,2%, а также сахаросодержащие напитки, упакованные не только в потребительскую, но и в транспортную упаковку. Главная цель таких изменений – сократить потребление населением сахаросодержащих напитков. При этом дополнительные средства, которые получит бюджет от такой индексации, планируется направить на финансирование здравоохранения, в том числе борьбу с сахарным диабетом.
В свою очередь, дополнительное к индексации, предусмотренной Федеральным законом от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ, увеличение ставок акцизов на этиловый спирт, спиртосодержащую, алкогольную продукцию крепостью более 18% должна поспособствовать реализации положений Концепции сокращения потребления алкоголя в Российской Федерации на период до 2030 года и дальнейшую перспективу, утв. распоряжением Правительства РФ от 11 декабря 2023 г. № 3547-р. По предварительным расчетам, изменение ставок акцизов на алкоголь принесет бюджету дополнительные доходы в сумме порядка 180 млрд руб. в 2025-2027 годах. Около 39 млрд руб. из них поступят в федеральный бюджет. То же касается сигарет и папирос – увеличение акцизов на такие товары преследует задачу сокращения количества курящих россиян и ежегодно будет приносить в бюджеты бюджетной системы РФ порядка 30 млрд руб.
Поправки в части акцизов обусловлены в том числе уточнением прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
НДС
В отношении налога на добавленную стоимость предусматривается освобождение налогоплательщиков, применяющих УСН или ЕСХН, от составления счетов-фактур. Но только при условии, что они освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Напомним, летом этого года был принят Федеральный закон от 12 июля 2024 г. № 176-ФЗ, который с 1 января 2025 года признает всех налогоплательщиков, применяющих УСН (и ИП, и организации), доходы которых за 2024 год превысили 60 млн руб., налогоплательщиками НДС. Но у тех налогоплательщиков УСН, которые освобождены от исчисления и уплаты НДС, не возникнет обязанность представлять декларацию по НДС, вести книги продаж и книги покупок (письмо ФНС России от 17 октября 2024 г. № СД-4-3/11815@).
Одновременно расширяется перечень объектов, облагаемых по пониженной ставке 10%. Так, в него решено дополнительно включить реализацию на территории России племенных: крупного рогатого скота; свиней; овец; коз; лошадей; птицы (яиц); рыб; семени, полученного от племенных быков, свиней, баранов, козлов, жеребцов; эмбрионов от племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей; эмбрионов, молоди, полученных от племенных рыб. Ту же ставку можно будет применять и при ввозе указанных продукции или животных на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Но в обоих случаях потребуется наличие у налогоплательщика племенного свидетельства (паспорта).
Также уточняется порядок учета сумм НДС по приобретенным (ввезенным) до 1 января 2025 года товарам (работам, услугам). Речь идет о тех товарах, которые были не использованы при применении УСН до указанной даты, а также о приобретенных (ввезенных) до 1 января 2025 года основных средствах или нематериальных активах. Но тоже, если до этой даты основные средства не были введены в эксплуатацию, а нематериальные активы не принимались к учету.
Между тем налогоплательщикам, применяющим УСН и уплачивающим НДС по налоговым ставкам 10% или 20%, разрешено не уплачивать НДС при выпуске товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области.
Еще одна поправка предусмотрена Законом № 416-ФЗ. Она касается включения в список объектов, не подлежащих налогообложению НДС на территории России, всех ветеринарных услуг. Ранее освобождение распространялось только на ветеринарные услуги, финансируемые из бюджета. Теперь льгота установлена для всех видов таких услуг независимо от источника их финансирования.
НДФЛ
В части налога на доходы предусмотрены следующие поправки:
- включение в состав доходов, облагаемых НДФЛ, доходов от доверительного управления имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд;
- освобождение от обложения НДФЛ материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, предоставленными на приобретение (строительство) жилья или на рефинансирование банками таких займов (кредитов) по договорам, заключенным до конца 2024 года, – такая льгота доступна при условии наличия у налогоплательщика подтвержденного права на имущественный налоговый вычет (Информация ФНС России от 31 октября 2024 года "Материальная выгода по жилищному кредиту, заключенному до 31 декабря 2024 года, освобождена от НДФЛ");
- освобождение от налогообложения единовременных компенсационных выплат работникам культуры, предоставляемых им в рамках программы "Земский работник культуры";
- введение обязанности налогового агента – профучастника рынка ценных бумаг учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы налогоплательщика, связанные с приобретением и хранением ценных бумаг, на основании сведений, переданных ему другим участником рынка ценных бумаг, если налогоплательщик не представил иные сведения (хранить такие данные придется в течение 5 лет);
- повышение с 2,5 тыс. до 3,5 тыс. не облагаемых НДФЛ суточных при загранкомандировках.
Вместе с тем уточняется порядок учета доходов в виде материальной выгоды от приобретения долей участия в уставном капитале российских организаций, ценных бумаг и производных финансовых инструментов. Их нужно учитывать в одной налоговой базе с доходами от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, доходами по операциям с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами соответственно.
Туристический налог
Корректировки в части туристического налога, который появится в России с 2025 года, предусмотрены обоими рассматриваемыми законами. Так, например, устанавливается возможность взимания этого налога в качестве единого налогового платежа. А суммы туристического налога исключаются из состава расходов налогоплательщиков, применяющих спецрежимы УСН или ЕСХН.
В свою очередь, средства размещения, в которых оказывают услуги по санаторно-курортному лечению, будут включать в реестр классифицированных средств размещения с уплатой туристического налога в минимальном размере (100 руб.). Это исключит необходимость выделения суммы туристического налога в расчетных документах. Минимальный туристический налог не придется рассчитывать и в отношении услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, предоставляемых по медпоказаниям, оплачиваемых за счет бюджетных средств в рамках госзаданий.
А для исчисления туристического налога за налоговые периоды следующего года устанавливается право местных властей направить в налоговый орган по соответствующему субъекту РФ сведения о расположенных на его территории средствах размещения. Ту же информацию направят в региональный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление регионального госконтроля (надзора) в сфере туристской индустрии, и в орган, занимающийся ведением единого реестра объектов классификации в сфере туристской индустрии. Соответствующие сведения уполномоченный орган должен размещать на своем официальном сайте или на официальном сайте муниципального образования в день их направления. Тогда же они будут признаны включенными в реестр классифицированных средств размещения. К слову, с 2025 года в такой реестр войдут не только сведения о гостиницах, но и о других средствах размещения.
Пени
В части налогового администрирования законом установлен особый режим начисления пеней на сумму неисполненной совокупной обязанности. Их не начислят на недоимку с учетом положительного сальдо ЕНС, увеличенного на сумму, зачтенную в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного платежа.
К слову, такая норма действовала и ранее, но на уровне постановления Правительства РФ от 29 марта 2023 г. № 500 "О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, в 2023 и 2024 годах". Она вводилась, чтобы в условиях переходного периода внедрения ЕНС исключить ситуации, когда указание недостоверной информации о совокупной обязанности в расчетных документах могло привести к начислению пеней на сумму такой обязанности. Это происходило в связи с распределением уплаченных сумм в бюджет, отличных от данных, указанных впоследствии плательщиком в соответствующих налоговых декларациях или расчетах.
Указанное положение предусматривалось как временное. Сначала оно действовало в период с 1 января по 30 июня 2023 года, затем было продлено до конца 2023 года, а еще позднее – до 31 декабря 2024 года. Теперь же с 1 января 2025 года норму о неначислении пени в случаях, если налогоплательщик допустил ошибки при формировании уведомления об исчисленных налогах, закрепят в п. 3 ст. 75 НК РФ. Но по-прежнему сохранится важное условие: на ЕНС должно быть достаточно средств для погашения обязанности по уплате налога.
Такая мера защитит тех налогоплательщиков, которые допускали ошибки при направлении уведомлений об исчислении авансовых платежей или по которым банки своевременно не передали данные об их платежах. В условиях формирования единого сальдо расчетов с бюджетом у них будет дополнительное время на сверку с налоговым органом.
Законом также корректируется порядок начисления пени в отношении недоимки организаций. Ее ставка поставлена в зависимость от срока просрочки исполнения обязанности по уплате налогов.
Напомним, речь идет о денежной сумме, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему РФ, если своевременно не исполнит обязанность по уплате причитающихся сумм налогов. Начисляют пени за каждый календарный день просрочки начиная со дня возникновения недоимки и по день исполнения совокупной обязанности по уплате налогов включительно. При этом сумма пеней уплачивается дополнительно к суммам налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также штрафов за нарушение налогового законодательства.
Стоит учитывать, что поправки в порядке расчета пени затронут только организации. Для граждан в этой части ничего не изменится. Процентную ставку пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов для физлиц, включая ИП, по-прежнему будут принимать равной 1/300 действующей в это время ключевой ставки (п. 4 ст. 75 НК РФ).
Налог на прибыль организаций
Поправки в части налога на прибыль организаций уточняют порядок налогообложения сделок (операций) с акциями (долями в уставном капитале) экономически значимых организаций. Разрешено не учитывать в налоговой базе по налогу на прибыль и по НДФЛ доходы в виде замещающих еврооблигаций РФ, полученных при обмене (замещении) государственных ценных бумаг РФ, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, если они принадлежали налогоплательщику по состоянию на 1 марта 2022 года. Расходы в виде стоимости таких облигаций не будут учитываться и в целях налогообложения доходов организаций и физических лиц. Это позволит реализовать Указ Президента РФ от 8 августа 2024 г. № 677, обязывающий заменить ранее выпущенные еврооблигации на замещающие облигации РФ.
В этом же блоке – поправки, связанные с:
- применением пониженной ставки по налогу на прибыль организаций в размере 5% к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций, имеющих документ о госаккредитации организации, осуществляющей деятельность в области IT-технологий;
- ограничение на учет при налогообложении прибыли расходов на незарегистрированную и размещенную на заблокированных ресурсах рекламу;
- расширением возможности применения освобождения от обложения налогом на прибыль организаций и НДФЛ доходов от акций (долей в уставном капитале), принадлежащих иностранной холдинговой компании, полученных экономически значимой организацией, в случае получения их частично (положения НК РФ в этой части распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года);
- продлением на 5 лет срока действия особого режима налогообложения добычи углеводородного сырья на разрабатываемых новых морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря, и снижением с 50% до 34% ставки налога на прибыль организаций;
- увеличением с 15% до 20% ставки налога на прибыль организаций в отношении доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам и обращающимся облигациям российских организаций;
- применением единого пониженного тарифа страховых взносов в размере 7,6% свыше единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и единого пониженного тарифа страховых взносов в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов для российских организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также для российских организаций, которые включены в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
- продлением до 1 января 2028 года срока действия временных норм, устанавливающих особенности исчисления и уплаты налога на прибыль с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России, удерживаемого налоговым агентом.
Часть поправок касается параметров применения федерального инвестиционного налогового вычета и расходов, связанных с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных.
Госпошлина
Во-первых, уточняется порядок уплаты и размеры госпошлины за госрегистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, ограничения этого права и обременения такого имущества или сделок с ним. Это касается имущества, которое составляет паевой инвестиционный фонд. Поправки должны обеспечить единообразие в подходах к исчислению и уплате госпошлины за совершение юридически значимых действий в отношении объектов недвижимости.
Сейчас в НК РФ размер указанной госпошлины составляет 22 тыс. руб., в соответствии с Федеральным законом № 176-ФЗ с 1 января 2025 года в отношении дорогостоящего (более 22 млн руб.) имущества ее размер составит 0,1% кадастровой стоимости объекта недвижимости, но не менее 0,1% цены сделки и не более 1 млн руб. Теперь же решено повысить указанные размеры госпошлины в два раза, но сохранить его максимальное значение на уровне 1 млн руб. Те же значения будут и для госпошлин за регистрационные действия в отношении предприятия как имущественного комплекса.
Во-вторых, устанавливается пошлина за госрегистрацию договоров аренды, уступки прав требования по таким договорам, если они подлежат регистрации в ЕГРН. Физическим лицам придется заплатить 4 тыс. руб., а юрлицам – 44 тыс. руб.
В-третьих, увеличиваются суммы госпошлин в сфере оборота оружия – в частности, за действия, связанные с лицензированием деятельности по хранению и торговле гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, патронами к ним. Теперь за предоставление лицензии придется заплатить 15 тыс. руб. За внесение изменений в реестр лицензий в части сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и оказываемых услугах – 7 тыс. руб., а внесение иных изменений в реестр лицензий – 1,5 тыс. руб. А за продление срока действия лицензии – 1,5 тыс. руб. и т. д. Это должно принести дополнительный доход более 4 млрд руб. Но для участников СВО, включая росгвардейцев, будет действовать льгота в 50% при уплате госпошлин за перечисленные действия. Меняются и размеры госпошлин в отношении частной детективной (сыскной) и охранной деятельности, которые не индексировались более 10 лет.
В-четвертых, вводятся льготы по уплате госпошлин по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями. Они предусмотрены для истцов по искам, связанным с защитой прав и законных интересов не только детей-сирот, но и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя. В этой части нормы НК РФ приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
К слову, в конце ноября был принят еще один Федеральный закон от 23 ноября 2024 г. № 389-ФЗ, которым предусмотрено увеличение госпошлин за регистрацию программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем. Например, за рассмотрение заявки на госрегистрацию программы для ЭВМ, базы данных или топологии интегральной микросхемы и принятие решения по результатам ее рассмотрения будет действовать единый для физлиц и организаций тариф – 5 тыс. руб. А госпошлина за рассмотрение заявления о госрегистрации перехода исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральной микросхемы к другому лицу без договора и принятие решения по результатам рассмотрения заявления возрастет с 800 руб. до 5 тыс. руб. Дополнительно 3 тыс. руб. придется заплатить за каждую зарегистрированную программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральной микросхемы свыше одной, указанную в заявлении. Те же размеры и правила будут действовать при рассмотрении заявления о госрегистрации отчуждения исключительного права на зарегистрированные программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральной микросхемы по договору и принятие решения по нему.
УСН и ПСН
Законом устанавливаются особенности применения пониженных ставок по УСН в случае перерегистрации налогоплательщика с территории одного субъекта РФ на территорию другого. Если налоговая ставка по новому месту меньше, чем ставка в регионе, на территории которого налогоплательщик ранее применял спецрежим, то в течение трех последовательных налоговых периодов, начиная с того, в котором изменено место нахождения организации, будет применяться налоговая ставка, которая была до изменения места нахождения организации (места жительства ИП). Такая мера призвана исключить ситуации, когда перерегистрация бизнеса в новом регионе обусловлена исключительно тем, что в нем применяются более низкие ставки по УСН.
Кроме того, теперь переход налогоплательщиков, применяющих УСН, на общую систему налогообложения при превышении предельной величины дохода (450 млн руб.) будет исчисляться не с квартала, а с 1-го числа месяца, в котором нарушен максимальный лимит. А в отношении предельных величин дохода и остаточной стоимости основных средств налогоплательщиков, применяющих УСН, введен коэффициент-дефлятор на 2025 год, равный 1.
Что касается ПСН, то налогоплательщик будет утрачивать право на его применение в случае превышения предельной величины доходов в размере 60 млн руб., полученных в предшествующем календарном году при применении ПСН и УСН. Это исключит необоснованную налоговую оптимизацию по избежанию уплаты НДС.
Иные поправки
Другие изменения касаются:
- введения единого пониженного тарифа страховых взносов для IТ-компаний и организаций радиоэлектронной промышленности;
- корректировки порядка обложения страховыми взносами вознаграждений членам совета МКД – будут облагаться вознаграждения, выплачиваемые в рамках заключенных с управляющими компаниями трудовых договоров или ГПД;
- уточнения условий применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства, организациями-резидентами инновационного центра "Сколково" и инновационных научно-технологических центров и субъектами МСП из обрабатывающих отраслей;
- ведения новых налоговых льгот при налогообложении объектов электроэнергетики организаций (Информация ФНС России от 31 октября 2024 года "С 2025 года вводятся новые льготы при налогообложении объектов электроэнергетики организаций").
Часть изменений затрагивают НДПИ. Например, уточняется порядок определения цены на нефть, используемой при расчете ставки этого налога. Продлевается на 5 лет срок применения нулевой ставки при добыче нефти из залежей углеводородного сырья, степень выработанности запасов которых на 1 января 2020 года составляет более 1%. На столько же увеличен срок действия особого налогового режима по НДПИ при добыче углеводородного сырья на новых морских месторождениях, расположенных в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря.
Сами рассматриваемые законы вступили в силу со дня официального опубликования. Но большинство предусмотренных ими поправок начнут действовать с 1 января 2025 года.